Марат Хуснуллин Марат Хуснуллин: «Если политика города настроена на развитие, то заданные темпы, обороты не останавливаются. Пример тому — Казань» Фото: Елена Колебакина

«ОПЫТ, КОТОРЫЙ Я НАКОПИЛ В КАЗАНИ, МНЕ ПРИГОДИЛСЯ»

В московском Манеже накануне было не протолкнуться. Стартовавший московский урбанистический форум привлек столько экспертов, участников и СМИ, что их количество, кажется, превысило число участников съезда «Единой России», который прошел тут же тремя днями ранее. На разного рода круглых столах, мастер-классах, воркшопах, диспутах обсуждали развитие и будущее мегаполисов, городской среды и общественных пространств.

Естественно, изрядное количество мероприятий на форуме посвящено российской столице — в частности, брифинг заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина. Чиновник, переехавший 6 лет назад из Татарстана, существенно влияет на изменение облика Москвы и, как оказалось, использует в работе прежние республиканские наработки. «Конечно, опыт, который я накопил в Казани, мне пригодился, — признался корреспонденту «БИЗНЕС Online» Марат Шакирзянович. — Мне за мою работу в Казани не стыдно. Те мероприятия, которые были проведены (это и тысячелетие Казани, и Универсиада), кардинально изменили город. Сегодня люди с удовольствием едут в него. Я сам, когда туда приезжаю, хотя не так часто удается, вижу, какие колоссальные изменения происходят даже за то время, что я там не работаю. Это говорит о том, что если политика города настроена на развитие, то заданные темпы, обороты не останавливаются. Пример тому — Казань».

Что касается Москвы, а эта тема особенно интересовала собравшихся журналистов, то Хуснуллин особо подчеркнул, что столица набрала за последнее время (вероятно, пока он занимает свой нынешний пост) такой темп, что признается одним из самых динамично развивающихся городов мира. «Все, что мы делаем, для того, чтобы жителям стало жить лучше. Для того чтобы стало жить лучше, существует целый набор комплексных мероприятий: это и благоустройство, и транспорт, и рабочие места, и культура», — пояснил он. Наверняка и перекопанные улицы Москвы этим летом тоже улучшат жизнь ее обитателей, а временные неудобства и потерпеть можно.

Хвастался Хуснуллин темпами строительства метро и амбициозными планами. «Мы точно видим, что в ближайшие три года будет сдано более 60 километров метро на более чем 30 станциях. 65 километров метро на сегодняшний день — это уже проложенные тоннели под землей. Жители этого не видят, но работа идет. Кроме 34 километров, сданных и построенных, у нас сейчас в строительстве порядка 130 километров и порядка 80 станций», — заявил заммэра. Тут нашему корреспонденту вспомнились казанские метростроители, которых московские власти мало того, что «отодвигают» от новых заказов, так еще и не выплатили «Казметрострою» 7 млрд. рублей за уже выполненные работы. Похоже, заниматься лоббированием интересов земляков Хуснуллину некогда либо неинтересно.

Пути первой и третьей столицы вообще во многом идут параллельными тропами. И если Казань практически готова, за исключением второстепенных моментов, принять чемпионат мира по футболу-2018, то Москва готовится к нему ударными темпами. «Один стадион, „Спартак“, уже построен и функционирует. В течение двух-трех месяцев будет запущен стадион ЦСКА. „Лужники“ строим с опережением графика. К концу года стадион будет построен. В течение 2017 года будем тестировать его, настраивать. Еще строим 11 тренировочных полей, 9 будут сданы в этом году, — отчитывал Хуснуллин. — У нас нет никаких сомнений, что Москва подготовится к чемпионату мира, опережая сроки».

Схожи истории с парками, которые в Казани превратились почти что в фетиш, и Москва явно движется в том же направлении. «Сегодня Сергей Семенович [Собянин] очень четко сказал, что, когда мы говорим про один парк, это хорошо, но в городе 300 парков реконструируются и приводятся в порядок... Москва действительно сегодня это активно развивает. Мне нравится то, что мы делаем», — уверенно заявил заммэра, отвечая на вопрос нашего корреспондента.

Наталия Фишман Наталия Фишман: «В том году мы сделали по всему Татарстану 140 парков, из которых 30 — в Казани. В этом году мы делаем 70 территорий, из которых 21 — набережная. Это тоже по всему Татарстану происходит» Фото: Елена Колебакина

«НЕ УСПЕЛА Я ПРИЛЕТЕТЬ, А ТУТ УЖЕ ГОВОРЯТ ПРО ТАТАРСТАН»

Часом ранее в соседнем зале «звездила» еще одна представительница Татарстана — помощник президента РТ и главная по паркам и скверам республики Наталия Фишман. Она чувствовала себя на площадке как рыба в воде: кокетничала, смеялась, общалась со спикерами. Предполагалось, что на секции будут обсуждать брендинг городов, в итоге же все вылилось по большей части в восхваление Татарстана.

«В России пока два успешных примера системного долгосрочного брендинга с точки зрения инвестиций — Москва с Московской областью и Республика Татарстан», — заявил управляющий партнер «Митрофанов и партнеры» Сергей Митрофанов. По его словам, цифровая эпоха диктует свои правила, и под словом «инвестиции» уже понимается сам человек и создание среды для него. «Инвестиции в промышленность сейчас создают меньше рабочих мест, чем раньше, за счет автоматизации производства. Более того, скоро создание офисов будет создавать меньше рабочих мест. Ожидания в развитых экономиках — около половины населения самозанятые, то есть совершенно другое отношение к инвестициям в город. В первую очередь — создание рабочих мест, где нам будет удобно работать либо на местное сообщество, либо со своими клиентами в любой точке мира», — считает эксперт.

«Видимо, все очень хорошо. Не успела я прилететь, на секцию прийти, а тут уже говорят про Татарстан и без меня. Это очевидный результат», — радовалась Фишман. По сути, ее деятельность по паркам и скверам как нельзя лучше вписывалась в ту концепцию, о которой рассуждал Митрофанов и упоминал Хуснуллин.

— У меня все-таки есть какое-то поле действия, в частности, я занимаюсь развитием городской среды и общественных пространств. Например, в том году мы сделали по всему Татарстану 140 парков, из которых 30 — в Казани. В этом году мы делаем 70 территорий, из которых 21 — набережная. Это тоже по всему Татарстану происходит, — похвасталась помощник президента РТ.

— Это социальные проекты, экономические, это брендинг? Это что? — начал уточнять модератор, руководитель рекламного представительства ВВС Сергей Становкин.

— Безусловно, это социальные проекты, — кивала ему Наталия Львовна, — потому что ты приходишь в населенный пункт, где 7 тысяч человек. Это деревня. И ты создаешь там вдруг не уступающее по качеству среды казанскому благоустройство. Это абсолютный шок. Вы приезжаете в село Муслюмово на границе с Башкирией и находите там центральную пешеходную улицу, которую по качеству ты ожидаешь увидеть в Германии, Швейцарии. Я не преувеличиваю!

Очевидно, теперь все собравшиеся были просто обязаны поехать в Муслюмово к главе Рамилю Муллину, чтобы своими глазами увидеть в далеком татарстанском селе кусок Европы. Однако вслух никто такого желания не выразил. Может, не поверили?

Тем временем Фишман рассказывала, что все это возможно благодаря политике РТ. «Мы выделяем территории, которые мы считаем приоритетными с точки зрения инвестиционной привлекательности, и там мы интенсифицируем работу по развитию качества среды, — раскрыла схему помощник Рустама Минниханова. — Если мы считаем, что Нижнекамск — это город, в котором должна развиваться индустрия, у него есть серьезные экономические предпосылки, то давайте туда направим еще больше средств. Мы должны дать всем стандарт качества среды человека, живущего в Татарстане, но мы можем использовать это как экономический инструмент».

В первую очередь благоприятная среда привлекает жителей, в том числе саму Фишман.

— Я, например, из Москвы переехала и не чувствую себя ущемленной, — призналась она.

— Все регионы разные, в этом прелесть России. Соседний Башкортостан не может похвастаться тем, чем может похвастаться Татарстан, хотя формально там почти все то же самое. Единственное, что люди живут разные и работают по-разному, — подытожил Становкин.

«НУЖНО, КАК МАРИЯ ЗАХАРОВА, ВСЕМ ПОСТОЯННО ОБЪЯСНЯТЬ, ЧТО МЫ ВСЕХ ИЗВЕСТНО ГДЕ ВЕРТЕЛИ»

Если с имиджем Татарстана, судя по выступлениям участников, дела складываются как нельзя лучше, то с брендом Москвы уже возникли проблемы. Во всяком случае, это тревожило редакционного директора ИД Moscow Times Юрия Сапрыкина.

— Образ Москвы как столицы очень опасного, действующего на грани фола государства, который всем в любой момент готово дать по зубам или куда-нибудь поехать, полететь, чтобы кого-нибудь бомбить. Этот образ настолько силен, что его невозможно перебить никакими картинками. Я не могу сказать, что он плох. Наверно, в нем есть определенная сила, страсть и интерес, но он сейчас сильнее, чем любое решение, которое можно предложить, — волновался он.

Из этого, очевидно, следовало, что улучшения качества городской среды, о которых пекутся столичные власти, напрасны.

— Так что делать бренд-менеджеру города? — спросил Становкин.

— Бренд-менеджером города Москвы в 2016 году работает Мария Захарова. Она все делает правильно в избранной логике. Нужно делать, как Мария Захарова, шутить шутки на грани, всем постоянно объяснять, что мы сильнее всех и всех известно где вертели, — разгорячился Сапрыкин, не уточнив, подозревает ли сама Захарова, что стала не только рупором МИДа...

Затем оратор уже переключился на критику бело-зеленых конструкций, расставленных по всей столице России в связи с ремонтом.

— Там угадывается и жезл, и шлагбаум, и забор как символ всего... — говорил Сапрыкин.

— Давайте уже пойдем, — взмолилась не привыкшая к такому полемическому накалу Фишман, тем более время сессии уже подошло к концу. — А то сейчас это еще и в митинг выльется.

К счастью или к сожалению, ни в митинг, ни в шествие яркий спич Сапрыкина не вылился, а Фишман, чтобы развеять впечатление от него и закончить дискуссию на позитивной ноте, решила раскрыть секрет успеха РТ на ниве привлечения инвестиций.

— Если вы хотели какой-то рецепт от Татарстана, то история простая: последовательно делать шаги. Президент решил заниматься привлечением инвестиций, взял сингапурскую модель, создал агентство, которое занимается тем, что когда кто-то приходит в Татарстан, берет за ручку инвестора, не дает этого человека послать какому-нибудь недалекому человеку в муниципалитете — и вот они его ведут. Это последовательная деятельность по привлечению инвестиций. Эффект от этого больше, чем просто ездить и делать презентации, — рассказала помощник президента РТ.

Теперь ее словам кивал Митрофанов:

— Успех Татарстана — это не только активная работа на уровне России, но и за пределами. Мало какой город похвастается прямыми связями с мировыми центрами. Бренд региона выдается не в рамках выборного периода. Татарстан начал примерно 10 лет назад, только сейчас начинается результат.

На этом в дискуссии была поставлена точка. Бренд Татарстана воссиял над форумом.