На фоне растущих цен на алкоголь и ужесточения мер по отношению к нелегальной продукции «Татспиртпром» увеличил выручку и производство почти в два раза. Об этом вчера говорили на заседании в кабмине РТ, где обсуждали рекордное для ТСП полугодие. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что «маркетинговые усилия «Татспиртпрома» более эффективны, чем у других компаний».
«ТАТСПИРТПРОМ» ПОВЫШАЕТ ГРАДУС
Рекорды ОАО «Татспиртпром» (ТСП) обсуждали накануне вечером в кабмине РТ — на заседании под руководством премьера Ильдара Халикова подвели итоги финансово-хозяйственной деятельности компании, сообщила пресс-служба правительства РТ. За первые 6 месяцев 2016 года производство алкогольной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2015-го выросло на 159%: ТСП реализовал 5,1 млн. декалитров и выручил 19,6 млрд. рублей (+149%). Акцизов и налогов уплачено на 12,5 млрд. рублей (+3,6 млрд.): 8,2 млрд. — в бюджет РФ (+2,3 млрд.) и 4,3 млрд. — в консолидированный бюджет РТ (+1,3 млрд.). Все это рекордные показатели для ТСП.
В пресс-службе ТСП корреспонденту «БИЗНЕС Online» рост объяснили пятью основными факторами.
Первый — активная работа по расширению географии сбыта. Вчера на совещании сообщили, что «Татспиртпром» впервые стал продавать больше за пределами Татарстана, чем на внутреннем рынке республики: в регионах РФ реализовано собственной продукции на 6,5 млрд. рублей (рост — в 2,5 раза); внутри РТ реализовано 1,27 млн. дал на 5 млрд. рублей (+11%). Напомним, что прежнее руководство компании подвергалось жесткой критике за слабую работу по сбыту продукции в РФ, что в итоге стало одной из причин отставки в 2010 году гендиректора Рашита Шайхутдинова, которого впоследствии сменил Гиоргий Куприянов. Он начал активно продвигать продукцию ТСП в регионы, деятельность в этом направлении продолжил и Ирек Миннахметов, который пришел к руководству в январе 2015-го... В три раза выросли экспортные поставки — до 33 тыс. декалитров. Продукция поставлялась в Абхазию, Армению, Германию, Китай, Корею, на Донбасс и в Луганск. «Мы лезем везде, где это возможно», — так, напомним, ранее сформулировал экспортную стратегию Миннахметов.
Второй фактор — взаимодействие с крупными федеральными сетями и развитие собственной сети. Напомним, в 2015 году ТСП впервые добился присутствия своей продукции во всех 85 регионах РФ... Третий — ребрендинг ряда ведущих продуктов, например, изменился внешний облик бренда «Русская валюта», «Тундра», «Граф Ледофф». Четвертый — вывод на рынок новых продуктов, к примеру, вермута и виски. Отметим, что принадлежащий «Татспиртпрому» Казанский винзавод начал модернизацию, после которой планирует увеличение производственных мощностей. Сейчас завод, который разливает 40 видов продукции (вина, коньяка, настоек, игристого шампанского), загружен менее чем наполовину: из мощностей в 1 млн. декалитров ежегодно используется 400 тысяч — после модернизации розлив должен вырасти до 2 млн. дал. Пятый — на увеличение выручки повлиял и рост средней цены реализации продукции.
Отдельно «Татспиртпром» указывает на положительные результаты запуска системы ЕГАИС: «Она препятствует проникновению на рынок нелегально произведенной продукции и в конечном счете позитивно влияет на работу всех легальных производителей. Сокращение доли контрафактной продукции в рознице и в торговых сетях открывает дополнительные возможности». Напомним, что сегодня, по данным, приведенными компанией, ТСП — крупнейший в России производитель водки: его доля — 18%, следом идут «Синергия» (14%) и «РуСт» (10%).
Словом, подведением итогов ТСП Миннахметов ответил на недавнее высказывание президента РТ Рустама Минниханова. «Динамика есть, но вам надо более эффективно работать не только за счет наших мер поддержки, но и самим тоже, — говорил он в начале июня на заседании экономсовета РТ. — Нужны маржинальные продукты, чтобы экспорт доход приносил. Мы же тоже ждем от вас прибыли. Не за счет акцизов только, а за счет прибыльности компании». Напомним, что за неслабый по показателям 2015 год чистая прибыль ТСП сократилась на 7,1% с 1 млрд. 153 млн. до 1 млрд. 5 млн. рублей — новая стратегия ТСП требует новых расходов. Существенных расходов потребовали выстраивание отношений с ретейлом, ребрендинг, создание перспективных продуктов.
«ТАТАРСКАЯ ВОДКА ЗАВОЕВЫВАЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить, как чувствуют себя татарстанский и российский рынки алкоголя и наблюдается ли рост продаж после введения системы «ЕГАИС».
Ольга Апенкина — глава алкогольной ассоциации РТ:
— На увеличении объемов продаж «Татспиртпрома» однозначно сказался выход за пределы республики — ранее там продавалась только малая доля. Что касается ЕГАИС, то к системе есть определенные вопросы, но в основном текущие — коллапсов нет. И я не могу связать увеличение объема продаж ТСП с введением ЕГАИС. Здесь можно это расценивать только в том случае, если посмотреть продажи по всему рынку: если объемы продаж всех оптовых поставщиков и производителей возрастают в общем объеме, то это будет обозначать, что происходит замена нелегальной продукции легальной. В данном случае результат одной компании, пусть даже лидирующей, на рынке очень серьезно, это не показатель: здесь может быть замещение одного продукта другим и тот же выход на российский рынок.
Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:
— По всему российскому рынку есть определенный рост. Смотрите, в марте, апреле, мае производство водки росло примерно на 30 процентов к прошлому году. Но темпы роста «Татспиртпрома» более опережающие, чем в целом по России. В России они, прежде всего, связаны с введением системы «ЕГАИС», ужесточением контроля за продажами в рознице и в опте, а еще — с закрытием тех схем, которые работали в 2014 - 2015 годах по производству нелегальной водки в Кабардино-Балкарии. Вот это все двинуло вперед производство легальной продукции. По итогам первого полугодия процентов на 20 вырос сбор акцизов, о чем говорил Силуанов (министр финансов РФ — прим. ред.). Это все очень позитивные моменты, хотя есть проигравшие и в этом деле. Малая розница страдает, но тут никуда не денешься... И нелегальная водка не просто ушла и стоят пустые полки — все же норовят занять ее место, за эти полки бьются, и маркетинговые усилия «Татспиртпрома» лучше, чем у других компаний. Кроме того, «Татспиртпром» проводит грамотную политику: много лет компания работала на внутренний рынок Татарстана, но в последние годы развивает продажи на внешние регионы. Татарская водка завоевывает популярность через сетевую торговлю и так далее. Какую-то долю вносит сюда и рост экспорта. Плюс «Татспиртпром» разливает привлеченные объемы — водку других компаний по контракту. Думаю, по итогам года ТСП сохранит свои позиции по доле рынка.
Тимур Нигматуллин — финансовый аналитик «ФИНАМ»:
— На мой взгляд, улучшение финансовых и операционных показателей компании в значительной мере обусловлено переделом рынка с точки зрения сокращения его теневого сегмента. Напомню, что в начале года сотрудники ФСБ по поручению президента России Владимира Путина провели обыски в офисах «Статус-групп» — одной из крупнейших российских компаний на алкогольном рынке. По информации в СМИ, заводы только в этом регионе задекларировали на 23,9 миллиарда рублей меньше акцизов, чем было зафиксировано в ЕГАИС. Таким образом, легальные производители со свободными производственными мощностями, несмотря на сокращение рынка, закономерно показали рост объемов производства.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.