Семейный психолог и мама троих дочерей Виктория Аверкиева: «Что касается физического воздействия, это всегда нарушение отношений» Семейный психолог и мама троих дочерей Виктория Аверкиева: «Что касается физического воздействия, это всегда нарушение отношений» Фотография предоставлена Викторией Аверкиевой

ЗАЧАСТУЮ РОДИТЕЛЬ ПРИМЕНЯЕТ ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА У НЕГО НЕТ АРГУМЕНТОВ

В вопросах воспитания детей родители сейчас стараются быть все более просвещенными. Стараются понимать детскую психику и ее развитие, привязанность к ним и те травмы, которые могут возникнуть. И совершенно неправильно воспринимать Священное Писание как разрешение на физическое воздействие на детей. С точки зрения детско-родительской психологии рукоприкладство вообще неприемлемо. Физическое наказание всегда ведет к тому, что нарушается доверие к родителям. Да, рано или поздно все родители сталкиваются с проблемой наказания ребенка, ведь дети приходят в наш мир, еще не зная правил поведения, которые установили для них взрослые. Все это малышу только предстоит познать. Родитель — это тот человек, который должен быть максимально близок к ребенку и максимально безопасен для него.

Безусловно, речь не идет о полной свободе, и рамки поведения, рамки дозволенного, даже достаточно жесткие, устанавливать необходимо. Но что касается физического воздействия, это всегда нарушение отношений.


Почему вообще родители могут ударить своего ребенка? Здесь есть один важный момент: зачастую родитель применяет физическое наказание только в том случае, когда у него нет аргументов, когда он переполнен своими эмоциями — злостью, ревностью, негодованием или когда он взвинчен, раздражен, и не всегда это связано с детьми. То есть очень часто мамы и папы сливают свое напряжение, которое набрали где-то на работе или где-то еще, на своего ребенка.

РОДИТЕЛЬ, ПОЗВОЛИВШИЙ СЕБЕ ИЗБИТЬ РЕБЕНКА ОДИН РАЗ, ПОЗВОЛИТ И ВТОРОЙ РАЗ

Я не знаю, какое может быть физическое наказание, которое не принесет вреда. Даже не представляю, как можно ударить, чтобы для ребенка это прошло бесследно. Конечно, мы не говорим сейчас о каких-то жестокостях, мы говорим в целом. Даже те меры, которые применялись наше время, в нашем детстве, скажем, порка ремнем, тоже не вели к улучшению отношений. Все равно в этот момент ребенок воспринимает родителя как агрессора. Можно наказать ребенка, порой и нудно, но словесно. Поговорить с ним достаточно жестко, естественно, без унижений и оскорблений, можно показать свою позицию, отстраняясь на какое-то время от ребенка, сказав: «Я не хочу с тобой пока разговаривать, я очень злюсь». Но физически, повторю, это всегда нарушение отношений.

Конечно, возможны варианты, что ребенок не пронесет эти обиды с собой через все года и они забудутся. Если родители впервые выпороли ребенка ремнем или кто-то из них стукнул его рукой, может быть, он это забудет и никогда не вспомнит. Но давать родителям такое разрешение, что вот, пожалуйста, бейте, если вы не ломаете ему при этом руки и ноги, ни в коем случае нельзя! Тот факт, что он забудет об этом ударе, не должен стать карт-бланшем для родителей, такой установки быть не должно. Тем более что родитель, позволивший себе избить ребенка один раз, позволит и второй раз. И впоследствии будет все дальше и дальше заходить в этом, нарушая свои собственные границы. Да, бывают случаи, когда уставшая мама заигравшегося малыша шлепнет по попе, казалось бы, нет ничего такого, чтобы потом себя за это корить, но разрешать себе этого нельзя.

ЭТО НАОБОРОТ МОЖЕТ СПРОВОЦИРОВАТЬ ОЧЕНЬ МОЩНЫЙ ПРОТЕСТ

Нужно помнить, что ребенок — это создание, которое материализовалось не из воздуха, он создан нами. И если он такой капризный, если он не слушает, не понимает, о чем родитель говорит, то причина в том, что когда-то они не вложили в него основные моральные ценности, какие-то важные установки для жизни в обществе. Так мы снова возвращаемся к тому, с чего начали — бить ребенка нет никакого смысла. Более того, все эти побои могут усугубить ситуацию. Например, если родители в какой-то момент осознают, что ребенок становится подростком и совершенно теряется контроль, который так им нужен, и они вдруг решают, что пришло время пороть, бить свое дитя, чтобы довести до него свою позицию, — это наоборот может спровоцировать очень мощный протест, вплоть до сбегания из дома и суицидальных мыслей.

Откровенно говоря, таких ситуаций, когда необходимо физическое воздействие на ребенка, нет. Есть ситуации, когда родители не справляются со своими эмоциями, и это происходит из-за того, что родитель не может себя контролировать. Такое бывает. И я считаю, что после такого необходимо поговорить с ребенком, объяснить, что произошло, какие действия привели к такому состоянию, почему ты подняла руку — только так. А говорить, что есть ситуации, когда нужно шлепнуть дите, я не вижу ни одной такой причины, даже если ребенок нарушил какое-то очень мощное правило, если он сам кого-то ударил — тем более неконструктивно бить его в качестве наказания. Быть родителем непросто, выдерживать чувства ребенка и не впадать в ярость — великое искусство. Но именно это ведет к долговечной близости наших с детьми отношений.

Виктория Аверкиева