Фото: Ирина Ерохина

«НЕХОРОШИЙ» ДОМ В ПРОФЕССОРСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Оплатить полное техническое обследование дома №3 по Профессорскому переулку потребовало от «Свея» товарищество собственников жилья «Сад Эрмитаж». Соответствующий иск к застройщику в настоящее время рассматривается в Арбитражном суде РТ. Жильцы сданного в эксплуатацию четыре года назад здания всерьез опасаются за его состояние: штукатурка и плитки отваливаются, колонны, поддерживающие крышу парковки, отсырели так, что их пришлось обновлять, из-за плохой гидроизоляции вода стекает под фундамент и, как опасаются жильцы, размывает землю. Поскольку дом стоит на гарантии, «Свей» должен устранить недоделки, считают жильцы, и дать им уверенность, что жилье безопасно.

«Нехороший» дом располагается в самом центре Казани, при этом он скрыт от шума и суеты за зданием пенсионного фонда РТ, окна квартир смотрят на сад «Эрмитаж». Как рассказал «БИЗНЕС Online» Динар Хуснутдинов, ранее возглавлявший местное ТСЖ и подавший иск в арбитраж, строительство дома началось еще в 2001 году, долгое время оно числилось в печальном списке свеевских долгостроев, пока, наконец, 29 декабря 2012 года все-таки не был сдан. Напомним, руководитель «Свея» Рашид Аитов сейчас содержится в СИЗО в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве, так что ждать от него каких-либо действий вряд ли приходится.

Динар Хуснутдинов Динар Хуснутдинов Фото: Рустам Ахметгареев

Квартиры, учитывая расположение дома и планировку, 15 лет назад продавались как элитные. Жилплощади в доме немного, всего 29 квартир (две однокомнатные, две четырехкомнатные, остальные «двушки» и «трешки»). Они и довольно просторны, с высокими потолками и панорамными окнами, да и место расположения — самый центр.

В суд ТСЖ «Сад Эрмитаж» обратилось в апреле, после того как к целому ряду несданных домов «Свея» возникли вопросы. Хуснутдинов рассказал, что больше всего жильцов тревожит именно подтекание воды под дом — следствие плохой гидроизоляции: «У нас уже идут протечки в парковке, и все рушится». Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в общем гараже, размещенном в цокольном этаже здания и убедился, что даже в сухой летний день высокая влажность там в порядке вещей. Колонны, поддерживающие крышу парковки, расположившейся впритык к дому, постоянно мокрые и уже один раз были укреплены и оштукатурены из-за сильного осыпания конструкций. По словам Хуснутдинова, плита, на которой стоит дом, продолжается и над парковкой, так что возможное обрушение колон паркинга грозило бы и обрушением всего дома. А каково состояние фундамента под самим домом, куда стекает вода, и вовсе никто не знает.

Фото: Ирина Ерохина

Кроме того, в ТСЖ считают, что была неправильно смонтирована система ливневой канализации, так как применены трубы вдвое меньшего диаметра, чем положено. В итоге в дождливые дни вода не уходит, а скапливается на поверхности, что, конечно, тоже не добавляет прочности основе здания.

Есть и много иных претензий к качеству строительства: в частности, с фасадов осыпается штукатурка, поскольку, по словам Хуснутдинова, данные работы велись «Свеем» в 30-градусный мороз. В местах общего пользования отваливается плитка. Также к «Свею» предъявляются претензии в нарушении уклона придомового покрытия, откосов, отмостков и т. п., что приводит к протечкам и намоканию фасада.

Фото: Ирина Ерохина

Между тем требования провести технические экспертизы домов, построенных «Свеем», начинают принимать лавинообразный характер. Первой ласточкой были сразу две экспертизы по 18-этажке ЖК «Золотая середина», вдвое превышающей высотность от запланированной изначально (эксперты подтвердили, что в нынешнем виде сооружение опасно для жизни людей). Затем полетела вторая: «Тимер Банк» заявил, что достроит ЖК «Миллениум Сити» (который начинал строить «Маг-строй», также близкий к Аитову) только после проведения госэкспертизы. И вот еще одно требование, правда, уже по достроенному «Свеем» дому. Возможно, присмотреться к своим жилищам стоит и другим собственникам домов Аитова, особенно долгостроев — почерк-то везде один.

..
Фото: Рустам Ахметгареев

ПУСТЫЕ КВАРТИРЫ И «СТАТУСНЫЕ СОСЕДИ»

Впрочем, достроенный не значит заселенный. Весьма примечательно, что в доме, который был сдан четыре года назад, сегодня заселены лишь 5 квартир из 29 (в окнах одной из квартир вместо стекол и вовсе вставлена фанера). Остальные собственники или просто держат жилье для перепродажи, или все еще не сделали ремонт. Хуснутдинов отмечает, что одной из квартир владеет супруга экс-мэра Казани Камиля Исхакова Фания Исхакова. Согласно выписке из Росреестра, у Фании Хасановны Исхаковой действительно есть квартира на четвертом этаже площадью 120 кв. метров. Свидетельство на право собственности получено в апреле 2014 года.

Ценник на квадратный метр в доме держится выше среднего. Так, судя по сайту объявлений «Авито», сейчас на продажу выставлены четыре квартиры в доме в Профессорском переулке ценой от 5,8 млн. рублей за «двушку» площадью 72,6 кв. м на первом этаже до 9,3 млн. рублей за трехкомнатную квартиру в 120 «квадратов» на шестом. В последнем объявлении сообщается: «Квартира с хорошей функциональной планировкой, с изумительным видом из окна на исторические достопримечательности города. Два больших санузла, кухня с эркером. Большая терраса из спальни. Индивидуальное отопление. Батареи биметалл. Всего три квартиры на этаже. Дом находится как на острове, один подъездной путь, будет шлагбаум. Малоквартирный дом. Статусные соседи».

Фото: Ирина Ерохина

ВСЕ В «САД», ИЛИ ЗАКОН ПРИБАВЛЕНИЯ ЭТАЖЕЙ

За спором о техническом состоянии дома скрывается еще одно противостояние, которое возникло из-за любимых «Свеем» схем. Хуснутдинов, который и подал иск в арбитраж, сейчас уже не является руководителем товарищества «Сад Эрмитаж». После «переворота», как это часто бывает в подобных спорах, его место заняло довольно публичное лицо — Мурат Ахмеров, генеральный директор консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости A-Development. Он подтвердил «БИЗНЕС Online», что не собирается отзывать иск, и согласился, что есть серьезные претензии к гидроизоляции. Хуснутдинов между тем оспаривает в суде свое отстранение от руля ТСЖ.

Мурат Ахмеров Мурат Ахмеров Фото: «БИЗНЕС Online»

Новое руководство товарищества собирается при получении согласия жильцов пригласить специалистов по гидроизоляции для установления причин протечек, также провести обследование систем канализации и вызвать специалистов по системе пожаротушения с целью проверки ее работоспособности. При этом новое руководство ТСЖ часть вины возлагает и на Хуснутдинова: по их словам, именно под его руководством в прошлом году проводились работы по гидроизоляции. Выездной комиссией ГЖИ зафиксировано полное отсутствие гидроизоляционного покрытия, однако в архиве у бухгалтера имеются подписанные Хуснутдиновым акты о «выполненных» работах, которые он принимал как председатель ТСЖ. Также следует отметить, что средства в размере 1 млн. рублей на проведение гидроизоляционных работ Хуснутдинову были выделены «Свеем» в августе 2015 года.

Оппоненты Хуснутдинова утверждают, что деньги на проведение гидроизоляционных работ предоставил именно «Свей» путем продажи двух парковочных мест по 500 тыс. рублей. При этом экс-управдом якобы реальных работ не проводил. Хуснутдинов на это отвечает, что половина из этих денег была выделена лично им, так как он купил парковку, а сами работы были проведены «Свеем», и он к ним никого отношения не имеет. Кроме гидроизоляции «в двух местах», по его словам, были сделаны работы на крыше: вместо брусчатки постелен рубероид, также укреплены те самые колонны в парковке, которые уже успели осыпаться до видимой арматуры, и был проведен косметический ремонт в паркинге.

.
Фото предоставил Динар Хуснутдинов

Между жильцами идет спор и по поводу прав на часть помещений. Хуснутдинов считает, что 10-й этаж является чердаком, то есть общедомовой территорией, и оспаривает сам факт продажи «Свеем» квартир на этом этаже. Владельцы же квартир, расположенных «на чердаке», заявляют, что у них в собственности жилое помещение. Отметим, что дольщики часто обвиняют «Свей» в данной схеме: когда по документам строилась техническая мансарда, а по факту — жилые этажи с квартирами.

Теперь Хуснутдинов просит управление по антикоррупционной политике при президенте РТ дать правовую оценку, должны ли там по проекту быть квартиры и были ли они узаконены правомочно. Соответствующее письмо он направил в ведомство Марса Бадрутдинова еще в мае этого года. В нем же он просит проверить следующую информацию: в договорах купли-продажи дом значился как 7-этажный, в разрешении на строительство — уже 8-этажный. В разрешении же на ввод объекта в эксплуатацию указано и вовсе загадочное определение: «По проекту — 9 этажей, фактически — 11». Теперь жильцы, наверное, видя ситуацию с другими домами «Свея», просят однозначно сказать: так сколько должно быть этажей? Следующим, вероятно, встанет вопрос, а выдержит ли столько изначально заложенный фундамент, да еще и с промоинами?

Фото: Ирина Ерохина

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за разъяснениями в «Свей», однако дозвониться по телефону компании не удалось, на письменный запрос ответа также не поступило.