Сегодня мусульмане отмечают один из самых главных праздников ислама – Курбан-байрам. По традиции, в этот день посещается мечеть и режется жертвенное животное. Считается, что с первой каплей его крови человеку, совершающему курбан, прощаются грехи. Треть мяса отдается бедным. Журналисты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у известных татарстанцев, как они отмечают Курбан-байрам.
Айрат Альмиев – директор МУП «Казанские мосты»:
- Мы режем барана. Обычно делаю это с единоверцами и священнослужителями. Какая мечеть – для нас не принципиально, читаем намаз в любой, какая территориально ближе. После намаза режем барана. Тоже, как получается, – иногда дома, иногда на работе. Потом готовим и угощаем всех.
Мы пока отдаем только часть барана во время праздника. У нас есть список, согласно которому заходим в квартиры и отдаем мясо. На работе у нас принято делать плов и раздавать всем желающим. На запах выходили жильцы, брали для себя, для соседа, для тех, кто ходить не может. Мы уже несколько раз такое практиковали.
Курбан-байрам отмечают очень многие, мечети в этот день все переполнены до отказа, несмотря на погоду. Считаю, что мечети должны быть в шаговой доступности, в каждой махале должна быть своя мечеть, тогда духовное состояние нации будет крепче. Если честно, благотворительность нам надо развивать, она пока оставляет желать лучшего.
Кафиль Амиров – прокурор Республи РТ:
- Мое становление прошло в государстве с коммунистической идеологией. В силу этого не привык строго следовать канонам ислама. Однако уважительно отношусь к традициям предков. И когда теща, живущая со мной, обращается ко мне с желанием отметить Курбан-байрам и совершить обряд жертвоприношения, всячески помогаю осуществить это намерение. Уважительное отношение к религиозным праздникам – показатель культуры любого народа. Как прокурор, я с удовлетворением отмечаю, что в Татарстане праздники одной конфессии почтительно воспринимаются представителями других конфессий. В этом проявляется уважительное отношение к соблюдению прав людей, сплоченность народов нашей республики.
Наиль Галеев – исполнительный директор ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
- Праздник отмечаю традиционно: хожу в мечеть, режу барана. Как правило, в мечеть я хожу с отцом. Барана мы делим на три части, одну из которых раздаем, из второй части готовим блюдо, которым угощаются гости, а третья оставляется непосредственно для семьи. По исламу рекомендуется сначала обеспечивать ближайшее окружение, поэтому третью часть мы обычно раздаем своим знакомым, а не просто бедным в мечети. Если в ближайшем окружении люди обеспечены, можно уже раздавать и другим.
Истинную веру, на мой взгляд, определить невозможно, а декларирующих, что они мусульмане, очень много. Мечети полны, многие стоят и читают намаз на улице в праздничные дни. В будни, конечно, в мечети не так много людей, но для мусульманина посещение мечети необязательно. Любое место, где читается намаз, подходящее, однако мечеть относится к более благим. Благость не в самом месте, а в коллективном прочтении молитвы, которое, с точки зрения Всевышнего, более эффективно.
Альмир Сабитов – учредитель турфирмы «Аль-Барро»:
- Примерно без десяти восемь мы идем в мечеть, где читаем праздничную молитву. После этого возвращаемся и собираемся с родственниками, друзьями и бизнес-сообществом. В этом году я пригласил на праздник ко мне в фермерское хозяйство ассоциацию предприятий малого и среднего бизнеса республики. Около 40 - 60 человек приедут, причем, не только мусульмане. Курбан-байрам – общий праздник.
По телевизору мусульман порой изображают, как террористов. Считаю, что это делается специально. А вот Курбан-байрам опровергает такое представление о мусульманах на корню. У мусульман есть заповедь, гласящая, что с соседями надо жить нормально и на деле показывать, каким ты являешься человеком. Зачем из мусульман делать пугало, это же самая миролюбивая религия! Если ты соседу не помог, а он нуждался, ты даже в хадж не имеешь право идти.
И в Курбан-байрам мы угощаем всех. Не потому, что мы такие хорошие, а потому, что нам велел это делать Аллах. И не рекламируем свои дела, а просто делаем. Многие мусульмане занимаются благотворительностью и в течение года, помогают сиротам. И пока жива наша религия, мы будем продолжать заниматься добрыми делами.
На праздник мы режем много баранов. Знаю, что фонд «Созидание» режет 11 баранов и развозит по детским домам. Мы тоже будем раздавать. И все гости, которые будут на нашем празднике, будут раздавать мясо. И дай Бог, чтобы делание добра вошло в привычку. Государство ведь сейчас никому не помогает. Сейчас многие молятся деньгам, чиновники вообще не желают делать что-то хорошее для народа. А мы говорим – плевать на эту власть, давайте жить сами по-божески, начнем с себя.
Тимур Тимуршин – директор ООО «Татнефтепродукт-медиа»:
- Я не считаю себя религиозным человеком и разделяю мнение Махатмы Ганди, считавшего, что «у Бога нет религии». Тем не менее, мои взгляды не мешают мне с уважением относиться к праздникам различных конфессий, в том числе и к мусульманским. Для меня Курбан байрам – просто выходной день, хотя родители его и отмечают.
Марат Хайруллин – заместитель председателя комитета по экономике и предпринимательству Госсовета РТ:
- Обязательно хожу в мечеть. Барана обычно тоже закалываю. Праздник отмечаю каждый год в кругу семьи. А в мечеть хожу лет 12 подряд, в последнее время замечаю, что молодых становится в мечети больше. Кстати, и православием молодые увлекаются. Столь положительная тенденция не может не радовать. В определенной степени, мне кажется, уже можно говорить о начале духовного возрождения. Семейные традиции укрепляются, культурные и исторические связи становятся крепче. Всех проблем это не решит, но таким образом мы несем добро. Каждую пятницу мусульманин ходит в мечеть и отдает милостыню, то же самое и православные.
Считаю, что и светская благотворительность у нас хорошо развита. Был даже год благотворительности. Но делать добрые дела надо не только по праздникам. После многих десятилетий атеизма трудно возвращаться к вере, так как люди воспитывались рационально мыслящими, в рамках советской идеологии. Каждый сам для себя определяет, хочет ли он верить в Бога, хочет ли быть атеистом, главное ведь, чтобы он человеком был хорошим.
Самад Хакимов – руководитель и владелец финансово-промышленной группы «Симург»:
- Я был четыре раза в хадже. А о масштабах благотворительности говорить не стоит. По той простой причине, что когда правая рука дает, левая знать не должна. И когда человек говорит все время о своих хороших делах, он их стирает. Я никогда не распространяюсь о своих благотворительных делах, так как это диалог между человеком и Господом. У нас, к сожалению, много поверхностной религии. Как это изменить, не знаю. На самом деле ислам не нуждается в рекламе. Аллах по своему усмотрению кому-то открывает духовные пути, а кому-то может и закрыть. Это не в компетенции человека, а в компетенции Аллаха.
Рафаэль Хакимов – директор института истории АН РТ:
- Курбан-байрам, конечно, праздник. Среди моих знакомых многие заранее барана покупают. Жертвоприношения сейчас не обязательны. У нас в семье это не принято. Многие даже не мясо барана едят, а говядину. Теоретически принято делиться жертвенным мясом, но ведь у нас уже давно нет таких, кто был бы совсем бедным и голодным. Главное, чтобы праздник объединял жителей республики. По Корану, если ты сказал «Нет Бога, кроме Аллаха и пророков его», то считаешься уже мусульманином. Все остальное: хождение в мечеть, соблюдение постов, религиозные обряды – является вторичными признаками. Если ты не празднуешь Курбан-байрам, это еще не значит, что ты не мусульманин. По социологическим данным, лишь один процент татар относит себя к атеистам, остальные называют себя мусульманами.
Рузаль Хамитов – директор центра охраны и мониторинга «Сити гард»:
- Я обязательно пойду в мечеть и, скорее всего, буду резать барана. Я это делаю последние лет пять. Когда был моложе, в мечеть не ходил, но в кругу семьи у нас всегда было в этот день праздничное застолье. Это дань уважения культуре. Благотворительностью тоже занимаюсь, с чисто человеческих позиций. Помогаю тем, кто нуждается в помощи. И организация наша регулярно оказывает помощь дошкольным образовательным учреждениям, коррекционным заведениям.
Верующих в Татарстане много, но это в основном люди среднего возраста. Хотелось бы видеть больше молодых. Человек, у кого есть вера, не совершит преступления, открыт, меньше пьет и курит. Совсем, конечно, пить не перестанут, слишком уж идеальная картина тогда получится. Но если больше молодых будут приходить в церкви и мечети, это хорошо отразится на всем обществе. Но здесь нужно воспитание в семье. Если в семье есть хотя бы какой-то элемент веры, ребенку он обязательно передастся. Ребенок с верой и надеждой создаст в будущем хорошую семью, будет хорошим работником, гражданином, и, главное, передаст религиозное начало уже своим детям.
Дилюс Шавалиев – генеральный директор инвестиционной компании ООО «Капитал Менеджмент»:
- Каждый сам для себя решает, что для него Курбан-байрам. Я не являюсь религиозным ортодоксом, но определенных принципов, конечно, придерживаюсь. В праздник посещу мечеть, а насчет барана еще не знаю, не решил. Тех, кто будет соблюдать все религиозные каноны, особенно в праздник, на мой взгляд, около десяти процентов. Это вполне нормальная цифра для мегаполиса. В городе, мне кажется, физически невозможно соблюдать все обряды. Представляете, если 30 процентов мусульман пойдут в мечети и зарежут баранов. Это очень много: и баранов столько не будет, и в мечети столько народу не вместится. Сам я, как уже сказал, в праздник обязательно пойду в мечеть и раздам милостыню – и знакомым, и тем, кто приходит в мечети, чтобы попросить милостыню. От своей организации мы оказываем постоянную благотворительную помощь одной из мечетей города.
Надежда Замалиева
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.