В первый день пребывания в Татарстане патриарх Кирилл осмотрел остров-град Свияжск

«ВОЛОНТЕРЫ СТОЯТ И РЕГУЛИРУЮТ ДВИЖЕНИЕ МОЛЯЩИХСЯ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ДАВОК»

Патриарх Кирилл прибыл на остров-град Свияжск точно по своему патриаршему расписанию. Как только часы пробили четыре, остро и весело зазвонили колокола, знаменуя, что Святейший где-то рядом. Люди, стоявшие вдоль дорожки, ведущей к собору иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», оживленно встрепенулись, но, как оказалось, зря — это вели журналистов. Репортеров, отягощенных видеокамерами и штативами, именно вели — под легким ненавязчивым конвоем, который обеспечивала не только профессиональная охрана, но и загадочные молодые люди в зеленых футболках с надписью «Православная молодежь». Слушая хрипение раций в карманах у охранников и бодрую перекличку волонтеров, стоявших в оцеплении, поневоле вспомнилось евангельское: как Иисус верхом на осле две тысячи лет назад беспечно въезжал в Иерусалим. Не было ни ФСО, ни «православной молодежи», ни других гарантов безопасности первого лица. Впрочем, известно, чем это закончилось для него через неделю.

В Свияжск патриарх Московский и всея Руси Кирилл прилетел на вертолете. Второй вертолет, приземлившийся рядом с патриаршим, принадлежал госсоветнику РТ Минтимеру Шаймиеву. Именно Шаймиев первым встретил Святейшего, когда тот сделал первый шаг на свияжскую землю. «Очень рад вас видеть», — негромко сказал глава РПЦ, заключая экс-президента Татарстана в объятия. Следом за Кириллом из недр стрекочущей лопастями машины вышли президент РТ Рустам Минниханов и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. Из других VIP-гостей в их компании был замечен полномочный представитель президента РФ в ПФО Михаил Бабич.

Шаймиев на фоне золотых куполов и белокаменных стен выглядел по обыкновению величественно. Степенной поступью хозяина здешних мест, вызвавшего к жизни все это увенчанное православными крестами великолепие, он повел патриарха Кирилла по Свияжску. Другим персональным экскурсоводом для Святейшего стал директор здешнего музея-заповедника Артем Силкин. Разумеется, список коренных свияжцев не был бы полон без настоятеля Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумена Силуана, который также вскоре присоединился к делегации.

Между тем поток паломников, прибывающих на остров, продолжал непрерывно расти: верующие торопились увидеть патриарха и ради этого терпеливо преодолевали двойные кордоны, установленные на подъезде к Свияжску. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» тоже прошли через металлодетекторы, тем более что журналистов пускали без очереди, сбивая с толку остальных прихожан. «Вы что, тоже пресса?» — кричали на бабушку в платочке, предприимчиво устремившуюся в освободившееся для медиа «окно на границе». Очередь слабо роптала: «А когда же пустят простых смертных?» «Все мы смертные», — философски вздохнул охранник. Среди тех, кто выстроился в очередь на кордоне, журналисты нашего издания заметили и знаменитого потомка Пушкина Александра фон Гревеница, недавно переехавшего в Казань из Брюсселя и теперь с любопытством знакомящегося с российскими реалиями, неплохо описанными его гениальным предком.

Молодежи в зеленых футболках оказалось так много, что грех было не поинтересоваться, кто же они такие и кто их уполномочил командовать парадом. На вопрос, что такое «православная молодежь», волонтеры охотно отозвались, что это «всероссийское движение, зародилось в Москве». «А с приездами патриарха в регионы оно начало развиваться и в регионах, — подхватила разговор девушка из оцепления «зеленых человечков». — Мы приехали из Марий Эл, нас наш владыка на это благословил» (действительно, на спине волонтерки значилось: «Марийская епархия»). «Для чего движение создано?» — не унимались корреспонденты «БИЗНЕС Online». «Для помощи в богослужениях, для охраны. Волонтеры стоят и регулируют движение молящихся, чтобы не было давок, помогают, чтобы священство могло проводить службу без всяких таких…»

По официальным данным, небольшая территория монастыря вместила в этот вечер более 4 тыс. человек.

Экскурсию по острову провел госсоветник РТ Минтимер Шаймиев

КАК МИТРОПОЛИТ ФЕОФАН СРАВНИЛ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА С ГЕРМОГЕНОМ

Рассказывая патриарху об истории Свияжска, Силкин и Шаймиев предусмотрительно не повели главу РПЦ в недавно открытый на острове музей истории гражданской войны, где над фронтовым донесением хищно склонился восковой Троцкий в пенсне, а решили развлечь высокого гостя археологическими артефактами, абсолютно невинными с идеологической точки зрения. Патриарх вдумчиво кивал над макетом древнего града, с интересом вслушивался, когда речь зашла о свияжских святых, просиявших в здешней земле. В Успенском соборе, где во всю высоту стены поднимались к куполу строгие фрески эпохи Ивана Грозного (благодаря этим росписям храм номинирован на включение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО) предстоятель РПЦ приложился к иконам и погулял в сопровождении почтительной свиты мимо строительных лесов, красноречиво свидетельствующих о том, что восстановительные работы еще не закончены. Здесь-то Святейший обронил многозначительную фразу о необходимости «сохранить дух старины», тут же подхваченную информагентствами.

В соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», между тем, ждали патриарха к обещанной утрени всенощного бдения, которую он собирался возглавить в 17 часов. В храме в 30-градусную жару, царившую на улице, было душно: певчие на хорах обмахивались нотами и время от времени прикладывались к бутылкам с минералкой. От взрослых дядей не отставал и какой-то маленький мальчик — примостившись на скамейке недалеко от журналистов, он жадно пил «Спрайт» и размашисто крестился каждый раз, когда под сводами раздавалось «Господи, помилуй!» Чувствовались напряжение и суета: некий священник в праздничном облачении громко искал удлинитель и, в муках обретя его, утащил извивавшегося «змия» в алтарный предел. Наконец, в храме возникло движение: быстро прошел митрополит Феофан, за ним последовали другие митрополиты. Облачившись в праздничные одеяния, вся митрополичья рать (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн и пр.) вышла к притвору. Стало ясно, что патриарх Кирилл уже близко.

Патриарх Кирилл возглавил торжественную службу в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Святейший вошел под пение хора, с помощью подоспевших служителей поменял белый клобук на митру и сразу же хорошо поставленным и знакомым по телевизионным проповедям голосом провозгласил «святого Евангелия чтение». Служба длилась около часа, причем едва ли не большую ее часть заняло елеопомазание, которое патриарх решил провести сам. В очередь к руке первосвятителя тотчас же выстроились «зеленые» волонтеры, которых и в церкви оказалось достаточно много, тем более что храм с помощью лент и ограждений был заранее разделен на секции (в центре священнослужители и волонтеры, затем журналисты и операторы, далее так называемые «простые смертные»). Соответственно, центр имел ощутимое преимущество и «помазался» в первую очередь. Тем не менее Кирилл проявил терпение: легкой кисточкой, окунаемой в елей, он добросовестно выводил крест на лбу всякого, кто пробивался к нему в свой черед, и подставлял руку для поцелуя.

Поступок патриарха не остался незамеченным — о нем в своей приветственной речи сразу упомянул митрополит Казанский и Татарстанский Феофан. «Я покаюсь перед вами, — сказал владыка, и микрофон гулко повторил его слова под церковными сводами. — Смотрел и удивлялся. Зная все ваши предыдущие труды, с какой любовью вы все относитесь к народу божьему, стоя и помазывая почти всех, кто стремился к вам. Это трудно. Это один простой пример, который показывает нам, каким подобает быть и архипастырю, и пастырю. Ибо вы первосвятитель, обремененный многими заботами не только о церкви русской, но и о нашем великом Отечестве».

Вспомнил митрополит Феофан и о выходце из Казани, патриархе Смутного времени Гермогене, неожиданно заключив: «Нет в жизни случайностей. То, что вы взошли на первосвятительскую кафедру именно в наше непростое переходное время… И мы видим, насколько смело, насколько с достоинством вы отстаиваете православие, и народ божий это чувствует постоянно и везде». В заключение казанский архиерей преподнес Святейшему в подарок икону святителей казанских Германа, Гурия и Варсонофия, написанную насельниками Успенской обители в Свияжске.

«СЕГОДНЯ НИКТО ОТ НАС НЕ ТРЕБУЕТ ОТДАТЬ ЖИЗНЬ ЗА ВЕРУ»

Ответное слово патриарха Кирилла, как обычно, было пространным, со множеством смелых сравнений. Прежде всего первосвятитель сказал, что «давно имел намерение посетить землю сию и помолиться с вами, но разного рода обстоятельства препятствовали более раннему осуществлению этого замысла». Не углубляясь в перечисление обстоятельств (они, в принципе, всем известны, но говорить о них в такой день было бы и неполиткорректно, и грешно), Святейший вспомнил, что прибыл в Свияжск аккурат в канун праздника Казанской иконы Божией Матери.

«А что такое почитаемая икона? — задался риторическим вопросом глава РПЦ. — Ведь это не фантазия, не вымысел, не легенда, потому что фантазии, вымыслы и легенды не живут веками. Не нашлось бы ни одного нормального человека, тем более в наше время, который простоял бы сегодня все всенощное бдение, в тесноте и в жаре, обливаясь потом, лишь ради фантазии. Даже ради доброго дела человека бывает трудно подвигнуть на то, что потребует от него физических сил. А ради Божией Матери мы стоим долгие службы, мы паломничаем к ее святыням, мы возносим к ней свои молитвы. Если бы она не отвечала, разве хватило бы у нас сил, чтобы прославлять ее имя? Такое даже помыслить невозможно!»

От современных людей патриарх легко перешел к мученикам ХХ столетия, многие из которых прошли через «филиал» ГУЛАГа, бывший когда-то в Свияжске. «Вот и здесь, в заточении находились люди, нередко ни в чем не повинные, и среди них те, кто страдал за Христа, — напомнил первосвятитель. — Ради фантазии никто бы страдать не стал, первое же серьезное испытание заканчивалось бы тем, что люди, не уверенные в бытии божием, в предстательстве Божией Матери, немедленно соглашались бы на все условия, только бы сохранить свою жизнь. Но даже смерть не могла отлучить наших благочестивых предков от веры».

Речь патриарха, как обычно, была пространной, со множеством смелых сравнений

Впрочем, «сегодня никто от нас не требует отдать жизнь за веру и даже ограничить ради нее свои желания и жизненные устремления», утешил Кирилл притихшую паству. Но это не означает, что верующим стало легче. Наоборот, по мысли патриарха, к современному человеку пришли новые и еще более опасные соблазны: «Образ жизни сегодня формируется под воздействием таких сил, которые стремятся оторвать человека от Бога. Делается это не посредством угроз или прямых притеснений, а через навязывание мифов и ложных ценностей, через перенесение внимания человека на то, что уводит его от Бога. И когда человек живет только ради того, чтобы получать и тратить деньги, наслаждаться физически, радоваться всему временному и преходящему, — а такая радость всегда скоротечна, — тогда и происходит наш отказ от Господа. Вот почему трудностей и соблазнов сегодня не меньше, чем во времена гонений».

Однако даже на этом жутковатом фоне Россия смотрится духовным оазисом — в отличие от стран Европы и Америки, «где вера уходит на обочину и даже за обочину жизни». «Нас пугали в 90-е годы: «Вот начнет народ жить состоятельно, появятся хорошие дороги и здания, люди будут путешествовать, тратить деньги, — вот и увидите, что с вами произойдет», — рассказал патриарх Кирилл. — Но мы видим, что становимся сильнее. Открываются новые храмы, восстанавливаются святыни, все больше молодежи обращается к Богу. Это свидетельствует о том, что есть некое помазание свыше над нашим народом. Не по нашим с вами заслугам, а по великому подвигу, понесенному нашими благочестивыми предками — мучениками и исповедниками церкви русской».

Произнеся таким образом горячую проповедь и в очередной раз уязвив бездуховный Запад, предстоятель русской православной церкви преподнес в дар обители икону собора Пресвятой Богородицы. На этом служба в соборе иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» завершилась.

Молодежь в зеленых футболках регулирует движение молящихся, чтобы не было давок, помогает, чтобы священство могло проводить службу

КАК «ЗЕЛЕНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ» ОРГАНИЗОВАЛИ СЕАНС ОБЩЕНИЯ С НАРОДОМ

Однако экскурсия патриарха по Свияжску продолжилась и после утрени. Выяснилось это просто: на подходе к деревянной Троицкой церкви (построена в 1551 году, считается древнейшим православным храмом, сохранившимся в РТ) снова возник затор. «Зеленые человечки», дружно взявшись за руки, не пускали прихожан в ворота. Недоумевающий «народ божий» растерянно толпился, вставал на цыпочки и робко кричал волонтерам: «Людей-то пропустите!», но те были непреклонны.

Наконец с крыльца Троицкой церкви бодрой первосвятительской походкой в сопровождении Шаймиева и заместителя премьер-министра республики Василя Шайхразиева спустился патриарх Кирилл. Завидев сгрудившихся за оцеплением верующих, он, вероятно, умилился мысли, что они собрались здесь в ожидании него, и тотчас устремился в народ. Глава РПЦ жал руки, со всех сторон протянутые к нему, что-то отвечал на короткие восхищенные реплики, а затем, незримым мановением патриаршей длани, распорядился передать пастве маленькие бумажные иконки покрова Пресвятой Богородицы. Иконки сразу же жадно расхватали, а когда стало ясно, что всем не хватило, один из «православной молодежи» зычно прокричал «Все!», давая понять, что чуда с преломлением хлебов на этот раз не получится.

Визит в Свияжск был исчерпан, все пункты программы выполнены. На площадке перед монастырем уже призывно гудели вертолеты, ожидая представительную делегацию. И все так же — то радостным, то томительным звоном — перекликались над островом свияжские колокола.