ТАТАРСТАН, ПОХОЖЕ, ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ С МЕГАХОЗЯЙСТВ НА СЕМЕЙНЫЕ ФЕРМЫ

Сегодня Минсельхоз Татарстана озвучил свои амбициозные планы по поддержке семейных ферм. Их количество предполагается увеличить в десятки раз -  с существующих 60 до тысячи, причем всего за 2-3 года. Власти республики обещают поддержать их материально – субсидиями до миллиона рублей, созданием инфраструктуры – строительством дорог и пр. Похоже, эксперименты с поддержкой мегахолдингов типа «Вамина», «Золотого колоса» и т.д. зашли в тупик, поэтому глава Минсельхоза РТ Марат Ахметов меняет вектор своей политики… 

ЧЕМ ПОМОГУТ?

Как будут поддерживать семейные фермы в Татарстане, рассказали сегодня на брифинге в республиканском доме правительства Минсагир Нуртдинов, первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ, и Камияр Байтемиров, председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий. С их слов, власти республики ставят перед собой задачу – увеличить количество семейных ферм в ближайшие два-три года с существующих 60 до… тысячи! 

Для этого кабмином принято решение выделить из бюджета каждой семейной ферме миллион рублей, если она будет заниматься разведением дойных коров (стадо не менее 24 голов). И 500 тысяч рублей – если свиноводством, овцеводством, разведением птицы и т.д. Субсидия безвозмездная, но есть условие – 30% должны выделить муниципальные власти и 30% - сам собственник фермы.

«Всем, кто будет строить фермы, будет выделены деньги, - ответил Минсагир Гайсович на вопрос газеты «БИЗНЕС Online» о том, сколько средств заложено в бюджете на поддержку семейных ферм. – Сегодня сложно подсчитать, какой именно результат дадут семейные фермы – в рублях, в килограммах. Но очевидно, что каждая семья обеспечит себя доходом, создаст дополнительные рабочие места, и будет производить продукцию по низкой себестоимости».

Фермеры смогут включаться в другие уже существующие программы по поддержке небольших сельхозпроизводителей. Например, в программу по приобретению оборудования – выделение средств на оборудования на условиях 50 на 50 (республика и собственник). Если фермер приобретает племенной скот, то через субсидии государства возмещается 40 рублей за килограмм живого веса.

Республика поддержит семейные фермы и созданием инфраструктуры. В бюджет заложены – и частично даже выделены – средства на строительство подъездных путей с твердым покрытием, на газо-, электро-, водоснабжение.

Как сказал газете «БИЗНЕС Online» Байтемиров, эти виды поддержки могут достигать 30% от общей стоимости проекта.

ЗАМЕНА МЕГАФЕРМАМ?

Хотя замминистра не дал четкого ответа относительно общей суммы вложений в семейные проекты, несложный арифметический подсчет позволяет вывести цифру – она может составить до 1 млрд. рублей. На самом деле это не так уж и много – во всяком случае, на фоне сумм, которые в различных формах направлялись на поддержку крупных агрохолдингов.   Только кредитов они, как озвучивалось в прошлом году, получили более 100 миллиардов рублей.

Тем временем сегодня в Татарстане 318 тыс. действующих личных подсобных хозяйств, которые содержат треть скота, имеющегося в республике. Личные подсобных хозяйства  и крестянско-фермерские хозяйства (КФХ) производят 40% мяса и молока, более 70% картофеля и овощей на общую сумму 55,9 млрд. рублей, в том числе КФХ – 5,8 млрд. рублей.

Сегодняшнему информсобытию предшествовала идеологическая артподготовка. Напомним, на днях на совещании в Богатых Сабах министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов выразил публичное недовольство работой крупных инвесторов на селе. В их распоряжении - 140 тыс. дойных коров, что составляет 56% от их общего количества в РТ. Однако валовой надой не превышает 50%. «От вас, уважаемые коллеги, мы ожидали большего, - сказал тогда Ахметов. - Вы не обделены вниманием – 77 процентов общереспубликанской поддержки (имеется в виду выделение средств – прим. авт.) мы оказываем именно вам. И вправе от вас ожидать более динамичного развития. Пора уже многим состояться…».

По иронии судьбы, Марат Ахметов руководит отраслью с конца 90-х годов и именно он является одним из идеологов и архитекторов нынешней модели хозяйствования на селе. Однако кризис, жара, кредитные проблемы целого ряда агрохолдингов («Вамин», «Золотой колос» и т.д.), а также смена президента РТ потребовали, видимо, от Марата Готовича переосмысления своей стратегии.  

Кстати, тогда же на совещании было сказано о том, что республика вынуждена более активно работать с иностранными инвесторами. И вот теперь новый тренд – создание семейных ферм.

Отметим, что вчера в Москве президент Татарстана Рустам Минниханов принял участие в  заседании правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства (присутствовали министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник, президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, президент, председатель правления акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ Герман Греф). «Наша задача – дать людям дополнительные рабочие места, - сказал президент Татарстана. – Нам нужно стимулировать предпринимателей. Чтобы, например, личные подворья, могли превратиться в семейные фермы».

«ДАТЬ ФЕРМЕРУ ПРОСТО ДЕНЬГИ – В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНО!»

Инициативу Минсельхоза «БИЗНЕС Online» прокомментировал известный татарстанский фермер Мурат Сиразин (в прошлом депутат парламента республики и владелец предприятия по производству стройматериалов):

-Наше крестьянско-фермерское хозяйство – семейная ферма. И я уже полгода у всех спрашиваю: а что будет дальше? Вот теперь это «дальше» наступило: фермерам предлагают миллион рублей, предлагают 500 тысяч рублей…

Вообще-то, создать семейное фермерское хозяйство можно и за меньшую сумму, чем миллион. Другое дело, как оно потом будет работать. Я считаю, это просто раздавать деньги фермерам – не совсем правильная  политика. Сейчас надо создавать класс не мелких фермеров, а именно средних и крупных.

Как это делается, например, в Ульяновской области? Там семейные фермы создаются таким образом. Государство полностью строит жилье, строит животноводческие помещения, выделяет землю, выделяет скот, выделяет корма. Более того – еще и платит главе семейной фермы, супругу или супруге, 35 тысяч рублей в месяц, и второму члену семьи 25 тысяч. И так в течение десяти лет. Если за это время семейная ферма становится на ноги, там уже рентабельное производство, государство бесплатно передает фермерам все постройки. Если эффективного производства семейной ферме добиться не удалось, на ее место приходит другая семья. Причем в течение всех десяти лет государство контролирует, следит, как эта семейная ферма работает, там есть показатели эффективности.

Вот эта ульяновская постановка вопроса – правильная. А в Татарстане сегодня у фермеров нет ни земли, ни возможности пасти скот, ни кормов… Ничего! Дать фермеру просто деньги – это потом наблюдать, как он мучается. Я считаю, это в корне неправильно.

У нас в республике уже пытались из безработных сделать бизнесменов, теперь пытаемся создать сразу тысячу семейных ферм. Чтобы отчитаться? С моей точки зрения, фермерское хозяйство должно быть создано не только для того, чтобы предоставить этим людям рабочие места и чтобы они сами себя обеспечивали. То есть надо не просто решить задачу самозанятости – лишь бы люди хоть чем-то занимались, только бы ни бездельничали, ни пьянствовали… Похоже, пока ставится именно такая задача. Но, думаю, надо ставить задачу шире: как создать в Татарстане класс процветающих, успешных семейных ферм, которые будут обеспечивать качественными, экологически чистыми продуктами не только сами себя, но и свою республику. Хочу напомнить, что в Америке 92 процента всех сельхозпредприятий – это семейные фермы.

Еще одна задача, которую сегодня пытается решить правительство РТ, – как можно больше людей запихнуть в каждую семейную ферму. Чтобы там было 10, 15 человек. Иными словами, создать миниколхозы. Зачем это делать? Зачем наступать на те же самые советские грабли? Это неправильно. Должны быть именно семейные фермы – муж, жена, дети. А других работников можно привлекать по аутсорсингу – тракториста, мельника, плотника, электрика… 

Что касается выделения субсидий семейным фермам, меня смущает условие, что по 30 процентов должны выделить муниципальные власти и сам фермер. Где возьмет деньги фермер? И где муниципалы возьмут деньги? У них же денег нет! Придется фермеру опять ходить, клянчить, упрашивать… Тем более, мы на эти грабли уже наступили в 1861 году, когда отменили крепостное право, освободили крестьян. Государство дало им землю в кредит на 49 лет, причем за 80 процентов суммы крестьянин выплачивал проценты, а 20 процентов должен был сам заплатить помещику. А у крестьянина ни денег, ни источников дохода – вот он и попадал в кабалу барщины. В результате положение крестьянства только ухудшилось. Царь был вынужден отметить такое решение в 1905 году, после революции. Землю тогда стали начали раздавать бесплатно, началась Столыпинская реформа. Но было уже поздно.

Вот я, например, как фермер, получил сельхозкредит, и мне государство должно компенсировать проценты по этому кредиту. Полгода жду – но, к сожалению, еще ни копейки не получил… Вот вам сегодняшние реалии.

И еще об одном. Сегодня правительство России дает на поддержку сельхозпроизводителя 124 миллиарда рублей, это заложено в федеральном бюджете. Огромные деньги! Но не уверен, что они дойдут до простого фермера, не будут разбазарены. Получат их, скорее всего, те, кто ближе к кормушке. Считаю, что финансирование семейных ферм должно быть предельно прозрачным и понятным. Надо минимизировать влияние чиновников любых рангов: положено – отдай, зажал– иди в тюрьму. Как это было при Столыпине, который тех, кто мешал его реформе, ссылал в Сибирь, а разбойников, которые грабили хуторян, просто вешал.

Владимир Казанцев
Елена Чернобровкина