КТО ОТЕЦ: КАРТЕЛ ИЛИ МИСТЕР ФЛЭШ?

В последнее время мировой спорт постоянно сотрясают допинговые скандалы, то тут, то там возникают сомнения в справедливости итогов различных состязаний. Не чужд подобных скандалов и конный спорт. Причем, как оказалось, нечестная игра на ипподроме может заключаться не только в мухлеже на ставках, когда «заряженный» наездник в нужный момент притормаживает свою лошадь, дабы дать победить нужному человеку.

Неприятная история приключилась с кобылой-чемпионкой по кличке Дочь Кавказа, практически непобедимой на стартах лошадей чистокровной арабской породы в России. Оказалось, что она... не та, за кого себя выдает. По иронии судьбы владельцем кобылы с 2015 года являлся КСК «Динамо» МВД по РТ. «3 июня на казанский ипподром приехала комиссия Всероссийского научно-исследовательского института коневодства. У кобылы была взята кровь для анализов, после чего спустя несколько недель пришел документ об отстранении ее от скачек на ипподроме», — сообщила «БИЗНЕС Online» главный специалист казанского ипподрома Екатерина Рухтина.

Как оказалось, результаты анализов просто-напросто шокировали всех тех, кто непосредственно связан с конным спортом. Данные, полученные Институтом коневодства, полностью отвергали отцовство арабского жеребца Картела, считавшегося папой Дочери Кавказа. Зато геном кобылы полностью соответствовал жеребцу чистокровной английской породы Мистеру Флэшу, рожденному в Ирландии. «И что же здесь такого?» — спросит неосведомленный читатель. Все очень просто: лошади английской породы от природы быстрее своих арабских соплеменников, поэтому соревнуются отдельно друг от друга.

На основании проведенных исследований кобылу Дочь Кавказа исключили из списка лошадей чистокровной арабской породы и признали как нечистопородную. Владельца лошади обязали вернуть выданный ранее паспорт ВНИИК. «Все вопросы к казанскому ипподрому. Наш руководитель в командировке», — ответил «БИЗНЕС Online» собеседник КСК «Динамо» МВД по РТ.

При этом, по свидетельству нашего корреспондента, выдающиеся скаковые качества кобылы давно наводили на мысль, что в ее родословной не обошлось без английской крови. Конники и завсегдатаи на казанском ипподроме не единожды обсуждали в своих кругах возможность ложной родословной Дочери Кавказа. Большое внимание обращалось на экстерьер, корпус, конечности, а также на резвость кобылы.

Что любопытно, как оказалось, ранее неоднократно проводились исследования, которые должны были опровергнуть подлинность родословной гнедой кобылы. Но ни в 2008, ни в 2011 году все тот же Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства не выявил ошибок. Но уже в 2016 году директору Института коневодства Валерию Калашникову вновь поступила просьба о более тщательной проверке. Главным инициатором иска стал Терский конный завод.

«ВСЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛА ПОДАНА ПРАВИЛЬНО. ЕСТЬ АКТЫ СЛУЧКИ, ЕСТЬ АКТЫ ВЫЖЕРЕБКИ»

Подробно прокомментировала для «БИЗНЕС Online» историю вокруг Дочери Кавказа главный зоотехник Терского конного завода и по совместительству секретарь ассоциации коннозаводчиков чистокровной арабской породы РФ Ольга Бирюкова.

— Ольга Петровна, расскажите, на основании чего возникли подозрения в чистоте родословной казанской Дочери Кавказа?

— В мире существует много пород лошадей, только три из них чистокровные — арабская, ахалтекинская и английская. Эти лошади хоть и однокоренные, но у них есть определенные различия во внешности, в их скаковой результативности. Когда Дочь Кавказа только еще начала скакать, уже было ясно, что эта лошадь является очень быстрой. Рост, комплектация, внешний вид и стиль галопа могли заставить задуматься любого конника о чистокровности кобылы. Также резвость не проходила ни по каким параметрам ее породы. Кроме того, на протяжении ее скаковой карьеры не наблюдалось ни малейшего спада. Все это и заставило нас обратиться во ВНИИК и поставить под сомнение родословную Дочери Кавказа.

— Какие были пройдены при этом процедуры?

— 20 января прошел совет коннозаводчиков арабской породы, а уже в начале февраля мы начали работать в направлении Дочери Кавказа. Возможно, именно это и послужило отмене на московском ипподроме приза Насима (арабская скачка для лошадей трех лет и старше прим. ред.), который последние два раза подряд выигрывала Дочь Кавказа.

— Как же так получилось, что анализы в 2008 и 2011 годах не выявили этих фактов?

— К сожалению, я не знаю, как брали кровь в 2008 и 2011 годах. Единственное, что могу сказать: в этот раз мы брали отбор крови, мы актировали, ездили на казанский ипподром. И руководство МКСК «Казань», в частности директор, пошло нам навстречу, так как всем известно, что для породы такой скандал очень губителен.

— После этой истории не собираетесь ли вы ужесточить к требования к допуску лошадей к соревнованиям?

— Обязательно стоит усилить контроль над регистрацией жеребят. В случае же Дочери Кавказа вся документация изначально была подана правильно. Есть акты случки, есть акты выжеребки. Единственное, что сам биоматериал был взят не от той лошади, что является большой фальсификацией. И для нас это большое упущение, тем более что это было время переходного периода для конного спорта. Период, когда лошади переходили с анализов крови на ДНК (взятие гривы). Кроме того, в то время почти все лошади, рожденные в Кабардино-Балкарии, отправлялись на мясокомбинат. В связи с этим я могу сделать выводы, что только ради спасения лошади Евгения Петина (конезаводчик гнедой кобылы Дочь Кавказа прим. ред.) переступила закон и нарушила все правила присуждения родословной.

— Будете ли вы теперь требовать возвращения всех призовых, полученных Дочерью Кавказа?

— Для нашей ассоциации самом главным было даже не лишение лошади призовых мест, а именно исключение Дочери Кавказа из Государственной племенной книги, чтобы в дальнейшем не рождались полукровные лошади с паспортами чистокровных арабских скакунов. Но уже сам институт принял решение о запрете Дочери Кавказа принимать участие в официальных скачках на всех ипподромах страны.

КАК МОЖНО СМУХЛЕВАТЬ ПРИ АНАЛИЗАХ

С призовыми деньгами, а их у гнедой кобылы, рожденной в 2008 году, за скаковую карьеру набралось уже более 3 млн. рублей, все непросто. Дело в том, что по правилам любые протесты на результаты конных состязаний можно подавать не позднее чем через 15 минут после окончания самого заезда. Кстати, из 21 старта, в котором принимала участие Дочь Кавказа, она лишь дважды приходила к финишу второй, в остальных выходила победительницей с большим отрывом от соперников. Именно этой кобыле принадлежат победы в двух призах Насима, о чем было сказано выше, которые были разыграны в день скачек в Москве на приз президента РФ. Кроме того, в 2015 году в честь Дня города были проведены скачки на казанском ипподроме, которые спонсировали арабские шейхи. В тот день гнедая кобыла также заняла первое место и забрала кругленькую сумму.

«До сентября 2015 года Дочь Кавказа принадлежала частному лицу (Петинойприм. ред.), потом была продана в Казань. Весной появились сомнения в ее породе. 13 мая на ипподром пришло письмо от Института коневодства, где нас попросили создать комиссию и уточнить ситуацию. Была создана комиссия, куда вошли все заинтересованные лица. В итоге в начале июля пришли документы с выводами комиссии. 7 июля лошадь сняли с испытаний, а затем удалили с ипподрома. Сейчас ее вернули прежнему московскому конезаводчику», — рассказали «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОАО «Татспиртпром», собственника МКСК «Казань».

Между тем пока неизвестно, будет ли КСК «Динамо» МВД по РТ требовать какой-то сатисфакции с Петиной.

Как оказалось, в современной истории российского коневодства случаи подмены родословной периодически возникают. Так, например, на краснодарском ипподроме скакала подменная лошадь чистокровной английской породы с паспортом чистокровной арабки. Неоднократно такие случаи возникали и на пятигорском ипподроме. По словам собеседника «БИЗНЕС Online» в отрасли, Петина вполне могла смухлевать при анализах и в 2008-м, и в 2011-м, предъявляя кровь и волосяную луковицу не самой Дочери Кавказа, а одного из ее родителей. И вот теперь ее жертвой стало и общество «Динамо».

Камилла Хуснутдинова