В начале осени в Казани откроется третий магазин "1000 дверей". Эта торговая марка принадлежит ООО "Султан" - семейной компании братьев Дамира и Тагира Каримовых. Расширив сеть до пяти магазинов, они планируют заняться еще и собственным производством.

Братья Каримовы решили объединиться в одну компанию в 2004 году. Сегодня  Султан  продает дверные изделия (как металлические, так и деревянные), фурнитуры, деревянные окна. Идея создания совместного бизнеса пришла не сразу. Сначала братья, как частные предприниматели, занимались каждый своим делом. Но спустя какое-то время Каримовы поняли, что совместными усилиями они могли бы добиться наибольших результатов. Когда встал вопрос о том, в каком направлении развиваться, ответ предложил троюродный брат, который владеет фабрикой по производству дверей в Йошкар-Оле.

Сегодня Дамир и Тагир Каримовы управляют двумя магазинами "1000 дверей" в Казани, и уже в ближайшее время планируют открыть третий. В дальнейшем братья собираются заняться еще и собственным производством. 

В развитии семейного дела им помогают супруги. Семья Каримовых стала одной из первых, кто подал заявку на участие в конкурсе Банка Казани и мэрии города "Семейный бизнес", победа в котором позволит ей получить кредит на сумму до 10 млн. рублей по сниженным ставкам.

О том, как построить свое дело вместе с родными и близкими, плюсы и минусы семейного бизнеса, а также планы компании на будущее братья Каримовы рассказали журналисту еженедельнику "где Деньги" Лейсан Сеидовой.

- Расскажите как вы начинали свой бизнес?

Д. К.: Сначала мы с братом работали раздельно. Брат занимался транспортными услугами, а я - пивом. Потом решили объединить усилия, и пойти совсем в другую, новую для нас обоих сферу бизнеса. Сначала мы открыли один магазин, потом второй, сейчас собираемся открыть третий. Помещения мы везде приобретаем  в собственность, а не арендуем. Платить за аренду - очень тяжело для бизнеса.

Т. К.: Просто в один прекрасный момент мы решили, что нужно начинать что-то совместное. Одному тяжело во всем, а когда две семьи занимаются одним делом, работать становится легче. У нашего троюродного брата,  который живет в Йошкар-Оле, свое предприятие по производству дверей. Он предложил нам продавать его продукцию, и мы согласились. Потом мы поняли, что продавать двери одной фирмы не очень интересно и начали искать других поставщиков. 

- Какие были первоначальные инвестиции?

Д.К.: Первоначальные  инвестиции составили примерно 2-3 млн. рублей. Это с учетом того, что площади под открытие магазинов мы выкупаем, а не берем в аренду.

- С какими трудностями вам пришлось столкнуться, открывая свой бизнес?

Т.К.: Трудности были такие же, как и у всех в начале пути: нехватка оборудования, средств. Всегда, когда начинаешь какое-то дело, это ощущается больше всего.

Д.К.: Дело даже не в деньгах. Когда только открываешь свой бизнес, народ тебя не знает. Первое время работаешь на имя. Потом потихонечку начинаешь развиваться. Одному покупателю понравилось, он другим расскажет. Тут дело даже не в рекламе. Можно дать рекламу в каком-либо издании, но там еще 20 таких же объявлений и очень маленькая вероятность того, что человек выберет именно тебя. Мы работаем уже два года, и много покупателей приходит через друзей и соседей - кому-то поставили дверь, соседи увидели, и им тоже захотелось. Но в самом начале бизнеса было сложно себя зарекомендовать. Люди боятся всего нового.

- У вас часто возникают разногласия в бизнесе?

Д.К.: Бывает. Возникают ситуации, на которые у брата одно видение, а у меня - другое. Кто-то уступает. У нас не существует такого, что кто-то прав, а кто-то виноват, главное - чтобы для дела было лучше. Но даже если не получилось с первого раза принять правильное решение, это не страшно, потому что всегда можно найти способ что-то переиграть. Каких-то определенных правил в бизнесе нет. Поэтому сегодня ты в этой ситуации поступаешь так, а завтра - уже по-другому.

- Какое участие в вашем бизнесе принимают ваши супруги?

Д.К.: Они нам помогают. Жена брата работает с бухгалтерией. Моя жена занимается рекламой. У них своя работа, основное делаем мы. Одна голова хорошо,  две лучше, а в нашем случае, их целых четыре.

- Какому девизу в жизни следует ваша семья?

Д.К.: Есть такая выражение - жалость порождает бедность. Большинство людей понимают это как жалость к ближнему или еще к кому-то. Я понимаю это как жалость к самому себе, чего ни в коем случае нельзя допустить. Когда человек начинает себя жалеть - это плохо. Надо работать, надо делать свое дело и все будет хорошо. Это мой личный девиз.

Т.К.: В принципе, сейчас какие-то формулы выводить сложно, нужно просто работать изо дня в день. У нас семьи, поэтому нужно стараться, чтобы был источник дохода. Нужно, чтобы он работал и процветал, поэтому он должен достаться в дальнейшем еще и нашим детям. Конечно,  это все не за один день делается.  Сейчас мы стараемся работать только с проверенными поставщиками, которые нас не подводят.

- Какие существуют принципы, которые вы никогда не нарушите?

Д.К.: Сейчас у людей вообще нет никаких принципов. А для меня же главный принцип - не обманывать клиента. Предположим, поставщик обещал доставить продукт через месяц. Покупатель приходит в магазин и спрашивает, когда будет готова его дверь. Ему отвечают: завтра будет готова. На следующий день он приходит, а ему говорят: "Извините, двери нет", а деньги-то уже уплачены. Мы сразу говорим клиенту: если через месяц, значит - через месяц.

Т.К.: Нам не выгодно, чтобы человек у нас купил дверь и остался недоволен. Он будет распространять этот негатив вокруг себя.

-  Как собираетесь развивать ваш бизнес в дальнейшем?

Д.К.: Наверное, откроем магазинов пять, а потом займемся собственным производством. Начнем производить окна, либо двери. Мы хотим выходить на новый уровень - не просто продавать чужие двери, но и делать и продавать свою продукцию. Правда, производство требует объемных заказов, поэтому надо иметь большую сеть магазинов, чтобы продвигать бизнес.

- Как собираетесь распорядиться кредитом на 10 млн. рублей, в случае вашей победы на конкурсе?

Д.К.: Мы собираемся распорядиться ими очень рационально - часть направим на дальнейшее расширение магазинов, а часть на покупку оборудования и аренду, а возможно и приобретение в собственность, производственного оборудования.