Как выяснил «БИЗНЕС Online», в аэропорту «Казань» в день приезда патриарха Кирилла закрыли бесплатную парковку: машины вывезли со стоянки эвакуаторами. Зачистку по требованию ФСО делали и раньше, но на сей раз решение принято кардинальное: оставлять свои автомобили здесь смогут только состоятельные клиенты VIP-терминала №2. Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что во всем мире парковка для аэропортов — важный источник доходов.
Единственная бесплатная парковка у международного аэропорта «Казань» закрыта. Откроют ее уже только для пассажиров VIP-терминала №2
«ПРИЛЕТАЮТ — А МАШИНЫ НЕТ!»
Единственная бесплатная парковка у международного аэропорта «Казань» (МАК) закрыта — об этом «БИЗНЕС Online» сообщил один из водителей, встречавший друзей. Корреспондент «БИЗНЕС Online» съездил на место и выяснил, что откроют ее уже только для особой категории автовладельцев — пассажиров терминала №2 для VIP-клиентов. Сейчас она пуста и перекрыта железными ограждениями. Двое рабочих роют канаву к фонарному столбу, меняют проводку.
«Как бы вам объяснить... Эту стоянку запретили — и ваш автомобиль эвакуировали на другую стоянку, за кольцевым движением», — такой ответ получали возвращающиеся в Казань авиапассажиры, имевшие несчастье оставить машину на бесплатной парковке до 20 июля. Их машины вывезли без уведомления, не проинформировав даже о том, где их искать. «Тут стояло несколько десятков машин, и все угнали, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ один из сотрудников аэропорта. — Без разговоров три эвакуатора приехали и начали работать. Даже машины наших сотрудников утащили. Часть машин пассажиры забрали, но не все. Вот представь, они машину оставили, улетели, прилетают — а машины нет!».
В частных разговорах сотрудники МАКа не скрывают, что эвакуацией машин, а впоследствии и закрытием стоянки клиенты аэропорта обязаны, как ни странно, визиту Святейшего патриарха Кирилла 20 июля. Временно ее неоднократно закрывали и раньше при визите высочайших гостей — таковы требования безопасности, которые выдвигает ФСО. Но именно прибытие Святейшего стало последней каплей, после которой руководство аэропорта решило окончательно перекрыть бесплатную отдушину для пассажиров.
Сейчас у аэропорта остается две платные стоянки, одна почасовая — для встречи пассажиров, другая посуточная — для автомобилей пассажиров
Эвакуированные после визита патриарха автомобили нашли свой временный приют на бесплатной стоянке на несколько десятков машино-мест за кольцом, в 1,5 км от посадочного терминала. Часть из них все еще дожидается отдыхающих или работающих за рубежом хозяев. Парковка не охраняется, там нет ограждения или отдельного въезда, зато есть асфальтовое покрытие. Обочина дороги, которая ведет к стоянке, густо уставлена автомобилями, прямо как в спальных районах Казани. «Никто им [водителям эвакуированных автомобилей] штрафы не выписывал, приезжают и просто так забирают машины», — заметил в разговоре с корреспондентом издания еще один работник аэровокзала, дежуривший на парковке. Хоть это радует.
В настоящее время ведутся работы по обустройству бесплатной парковки, которая будет вмещать значительно большее количество автомобилей, на территории в непосредственной близости от кругового движения
Не привыкшие к новшеству клиенты аэропорта или водители, забирающие пассажиров, оказываются в недоумении. «Ощущения такие, что бомбилы выстроились на островках, начиная от кольца, — рассказал другой водитель, забиравший друзей ночью. — Куча машин дальше на правой полосе усилила тревогу. Обычно в районе часа-двух ночи тоже машин много, но найти место, где встать без нарушений, можно было всегда. В этот раз забито было все, начиная от мизерных островочков бесплатной парковки и заканчивая местами, щедро украшенными любимым крестом „Остановка запрещена“. Въезды на единственную бесплатную площадку, существовавшую до недавнего времени, были загорожены, на стуле в гордом одиночестве восседал охранник. Народ долетал до шлагбаумов, недоумевал и разворачивался через две сплошные. На выезде из аэропорта перед шлагбаумами тоже была пробка — длинный хвост. В общем, бардак...»
Во всем мире парковка для аэропортов — важный источник доходов
БЕСПЛАТНАЯ ПАРКОВКА БУДЕТ, НО ЗА КОЛЬЦОМ
Пресс-секретарь аэропорта «Казань» Адель Гатауллин по просьбе «БИЗНЕС Online» прояснил сложившуюся ситуацию. «В связи с запланированным расширением въездной группы территории привокзальной площади аэропорта (установкой дополнительных шлагбаумов, что позволит исключить возникновение очередей при выезде с территории) зона бесплатного паркинга напротив терминала №2 будет переоборудована в охраняемую парковку, обслуживающую пассажиров данного терминала, — подтвердил Гатауллин, но тут же подсластил пилюлю. — В настоящее время ведутся работы по обустройству бесплатной парковки, которая будет вмещать значительно большее количество автомобилей, на территории в непосредственной близости от кругового движения». В пресс-службе подчеркнули, что новая бесплатная парковка находится на территории аэропорта и на ней в ближайшее время появится разметка. Появится ли там охрана и будет ли территория огорожена по периметру, пока неясно.
Сейчас у аэропорта остается две платные стоянки: одна почасовая, предназначенная для встречи пассажиров, другая посуточная, рассчитанная на хранение автомобилей пассажиров. Первые 20 минут бесплатно, впоследствии первый час обойдется встречающим в 100 рублей, второй — в 200 рублей, третий — в 300, а простой от 4 до 24 часов — 400 рублей. Суточные тарифы следующие: с 2 до 14 суток водитель платит 200 рублей за каждые 24 часа. Свыше 14 суток — 150 рублей за каждые полные и неполные сутки, начиная со вторых. Вместимость каждой стоянки — примерно 250 - 300 мест. Легко посчитать, что при полной заполняемости почасовой стоянки ее суточный оборот составляет около 500 тыс. рублей, а посуточной — свыше 60 тыс. рублей.
Начальник одной из парковок при аэропорте Рустем Фатыхов подтвердил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что нередко водители в аэропорту не успевают за 20 минут встретить пассажиров. «Большинство наших клиентов — это те, кто встречает пассажиров, — заметил Фатыхов. — Чартеры сейчас часто сдвигаются, график полетов меняется, самолеты опаздывают, а стоять на территории аэропорта накладно. Встречающие вынуждены за пределами аэропорта ставить машину или за кольцом. Где находят место, там и ставит, в лес заезжают, где можно укрыться в тени, оставляя после себя мусор». Собеседник издания признал, что с закрытием бесплатной парковки ситуация только усугубится.
Между тем, по оценке Фатыхова, вблизи аэропорта уже открылись как минимум 6 частных стоянок не менее чем на 1 тысячу машино-мест. «Они располагаются на огороженной территории, с твердым покрытием, там есть туалет, охрана, есть и варианты стоянки в крытом ангаре», — охарактеризовал условия собеседник издания. Прейскурант у всех примерно одинаковый — 100 - 150 рублей в сутки (от 14 суток и выше — 50 - 80 рублей). Следовательно, стоянка в 200 парковочных мест даже при полном заполнении приносит собственнику в сутки примерно 15 - 20 тыс. рублей.
«Но в собственности тут у предпринимателей земли нет, ее арендуют либо у крупных предприятий, либо у самого аэропорта, и нарезают они ее для клиентов аэропорта в субаренду», — заключил Фатыхов.
«ВОПРОС БЕСПЛАТНЫХ ПАРКОВОК ДАВНО ПОРА СНИМАТЬ!»
Мнения экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online» по поводу необходимости бесплатного паркинга вблизи пассажирских терминалов, разделились.
Виктор Горбачев — генеральный директор ассоциации «Аэропорт»:
— Нет такого норматива, что при каждом аэропорте должна быть платная или бесплатная стоянка, это решает сам аэропорт в силу своей доброй воли. Учитывая уровень наших доходов, может быть, и нужно делать бесплатную парковку, но она должна быть на определенном удалении, не рядом с платной, иначе какой в этом смысл? Надо понимать, что парковками владеет не аэропорт, а местные власти. Например, в аэропорту Шереметьево все привокзальные земли принадлежат городу Лобня. Правда, как это обстоит в Казани, я не знаю. В целом у аэропорта два источника дохода. Первый — от авиационной деятельности, где средства поступают от обслуживания авиакомпаний и пассажиров. Второй — от неавиационной деятельности — сдача в аренду кафе, ресторанов, магазины, в том числе и парковки. За рубежом парковки — один из крупных доходных инструментов, за счет которого там сдерживают рост тарифов за обслуживание судов, а значит, и рост цен на авиабилеты. В общих доходах аэропорта в Европе и США неавиационные доходы составляют до 60 - 70 процентов, а у нас это на уровне 10 - 15 процентов. Поэтому в будущем от роста цен на паркинг никуда не денешься.
Азат Хаким — генеральный директор авиакомпании «Тулпар»:
— Я могу проводить аналогии с автостоянкой в городе Аделаида, в Австралии. Там вообще нет бесплатной парковки, там даже понятия такого нет, причем ни у кого не возникает особых проблем в связи с этим. Если человек нашел деньги на покупку машины и может себе позволить летать на самолете, на парковку он деньги точно найдет. Вопрос бесплатных парковок давно пора снимать! Мы в рынке живем, за все надо платить. Не можешь платить — не покупай машину. В конце концов, при вылете на один-два дня взять такси намного дешевле, выбор большой, приезжают они моментально, это даже удобнее, чем на электричке или личном автомобиле.
Петр Трубаев — генеральный директор авиакомпании «ЮВТ-Аэро», бывший генеральный директор аэропорта «Казань»:
— Альтернативная стоянка должна быть, это 100 процентов. В свое время, когда я был директором аэропорта, к нам приезжал прокурор РТ Кафиль Амиров со строгой проверкой и в числе прочего интересовался наличием бесплатной парковки. Тогда еще только начали развиваться платные стоянки, поэтому люди, не привыкшие к такому сервису, начали возмущаться и дошли до прокурора.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 329
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.