Александр Тыгин Александр Тыгин: «Нам все равно, какую компанию вы выберете. ГЖИ обязана будет после проверки бюллетеней выдать лицензию, а если не оформит, то вы быстро натравите на нее прокуратуру» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«С ТАКИМИ НАРУШЕНИЯМИ МЫ НЕ МОЖЕМ ПРИНЯТЬ ПРОТОКОЛ»

Напомним, что изначально домами управляла УК «Жилсервис», как водится, близкая к застройщику — компании «Татстройинвест» (сейчас компания переименована в ТСИприм. ред.). Владельцем УК «Жилсервис» выступала Эльвира Камалова (51% уставного капитала). Вторым совладельцем с 49% доли в уставном капитале и по совместительству директором был Камиль Шарипов, по словам которого, в 2011 году его специально пригласили наладить обслуживание жилого комплекса «Радужный».

Однако осенью прошлого года Шарипов после внутреннего конфликта был вынужден уйти из управляющей компании. Как рассказали «БИЗНЕС Online» источники в «Жилсервисе», причиной смещения Шарипова стали подозрения в обналичивании средств жильцов через компании-однодневки. Проведенная уже после его ухода ревизия установила факты нецелевого использования средств на сумму 16 млн. рублей.

Впрочем, Шарипов сумел нанести болезненный ответный удар и увел практически весь обслуживающий персонал «Жилсервиса» в свою собственную управляющую компанию «Комсервис». При активной поддержке инициативной группы быстро были проведены собрания жильцов домов, на которых было принято решение о смене управляющей компании на «Комсервис». Владельцы УК «Жилсервис» (за ней стоит застройщик ЖК «Радужный» компания «Татстройинвест») отказались признавать поражение, тем более что они имели необходимую лицензию на управление домом и договоры с энергопоставщиками. Таким образом, с конца прошлого года в ЖК «Радужный» установилось двоевластие — сразу две управляющие компании начали присылать жильцам платежки: УК «Жилсервис» продолжает оказывать коммунальные услуги как обладатель лицензии, а УК «Комсервис», с которой из-за отсутствия лицензии ресурсоснабжающие организации отказываются заключать договор, оказывает жилищные услуги. В ответ жильцы решили не платить никому, а дождаться, пока победит кто-то из них — по закону только одна управляющая компания имеет право оказывать услуги в доме. Тем временем долги за услуги ЖКХ уже превысили 50 млн. рублей.

Все это время государственная жилищная инспекция РТ (ГЖИ) отказывалась признать итоги голосования и не стала включать «Комсервис» в реестр лицензий по домам ЖК «Радужный», без чего та не смогла приступить к управлению домами. Как пояснил начальник ГЖИ Сергей Крайнов, по всем 17 домам нет кворума по количеству жилых площадей — многие проголосовавшие не являются собственниками: арендаторы не имели права голосовать. «С такими нарушениями мы не можем принять протокол», — заявил он.

ЖК «Радужный» ЖК «Радужный» Фото: president.tatarstan.ru

«ДО НАЧАЛА ОТОПИТЕЛЬНОГО СЕЗОНА ОСТАЛОСЬ ТРИ МЕСЯЦА. ВЫ ЗАДУМЫВАЛИСЬ?»

Последовало множество встречных исков, однако Арбитражный суд РТ отказал в иске «Комсервиса» о принуждении ГЖИ включить дома ЖК «Радужный» в лицензию компании. Однако сторонники Шарипова отказывались признавать поражение и физически не давали сотрудникам «Жилсервиса» выполнять свои функции, перекрывая доступ к подвалам зданий, направляя жалобы во все инстанции и пытаясь создать негативный фон в СМИ и соцсетях, обвиняя власти в навязывании жильцам управляющей компании. Ответом стало возбуждение уголовного дела в отношении Шарипова по ст. 159 УК РФ («Мошенничество») и ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») в связи с тем, что его компания, не имея лицензии на эти дома, собирала с жильцов деньги.

Проблема вышла на республиканский уровень — на ней, в частности, заострил внимание в ходе отопительного штаба президент РТ Рустам Минниханов, который потребовал от подчиненных и районных властей разобраться с проблемой. 4 июля в ДК Осиново состоялась встреча жителей ЖК «Радужный» с главой Зеленодольского района Александром Тыгиным и начальником ГЖИ РТ Крайновым. Встреча проходила в нервной обстановке: на собрание прибыла в полном составе группа активистов-сторонников «Комсервиса», которые, как это часто бывает на подобных мероприятиях, кричали, громко хлопали руками, пытались отобрать микрофон у спикеров. Надо отдать должное Тыгину и Крайнову — несмотря на оскорбительные выкрики, они старались донести свою тревогу. «До начала отопительного сезона осталось три месяца. Вы не задумывались, как УК „Комсервис“ будет поставлять тепло, если у нее нет лицензии?» — напомнил Тыгин. В качестве выхода из клинча он предложил провести переголосование собственников жилья с соблюдением всех формальных процедур. «Нам на самом деле все равно, какую компанию вы выберете. Есть легитимное решение — пожалуйста. ГЖИ обязана будет после проверки бюллетеней выдать лицензию, а если не оформит, то вы быстро натравите на нее прокуратуру», — отметил глава района.

Сергей Крайнов Сергей Крайнов Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«МЫ С САМОГО НАЧАЛА ЗНАЛИ, ЧТО ТАК БУДЕТ, НО ПУСТЬ ЛЮДИ ВЫГОВОРЯТСЯ»

Первым на предложение главы района откликнулась УК «Жилсервис», лицензия которой, в отличие от «Комсервиса», дает право наряду с собственниками многоквартирных домов ЖК «Радужный» инициировать собрания и голосования. 20 июля с 9 часов утра во дворах жилого комплекса было выставлено 12 столов, за которыми нанятые через рекрутинговое агентство молодые люди (по всей видимости, студенты) выдавали жильцам заранее проштампованные бюллетени для голосования и помогали занести в них паспортные данные и данные документов, подтверждающих право собственности на жилье. Уже через несколько минут к месту голосования стали стягиваться «гвардейцы» Шарипова, которые стали в обычной агрессивной манере агитировать жильцов не голосовать. Впрочем, смысла в этом особого не было, так как вслед за очной частью голосования в течение пяти дней планировалось провести заочное голосование, во время которого уполномоченные «Жилсервисом» лица должны были обойти каждую квартиру ЖК «Радужный».

Тем не менее, как заметил присутствовавший на очной части голосования корреспондент «БИЗНЕС Online», довольно много вышедших из подъездов жильцов (в основном это были пожилые люди) вступали с активистами в дискуссии, которые быстро переходили в перебранки. Они не понимали, почему им советуют отказаться от высказывания своего мнения. «Что за бабские крики, надоели уже! 20 - 30 человек жить спокойно нам всем не дают», — в сердцах сказал один пенсионер после того, как на него накричала мамаша с коляской, в которой спал младенец. Студенты не вмешивались в словесные баталии и терпеливо сносили оскорбления в свой адрес. «Мы заранее провели с ними инструктаж и категорически запретили вступать в пререкания, — рассказал юрист „Жилсервиса“. — Мы с самого начала знали, что так будет, но пусть люди выговорятся. Все равно проведению заочной части голосования активисты помешать не смогут».

Жители просто не стали участвовать в нем и кворума собрать не удалось Жители просто не стали участвовать в голосовании, и кворума собрать не удалось Фото: president.tatarstan.ru

КНУТ ДЛЯ «КОМСЕРВИСА» И ПРЯНИКИ ДЛЯ ЖИЛЬЦОВ

Очная часть голосования проходила всего три часа — до полудня. На голосование было вынесено три вопроса. Первый вопрос касался признания незаконными результатов собраний, которые проходили в октябре 2015 года, которые прошли в пользу «Комсервиса». В двух остальных вопросах жильцам предлагался пряник в виде возврата 16 млн. рублей, которые были выведены Шариповым со счетов УК «Жилсервис» в бытность директором — жильцам предлагалось инициировать процесс возврата этой суммы у Шарипова и использовать ее по своему усмотрению, а также обещалась помощь в возврате оплаты счетов УК «Комсервис». «Тут все просто: „Комсервис“ не включен в реестр ГЖИ и не имеет права взимать плату. Однако многие введенные в заблуждение жители производили оплату счетов, выставленных „Комсервисом“. Управляющая компания „Жилсервис“ готова на безвозмездной основе оказать помощь в возврате данных денег людям в случае, если жители примут такое решение. А так как наша компания не оказывала услуг, указанных в данных счетах, возвращенные деньги достанутся жителям», — пояснил «БИЗНЕС Online» юрист «Жилсервиса».

«ЛЮДИ СЕГОДНЯ БОЙКОТИРУЮТ ЛЮБЫЕ ВЫБОРЫ, ПОТОМУ ЧТО УСТАЛИ»

Голосование принесло неожиданный результат: жители просто не стали участвовать в нем, и кворума собрать не удалось. «Как мы и предполагали, это бесполезно. Люди сегодня бойкотируют любые выборы, потому что устали. После того как уборщица вымыла подъезд, мы собираем подписи, чтобы было подтверждение, что подъезд чистый, так вот люди даже за это не расписываются. Люди уже устали», — прокомментировал газете «БИЗНЕС Online» Шарипов.

В «Жилсервисе» с сожалением отмечают, что ускорить процесс не получилось, поскольку представители «Комсервиса» практически открыто призывали жильцов бойкотировать голосование, рассказал «БИЗНЕС Online» директор УК «Жилсервис» Рамиль Галеев. Хотя, по его словам, из принявших участие в голосовании большинство поддержало позицию «Жилсервиса». «Мы все равно через два-три месяца через суд добьемся признания протоколов недействительными — там голосовали люди, которые не являются собственниками жилья, а арендующие квартиры. Так что кворума не было ни по одному дому, — отметил он. — Мы просто с помощью голосования попытались ускорить этот процесс, ведь отопительный сезон близится и нужно успеть завершить все юридические процедуры с ресурсоснабжающими организациями».

Ближайшее заседание Арбитражного суда РТ состоится 25 августа, но будет ли там вынесено окончательное решение, неизвестно. В свою очередь Шарипов настаивает, что жильцы «Радужного» вполне определенно высказали свою волю в октябре 2015 года. «Ее надо признать и выполнять. Считаю, что „Жилсервис“ должен прилично поступить, признать выбор людей и оставить их в покое. В этом случае я гарантирую, что мы соберем все необходимые денежные средства и возместим ресурсоснабжающим организациям за тепло, электричество, воду».

Между тем в соцсетях поговаривают, что Шарипов планирует создать еще одну компанию, куда переведет все активы. Якобы поэтому расчетные счета «Комсервиса» пусты — эта компания может быть обанкрочена. Соответствует ли это действительности, покажет самое ближайшее время: 15 августа в Арбитражном суде РТ состоится заседание по иску Генерирующей компании о взыскании с «Комсервиса» 6,5 млн. рублей задолженности по платежам.

«ДАНА УСТАНОВКА ЛИШНИЙ РАЗ ЖИЛЬЦОВ НЕ НАПРЯГАТЬ»

Как уже отмечалось, долги жильцов за услужи ЖКХ превышают 50 млн. рублей. Несмотря на то, что жильцы «Радужного» ничего не платят, «Жилсервис» постепенно гасит долги перед ресурсоснабжающими компаниями. В отличие от «Комсервиса», конкурирующая управляющая компания является частью крупного холдинга и может пользоваться ее финансовыми ресурсами. «Мы прекрасно понимаем, в каком положении оказались жильцы, поэтому дана установка их лишний раз не напрягать. Принято решение не начислять пени и штрафы за просроченные платежи тем жителям, которые погасят задолженность до конца августа», — рассказал Галеев.

БУНТ НА ЗАВОЙСКОГО

Тем временем оказалось, что в одном из пяти казанских домов, которые находятся под управлением «Комсервиса», случился мятеж, приведший к зеркальной ситуации по сравнению с ЖК «Радужный». В конце мая жильцы дома №21 по улице Завойского проголосовали за отказ от услуг «Комсервиса» и решили создать товарищество собственников недвижимости (ТСН), чтобы самим управлять домом. Перед голосованием активисты Шарипова стали разбрасывать в доме листовки, в которых утверждалось, что «несколько человек» баламутят народ, а председатель ТСН — «хабалка и неадекватный человек». Несмотря на их призыв бойкотировать голосование, большинство жильцов проголосовало против Шарипова, считая, что таким образом они смогут контролировать свои расходы и добиваться нужного качества работ. Более того, результаты голосования уже признало ГЖИ. Однако, как рассказала «БИЗНЕС Online» председатель ТСН Надежда Григорьева, Шарипов игнорирует требование о передаче технической документации и продолжает выставлять счета за управление домом. «Я ни в коем случае не против. Я даже, наоборот, считаю что ТСН — самая лучшая форма управления на сегодняшний день. Другое дело, чтобы не было обмана, чтобы не было манипулирования мнением. Был подан иск в контролирующие органы о непризнании голосования жильцов недействительным. Есть заявление, под которым подписались более 50 жильцов, которые против перехода в ТСН. Если суд признает это собрание действительным — ради бога, мы уйдем», — пояснил свою позицию Шарипов.