Талгат Закиров: «Сейчас интересное время — люди устали от клубов, и почти нет новых клубных проектов. Старые проекты публику уже не удивляют, поэтому она переходит в заведения иного формата » Талгат Закиров: «Сейчас интересное время — люди устали от клубов, и почти нет новых клубных проектов. Старые проекты публику уже не удивляют, поэтому она переходит в заведения иного формата»

В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ НЕ ХВАТАЕТ КЛУБОВ

— Этим летом вы открыли клуб «Ленин» в Набережных Челнах. Какова концепция заведения и почему выбрали автоград?

— Концепция клуба очень интересна, она неизменна с момента создания — с 2012 года. Главная идея — Lenin Family: это большая клубная семья, наши знакомые и друзья, которые посещают наши заведения. Помню, что в самом первом нашем клубе я час или два не мог дойти до рабочего кабинета — здоровался, общался с гостями. Главное в нашей работе — угодить гостям, организовать безопасный и качественный отдых, ну и чтобы людям было весело. Раньше в «Ленине» мы экспериментировали с техно, но потом перешли на хаус — звучит то, что нравится клиентам, но мы не считаем себя попсовым клубом. Постоянным гостям мы дарим клубные карты, а самых преданных награждаем званием «Герой Ленина» и вручаем настоящие именные медали.

В Набережных Челнах мы открылись в конце июня. Причины — второй по численности город в республике, много друзей и нехватка ночных клубов. Клуб площадью около 300 квадратных метров работает пока в тестовом режиме, но, думаю, к осени — к сезону — выйдет на плановую работу. Площадь заведения в Казани в два раза меньше — 140 «квадратов», так как наша концепция предполагает небольшие площади. Клуб в Челнах находится в первом комплексе, это Новый Город, около «Макдоналдса», на первом этаже большого офисного здания. Считается, что это центр города, недалеко расположены клуб «Батыр», офисно-деловой центр «Тюбетейка».

— Сколько инвестировали в открытие в Челнах?

— Обычно планируешь одну цифру, а получается другая. Затраты выросли на 30 процентов от плана и составили около 10 миллионов рублей.

— Как развит клубный рынок автограда?

— Раньше в нем было достаточно ночных клубов, в том числе больших, но теперь проявляется тенденция, когда большим клубам становится сложно работать. Публику оттягивают небольшие бары, кальянные — появилось очень много таких заведений. Клубный флагман «Батыр» во время некоторых вечеринок даже перекрывает половину своего помещения чем-то типа занавеса, чтобы заведение не казалось пустым, когда в клубе немного народу. Я радуюсь, когда на рынке появляются новые заведения. Я не боюсь конкуренции, и мне самому приятно работать, когда вижу, что рынок становится интереснее, появляются новые игроки. Люблю приходить во вновь открывшееся заведение и изучать идеи организаторов, как они воплотились в жизнь.

«Главная идея — «Lenin Family»: это большая клубная семья, наши знакомые и друзья, которые посещают наши заведения» «Главная идея — Lenin Family: это большая клубная семья, наши знакомые и друзья, которые посещают наши заведения»

— Хотите открыть «Ленин» в других городах?

— После открытия в Челнах мы берем небольшую паузу — надо отладить работу, но у нас уже есть два предложения по партнерству из Самары и Нижнего Новгорода. Клуб «Ленин» работает в том числе и как франшизный проект — у нас прописана вся система работы. С этим нам помогла компания «Франчайзинг 5» под руководством Артема Захарова. Если будем открываться за пределами Татарстана, рассматриваем в том числе и партнерские отношения. Недавно я ездил в Сочи, и там мне тоже захотелось открыть клуб, там есть много хороших свободных площадок. Мы гуляли, хотели зайти куда-нибудь, но ничего хорошего нам не попалось. В Сочи есть желание запустить собственный инвест-проект.

— У «Ленина» в Казани трижды менялась локация. По какой причине?

— «Ленин» — единственный в Казани клуб, который ежегодно переезжал на новое место. Причины были разные, но мы всегда находили новые, интересные места. С 2014 года и по сей день мы находимся на Пушкина, рядом с ночным клубом «Арена».

— Будете вносить изменения в дизайн клуба или, может быть, сделаете шире входные ступеньки?

— По дизайну планируем сделать небольшое обновление, потому что в таком виде клуб работает уже два года. Но пока все идеи только на бумаге. Фишка «Ленина» в том, что мы работаем круглые сутки: ночью как клуб, а днем — как лаундж-кафе «Джуманджи» с полноценной кухней, бизнес-ланчами (этот формат запустили чуть больше года назад). Есть несколько вариантов. Думаю, к сентябрю уже что-то сделаем. Что касается лестницы, этот вопрос я бы объединил с планами по ночному клубу «Арена».

«ИМИДЖ «АРЕНЫ» НЕМНОГО ПОДПОРЧЕН»

— «Арену» ждут преобразования?

— Раньше «Арена» была центром клубной жизни Казани с соответствующим слоганом — «Сердце ночного города». К сожалению, слава центра от клуба отошла, и в моих планах вернуть этот «титул». Раскрою секрет: мы планируем сделать из «Арены» целый развлекательный комплекс с общим входом, из которого можно будет попасть и в клуб «Ленин». В здании есть и свободный — четвертый — этаж, с которым у нас связано множество идей: от караоке-зала до фитнес-клуба; есть крыша, на которую у нас также есть планы на лето 2017 года.

Резкого переформатирования не будет, потому что мы не планируем останавливать работу действующих ночных клубов. Планы будут осуществляться поэтапно. Часть мы должны успеть сделать в следующем году. Думаю, вся работа займет три года, и к проекту потребуется привлекать дополнительные инвестиции.

— С какого времени управляете «Ареной»?

— Впервые я стал директором «Арены» и занимался клубом летом 2014 года. По ряду причин в прошлом году я отошел от дел «Арены» и работал только в «Ленине». С весны этого года наша команда вновь взяла в руки этот легендарный клуб. К осени планируем подготовку нового клубного сезона. Летом жизнь затихает, люди предпочитают отдыхать на свежем воздухе, а некоторые клубы на лето даже закрываются — раньше так было и с «Ареной», потому что молодежь частично разъезжалась из Казани.

Скажу честно, сегодня имидж «Арены» немного подпорчен, и наша задача — исправить это. Мы хотим вернуть не только слоган, но и всю концепцию. Нынешняя аудитория клуба — молодежь, студенты, а аудитория постарше приходит только на тематические вечеринки, например,дискотеки 90-х. Конечно, нужно поднимать возраст гостей. Для этого будут проводиться интересные мероприятия, в некоторых помещениях будет сделан косметический ремонт.

— Каким видите портрет идеального гостя ваших клубов?

— Люди ходят в клубы все-таки в молодом возрасте. Взрослея, переходят в рестораны, заводят семьи, и клубы им становятся неинтересны, да и физически ночная жизнь становится не по силам. Для меня идеальный посетитель — это мужчина от 25 лет, который придет в клуб, в том числе потратить деньги; девушка — просто красивая, от 18 лет. У современных девушек трудно определить возраст, поэтому на входе мы очень строго проверяем документы.

— Считается, что золотыми годами «Арены» были 2000-е, когда клубом управляла команда Ozone Pro. Вы с этим согласны?

— Компания Ozone Pro сделала много хороших проектов. Говорят, что у каждого клуба есть некий возраст, и через год-два он становится неинтересен. Я не согласен и считаю, что клуб может работать и 3, и 5, и 10 лет. Доказательство тому сама «Арена» — в прошлом году клубу исполнилось 20 лет. У команды Ozone все проекты были высокого качества. Можно сказать, что я был их учеником и учился на их проектах, ходил в их клубы. Я согласен, что золотое время «Арены» пришлось именно на управление данной командой.

— «Арена» на какое-то время даже превращалась в филиал нижегородского клубного проекта — MILO Arena...

— Было такое, проработали некоторое время, организовали несколько ярких событий. Я считаю, что лучше бы этого не происходило, была сбита вся работа тогда еще достаточно хорошего клуба, с хорошим ремонтом. Команда MILO «разбомбила» клуб, у нее был свой взгляд на цветовую гамму — все было очень темно и мрачно. В результате проект не зашел, да и шансов, по-моему, у него никаких не было.

«Раньше «Арена» была центром клубной жизни Казани с соответствующим слоганом — «Сердце ночного города». К сожалению, слава центра от клуба отошла, и в моих планах вернуть этот «титул» «Раньше «Арена» была центром клубной жизни Казани с соответствующим слоганом — «Сердце ночного города». К сожалению, слава центра от клуба отошла, и в моих планах вернуть этот «титул»

«ЛЮДИ УСТАЛИ ОТ КЛУБОВ»

— Какие тенденции можете выделить на клубном рынке Казани?

— Сейчас интересное время — люди устали от клубов, и почти нет новых клубных проектов. Старые проекты публику уже не удивляют, поэтому она переходит в заведения иного формата — например, модные бары с крафтовым пивом, какие-то кальянные. Человек идет за чем-то хоть немного новым, однако, на мой взгляд, ситуация исправима, нужна только общая клубная волна, которая поднимет все лодки, некая объединяющая сила клубного движения города. Раньше такой силой была премия Dancing People Awards (DPA), в рамках которой ежегодно награждались лучшие представители клубной сферы — диджеи, промоутеры, клубы, управляющие, события и так далее. DPA не проводился уже больше трех лет. Кстати, моя компания выкупила права на этот бренд, и в наших планах снова запустить премию. Возможно, с ее помощью мы сможем вернуть золотые годы клубной жизни Казани.

— Некоторые игроки считают, что клубный рынок Казани не готов к продвинутым проектам. Так говорили, например, представители Ozone Pro, закрывая свой клуб Bioport в ноябре прошлого года.

— Для Казани это был очень крутой проект, в который вложили немалые деньги, но я не соглашусь с таким высказыванием. Понимаю, что проект не удался, настроение не из лучших, ты несешь потери и так далее, какие могут быть еще мысли... Казань готова к интересным проектам, и публика здесь хорошая. Но она особенная, много повидавшая, искушенная, местного клаббера просто так не удивишь. В Казани было много привозов известных артистов, диджеев, присутствовали крутые московские проекты, например клуб RAЙ. Но поколение клабберов меняется, и молодежь, которая только начала посещать клубы, тоже хочет что-то увидеть, а многие даже не знают, что такое DPA. Я думаю, что клубы — это неотъемлемая часть взросления любого молодого человека. Родители в первый раз отпустили тебя в клуб, ты можешь встретиться там с друзьями, послушать музыку, потанцевать, познакомиться с девушкой. Кто-то, конечно, скажет, что знакомиться нужно в других местах, например в спортзалах, и с этим я не буду спорить, но через ночные клубы идет некоторое взросление.

«Очень трудно найти квалифицированный персонал. Нам сейчас не хватает специалистов по арт-направлению — нужны творческие, креативные люди, которые могут удивить клиента» «Очень трудно найти квалифицированный персонал. Нам сейчас не хватает специалистов по арт-направлению — нужны творческие, креативные люди, которые могут удивить клиента»

— Каких форматов не хватает на казанском рынке?

— Пропал формат r’n’b. Сейчас он видоизменился, и его немного не хватает. Раньше было r’n’b-кафе в «Арене». Все помнят, как было много модных ребят в кепках, широких штанах. Была развита хип-хоп культура, а сейчас она затихла. Музыка такая есть, а клубов нет. Не хватает интересных новых проектов, но некоторые все же появляются. Например, лофт «Фабрика Алафузова» — очень достойный и интересный проект, которого точно не хватало в городе. Молодежи в Москве нравятся вечеринки на развалах старых заводов, и лофт в Казани — чуть ли не единственное подобное место. Один из последних проектов — бар-клуб «Сноб» на Кремлевской набережной — начал набирать обороты. Там все красиво, это место премиум-класса, но в то же время пропагандирующее интересный подход к музыке и вечеринкам. В Казани нет дневных мероприятий. В Питере, например, модны дневные вечеринки на крышах-террасах. Публика начинает собираться днем, слушает музыку, тусуется, а в 11 вечера расходится по домам и ложится спать. Почему бы и нет? Может, когда-то и у нас такое будет.

— Как повлиял кризис на культуру потребления гостей в клубах?

— Продукты и напитки растут в цене, одновременно у людей упали доходы, они начали больше экономить. Но я считаю, что кризис нужно хвалить, чтобы он тебе помог, он лечит любую сферу, с рынка уходят слабые клубы без внятной концепции, без хорошего сервиса. На плаву остаются только хорошие заведения. Что касается особенностей потребления в клубах, в кризис публика перед тем как прийти в ночной клуб выбирает какие-то места подешевле. Люди приходят в клуб уже «подготовленными» — сначала посидят где-то, выпьют, поедят, потратят там деньги, а в клуб приходят только потанцевать. Это не очень хорошо. По-человечески я их, конечно, понимаю, но как бизнесмен — нет.

— Выпивших гостей пропускает фейс-контроль?

— С этим все очень строго, и в состоянии сильного алкогольного опьянения, разумеется, к нам попасть нельзя. Это, кстати, сложная работа — определить по внешнему виду, в каком состоянии гость, конфликтный ли он человек. Ошибка фейс-контролера может дорого стоить — он может не пустить хорошего клиента с деньгами или, наоборот, пустить хулигана без денег, который устроит в клубе драку или другую неприятную ситуацию.

— Часто ли в клубах случаются конфликтные ситуации?

— Отсечь всех конфликтных и сомнительных личностей на фейс-контроле невозможно. Конфликтов не так много, охрана у нас работает четко, система отлажена. Дебоширам мы навсегда закрываем вход в клуб — охрана его выпроваживает и больше уже не пускает. Иногда даем кому-то испытательный срок — «отдых» на пару месяцев. Бывают кражи, и с этим посложнее. Часто приходят девушки, бросают сумочки на барную стойку и идут на танцпол. А бывает, что приходят не совсем трезвыми и уже без телефона — потеряли где-то раньше. На помощь приходит система видеонаблюдения, с помощью которой мы анализируем всю ситуацию и по необходимости отправляем видеозапись в соответствующие органы.

«Раскрою секрет — мы планируем сделать из «Арены» целый развлекательный комплекс с общим входом, из которого можно будет попасть и в «Ленин» «Раскрою секрет: мы планируем сделать из «Арены» целый развлекательный комплекс с общим входом, из которого можно будет попасть и в клуб «Ленин»

«СЛУЧАЙНЫХ УСПЕХОВ НЕ БЫВАЕТ»

— Расскажите о себе: где учились, работали?

— Я родился в Казани, учился в школе-гимназии №102 в классе с физико-математическим уклоном. Затем я учился в Казанском государственном университете, ныне — КФУ, на факультете географии. Специальность у меня была «экономическая география и региональный анализ» — это направление, которое изучает экономику других стран, политические причины тех или иных ситуаций. Первая работа, как у многих — на стройке, строили Монетный двор в Кремле. После университета пару лет проработал в страховой компании, после чего пришел в компанию «Транснефть», где работал 12 лет. Во время работы там я получил еще два высших образования — «экономика и управление» в Академии народного хозяйства в Москве и «проектирование и строительство нефтегазопроводов и нефтегазохранилищ» в Уфимском государственном нефтяном университете.

Во время работы в «Транснефти» я уже начал строить собственный бизнес. Началось все с увлечения музыкой. У меня появились друзья-диджеи, как это и бывает у всех, кто приходит в эту сферу. Далее сам начал заниматься диджеингом, выступал в нескольких казанских клубах. Потом начал сам организовывать вечеринки. В 2012 году мы с командой построили первый клуб «Ленин» — на улице Астрономической. Все это время я продолжал ходить на основную работу: с утра до вечера — в «Транснефти», а вечером занимался клубами. Из «Транснефти» я ушел только в 2015 году, полностью посвятив себя клубной сфере. Моя деятельность расширялась, количество проектов росло, и было очень сложно все совмещать. Кроме того, мне хватило работы по найму в течение 12 лет. У моей команды сегодня четыре проекта — «Арена», «Ленин» в Казани, «Ленин» в Набережных Челнах, лаундж-кафе «Джуманджи» и еще два проекта в работе.

«Я очень сильно завишу от хорошего физического состояния. У меня прямая зависимость самочувствия и работоспособности» «Я очень сильно завишу от хорошего физического состояния. У меня прямая зависимость самочувствия и работоспособности»

— Сколько сотрудников работает в ваших проектах?

— У нас заключены договоры с другими подрядными организациями, которые оказывают нам услуги, — это охрана, уборка, часть обслуживающего персонала. По многим направлениям мы работаем с фрилансерами. Постоянно в проектах участвуют только администрация и руководители направлений, это около 12 человек. Вообще, очень трудно найти квалифицированный персонал. Нам сейчас не хватает специалистов по арт-направлению — нужны творческие, креативные люди, которые могут удивить клиента. Это те, кто до конца прорабатывают концепцию клуба и придерживаются ее, организуют мероприятия в рамках концепции. Люди видят только работу в самом клубе, но очень многое делается, что называется, за кулисами — работа с идеями, в соцсетях, с публикой, общественным мнением. Планирую нанять HR-специалиста, так как постоянно нужен подбор персонала. Текучка кадров у нас небольшая, а персонал требуется в связи с развитием. Кого-то отправляем на повышение в другой город: например, здесь был администратором, а там стал управляющим.

— Какие у вас есть увлечения?

— Спорт. Я очень сильно завишу от хорошего физического состояния. У меня прямая зависимость самочувствия и работоспособности. Сейчас увлекаюсь боксом.

— Где отдыхаете сами? В какого рода заведениях?

— В спортзале же и отдыхаю. Когда чувствую, что моя команда может справиться без меня пару дней, могу уехать, например, в Сочи или Абхазию, очень нравится это регион. Хотя и там я работаю — благодаря смене обстановки смотришь на рабочие моменты под другим углом.

— Назовите секреты успеха в бизнесе.

— Первое — это занятие своим делом. Очень важно найти предназначение, ведь каких результатов можно ждать, если ты не любишь то, чем занимаешься? Второе — это трудолюбие. Чем бы ты ни занимался, если будешь делать работу спустя рукава, ничего не получится. Случайных успехов не бывает. Третье — это люди и умение создать нужную атмосферу в коллективе.