«Татспиртпром» распродает свои неликвиды. На открытый рынок выставлены пустующий Бугульминский ликеро-водочный завод, старые производственные базы, земли и торговые площади в нескольких районах Татарстана. Покупателей производственных активов сейчас мало, предупреждают эксперты «БИЗНЕС Online», но с учетом интересных цен они вполне могут разойтись как горячие пирожки.
ВТОРАЯ ЧИСТКА БАЛАНСОВ
«Татспиртпром» (ТСП) опубликовал на корпоративном сайте список выставленных им на продажу объектов недвижимости и товарно-материальных ценностей: производственные площадки, оборудование, земли в Чистополе, Мамадыше, Усадах, Бугульме и других районах республики. Среди 9 единиц недвижимости — целые производственные комплексы, рассказала «БИЗНЕС Online» замначальника управления собственностью ТСП Людмила Нигматулина. В основном это объекты еще советских времен, непрофильные активы, недвижимость, которая не используется по своему назначению. От распродажи 9 крупнейших активов ТСП планирует выручить не менее 110 млн. рублей. Это, конечно, сравнительно скромная сумма на фоне громады активов алкогольного холдинга — чистые активы предприятия оцениваются в 14 млрд. рублей. Тем не менее чистка балансов позволит компании сбросить с плеч лишнюю нагрузку. Например, обслуживание только одного пустующего заводского комплекса ежегодно обходится ТСП в 6 млн. рублей.
Крупнейший объект в списке — бывший Бугульминский ликеро-водочный завод. Одним лотом подаются 13 зданий площадью 9,4 тыс кв. м на участке в 1,8 га: спиртохранилище, производственные цеха, склады, конторы, рядом — железнодорожная ветка. Завод не работает с 2011 года, но, по словам Нигматулиной, здания находятся в приличном состоянии и требуют лишь небольшого ремонта. «Мы не хотим его ни дробить, ни межевать землю под ним: этот объект привлекателен для комплексного экономического использования», — говорит она. Бывший ЛВЗ оценен в 40 млн. рублей. Возродить алкогольное производство на заводе вряд ли удастся — скорее всего, не найдется профильный покупатель. Зато наличие инженерных коммуникаций, транспортная доступность и состояние корпусов вполне подходят для организации производства продуктов питания. По словам Нигматулиной, там можно организовать производство минеральной воды, пакетированных соков, лимонада, тем более у завода есть собственные артезианские скважины. «Уже есть два потенциальных покупателя, ведем переговоры», — говорит замначальника управления собственностью ТСП. Впрочем, завод можно использовать и под другие нужды: «Можно перепрофилировать производство под изготовление строительных материалов (пластиковых окон, тротуарной плитки, строительных блоков), лакокрасочных изделий, под ремонтные мастерские, под производство бытовой химии».
Еще один интересный лот — трехэтажное административно-бытовое здание рядом с территорией винзавода «Казанский», которое при желании можно переделать под офисы или гостиницу. Оно продается вместе с землей в 0,3 га за 35 млн. рублей. «Здание в неплохом состоянии, а кроме того, это почти центр города», — подчеркивают в «Татспиртпроме». Производственная база в Апастово площадью 1 га оценена в 5 млн. рублей. Идеальное место для организации автотранспортного хозяйства или оптовых складов. На распродажу пойдут и два магазина, доставшихся ТСП за долги от Татпотребсоюза: на центральной мамадышской улице Давыдова — объект площадью 197 кв. м; на центральном рынке Азнакаево — здание площадью 384 кв. м с земельным участком. Каждый объект оценен в 4,5 - 4,6 млн. рублей. Они интересны инвесторам как для сдачи в аренду, так и для организации собственной торговли.
Есть и необычный лот — с молотка пустят две конюшни племконзавода «Казанский» в деревне Званка Пестречинского района. Правда, постройки с большой вероятностью снесут, так как ценность представляет лишь земля под ними. «Здесь была ферма, в прошлом году там были бычки, взятые племзаводом на откорм, — рассказывает Нигматулина. — Очень хороший был доход. Бычков продали, и в этом году племзавод уже бычков не закупал». Возможно, фермеров заинтересует этот объект с точки зрения развития фермерского хозяйства, птицеводства и животноводства.
В целом продажа неликвидных активов «Татспиртпрома» стартовала еще в январе, правда, с меньшей оглаской. Покупателей нашли несколько промплощадок стоимостью в 23 млн. рублей. Нынешняя распродажа обещает стать последней, по крайней мере на ближайшие годы. «Такой волны, такого объема излишней недвижимости у «Татспиртпрома» уже, наверное, не будет», — говорит Нигматуллина.
ОСТАЛИСЬ БЕЗ СВИНЕЙ, НО С КОНЯМИ
Чистка балансов для «Татспиртпрома», чьи заводы имеют возраст 20, 40 и даже сотню лет интенсивной эксплуатации истории (Усадский ЛВЗ, например, создан в 1898 году), а здания строились в прошлом и даже в позапрошлом веках, вполне закономерна. Последний раз крупная оптимизация активов ТСП прошла в 2010 - 2011 годах, когда пост председателя совета директоров РТ занял премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Тогда выяснилось, что 15 заводов «Татспиртпрома» загружены всего на 38%, а 4 и вовсе простаивают. Поэтому холдинг сначала продал 3 промышленных объекта, а затем закрыл еще несколько своих предприятий (действующих спиртовых и ликеро-водочных заводов), оставив себе 7 самых перспективных в экономическом смысле объектов. На них и сосредоточили производство спирта и алкоголя, начав модернизацию мощностей. С 2013 года ТСП обновил и укрупнил Усадский и Мамадышский спиртзаводы, а в этом году началась модернизация Казанского винзавода с целью увеличить его мощности с 400 тыс до 2 млн. дал выпуска готовой продукции ежегодно.
В конце 2010 года «Татспиртпром» продал «Русскому стандарту» Рустама Тарико Буинский спиртзавод за 632 млн. рублей. В 2011-м непрофильным покупателям продали Шумбутский и Первомайский заводы. Интересной вышла история с Шумбутом: завод перешел на баланс ГУП «Татрыбхоз», которое решило разводить на этих площадях рыбу осетровых пород, а также перерабатывать рыбу, привозимую с Дальнего Востока. Гендиректор предприятия Хайдар Гарифуллин с воодушевлением рассказывал, что Татарстан вполне может стать одним из производителей черной икры. Однако проект не удался: рыбоводы, взяв кредит, закупили мальков, но производство так и не наладили. В 2014 году ГУП «Татрыбхоз» признали банкротом.
Что касается непрофильных активов ТСП, то в 2010 году компания продала свинокомплекс «Авангард» на 46 тыс. голов, оставив себе только конное животноводческое направление. Как известно, «Татспиртпром» содержит и развивает казанский ипподром с конюшнями, а также Конный двор (туристический уголок с небольшим манежем) на острове-граде Свияжске. Как пообещал в ходе онлайн-конференции «БИЗНЕС Online» гендиректор ТСП Ирек Миннахметов, конное хозяйство будут поддерживать и впредь: «Это достояние, которое не стыдно показать. Мне как нынешнему руководителю «Татспиртпрома» будет стыдно, если мы не поддержим ипподром на надлежащем уровне».
Гендиректор ТСП Ирек Миннахметов пообещал и впредь поддерживать и развивать конное хозяйство
ОТДАТЬ ПОД ТЕХНОПАРКИ
Эксперты «БИЗНЕС Online» поделились своими рассуждениями о том, как быстро можно продать подобные активы и кто их может купить.
Айрат Гиззатуллин — генеральный директор ОАО «Тасма: активы и управление», генеральный директор ОАО «Химград»:
— Речь идет об объектах Республики Татарстан, а инвестиционная активность в муниципальных районах не самая высокая, времена сегодня не самые простые. Тем не менее надо понимать, что именно в этих местах другого предложения может и не быть. Есть, как правило, несколько типов предприятий, которые располагались в районных городах республики, — целая сеть бывших предприятий сельхозтехники, бывших предприятий сельхозхимии, предприятия автотранспортной отрасли. Поэтому, я думаю, определенный спрос на эти объекты будет. Но здесь, конечно, вопрос каждого отдельного объекта: насколько развита деловая активность в том или ином муниципальном районе, городе, вопрос цены, который наиболее серьезен. Так что, я думаю, даже несмотря на то, что времена не совсем простые, есть определенный промышленный подъем, развитие малого и среднего бизнеса, часть из этих объектов может быть востребована. Однако рассчитывать на то, что они будут высоколиквидными, наверное, было бы слишком самонадеянно.
Приобрести подобные объекты могут представители МСБ. Сегодня, как вы знаете, активно развиваются площадки муниципального уровня, большинство из них частные. И на примере такого рода объектов можно сказать, что перспектива приобретения этих активов с дальнейшим созданием на их базе ряда небольших по масштабу промышленных производств — это вполне жизнеспособная идея.
С точки зрения перепрофилирования крупных объектов, таких как Бугульминский ЛВЗ, примеры есть, и здесь цена не выглядит такой заоблачной. Есть менее привлекательные объекты с более высокой стоимостью, требующие капитальных вложений, которые покупают. Однако если приобретение этих объектов будет под какое-то конкретное производство, я бы не стал ожидать слишком быстрой продажи. Подобные инвестиционные решения не могут быть приняты за один день.
Сергей Маслехин — руководитель консалтинговой компании «Верное решение»:
— В пример «Татспиртпрому» можно привести такие структуры, как ОАО «Камснаб» и «Татэнерго»: в 2000-е они начинали дробить и все продавать по частям. Автотранспортное хозяйство отделили и продали, склады отделили — сдали в аренду, все почистили. Видимо, у «Татспиртпрома» этот период происходит сейчас. От управления данными объектами действующая команда не получает прибыли, и все это сказывается на показателях финансовой отчетности. Вопрос в том, почем продадут и кому.
Бугульминский ЛВЗ может быть интересен оператору, который делает какую-то продукцию, где тоже используются розлив тар, наклейка этикеток. Может быть, это будет малотоннажная химия — духи, химические препараты, ацетоны, очистительные жидкости. Если разливать и другие напитки — минеральную воду, лимонады, то, в принципе, можно вполне приспособить производство.
Предложения сделать из административных зданий место для проживания и какие-то хостелы, наверное, имеют смысл там, где на близлежащие предприятия нанимают не казанский персонал, а людей из районов, которые могут возвращаться к себе домой только на выходные. Лучше, честно говоря, попробовать сдавать помещения в аренду в качестве делового центра либо технопарка. Сейчас ведь очень дорогая земля, а у производственных парков обычно на первом этаже бывает производство, на втором — склады, на третьем — офисы. Они предпочитают многоэтажное строительство, чтобы не арендовать другую территорию. Им было бы интересно подобное предложение.
Джаудат Латыпов — управляющий партнер Казанского юридического центра:
— В каждом случае нужно смотреть отдельно. На сегодня то, что раньше казалось очень ликвидным, тяжело продать, потому что на рынке застой, люди с деньгами расстаются плохо. Плюс надо понимать, что в ближайшее время налогообложение на недвижимость вырастет. Все к этому идет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.