Глава старообрядческой церкви в Татарстане епископ Евфимий Глава старообрядческой церкви в Татарстане епископ Евфимий

«У НАС БЫЛ СВОЙ ПРАЗДНИК И СВОЯ ПРОГРАММА»

— Владыка, в Казани 21 июля состоялось торжественное мероприятие — установка памятного знака на том месте, где будет возрожден храм обретения Казанской иконы Божией Матери. Для вас это было событием?
— Для нас это было событие, потому что был праздник Явления Казанской иконы Богородицы. И поскольку старообрядческий храм в Казани во имя Явления, то у нас был престольный праздник. В старообрядческом храме было свое торжество, длинная служба вечером 20 июля, а с утра 21-го — Божественная литургия, молебен, крестный ход, водосвятие. То есть у нас был свой праздник и своя программа.

— На официальных мероприятиях вы же встречаетесь с представителями РПЦ. Общаетесь?
— Дело в том, что старообрядцы за три с половиной века научились жить в разных условиях — политических, национальных. И мы поняли, что выживать можно только в том случае, если мы исполняем закон Божий. Если мы начнем его нарушать, мы станем неугодными везде. Поэтому, исполняя закон Божий и живя правильно, трудясь, мы тем самым будем обеспечивать себе мирное житие и мирный приход к тому торжественному моменту, когда мы встретимся со Спасителем и Судией на Страшном суде. Это нас укрепляет, и на этом мы останавливаемся.

Нам и в России, и в Татарстане дают возможность свободно сохранять свою веру, молиться, как мы считаем нужным, поэтому мы и власть предержащих благодарим за это, и мирно сосуществуем со всеми конфессиями.

— Как строятся ваши отношения с митрополитом Феофаном и муфтием РТ Камилем хазратом? Есть ли между вами диалог о проблемах современности? (Андрей Федоров)
— Я встречаюсь и с Камилем хазратом, и с митрополитом Феофаном на различных республиканских мероприятиях. Мы желаем друг другу только здоровья и всех благ. Это по христианским заповедям — пожелать ближнему самого лучшего. На этом и основаны все отношения.

— А личных встреч с митрополитом Феофаном не было?
— Отдельных встреч пока не было. Может быть, они будут, но для того чтобы встретиться, должна быть конкретная повестка дня. А пока так живем. Когда власть приглашает на какие-то собрания, мы приходим, заявляем о своем мирном отношении ко всем остальным, выслушиваем, что другие говорят, удовлетворяемся и расходимся.

«Я встречаюсь и с Камилем хазратом, и с митрополитом Феофаном на различных республиканских мероприятиях. Мы желаем друг другу только здоровья и всех благ» «Я встречаюсь и с Камилем хазратом, и с митрополитом Феофаном на различных республиканских мероприятиях. Мы желаем друг другу только здоровья и всех благ» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ХРАМ СТРОИТ ГОСПОДЬ БОГ НАШИМИ РУКАМИ. А ВЛАСТИ ЛИШЬ БЫ НЕ МЕШАЛИ»

Много ли в Татарстане старообрядцев? Приходит в РПСЦ молодежь? (Алия)
— Много. Особенно в Кировской области и Удмуртии — это лесные регионы. А в Татарстане старообрядцев, конечно, поменьше. И молодежь приходит, но все-таки чаще приходят из старообрядческой семьи. У нас крупные семьи — по 6 - 8 детей.

— В Казани всего два старообрядческих храма. Достаточно ли этого? Есть ли храмы в других городах и районах республики? Планируется ли строительство новых церквей? (Хрунина Ирина)
— Храм на улице Островского работает, там служит отец Геннадий. А второй храм — на улице Старообрядческой (ранее — улица Старая), но он уже много лет реставрируется. Исторически это был кафедральный собор.

— Одного храма Казани хватает?
— Сегодня хватает.

— Где еще в Татарстане есть старообрядческие храмы?
— Один храм — в селе Соболевское Верхнеуслонского района. Другой нам передают в Нижнем Услоне, мы начинаем его реставрировать, у нас там есть община. В Набережных Челнах построен деревянный храм, а сегодня строится и каменный. Там тоже есть община. Работаем над проектом и начнем строить храм в Зеленодольске, где нам выделяют землю.

— Как вас принимает местная власть в городах и районах?
— В моем понимании — храм строит Господь Бог нашими руками. Если Он видит, что нам нужен этот храм, Он его построит. Если нам этот храм не нужен, Он его не построит, как бы мы ни хотели. И власти тут ни при чем.

— Если мирская власть сопротивляется, то вы видите в этом глас Божий и отступаете?
— Нет, мы не отступаем, а пересматриваем свое поведение. До этого я служил священником в Лысково и участвовал там в строительстве каменного храма от начала до конца. Город маленький — 20 тысяч населения, и там нет строительного оборудования, даже автокрана нет. И бабушки вручную поднимали на 15 метров кирпичи. Каждый кирпич прошел через руки каждого человека в людской цепочке! Представляете, какое это строительство?! Дети говорят: мы участвовали в строительстве храма... Все своими руками. Господь помог. А власти лишь бы не мешали.

— Недавно Совет Федерации одобрил принятый Госдумой антитеррористический закон, который некоторым образом касается и учреждений культа, в частности, нельзя вести проповедническую деятельность вне стен храма. А как же крестный ход?
— Этот закон мы исполняем. На прихрамовой территории мы проводим свои крестные ходы без уведомления властей, а если мы выходим за ворота, заранее пишем заявку. Например, у нас в епархии есть крестный ход из Кирова 80 километров до Великорецкого и обратно. В общей сложности мы идем 160 километров, и у нас есть разрешение властей. Нас сопровождает полиция и скорая помощь. Это все проходит в рамках закона.

— То есть ничего страшного для вас в этом законе нет?
— Ничего страшного! Более того, власти помогают, потому что это очень сложно — пройти по городу: надо все движение транспорта перекрыть. И за городом федеральные трассы перекрываются. Крестные ходы у нас в епархии проходят ежегодно, мы и раньше предупреждали власти о них.

Есть ли среди сегодняшних прихожан РСПЦ кряшены? Если будут желающие вернуться к истокам, примите ли вы их в свои ряды? (Александр)
— В РПСЦ нет какого-то официального мнения по этому поводу, потому что кряшены никогда не выходили на нас, за последние 30 лет в Татарстане никто ни разу не пришел в наш храм.

— Национальность для вашей церкви не имеет значения?
— Нет, никакого значения не имеет. Кстати, несколько лет назад к РПСЦ присоединилось несколько приходов в Уганде, то есть старообрядцы есть и чернокожие.

— Татары есть среди старообрядцев?
— И татары есть. Как правило, это происходит таким образом: невеста наша, а жених — татарин. Ему предлагают принять нашу веру, и он соглашается: крестится, венчается, живет по нашим правилам. И наоборот: жених наш, а невеста — татарка.

Реконструкция Покровского кафедрального собора в Казани продолжается много лет Реконструкция Покровского кафедрального собора в Казани продолжается много лет Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«КАЗАНЬ — ПЛОХОЙ ГОРОД ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ»

— В Казань вы впервые приехали в 2011 году, когда вас назначили епископом?
— Раньше бывал как турист — на теплоходе приплывал.

— Казань вам нравится?
— Исусу Христу нравился крест, который на него возложили? Но он его нес... Тут нет такого понятия «нравится — не нравится». Я несу свой крест.

— Ну а чисто по-человечески: Казань — хороший город для проживания?
— Плохой!

— Почему?!
— Сейчас объясню. Казанско-Вятская епархия состоит из двух областей — Кировской, Ульяновской и четырех республик — Татарстана, Удмуртии, Марий Эл и Чувашии. Поэтому мне приходится курсировать по всей этой территории, я бываю не только в Казани, но и в Ижевске, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Ульяновске, Кирове. И я не считаю себя чисто казанцем. Я сюда приезжаю со своим крестом выполнить свои функции.

— А Казань — это столица» епархии?
— Я не в столицу еду, а в приходы. Приходы есть и в городах, и в деревнях. Я приезжаю к людям, которые меня ждут, которые хотят слышать мое слово, участвовать совместно со мной в молитве.

Поэтому я не любуюсь городом — мне это неинтересно. Я вообще мегаполисы не люблю. Города — это такое безумие человечества, безрассудство наравне с войной. Строят миллионные города, и при этом пустеют деревни. Сжимают пространство, строят 30-этажные дома, сидят друг на друге... И социально, и экологически это неправильно, вредно для человека. Город — это шум, грязь, толчея, спешка! В деревне проще. Города я не люблю в принципе, начиная с Москвы.

«СТАРООБРЯДЦЫ ЖИВУТ В 22 СТРАНАХ МИРА КРУПНЫМИ ОБЩИНАМИ»

— Сегодня в России старообрядцев много? Понятно, что никто перепись старообрядцев не делал, но все же?
— Как математик я отвечу так: три волоска на голове — это очень мало, а три волоска в тарелке супа — это очень много...

— И все-таки сколько примерно?
— Несколько миллионов. Старообрядцы живут сегодня в 22 странах мира крупными общинами. Например, в Румынии действует целая старообрядческая митрополия. В 2013 году по моему приглашению в Казань из Румынии приезжал митрополит Леонтий, в 2014 году приезжал архиепископ Флавиан. У нас дружеские связи со старообрядцами всего мира, к нам приезжают в гости из Австралии, США, из других стран. Юноши ищут себе невесту, девушки ищут женихов. Старообрядцы есть в Боливии, в Аргентине. И все до сих пор сохраняют и язык, и культуру. В начале XVIII века казаки-некрасовцы ушли в Турцию, пробыли там 250 лет и в 60-е годы XX века вернулись и принесли с собою культуру своих предков. Они и говорят, и поют на русском языке. Этот феномен сегодня ученые изучают. И это все старообрядцы.

— Какие вопросы жизни РПСЦ вы назвали бы наиболее актуальными и насущными на сегодняшний день? (Борис)
— Самая главная, насущная задача церкви — это спасение душ человеческих. Когда в церковь приходит конкретный человек, надо конкретно этого человека привести ко спасению. Эту задачу мы выполняем ежедневно с теми людьми, которые сами приходят к нам в церковь. На аркане мы никого не тащим. Вторая очень важная задача — сохранить и передать следующим поколениям христианское учение, веру, которая донесена до нас через кровь и казни XVII - XIX веков. Вопрос воспитания детей, молодежи, духовенства — это очень важный вопрос.

Как вы выполняете свою главную задачу — спасение души человека? Миссионерство у вас развито? Или спасаете только того, кто сам к вам в церковь пришел?
— Может быть, у нас не так развита проповедь вне церкви, как в других конфессиях, потому что мы все-таки 300 лет были в гонении. Но тем не менее она есть. Прошедшая в Москве конференция — это тоже некий шаг, и то интервью, которое я сейчас даю, — это тоже шаг к проповеди.

Но мы все же люди простые, скромные. У нас еще у отдельных людей есть желание не высовываться: живем, и слава Богу... Старообрядцы живут в миру, в каком-то окружении, а одна из заповедей — возлюби ближнего своего. Они думают, что вот этого круга людей нам достаточно.

В июне в Москве прошла международная конференция «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». Были ли вы ее участником? Какие ориентиры в работе дала эта конференция? (Дунаева)
— На конференции я не был, но в курсе ее содержания, потому что была подготовка к этому мероприятию. В январе было сформировано несколько рабочих групп разных направлений старообрядчества. В марте состоялся круглый стол с участием митрополита Корнилия, представителей власти, средств массовой информации. На круглом столе было решено продолжать эту деятельность на июньской конференции в Москве.

Дело в том, что это первое мероприятие, когда собрались все направления старообрядчества. А по жизни мы постоянно общаемся в рабочем порядке, отношения у нас давнишние. В частности, в Казани со старообрядцами-старопоморцами собирались в 2013 году по поводу захоронений на Арском кладбище, вместе выступали перед властью.

У нас уже давно существует договоренность между старообрядцами обсуждать только те вопросы, которые общие для нас, и пока не затрагивать вопросы, которые нас разделяют, например, богослужебные, уставные. Среди общих вопросов — совместное выступление перед представителями власти по тем или иным вопросам. Когда мы объединяемся, это проходит более серьезно. Были также вопросы совместного издательства. Каждая старообрядческая ветвь издает свои календари и книги, и есть смысл действовать совместно. Поскольку все мы сохраняем дониконовскую культуру и традиции, полезно совместно проводить мастер-классы по знаменному пению, по иконописи и даже по каким-то бытовым вопросам.

Международные научные конференции на темы старообрядчества проходят уже лет 20 - 30. Как правило, их проводят такие крупные научные организации, как МГУ, другие университеты, Государственный исторический музей. И мы сами проводим конференции, на которые приходят ученые. Мы договорились совместно выступать в музейном и выставочном деле, в концертах знаменного пения.

— Почему старообрядческая церковь не едина?
— По разным причинам. Например, старообрядческая церковь делится на поповцев и беспоповцев. Беспоповцы посчитали, раз Никон ввел реформы, раз дониконовские священники скончались, то духовенства и нет. Они посчитали, что духовенство прекратилось, и дальше церковь идет без них. А другая часть, поповцы, считает, что все-таки есть возможность сохранить иерархию. В частности, наша церковь принадлежит к Белокриницкой иерархии, которую возобновили благодаря митрополиту Амвросию Белокриницкому. Впоследствии стали ставить епископов и священников. Можно сказать, что разделение старообрядцев чисто организационное. А книги у нас одни и те же, богослужения одни и те же.

На встрече президента Татарстана с Митрополитом Московским и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилием На встрече президента Татарстана с митрополитом Московским и всея Руси русской православной старообрядческой церкви Корнилием Фото: president.tatarstan.ru

«У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ СВОЙСТВО САМОГО СЕБЯ ОПРАВДЫВАТЬ»

— Зачем вообще между человеком и Богом нужен посредник — священник?
— У человека есть свойство самого себя оправдывать. А Господь слышит, но ничем не отвечает. А если ответит, то так, что человек может не понять. Поэтому обязательно нужен духовный отец.

— Так и хочется спросить: а судьи кто? Сколько уже было скандалов, связанных со священнослужителями!..
— Судья у нас один — Всевышний. А священнослужитель — свидетель и советчик. Понятно, что все мы грешны. Но для того, чтобы священник был наименее грешен, у нас такой отбор идет, что не каждый может им стать.

— В старообрядчестве бывают скандалы, как это случается и в Ватикане, и в РПЦ?
— О скандалах в старообрядчестве я не слышал. Мы приходим в церковь не скандалы слушать, а спасать свою душу. И не смотрим, что происходит справа или слева, чтобы осудить, а приходим, чтобы осудить самих себя перед Богом.

— А вы от чего спасали свою душу, что вас лично что привело в церковь?
— Привело то, что я родился на этой земле и когда-то должен умереть. И по окончании земной жизни я предстану перед Богом на Страшном суде. И хорошо, что меня привело в церковь не позже. Хорошо бы детей обучать так, чтобы они готовились с младенчества. Бывает же, что в церковь приходят люди в 60 - 80 лет, и они не готовы. А что значит «не готовы»? Это значит, когда его спросят «Грехи есть?», он перечисляет полный перечь грехов — все попробовал за свою жизнь. Когда духовник спрашивает: «А почему так?», он отвечает: «Меня не научили». Поэтому чем раньше человек придет в церковь, тем больше у него будет шансов исправиться, чуть-чуть духовно подтянуться и быть готовым к Страшному суду.

— Почему вы пришли именно в старообрядческую церковь?
— Помню, в начале 60-х годов бабушки собирались в молельной избе и брали меня с собой. Пока они молились, я сидел и клюкву ел... Были такие события в жизни, например, когда мне было лет 6, умер мой ровесник, с которым мы играли. И это для меня было таким открытием, что, оказывается, люди умирают. Некоторые живут до 100 лет, а кто-то умирает маленьким. И я впервые стал задавать себе вопросы. Почему умер этот мальчик, умру ли я? А что после смерти? Есть ли загробная жизнь и, если есть, то что я тут делаю? Я понимаю, что вот эти задавания вопросов и есть мои первые шаги к духовной жизни. И у меня такое убеждение было, что я только в старообрядчестве должен быть и больше нигде.

— Ваши предки были старообрядцами, я правильно понимаю?
— Да, я тоже так понимаю. Хотя в саму церковь я пришел уже в зрелом возрасте. Но пришел осознанно, в конкретную церковь, с конкретными целями.

Вы окончили очень известный институт МИФИ, который готовит ученых-физиков. Ученые чаще всего являются 100-процентными материалистами, поскольку им приходится работать с материей, пользоваться и открывать материальные законы этого мира. Только очень редкие люди способны уместить в своей голове и душе одновременно материальные представления (науку) и духовные представления (религию), поскольку, на первый взгляд, они противоречат друг другу. И для многих это как камень преткновения. Как произошел ваш переход от научного мировоззрения (материализм) к вере? (Александр)

— Чем больше я знаю — тем меньше я знаю... У меня больше сомнений, чем знаний. Как у любого ученого — чем больше знаний, тем больше сомнений. Глядя на мир, я осознаю величие Бога. И чем больше я расту духовно, тем больше мне нравится материальный мир.

— А вот Нобелевский лауреат Жорес Алферов в Бога не верит...
— Это его личный выбор. А самый известный российский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, выходец из старообрядцев-поморцев, другого мнения. Процитирую его: «Создатель дал человеческому роду две книги, в одной показал Свое величие, а в другой — Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на его огромность, красоту и стройность, признал божественное всемогущество по мере себе дарованного понятия. Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению. Ученые изъясняют первую книгу Создателя. Апостолы и церковные учителя — вторую. И как нельзя циркулем вымерять Божью волю, так и по Псалтыри научиться астрономии и химии. Знание натуры христианскому Закону не противно».

И не только Ломоносов, а практически все великие ученые мира после своих открытий воспевали Бога: «Как велик Бог, что он это создал!».И сам человек — целый мир, в нем есть и духовное, и материальное.

ЧЕМ СТАРООБРЯДЧЕСТВО ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НОВООБРЯДЧЕСТВА

— Старообрядцы в памяти народной, литературе и преданиях сохранились как героические люди, готовые идти на смерть, лишения и мучения ради сохранения чистоты веры. И это действительно доказывает, что они верили и верят. Старообрядцев не так много, с другой стороны, может ли быть много истинно верующих? Пожалуйста, назовите 5 самых существенных отличий Русской Православной Старообрядческой Церкви от Русской Православной Церкви и их значение для истинной Веры с вашей точки зрения. (Александр)

— Какой-то несуразный вопрос... Во-первых, почему 5 отличий, а не 3 или 10? Во-вторых, истинная вера может быть только у отдельно конкретного человека. У одного вера может быть более крепкой и глубокой, у другого — послабже, а третий только что пришел в церковь, и у него зачатки веры. Поэтому говорить об истинной вере мы можем только относительно каждого конкретного человека.

А если мы сравниваем две организации — РПСЦ и РПЦ, то мы уже говорим не об истинной вере, а о внутренней жизни этих организаций. Это совсем другой вопрос. Но отличия есть. Я расскажу, чем старообрядчество отличается от новообрядчества. Как вы знаете, в XVII веке произошел раскол, когда патриарх Никон (а его поддержал царь Алексей Михайлович) совершил реформу и ввел новины. А эти новины противны православию, которое было до реформы. Поэтому и произошел серьезный раскол церкви, который до сих пор существует. И принципиальное отличие в том, что старообрядцы сохраняют и поддерживают то, что было до Никона, а новообрядцы приняли новины и этим довольствуются.

— В чем все-таки принципиальная разница?
— Русь крещена в X веке, и к XVII веку люди на Руси уже 6 веков духовно росли. За 6 веков на Руси уже была святость: были монастыри, были русские святые, у нас накопился общий духовный опыт. И вдруг нам говорят: а вы все неправильно живете, ваши отцы неправы! Принесли новые книги и сказали: теперь по ним надо жить. Как это так?! Вот суть-то в чем! Одни предали своих отцов, а другие не предали. Это принципиальная разница.

Мы к церковной книге относились трепетно — это же святая книга! А реформаторы к ней отнеслись так, что все перепутали. Ведь церковная реформа — это в первую очередь реформа книг. Переписали все книги, переписали Символ веры, переписали Библию. И что самое интересное — мы до сих пор живем по дониконовской Библии, она переиздается. Человек может взять сегодня книгу XXI века и читать ее свободно и может взять, допустим, XV века и тоже читать ее свободно. Это одна и та же книга!

А что у новообрядцев? Они за три с половиной века своего существования сменили уже три Библии! Первая Библия, так называемая Московская, 1664 года, и в ней есть предисловие, в котором говорится, что внесли поправки и изменения в Библию, потому что считают, что так правильно. Следующая Библия называется Елизаветинская, она была издана в середине XVIII века. При этом упразднялась предыдущая Библия как уже негодная. И третья Библия была в середине XIX века, так называемая Синодальная, которая также упраздняла предыдущую. И на сегодняшний день у новообрядцев официально существует Библия синодальная.

«ИСПОРЧЕНЫ ВСЕ КНИГИ. ИСПОРЧЕНЫ АБСОЛЮТНО ВСЕ ТАИНСТВА»

— Вы для интереса эти все Библии новообрядцев читали?
— Одна из моих обязанностей — читать эти книги. Вообще специалисты считают, что сегодня в мире существуют около 600 версий Библии на разных языках. Я около десятка Библий встречал русскоязычных или славяноязычных. Они доступны, есть репринтные издания старых книг. Можно сравнить.

— Наверное, различия в деталях?
— В деталях, но существенных. К примеру, возьмем 90-й псалом из Псалтыря. По-нашему так: «Обаче очима своима смотриши и воздаяние грешником узриши», что на современном языке означает «Только смотреть будешь очами своими и увидишь воздаяние грешникам». Дательный падеж — кому, грешникам. А новообрядцы поменяли на родительный падеж: «Воздаяние грешников». Маленькая поправка, и вот они три с половиной века усердно молятся Богу: «Покажи нам воздаяние грешников!» Просите — даю вам... Сколько еще веков они это могут просить?!

И таких моментов — сотни! Испорчены все книги. Испорчены абсолютно все таинства — начиная с крещения, заканчивая погребением. Если человек крестился у новообрядцев, для нас он некрещеный. Погружательное крещение заменили окропительным и поливательным. А священник, который совершал это, по 50-му правилу Святых Апостолов извергается из сана. То есть он превращается в актера, одетого в священника. Нет в его действиях уже никакой силы небесной. Если не исполняются правила Святых Апостолов, то какая же это Церковь? Если они неправильно крестят, то сообщество у нас некрещеное.

— Дониконовские книги тоже ведь преследовали. Они сохранились в достаточном количестве?
— Да. Еще хочу сказать, что, помимо того, что мы книги исследуем, большую благодарность надо выразить ученым, которые их изучают на протяжении всего времени и сегодня подтверждают правоту старообрядчества. Правда, это подтверждение высказывается только в узких кругах, на научных конференциях, и эта информация не доходит до широких кругов народа.

«ЛЮДИ НЕ ХОТЕЛИ ПРИНИМАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЕ НОВИНЫ, А ИМ ПРОСТО РУБИЛИ ГОЛОВЫ»

— Мне кажется, официальная православная церковь сегодня стала слишком агрессивной...
— Она агрессивной всегда была. Они начинали с того, что рубили головы, сжигали людей. Вспомните хотя бы знаменитые «Двенадцать статей» царевны Софьи. Если человек после троекратного вопроса соглашался перейти в новую веру, его все равно казнили. Страшные вещи творились! Если мы посмотрим такие события, как Хованщина, стрелецкие бунты, это же на основе старой веры. Люди не хотели принимать европейские новины. А им просто рубили головы. Я уже говорил о некрасовских казаках, которые в начале XVIII века даже ушли в Турцию, только чтобы спасти веру. И они спасли и сохранили. И освоение Сибири, по сути дела, — это переселение большого количества старообрядцев. Они переселялись в сторону Польши, до Австрии (сегодня Румыния), на север.

А новообрядчество в XVIII - XIX веке распространялось только там, где было закрепощение крестьян. Ведь крепостного права не было ни в Сибири, ни на севере у поморцев, ни на юге у казаков. Закрепощение было только в центральных регионах. Реформа церкви и закрепощение — это одно и то же, эти события произошли в одно и то же время. А старообрядец — это свободный человек, исполняющий законы Божии, это трудолюбивый человек. Из Сибири старообрядцы пошли в Китай, в Австралию, в Бразилию. Старообрядцы живут по всему миру, потому что на родине им не давали верить так, как положено.

— Какие главные праздники у староверов? Совпадают ли они с праздниками РПЦ? (Мария Игнатьева)
— Я по календарю не сравнивал, совпадают наши праздники или нет. Знаю, что несколько лет назад праздник Сретения у нас не совпал. Это двунадесятый праздник. Он не совпал потому, что попал на понедельник первой седмицы Великого поста, когда вообще не разрешается никакая еда. РПЦ перенесла праздник на другое число. Хотя у святых отцов даже есть особый чин, как вести службу в этот день, если праздник и пост совпадают.

— РПЦ как-то очень прагматично подходит...
— Это не просто церковь, это синод. Дело в том, что Петр Первый, когда ездил на экскурсию в Европу, встречался с протестантами. И они ему посоветовали вместо соборности церкви и патриарха ввести Синод. Петр Первый вернулся в Россию и запретил всякие соборы, изгнал патриарха и создал Синод. Это уже в новообрядческой церкви. Причем Синод — это составная часть Сената. По сути дела, Синод — это министерство по делам религии, и главным там стал обер-прокурор, который имел чин даже не епископа и не митрополита, а гражданский чин. Мы знаем перечень всех обер-прокуроров. Это чиновничья структура, которая согласно своим собственным инструкциям все делает правильно. Какие к ней могут быть претензии?

Такое ощущение, что сегодня светская государственная власть сращивается с церковной. Это правильно, как считаете?
— Это и раньше было, только чуть в другой форме. И раньше царь приходил в храм, где у него было свое, царское, место. И когда на престол его ставили, был специальный чин, это в храме происходило. Связь эта была, только сегодня она другая: сейчас официальная власть руководит церковью, а надо наоборот. Раньше на Руси митрополит мог прийти к царю и сказать ему, что он что-то не так делает. Это было не только на Руси, но и в Византии. А когда Ивану Грозному митрополит Филипп начал делать замечания, царь приказал его заточить в тюрьму, а потом его казнили. А после Петра Первого патриарха не стало, все решает Синод.

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ОТОШЕЛ ОТ БОГА, ВОТ ТУТ ЕГО САТАНА И ПОДХВАТЫВАЕТ»

При чтении религиозной литературы довольно часто можно встретить фразу «Сатана — князь этого мира» в разных интерпретациях, но со смыслом, что именно Сатана (или силы зла) управляют этим миром в большей степени. С этим трудно не согласиться, видя, как много зла существует в мире. Как вы видите, кто управляет этим миром в настоящее время больше — Бог или Сатана? (Александр)
— Конечно же, Бог! Бог создал мир, и Он до конца будет им управлять. А сатана только вмешивается в это управление. Да, сатана есть, он приносит много зла, но управляет миром Бог. И судит Бог, и на Страшном суде мы попадем именно к Нему.

В этом вопросе вашего читателя сказано — «этим миром». Какой «этот»? У каждого человека свой мир. Два человека могут жить вместе, но у каждого — свой мир. Тот мир, в котором живет его душа. Как человек свою душу содержит, такой мир в нем и вокруг него. Человека, который постоянно с Богом (а мы знаем, что Бог сильнее сатаны), сатана боится. Он оббегает истинного христианина за километр! Но если человек отошел от Бога, вот тут его сатана как раз и подхватывает. Поэтому, если человек живет с Богом, то ему ничего не страшно. Ведь в Евангелии сказано: «Даю вам власть наступать на змею и на скорпию, и если что испиете смертное, вам это не повредит». Мы даже яд можем выпить! Потому что мы живем в мире, который создал Бог, он сильнее, он спасительнее, и наша задача — не отойти от Бога, иначе сатана сразу приберет к своим рукам. А там свой мир.

— А что значит «быть с Богом»? Это обязательно молиться, ходить в церковь или достаточно быть порядочным человеком?
— Приведу статистику. В России ежегодно на дорогах в автоавариях погибают 50 тысяч людей, а порядка 250 тысяч калечатся. Среди них есть очень порядочные люди. Но почему они попали под машину? Или почему дети тонут или сгорают в пожарах? Они ведь тоже порядочные. У нас около миллиона людей сидят в тюрьме. И любая мать считала, что ее ребенок будет порядочным — она его воспитывает для этого, а не для тюрьмы. И она говорит: «Мой ребеночек хорошенький, что вы пристаете с нравоучениями?» Он хорошенький до тех пор, пока не попадет под машину... А попадет под машину он тогда, когда ангел-хранитель от него отвернется, когда Господь Бог скажет: ну это ваш выбор.

— Ангел-хранитель по рождению есть у каждого?
— Нет, по крещению. Если человек не крещен, у него нет ангела-хранителя.

— А если человек крещен в новообрядческой церкви, как вы сказали, неправильно, то и ангела хранителя у него нет?
— В 50-м апостольском правиле сказано, что если при крещении человек не был погружен троекратно в воду, а только был окроплен или поливался, то это не крещение. Он не крещен! Произвели над ним какое-то театральное действие и взяли за это деньги... Господь через апостолов передал нам правила церковной службы, и их надо выполнять.

«ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЬ У КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА»

— Как принять веру в вашей церкви, что для этого требуется? (Юрий)

— Этому должен предшествовать процесс катехизации. Надо выучить хотя бы несколько молитв. Выучить символ веры, который он должен будет во время крещения прочить трижды, желательно без ошибок и запинок. Чтобы понимал этот символ веры. Еще до крещения должен знать, что такое посты, и выполнять их, чтобы быть готовым.

— Как у вас сложно!
— Это легко, если у человека есть желание!

— В новообрядческой церкви, насколько я знаю, попроще...
— А человек получил то, что заслужил! Мы сами выбираем себе жизнь. Кажется, что у нас какие-то лишние нагрузки, ограничения, но ведь этими ограничениями мы себя спасаем. Возьмем правила из мирской жизни: не перебегай дорогу в неположенном месте, не заплывай за буйки, не стой под грузом. И таких правил можно назвать сотни. Но выполнение этих правил нас защищает. Казалось бы, как сложно выучить эти сотни правил, они так усложняют нам жизнь... Наоборот, они облегчают нам жизнь! Мы знаем, что будем здоровы и живы, если будем знать и выполнять эти правила. Точно так же духовные правила. Молись, соблюдай духовные правила, проси помощи в их исполнении, и в трудную минуту Господь тебе поможет.

Духовные проблемы есть у каждого человека. Не может быть, что, живя в мире с такими бурями, у него было бы все нормально. У человека появляется куча проблем, которые каждый решает по-своему. Кто начинает глушить проблемы спиртным, другой пойдет искать выход в секту, а кто-то придет к нам в церковь. Но это выбор самого человека: хочешь приходи к нам, не хочешь — не приходи. Как правило, если человек пришел в церковь, он остается и дальше идет по этому пути. Сложного ничего нет, но, конечно, надо прикладывать труд. Если человек пришел в церковь только постоять и выйти из храма таким же, каким пришел, то зачем он пришел? Наверное, чтобы стать лучше. Он поработает над собой в самом храме, а потом еще и дома, и тогда он начинает подниматься по ступенькам духовности.

— Как проходит обряд крещения в старообрядческой церкви?
— В каждой нашей церкви есть купель, некоторые бочку ставят, и человека с головой троекратно погружают под воду. Если рядом с храмом есть пруд или река, там окунают. Как Киевскую Русь крестили. Зимой и летом, и никто ни разу не заболел. Обязательно троекратное погружение, обязательно правильные молитвы. И обязательно священник, который производит крещение, сам должен быть правильно крещеный. И так на протяжении последних трех с половиной веков.

Крещение — это мы даем обещание Богу, обет Богу. А дальше начинается труд. Кто-то думает: я покрестился, и теперь со мной ничего не случится. Нет, крещение не спасает, а накладывает на нас труд — мы начинаем исполнять то, что обещали Богу.

Действующий ныне Храм Казанской Богородицы на улице Островского был построен в период 1906–1910 годов и является памятником архитектуры регионального значения Действующий ныне Храм Казанской Богородицы на улице Островского был построен в период 1906–1910 годов и является памятником архитектуры регионального значения Фото: president.tatarstan.ru

«У НАС В ДУШЕ ЛИБО ГОСПОДЬ, ЛИБО САТАНА. И ЧТОБЫ УЗНАТЬ, КТО У ТЕБЯ, ЕСТЬ ТЕСТ»

— Основные заповеди у вас те же, что и у РПЦ?
— Те же, но их больше, чем основные, — целая толстая книга. У нас есть такое правило: если человек без уважительной причины пропустил три воскресные службы, то он автоматически отпадает от церкви, в которую сам пришел.

И самое главное — человек, который пришел в храм, должен не просто постоять (как будто нацепив на себя табличку «Я православный»), а должен чему-то научиться. Ему должны что-то показать, чтобы он делал то-то, то-то и то-то. И, наоборот, не делать этого, этого и этого. Ему должны обозначить смысл каждого действия, которое происходит в храме, чтобы он понимал, для чего пришел.

Сегодня люди живут в такой суете, они куда-то все бегут, потому что надо бежать и бежать, им даже некогда остановиться. Это проблема. Иногда человек устает и выпрыгивает из этой карусели, говорит: «Все, хватит, я лучше в церкви постою». И правильно сделает! Надо научиться правильно прожить то время, которое Господь тебе еще дает.

Порой приходит человек в храм и говорит, что не может молитву прочитать вслух. А я у него спрашиваю: «Матом ругаешься?» Отвечает: «Постоянно!» Так это тебе сам Господь не позволяет одним и тем же языком и матом ругаться, и молитвы творить! Для того чтобы начать молиться, ты должен сначала перестать ругаться и вытеснить молитвой свой мат. Это труд! Это не за один день, а, может быть, за год произойдет. Кстати, в моей практике есть люди, которые принудительно вытеснили мат молитвой. Сложно, по слогам, но начали читать молитву...

У нас в душе либо Господь, либо сатана. И чтобы узнать, кто у тебя, есть такой тест. Когда человек поскользнется или ударится, он что-то машинально выговаривает. Человек либо Господа вспомнит, либо нечистую силу. Вот это и есть показатель того, кто у вас в душе.

— А если человек начнет себя контролировать и вытеснять нехорошие слова, то в его душе Бог появится?
— Это обязательно надо делать! После каждого произнесенного грязного слова вслух надо сказать большее количество богоугодных слов.

— А что надо сказать? Господи, прости?
— Можно просто своими словами, а если знаете молитвы, то молитву прочитать. Надо вытеснять из своей речи все поганое, что есть. Это труд, как и любой другой. Но надо трудиться, потому что само это не произойдет. И этому тоже надо учиться.

— Вы уже рассказали, как правильно по старообрядческим канонам окрестить, а как правильно отпеть усопшего?
— У нас отпевание длится полтора часа и больше. Обычно священник сопровождает до кладбища, если оно находится не так далеко от церкви. В малых городах и селах доводят из храма до могилы, и отпевание заканчивается на могиле. Очень важно исполнить чин отпевания и погребения буква в букву. И не для зрителей это делается, а для человека, душа которого идет на Страшный суд. Для него это последнее таинство, и провести его надо идеально. Надо этого человека любить очень сильно, чтобы погребение сделать правильно и достойно.

«ОБРЯД РАЗВЕНЧАНИЯ? У НАС НЕТ ДАЖЕ ТАКОГО ПОНЯТИЯ!»

— Обряд развенчания у вас есть?
— У нас нет даже такого понятия! Есть второй и третий брак, который накладывается сверху на первый и второй в случае смерти одного из супругов. Причем после смерти надо выдержать определенный период. А если человек пропал без вести, то надо ждать 10 лет.

— А если люди решили развестись?
— В добрачный период надо жениха и невесту готовить так, чтобы они не разошлись. А если повенчались, то надо нести этот крест до конца. Венчание — это только семечко посадили, которое надо растить до 80 лет. Порой люди после двух месяцев брака говорят: «Мы поняли, что не любим друг друга, и вообще мы разные люди». А я им отвечаю: только к 80 годам вы сможете ответить, есть любовь между вами или ее нет. Да, все люди разные, но вы должны так прожить совместную жизнь, чтобы стать одинаковыми. А для этого опять нужен труд, причем над собой, а не над другим человеком.

А вот этого многие не хотят делать — выращивать любовь в себе, выращивать приближение к своему близкому, с которым сочетался перед Богом. С этого все только начинается, а дальше идет труд и ответственность. И к этому приучали с детства. Ничего не происходит само по себе. Господь наказывает очень сильно, и это мы уже знаем из практики.

— Один священнослужитель РПЦ в разговоре со мной сказал, что надо просить у Бога и Он даст. А когда я сказала, что мне стыдно просить, что я сама должна всего добиться, он мне ответил, что это гордыня, один из великих грехов... А как в старообрядческой церкви относятся к этому вопросу?
— Господь всевидящ, он сам знает, что каждому из нас надо. Поэтому просить что-то конкретно — это, конечно, некорректно. У человека, который только что пришел в церковь, как правило, много проблем, поэтому он только просит. Но когда этот человек духовно возрастает, он перестает просить и начинает благодарить. Нам Господь дал так много, что мы до конца жизни должны только благодарить. Он дал нам жизнь, он дал нам солнце, голубое небо, чистый воздух. Он всё нам дает, чтобы мы нормально жили. И надо его благодарить, славить, хвалить. Когда мы дойдем до понимания этого — это самое лучшее состояние. Надо благодарить даже за то, что я сегодня проснулся.

В Евангелии есть один такой фрагмент. Человек собрал большой урожай и решил сломать старую житницу, чтобы построить новую, большую. А ему Господь говорит: «Ты безумец! Тебя ночью ангелы заберут, кому все это ты оставишь?..» Если перед сном этот фрагмент из Евангелия читать, то задумаешься: а вдруг я завтра не проснусь? А если проснулся — надо благодарить Бога, что он подарил тебе еще один день жизни. И этот день, может быть, последний, поэтому его надо прожить так, как подарок. А в основном люди живут как в конвейере: после понедельника будет вторник, после вторника — среда...

«ЭТО НЕ БОГ СОВЕРШИЛ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ, А АДАМ И ЕВА»

— А кто придумал, что Господа надо благодарить? Это же человек придумал: поблагодарю на всякий случай...
— Это не на всякий случай, а благодарность от любви к Богу. К Богу можно относиться и с любовью, и со страхом.

— И можно меркантильно — поблагодарю, может, больше даст...
— Нет, это немеркантильно. Дело в том, что Господь, помимо того, что он строг и милостив, еще справедлив. И он не сделает ошибку. Если мы можем ошибаться, то он не ошибется.

— Почему же тогда он допускает несправедливость и по отношению к отдельным невинным людям и к странам? Эти вопросы задавали во все века...
— Это не Бог совершил несправедливость, а Адам и Ева, которые нарушили заповеди, в результате спустились на Землю. Вот мы и живем с болезнями, и смертны мы. Женщины рожают в муках, а хлеб мы добываем в поте лица. Это мы получили, и надо это принять, согласиться и не плакать. Болезнь, смерть — это для нас нормально.

— Молодые люди могут рассудить так: «Если земная жизнь — это только небольшая остановка на пути к загробному миру, зачем в этой жизни стараться чего-то добиваться?»
— Мы приближаемся к тому моменту, когда торжественно встретим Спасителя на Страшном суде и будем перед Ним стоять. У нас будут дрожать коленки, как порой они дрожат перед начальником (хотя не должны дрожать, а дрожат). А уж когда к Господу придем, коленки еще сильнее задрожат. Чтобы мы пришли на Страшный суд подготовленными, мы должны трудиться для нашего спасения. И благодарить Бога, что Он дает нам эту возможность.

— То есть дана нам жизнь, и прожить ее нужно достойно?
— Да, тут все просто! Даже философствовать не надо, а просто исполнять Божьи заповеди. Причем это не фанатизм, а нормальное явление.

«ОБ ЭКОНОМИКЕ СТАРООБРЯДЦЕВ ЕСТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Из истории знаем, что знаменитые купцы Третьяковы и Морозовы были из старообрядцев. Много хорошего сделали они на благо Родины. Есть ли сейчас такие меценаты? Кто помогает и спонсирует РПСЦ? (Александр)

— Помимо Третьяковых и Морозовых, есть еще очень много известных: в Москве — Рябушинские, Кузнецовы, в Нижнем Новгороде — Бугровы, Блиновы, Сироткины, в Казани — Шамовы. О них написаны большие исследования. Но были еще купцы второй и третьей гильдии, имена которых не так широко известны, однако их было гораздо больше. Среди старообрядцев было много высококвалифицированных мастеровых, например на заводах на Урале, на Алтае. Еще было много зажиточных крестьян, которых потом стали называть кулаками.

Знаменитые меценаты не могли вырасти на пустом месте — они выросли в старообрядческом мире. И все — от Рябушинского до каждого крестьянина — живут по одинаковым законам. Просто у каждого своя работа. И богатые люди накопленные капиталы не считали своей собственностью, а считали общественной. Из истории мы знаем, когда старообрядцы-предприниматели попадали в финансовую беду, им безвозмездно давали по миллиону рублей. Например, Рябушинский перечислил миллион на счет другого банка. И не ради коммерческой выгоды, а для сохранения устойчивости того мира, в котором живут.

Об экономике старообрядцев есть интересные исследования. Несмотря на то, что три века старообрядцы были в гонении и вынуждены были исполнять свою веру нелегально, к началу XX века обладали более чем 60 процентами российского капитала. А ведь старообрядцев в стране было меньше 15 процентов! И только в старообрядческой среде по нескольку поколений держали высокую планку бизнеса, начатого предками. А среди прочих, как мы знаем, внуки спускали все капиталы своих дедов на развлечения... Почему так сложилось у старообрядцев? Потому что для них труд — это не зарабатывание денег, а это в поте лица выполнять свой долг.

— Сейчас у вас благотворители есть?
— Благотворители есть, хотя, может быть, не такие знаменитые и крупные, как прежние меценаты. Они помогают строить старообрядческие храмы, и за последнее время по России их построено много. Думаю, количество благотворителей будет расти. Отношение к труду у нас воспитывается с детства. Как правило, старообрядцы имеют высшее образование или являются специалистами высокого класса, и они живут небедно.

«О СТАРООБРЯДЦАХ ХОДИТ МНОГО МИФОВ...»

Чем отличаются старообрядцы в быту от других людей? Слышал, что старообрядцы совсем не употребляют алкоголь, табак, не едят свинину. Какие блюда готовят, как одеваются? Смотрят ли телевизор, пользуются ли интернетом? (Александр)

— Я, конечно, по квартирам не хожу и не смотрю, кто как живет... Одна из главных черт жизни старообрядца — это трезвый образ жизни, большая крепкая семья. Как правило, венчаная семья, а жених и невеста — воцерковленные. К семейной жизни их готовит духовный отец — как мужа и жену, как будущих отца и мать. А чтобы проверить свои чувства, жених и невеста молятся по 40 молебнов. Поэтому семьи у нас очень крепкие и трудолюбивые. Нет у нас излишества, нет роскоши.

Еще с прошлых веков о старообрядцах ходит много мифов, что мы до сих пор ходим в лаптях и т. п. Нет, старообрядцы используют в своей жизни все современные открытия, пользуются станками и машинами, если это на благо дела. Другое дело — телевизор. Но важен не сам предмет, который стоит в комнате, а то, что из него подают. Если бы из телевизора подавали то, что я просил, я его смотрел бы. Но если мне показывают то, что я не хочу видеть, зачем мне его смотреть? Кто-то сравнил телевизор с входной дверью без замка: кто хочет, тот и входит. Поэтому очень многие у нас телевизоров не имеют. И интернетом пользуются, кому он нужен. Лично я не пользуюсь им, а вот мой секретариат в рабочих целях интернет использует. И телефон так же.

— Как считаете, что может стать национальной идеей России? (Евгения)
— На эту тему писалось много книг, в том числе великими философами. Почитаешь их — даже не поймешь... Давайте начнем с того, что одна из задач старообрядчества — сохранить традиции, сохранить русский язык. Вот вы сказали «национальная идея», где «идея» -— греческое слово, которое переводится как главное или основное понятие, а «нация» — латинское слово, в переводе на русский — «народ». То есть если сказать русскими словами, то выходит так: основное понятие о народе России. А слово «народ» имеет корень «род», то есть народ — это большое сожительство родов, которые из века в век живут тут. Они могут быть разными — русские, татары и т. д. И эти живущие на Руси рода должны жить в мире, в любви, по Божьим заповедям, растить детей и оставить им Землю такой же чистой и прекрасной, как создал Бог. Что еще выдумывать-то?

— Владыка, спасибо за поучительный разговор.