ЗАДАЧА ЛЮБОГО ПОДАРКА – ВЫГЛЯДЕТЬ В ДВА РАЗА ДОРОЖЕ, ЧЕМ ОН СТОИТ

Как выбрать небанальный подарок своим партнерам и коллегам? Для многих бизнесменов этот, казалось бы, простой вопрос часто превращается в большую проблему. Здесь на помощь приходят профессионалы подарочного бизнеса, способные расставить приоритеты так, чтобы вложенные деньги обернулись выгодными контрактами и лояльным отношением партнеров. Как правильно выбрать подарок, какие тенденции в подарочном бизнесе сегодня актуальны – в интервью с директором сувенирной компании «Оазис» – официальным представителем крупнейшей московской сувенирной компании «Круг Альянс» – Ольгой Романовой.

– Ольга, давайте начнем с сути вопроса. Впереди праздники. Поделитесь советом, как..  не надо выбирать подарки?

– Во-первых, не надо начинать с цены, потому что не все, что дешево – выглядит дешево, и не все, что дорого – выглядит шикарно. Задача любого сувенира – выглядит дороже, чем он стоит. Если вы обратили на внимание на какой-то сувенир, уточните его цену. Если вас она приятно удивит - это правильный сувенир.

Так же при выборе подарка нельзя опираться только на свои впечатления, хотя, естественно, мы дарим то, что хотелось бы иметь самим. Признаю, что мне, порой, бывает затруднительно подобрать деловой подарок мужчине. Конечно, собственные ощущения от подарка имеют значение, но они не должны быть первоочередными. Выбирая подарок необходимо представлять ситуацию, в которой он будет вручаться, чтобы не возникло чувства неловкости ни у вас, ни у одариваемого. Ну и нет ничего хуже, чем заниматься подарками в последний момент, впритык к событию. Во-первых, он однозначно не будет стоить затраченных на него впопыхах и от безысходности денег, во-вторых, вряд ли будет соответствовать в полной мере тем требованиям, что ему предъявляются. В выборе подарка необходим вдумчивый подход, тогда приходит наилучшее решение. А так как часто на это попросту не хватает времени, всегда можно обратиться к специалистам, профессионалам в этой сфере.

КАТАЛОГ С ВИДАМИ КАЗАНИ

– Ольга, группа компаний «Круг» - автор уникальных  каталогов сувенирной продукции для бизнеса Oasis и Penoteka - выпустила недавно новый каталог. Что нового, эксклюзивного он предлагает своим клиентам?

– В этом году помимо ежегодного, уже знакомого татарстанским компаниям каталога OASIS BUSINESS GIFTS, был также выпущен специальный ограниченный тираж для нашей республики: на его обложке представлены виды столицы Татарстана.

Я думаю, что нашим клиентам будет приятно иметь не универсальный российский каталог, а специальный – казанский.  Некоторые наши клиенты уже успели получить новинку, и были приятно удивлены этой изюминкой.

Вообще, наши компании заслужили то, чтобы иметь индивидуальный каталог сувенирной продукции: уже не в первый год в него включают позиции, которые потенциально будут интересовать именно нашу республику. Например, сувениры, носящие мусульманские символы: компас в коробке из красного дерева, указывающий местоположение Мекки или изумительная картина на фарфоре, на которой запечатлен момент хаджа, сувениры с нефтяной тематикой – от недорогих брелочков и кружек в виде барреля до изысканных настольных приборов, изображающих станции добычи нефти. А сколько VIP подарков имеют красивую дорогую упаковку, обитую зеленым бархатом с декором золотого цвета! На первый взгляд, ничего необычного в этом нет, но поверьте, это частое пожелание именно наших татарстанских предпринимателей!

Несмотря на то, что Татарстан – далеко не единственный крупный покупатель подобных сувениров, однако на презентациях подобных новинок авторы каталога чаще всего объясняют их появление  просьбами нашей республики!

Однажды на выставке я обратила внимание на серебряные часы и лампу. Они были выполнены в изумительной кружевной технике в виде растительного орнамента, цветочных завитков. Владимир Слуцкий,  Президент ГК “Круг”, увидев мое восхищение, сказал: “А ведь они еще похожи на ваш чак-чак!”  Конечно, это была шутка, но ведь действительно, теперь эта коллекция “Принц Аквитании” и “Принцесса Аквитании”  ассоциируется у меня именно с чак-чаком.

В каталоге собрана продукция, являющаяся в настоящее время наиболее востребованной российскими компаниями. Отбор предлагаемых позиций, размещенных в каталоге, проводится очень тщательно: на различных мировых сувенирных выставках, при помощи отслеживания популярности трендов. В каталогах Oasis и Penoteka представлено несколько тысяч позиций, а каталог OASIS BUSINESS Gifts, пожалуй, самый крупный каталог за последние годы.

– Десять тысяч позиций! Это значит, надо понимать, что кризис в вашем бизнесе закончился? Кстати, как вообще изменил кризис отношение к подаркам?

Вы знаете, бюджеты, которые тратились на сувенирную продукцию до кризиса, были в разы больше. У многих компаний сувенирная продукция была закуплена в таком количестве, что до сих пор она не может быть раздарена или каким-то образом распространена. В результате получается, что склады еще заполнены, а у компании изменилось название,  логотип, продукция уже “немодная”.

Сейчас же, на мой взгляд, стали подходить к данному вопросу более вдумчиво. Более тщательно подсчитывается количество, выбирается, для кого сувениры предназначены, с какой целью, каким образом подарки смогут влиять на лицо компании.

А то, что стали меньше закупать продукции “про запас”, а все больше для решения конкретной задачи, делает заказы более прогнозируемыми и ожидаемыми, а нашу работу стабильней.

Поэтому кризис в данном случае – это такая профилактика, как, впрочем, и для всей экономики в целом.

ДЕЛОВЫЕ ПОДАРКИ – ЭТО ОСОБЫЙ БИЗНЕС

– Существуют ли особенности бизнеса по продажам подарков для деловой аудитории?

– Особенности, конечно, есть. Когда клиенты открывают наш каталог, то первое впечатление сродни шоку: столько всего красивого, интересного, эксклюзивного! В этот момент и начинается работа с клиентами. Конечно, учитывается то, что им нравится. Но если мы хотим и в дальнейшем с ними сотрудничать, необходимо разработать целую концепцию, ориентированную на результат дарения подарков: для кого предназначен данный подарок, что за мероприятие предстоит, какого уровня одариваемые. Если компания принимает участие в выставке, то нет смысла тратить большие бюджеты на сувенирную продукцию для посетителей стендов. Если это уровневое мероприятие, юбилей компании, где будут приглашены гости, партнеры, чиновники высокого ранга – то и сувениры предполагаются совсем другого уровня. Подарки должны нести идею, напоминать о памятном для компании событии. Я считаю, что главная особенность, это то, что подарок должен быть по делу. Не потому, что он нравится клиенту, что он дешев или дорог, он должен быть уместен.

Кстати, по этому поводу вспомнилась ситуация, о которой я прочитала буквально несколько дней назад. В каком-то российском городе проводилась встреча  с параолимпийцами, отличившимися на Играх 2010 в Ванкувере, вручались подарки. И представьте, слабовидящему параолимпийцу подарили телевизор! Это очень неловкая ситуация, и самое неприятное, что человек, получив хороший, дорогой подарок, не смог прочувствовать индивидуальность этого подарка. Его подбирали не для него! К сожалению, это распространенная ситуация: подбор подарков на определенную сумму, с определенным смыслом, но без соотношения с объектом дарения.

– Что важнее в подарке: стиль, стоимость, намек?

– Однозначно, не стоимость. Если дарю я, чаще всего акцентирую свой выбор на стиль и ассоциации подарка с одариваемым. Но если в подарке нет никакой легенды – почему он подарен, и нет намека к какому-то побуждению – он теряет свою актуальность.

– Как вы выбираете поставщиков товара? И какие брэнды среди компаний, выпускающих подарки, наиболее известны в России и в Казани?

– С поставщиками работаем по принципу условий, которые они могут нам предложить. Это, естественно, ценовые факторы, дилерские условия, сервис. Нам важно не только наличие каталога, как инструмента работы с нашими клиентами, но и то, насколько у наших поставщиков продумана логистическая составляющая, насколько они мобильны, оперативны, информированы. Бывают такие моменты, когда необходимо оперативно что-то выяснить у производителя в Китае, в Европе. Нашему клиенту без разницы: берем мы товар за рубежом или в России. У них есть сроки, мероприятия, есть задача, которую мы должны решить. Наши поставщики в основном, удовлетворяют всем необходимым требованиям.

По поводу брэндов. Если мы говорим об актуальных сейчас ежедневниках (70-80 процентов компаний закупают к Новому году ежедневники в качестве сувениров или как рабочий инструмент), то сейчас наиболее актуальны итальянские ежедневники, что не удивительно, поскольку именно Италия является их родиной. Наиболее известный брэнд – NazarenoGabrielli – удачно сочетает материалы и качество. Очень интересные решения в плане обложек – совершенно неожиданные комбинации цвета, фактуры, к примеру – бархатистая отделка может сочетаться с кожей, текстилем. Это действительно классные, нескучные серо-коричневые ежедневники. Что касается ценового фактора -  диапазон цен широк, можно подобрать подходящий вариант.

Если говорить о ручках, а это самый популярный сувенир-носитель рекламы, то у всех на слуху такие традиционные брэнды как Parker, Senator, Waterman. Хотя сейчас клиенты становятся более гибкими и менее консервативными, и готовы к новому. К этому бывает трудно привыкнуть, но, с другой стороны, представьте картину (очень распространенная ситуация): вы, к примеру, хотите преподнести партнеру в подарок ручку. Задумываетесь, какую и… вот оно – решение: ручка Parker! Бесспорно, письменная принадлежность Parker – это, в общем-то, беспроигрышный вариант. Но нужно понимать, что этот вариант придет в голову еще дюжине людей. И тут же ваш подарок перестает выполнять главную задачу – запомниться именно в качестве вашего подарка. А всего-то нужно поинтересоваться новыми течениями, именами, трендами.

Кстати, по поводу ручек, я бы отметила марку, которая, на мой взгляд, отвечает многим параметрам: качество, стиль, мода – это ручки швейцарской марки Prodir. При всем том, что это пластик, а традиционно, у нас пластиковые ручки не считаются деловым самостоятельным сувениром, наличие этих ручек в подарочном фонде компании считается хорошим тоном и отвечает современным тенденциям в сфере сувениродарения.

– Любопытно, какие же тренды в подарочном бизнесе сегодня наиболее популярны?

– Лично для меня это подарки, из которых можно составить коллекцию. В любом случае из года в год, от мероприятия к мероприятию мы дарим своим партнерам подарки. А представьте, если из них можно собрать коллекцию: фигурок, книг, дисков… Ваш партнер не просто поставит подарок в шкаф и забудет о нем (или передарит), а будет заинтересовано ждать следующего события и следующего элемента коллекции. Это эффект ожидания подарка и уже заинтересованности в вас: вы задаете тон своими подарками, их от вас уже ждут. В России пока оно не очень распространено. Но мне бы хотелось внедрить его в массы.

КТО УМЕЕТ ЖИТЬ?

– Дарение подарков уже давно возведено в ранг искусства, но умело и красиво преподнести презент может далеко не каждый. Как преуспеть в этом нелегком деле?

–  Подарок должен содержать смысл и идею. Это должны быть не просто часы с логотипом вашей компании, не просто ежедневник, это должна быть какая-то ассоциация. Можно вручить сувенир в красивом фирменном пакете и сказать – «С Новым годом!», и все. А можно подойти к этому процессу творчески. Представьте, что вам подарили шоколад в форме раскрытой книги – великолепный индивидуальный подарок. Но что вы с ним будете делать: съесть его жалко, оставить – потеряет вид. А если вам преподнесут его в сопровождении истории – каким образом компания ассоциирует себя с книгой, раскрытой книгой, почему вам подарили именно этот подарок, то он надолго запомнится, даже если вы его съедите. У человека должно остаться ощущение, что это не просто очередной подарок, а память на долгое время – по какому случаю и с каким смыслом его подарили. Действительно, подарок может быть очень скромным, но если при этом раскрыть его идею, то ценность его возрастет в разы.

– Ольга, каким должен быть небанальный подарок?

– Казалось бы, самый банальный презент – ручка. Но ручка ручке рознь. Если  в ней есть какая-то лишняя кнопочка, лишний крючочек, любая дополнительная функция – он перестает быть банальным. Даже самый скучный письменный предмет может развлечь человека, если несет какую-то дополнительную функцию. Или, скажем обычный брелок, но если в него встроен сейф для sim-карты, или фонарик, – он уже вызывает другой интерес. Тот же магнит – элементарная вещь, однако с устройством для записи и передачи сообщений, он становится совершенно уникальным. Вот на такие вещи стоит обращать внимание.

 – Английская пословица гласит: «Кто умеет дарить подарки – умеет жить». Какой смысл, по-вашему, в ней заключен?

– Подарки – это проявление лояльности и получение взаимности.  Вручая презент, вы приобретаете если не друга, то товарища, партнера, а это всегда положительные эмоции, которые к вам же и возвращаются. Я, например, очень люблю дарить подарки, потому что личные встречи и общение случаются не так часто, как хотелось бы, а, видя мой подарок, человек будет чаще вспоминать обо мне. Разве это не приятно?

Елена Фадеева

На правах рекламы