Илгиз Низамов Следственный комитет РФ по РТ проводит проверку самоубийства полковника УФСИН по РТ Илгиза Низамова. Он был начальником филиала уголовно-исполнительной инспекции в Камско-Устьинском районе Фото: vk.com/public59491893

САМОУБИЙСТВО В ДЕНЬ РЕСПУБЛИКИ

Обстоятельства самоубийства 57-летнего начальника филиала уголовно-исполнительной инспекции по Камско-Устьинскому району УФСИН по РТ Илгиза Низамова пресс-служба ведомства изложила сегодня утром в сухой сводке. Труп 57-летнего полковника внутренней службы с огнестрельным ранением в области грудной клетки был обнаружен накануне в 12:40 на заднем дворе его собственного дома. Выстрел в грудь был произведен из охотничьего ружья. Суицид как причина смерти не подвергается сомнению. Предсмертной записки рядом с телом не обнаружено. Тем не менее, как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя следственного комитета РФ по РТ Андрей Шептицкий, по данному факту республиканский следком проводит проверку.

Дополнительные детали трагического происшествия в разговоре с «БИЗНЕС Online» сообщил осведомленный источник в правоохранительных органах. По его данным, в 10:30 утра 30 августа полковник ехал на своем автомобиле по Верхнеуслонскому району. За нарушение правил дорожного движения его остановили сотрудники ГИБДД. После этого у них произошел конфликт, и его машину отогнали на штрафстоянку, чем Низамов остался крайне недоволен. Другой собеседник издания описывает ситуацию в более драматичных тонах. По его словам, в утро праздничного дня сотрудник УФСИН был уже навеселе, за что сотрудники ГИБДД и изъяли у него права. Для решения вопроса с несговорчивыми инспекторами, проигнорировавшими его высокое звание, Низамов якобы обратился к друзьям в правоохранительных органах, но помощи от них не дождался. «Возможно, на этой волне, когда уважаемому в районе человеку никто не помог, он и пошел на самоубийство, — предполагает наш источник. — Других видимых причин мы не видим. Проблем и конфликтов у него не было, бояться увольнения ему не следовало, до приличной пенсии ему осталось три года... Очень странная смерть. Особенно на фоне того, что домой он приехал веселый и в приподнятом настроении, со слов супруги».

Роковой выстрел полковник сделал из личного охотничьего карабина «Сайга» (табельное оружие ему по службе было не положено). По сведениям источника «БИЗНЕС Online», Низамов планировал выстрелить в сердце, но попал выше, в район груди, зацепив важнейший жизненный орган только частично. Тело на пороге дома нашла супруга. «Это точно самоубийство, об этом можно судить по месту нахождения трупа, его положению — он на ружье лежал. Нет никаких признаков насильственной смерти», — говорит наш собеседник, побывавший на месте самоубийства.

10 ЛЕТ С ПОЛОСАТОЙ ПАЛОЧКОЙ?

По долгу службы Низамов отвечал за условно осужденных жителей Камско-Устьинского отдела УФСИН. В его обязанности входил контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, таких как домашний арест или условный срок, а также за освобожденными по УДО. По всему району таких насчитывалось около 100 - 200 человек. Административный аппарат у полковника был более чем скромный — за весь район отвечали два человека.

По свидетельствам коллег, подполковник УФСИН положительно характеризовался по месту службы. В органах УФСИН он работал с 2001 года, 15 лет был трудоустроен в уголовно-исполнительной инспекции республиканского ведомства. «Взыскания у всех бывают, но в последние пять лет претензий по службе у него не было, в зоне критики он не находился. Сам он был добродушный...» — вспоминают о нем сотрудники УФСИН по РТ.

Впрочем, в служебной биографии самоубийцы, как говорят, есть 10 лет жизни, которые он отдал службе в ГИБДД, что делает версию с обидой на инспекторов ДПС еще более психологически достоверной.

«ЕСТЬ НЮАНСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОСВОБОЖДЕННЫМИ ПО УДО, И ДЕНЕЖКИ ОНИ ВЫМОГАЮТ...»

Реакцию экспертов на самоубийство Низамова можно охарактеризовать по эмоциональной шкале от «недоумения» до «шока». Член ОНК и Общественной палаты РТ Николай Архипов с Низамовым не сталкивался. Но его неприятно удивило второе самоубийство сотрудника УФСИН по РТ за год. В связи с этим он вспомнил и о недавнем аресте начальника ИК-19 Алмаза Тазеева. «Он [Низамов] же с матерями и женами [осужденных] никак не связан, встречает осужденных», — поделился своими мыслями Архипов.

«Сложный вопрос, что могло довести Низамова до самоубийства, — рассуждает эксперт Общественной палаты РТ, экс-сотрудник уголовно-исполнительной системы, подполковник в отставке Владимир Рубашный. — Я лично с ним был знаком, конечно, но не настолько близко, чтобы делать какие-то выводы. Не настолько близко, как, например, с тем же Кадировым. Низамов, конечно, уже 15 лет работал в уголовно-исполнительной системе, но ведь уголовно-исполнительная инспекция раньше подчинялась МВД РТ. Ее возглавлял Рафаэль Давлеев, но они все время были как бы особняком, они относились к МВД республики. Заключенные отсидели, и УФСИН их как бы передает уголовно-исполнительной инспекции, которая за ними смотрит, следит, чтобы они выполняли предписанное судом. Так вот, даже после того, как они стали частью уголовно-исполнительной системы, они все равно стояли особняком... Поэтому я не могу связать самоубийства Кадирова и Низамова».

Рубашный не связывает самоубийство Низамова с коррупцией. «Хотя в уголовно-исполнительной инспекции, исходя из той информации, которая до нас доходит, тоже есть нюансы, связанные с людьми, освобожденными по УДО или которые ходят под подпиской, и денежки они вымогают, и прочее, — добавил собеседник „БИЗНЕС Online“. — Но самого Низамова я очернять не могу, ничего такого ни о нем, ни конкретно про эту инспекцию Камско-Устьинского района мы не знали. Я также не думаю, что его самоубийство как-то связано с профессиональным выгоранием. Ему же было 57 лет, а выгорают немножечко раньше. Скорее всего, сыграли роль какие-то личные причины».

Ведомство Дауфита Хамадишина в последнее время потрясла серия арестов Ведомство Дауфита Хамадишина в последнее время потрясла серия арестовФото: «БИЗНЕС Online»

ЧИСТКА РЯДОВ В УФСИН ПО РТ

Напомним, что ЧП с самоубийством Низамова — не первое в системе УФСИН. Ведомство Дауфита Хамадишина в последнее время потрясла серия арестов. В частности, 18 августа Приволжский райсуд Казани на 2 месяца арестовал начальника ИК-19 УФСИН России по РТ Алмаза Тазеева. Еще 8 августа на него завели уголовное дело по подозрению во взяточничестве, превышении и злоупотреблении должностными полномочиями — всего ему вменяют преступления по трем статьям Уголовного кодекса. Следствие не стремится раскрывать детали — суд шел в закрытом режиме, а оперативники в коридорах суда постарались помешать журналистам запечатлеть начальника после выхода из зала суда. Однако известно, что Тазеев мог получить взятку в 500 тыс. рублей от жены одного из «подопечных» — за решение вопроса по условно-досрочному освобождению и послабление режима. Также он якобы получил 140 тыс. рублей за положительную характеристику одного из осужденных, который в итоге вышел на свободу по УДО.

Незадолго до этого был арестован начальник отдела воспитательной работы ИК-3 Назиль Гайнатуллин. Он «засветился» на видеозаписи избиения заключенных, выложенной в YouTube. На видео видно, как сотрудники в форменном обмундировании УФСИН наносят множественные удары по телу осужденных в колонии №19. В комментарии к данной видеозаписи указано: «Беспредел в ИК-19 Казани, начальник Гайнатуллин Н. Н. избивает этапников», — так в зале суда следователи аргументировали основания для ареста.

А 14 января был задержан замначальника ИК-2 Игорь Леонидов. Следователи заподозрили сотрудника — 38-летнего подполковника — во взяточничестве — один из зэков заявил, что перевел ему 600 тыс. рублей, но так и не вышел по УДО. Однако удивительно, как Леонидов вообще попал на службу: дело в том, что в 2007 году он привлекался к уголовной ответственности. Его судили по обвинениям в избиении женщины в сочетании с угрозой убийством, он отделался штрафом в 15 тыс. рублей, но пятно в биографии осталось. А в конце января в собственном кабинете повесился и шеф Леонидова — начальник ИК-2 Азфар Кадиров. Его тоже допрашивали по делу Леонидова, но задержать не успели.

Ведомство Хамадишина, к чести своей, выступило с заявлениями по поводу череды скандалов. Главный «безопасник» УФСИН Рамиль Габидин в начале июля дал понять, что «посадки» офицеров внутренней службы — не что иное, как чистка рядов. «Руководство УФСИН всегда занимало и занимает жесткую и бескомпромиссную позицию по выявлению фактов, порочащих честь мундира сотрудников уголовно-исполнительной системы», — заявил Габидин. Он сообщил, что только в 2015 году по инициативе подконтрольного ему подразделения были привлечены к уголовной ответственности четыре сотрудника УФСИН, за пять месяцев этого года — еще пятеро. Всего же выявлено 26 «оборотней в погонах».