О сходе с предвыборной дистанции объявил известный в Татарстане бизнесмен Сергей Акульчев, сопроводив решение весьма невнятным комментарием. Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты вспоминают о том, что его выдвижению в команде бизнес-омбудсмена предшествовали претензии налоговиков к его экс-супруге, а политологи и конкуренты по предвыборной борьбе указывают, что шансов пробиться в Думу у него все равно не было.
Сергей Акульчев
ГЛАВНЫЙ КОНДИТЕР РЕСПУБЛИКИ: «Я УСТАЛ, Я УХОЖУ»?
Известный челнинский предприниматель Сергей Акульчев озвучил свое решение о выходе из предвыборной гонки, в которой он участвовал от Партии Роста. Произошло это во время пресс-тура для блогеров и журналистов на фабрику Акульчева в Набережных Челнах. Мотивировал он его нехваткой времени и решением сосредоточиться на бизнесе. «Мне сейчас не хватает времени физически. При этом я понимаю, что это не проходная история, а времени нужно будет потратить много. Я не готов на это», — дословно сказал он в интервью челнинскому порталу предпринимателей.
Между тем Акульчев был единственным представителем Татарстана в списке свежеиспеченного партийного проекта бизнес-омбудсмена Бориса Титова, если не считать Ивана Грачева (№8 в федеральной части избирательного списка). Вафельный магнат был на второй строчке региональной группы №16, в которую входят Татарстан, Удмуртия и Костромская область, а по одномандатному округу не выдвигался.
К сожалению, дозвониться до Акульчева, который в настоящее время пребывает в Москве, «БИЗНЕС Online» в течение нескольких дней не удалось. Однако и так понятно, что публичный выход из гонки за две недели до выборов — поступок странный. Казалось бы, не хочешь участвовать — посиди спокойно и в случае успеха передай место следующему по списку, ждать осталось недолго. Вместо этого предприниматель уходит, громко хлопнув дверью, что наводит на мысли о возможных внутрипартийных разногласиях. Как заявил сам Акульчев в том же интервью, денег в копилку партии он не вкладывал — отказал. Что же касается внезапной нехватки времени, то не хватает его, по словам бизнесмена, не из-за какого-то форс-мажора, а из- за события вполне планового — запуска нового проекта кондитерской фабрики «Акульчев».
Борис Титов
ДМИТРИЕВА ОБ АКУЛЬЧЕВЕ: «Я НИЧЕГО НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, Я ЕГО НЕ ЗНАЮ»
Пресс-секретарь Партии Роста Екатерина Архангельская, выслушав вопросы «БИЗНЕС Online» о причинах выхода Акульчева из выборного процесса, сначала попросила 1,5 часа отсрочки («Мы не держим руку на пульсе в Татарстане»), а потом начала сбрасывать звонки. Московские однопартийцы Акульчева о его демарше с выборов наслышаны мало. «Я ничего не могу сказать, я его не знаю», — заявила «БИЗНЕС Online» Оксана Дмитриева, первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам, возглавившая питерский список Партии Роста и являющаяся одним из лидеров партии.
Оксана Дмитриева
Интересно, что буквально на днях поддержать рейтинги партии в Татарстане и тогда еще кандидата Акульчева в Казань приезжала еще одна представительница Партии Роста — Ирина Хакамада. На встрече с предпринимателями и студентами она пояснила, почему у партии практически нет представителей в Татарстане.
«Думаю, это связано со спецификой политико-экономической модели, которая внедрена в Татарстане, — высказалась Хакамада. — На данный момент в Татарстане по умолчанию конфликта между бизнесом и властью нет. Внутри элит в Татарстане конфликтов тоже нет. Потому что когда раскалываются внутри элиты, раскалывается и бизнес, хотя бы появляются какие-то разные полярные точки. Здесь, несмотря на кучу проблем, в принципе, формально все намного лучше, чем в других регионах. То есть правила, может быть, не прописаны на бумаге, но они всем ясны, и все идет по достаточно корректным переговорам. И если бизнес на что-то чаще всего соглашается, соглашается в результате переговоров... То есть чиновник является главной фигурой, но он имеет стратегическое мышление и хочет, чтобы земля татарская была самой богатой, поэтому развивается обрабатывающая промышленность, инновации. Но работа идет с крупным бизнесом. Малый же бизнес боится голову поднимать. Ему тяжело, но он боится. Понимая, что здесь нет никакого особого противодействия ни в народе, ни раскола во власти, и он не хочет рисковать».
Ирина Хакамада
«КОГДА ПОНЯЛ, ЧТО НУЖНО БРАТЬ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, — УВЯЛ»
Доктор политических наук, профессор, завкафедрой политологии КНИТУ-КАИ Владимир Беляев в беседе с «БИЗНЕС Online» не исключил, что Акульчеву могли «посоветовать» сойти с гонки авторитетные люди. «Кто-то из тех, кто с ним связан по бизнесу, чиновников или из органов проверяющих, мог сказать: „Зачем вы это делаете? Вам это только во вред пойдет, лишние проверки будут“. Может быть, посмотрел на Ирека Муртазина... Хотя Партия Роста никакая не „дикая“, как „Парнас“ или сейчас „Яблоко“. Наверное, изначально ему предложили [пойти депутатом] — он и не возражал, почему не иметь лишний статус. А когда понял, что нужно брать на себя ответственность, то увял», — считает Беляев.
По некоторым данным, налоговая инспекция предъявила компании «Акульчев» умышленное сокрытие налогов на сумму 13 млн. рублей
В пользу этой версии говорит, например, еще июньская новость, облетевшая ряд СМИ, о том, что управление федеральной налоговой службы по РТ якобы завело уголовное дело в отношении директора компании «Акульчев» — экс-супруги ее основателя Ольги Акульчевой. По некоторым данным, налоговая инспекция предъявила предприятию умышленное сокрытие налогов на сумму 13 млн. рублей. Однако сам Акульчев тогда всячески отрицал информацию о возбуждении уголовного дела в отношении его компании. «Информация, поступившая в СМИ, о возбуждении уголовного по факту налоговой задолженности — явное недоразумение. Я являюсь активным налогоплательщиком и веду свой бизнес согласно российскому законодательству», — передал тогда слова бизнесмена его официальный представитель. Взаимосвязаны эти события или нет, сказать сложно, но о выдвижении Акульчева в депутаты стало известно довольно скоро — 4 июля. Участие в политике, да еще и под эгидой главного защитника бизнеса в стране теоретически в какой-то момент могло помочь бизнесмену в общении с силовиками. Ну а партии нужны были громкие имена...
Впрочем, политолог Беляев считает, что Акульчев мог и сам принять такое решение, осознав перспективы партии. «Может быть, он понял, что он не политик и что в Думе ему делать нечего? А шансов пройти в Думу фактически от этой партии у него никаких. И по этой причине решил не рисковать, не тратить силы, средства и время», — говорит политолог.
Этой же версии придерживается депутат Госдумы, единоросс Александр Сидякин. Он признался, что не в курсе мотивов схода с гонки Акульчева, но объяснил природу его поступка нерадужными думскими перспективами Партии Роста. «Невозможно же допрыгнуть до Луны. То же самое и в отношении Партии Роста на выборах. Я думаю, что в районе 1 - 1,5 процента они получат в России, поэтому какой смысл участвовать в забеге, в котором у тебя нет никакого шанса достичь какого-либо результата?» — полагает Сидякин.
А вот депутат Госсовета РТ и кандидат в депутаты Госдумы от КПРФ Артем Прокофьев видит причину поступка Акульчева во внутрипартийных конфликтах, раздирающих молодую партию Титова. «Они сколачивают команды, по сути, только под выборы, то есть не являются полноценными партиями в подлинном смысле. И, естественно, когда новая команда формируется, всегда возникают конфликты. И чем ближе выборы, тем острее они проявляются», — считает он.
Как рассказал сам Акульчев на встрече с блогерами, его время сегодня отнимает новый интересный проект по выпуску макарун — дорогого печенья, с производством которого он планирует зайти в челнинский ТОСЭР. Проект рассчитан на столичного покупателя
ПОБЕДИЛИ МАКАРУНЫ?
На что же променял Акульчев свой хотя и метафизический, но все-таки шанс стать депутатом Госдумы? Как рассказал сам бизнесмен на встрече с блогерами, его время сегодня отнимает новый интересный проект по выпуску макарун — дорогого печенья, с производством которого он планирует зайти в челнинский ТОСЭР. Проект рассчитан на столичного покупателя.
«Я бы открыл это производство, но, скорее всего, в Москве, — рассказал Акульчев челнинскому порталу предпринимателей, говоря о перспективах проекта в том случае, если бы в автограде не появился ТОСЭР. — Потому что мы понимаем, какая цена у макарун, понимаем, где наши потребители живут. Всегда лучше производить ближе к потребителю, а это Москва, Питер. При этом Москва будет занимать по рынку макарун 60 - 80 процентов. На данном этапе развития страны все кинулись в дешевизну. Мы знаем, что сети пестрят акциями, люди оценивают продукт в первую очередь по цене, только потом смотрят на характеристики. Потребителями макарун я считаю категорию людей, число которых по стране не превышает 2 процентов. При этом, как я уже сказал, порядка 80 процентов из них живут в Москве. Это покупатели, которых цена не интересует, их интересует качество». Управлять таким проектом из Москвы, где следует жить депутату Госдумы, по словам Акульчева, малореально.
Отметим, что хотя от имени фабрики в СМИ сегодня по-прежнему выступает сам Акульчев, формально владеют и управляют ею другие люди — бывшая супруга бизнесмена Акульчева (87,1%) и партнер Ришат Шайхулов (12,1%). Согласно данным системы «Контур-Фокус», так же дело обстоит и с большинством других бизнесов предпринимателя. Торговый дом «Акульчев», ООО «ВТК «Акульчев», ООО «ТД Акульчев-дистрибуция», ООО «Здоровье нации» и ООО «Мама» и даже управляющая компания группы в примерно тех же долях — от 75% на 25% до 87% на 13% — остались в собственности Акульчевой и Шайхулова.
Что осталось за носителем брендовой фамилии? В ООО «Марка», которое по ОКВЭД имеет возможность заниматься рекламной деятельностью, Акульчев остается директором и владеет им в паритетных долях со своим новым после Шайхулова партнером — Айдаром Каримовым. В 2014 году общество выручило 1,2 млн. рублей и получило чистую прибыль в размере 192 тысяч. Осталось за ним и ООО «Десерт-Бутик» (80%, Шайхулов — 20%) — проект по производству десертов премиум-класса, который Акульчев фактически закрыл около года назад. В отдельное юрлицо выведен и еще один фирменный продукт кондитера — ООО «Венские вафли» остается под оперативным управлением и в полной собственности у Акульчева. Кроме этого, 75% остается за ним в «Фабрике десертов» (25% — Шайхулов), плюс ИП, занятое бизнес-консалтингом. Производственное ООО «Акульчев-Алабуга» (60% — Акульчев, 40% — Шайхулова) сейчас ликвидируется. И, конечно, челнинский предприниматель, известный как энтузиаст движения Ironman, остается соучредителем и президентом некоммерческой организации РОО «Федерация триатлона РТ».
«В ТАТАРСТАНЕ ВСЕ „ЗАБЕТОНИРОВАНО“, НЕВОЗМОЖНО НЕЗАВИСИМЫМ КАНДИДАТАМ ДОСТИЧЬ РЕЗУЛЬТАТА»
«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов об истинных причинах «выпадания» Акульчева из списков партии Титова.
Марсель Шамсутдинов — предприниматель, лидер татарстанского отделения «Парнаса»:
— Это [объяснение Акульчева о том, что нет времени] отговорка, главное — это стратегическая обстановка в Татарстане. А она здесь сурова для всех независимых кандидатов, несогласованных с властью. И Акульчев как рациональный предприниматель решил, что участвовать бесполезно, а заниматься этим на будущее, раскатывать свою платформу — это не стоит траты времени и денег. Он не видит перспектив, и это заметно по Татарстану. У нас все «забетонировано», невозможно независимым кандидатам достичь результата. Конечно, могли и «позвонить». К примеру, на днях мы проводили добровольные дебаты с представителем партии «Зеленых», так вот она возмущалась, что из администрации президента звонили в московский офис и стали ее упрекать, что она сотрудничает с «Парнасом», хотя на самом деле была дискуссия, спор.
Тимур Нагуманов — бизнес-омбудсмен Татарстана:
— Сергей — яркий предприниматель, известный в Татарстане. Мы с ним знакомы, я отношусь к нему с большим уважением, хотя мы и не являемся близкими друзьями. Он предприниматель, который сделал себя сам, имеет хорошие экономические взгляды, интересная личность. Мы с ним в рамках последнего совета общались. И думаю, что любые решения, которые он принимает, обдуманные. По бизнесу он давно доказал, что не является человеком, принимающим скоропалительные решения, приводящие к чему-то нехорошему, он грамотный и взрослый бизнесмен, который принимает решения, которые ему нужны в данный момент. А причин схода с гонки я не знаю.
Артем Прокофьев — депутат Госсовета РТ, кандидат в депутаты Госдумы от КПРФ:
— Я вижу это уже не первый раз, это и в Партии Роста проявляется, и в «Родине». Они сколачивают команды, по сути, только под выборы, то есть не являются полноценными партиями в подлинном смысле. Это новые люди, которые появляются перед выборами, оформляются в списки и идут на выборы. И, естественно, когда новая команда формируется, всегда возникают конфликты, и чем ближе выборы, тем острее они проявляются. Так что, я думаю, это [уход Акульчева с выборов] следствие внутрипартийного конфликта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.