С привычной помпой накануне вечером в «Пирамиде» открылся главный татарстанский кинофестиваль С привычной помпой накануне вечером в «Пирамиде» открылся главный татарстанский кинофестиваль

ИЛЬДАР ХАЛИКОВ: ИСКУССТВО ОСТАТЬСЯ НЕУЗНАННЫМ

«Миляуша, Миляуша!» — зычный и не очень довольный голос актера Бориса Львовича прорывался сквозь музыку, звучащую из динамиков, и сильный дождь, накрывший Казань аккурат к началу встречи гостей на красной дорожке перед церемонией открытия традиционного, уже 12-го по счету фестиваля мусульманского кино в столице Татарстана. Для нового исполнительного директора форума Миляуши Айтугановой стартовый день выдался непростым, вышла серьезная накладка с порядком приезда гостей, и пока ведущие (а дуэт с уроженцем Казани Львовичем составила певица Алсу Абульханова) объявляли одних участников, из микроавтобуса с надписью на лобовом стекле «обзорная экскурсия» высыпали другие. Так что Айтугановой пришлось в ручном режиме контролировать этот процесс, и получалось у нее это с переменным успехом.

Вообще, некоторая нервозность, возможно, из-за резко изменившихся погодных условий передалась многим. Дождь загнал под небольшой козырек у входа в «Пирамиду» всех фотографов, которые в погоне за хорошим кадром разве что не ложились сзади на ведущих, из-за чего по губам все того же Львовича периодически можно было прочитать далеко не халяльные слова. А разволновавшаяся очаровательная Абульханова вызвала смех собравшейся публики, когда произнесла явно заготовленные слова о том, как нам всем повезло, что сегодня прекрасный ясный день и нет осадков, именно в тот момент, когда поклонники кино уже мокли в ожидании гостей фестиваля.

Надо сказать, что с ведущими церемонии встречи гостей на красной дорожке аудитории редко когда везет на подобных казанских мероприятиях. Вот и на этот раз даже опытный Львович, чье приглашение обусловлено тем, что одна из тем фестиваля — татарстанцы, которые внесли вклад в развитие отечественного кинематографа, особого разнообразия в общую картину не внес. 69-летний актер в основном пускался в не самые оригинальные воспоминания, кроме того, едва ли не каждый из соотечественников, кто проходил по дорожке, оказывался его давним другом. Так, если верить Львовичу, с легендами театра им. Камала Ринатом Тазетдиновым и Равилем Шарафиевым он дружит лет 40, а с певцом Ренатом Ибрагимовым и вовсе все 50. Глядя на привычно молодцеватого и улыбчивого Ибрагимова, было даже страшно подумать: а сколько же ему лет? Кстати, один из самых знаменитых татарских артистов последних десятилетий стал едва ли не главной звездой церемонии, на него выпала самая большая доля аплодисментов и селфи.

Отдельно надо сказать о тех, кто предпочел оказаться внутри «Пирамиды» инкогнито. Так, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин минимум дважды прошел по красной дорожке, но не был объявлен ни разу, видимо, по собственной инициативе. Не получил своей минуты славы и генконсул Турции в Казани, а теперь и фотохудожник Турхан Дильмач. Но самую интересную картину можно было наблюдать минут за 10 до конца церемонии — с правой стороны к входу через небольшую толпу, не привлекая к себе ни малейшего внимания, очень скромно пробирался премьер-министр РТ Ильдар Халиков. Видимо, он не был узнан и организаторами, которые до последнего, когда по дорожке уже прошел и председатель основного жюри конкурса, режиссер Александр Прошкин, все еще анонсировали появление какого-то очень известного гостя. Но он так и не появился.

Однако приз «БИЗНЕС Online» за самое эффектное появление на красной дорожке казанского фестиваля, если бы таковой существовал, стоило бы присудить актеру Юрию Назарову, отцу «маленькой Веры» из знаменитого перестроечного фильма. На фоне дождя его черный костюм, грива седых волос и гитара в футляре за спиной делали артиста похожим на хиппи или битника, какого-нибудь Джека Керуака.

Поприветствовали и группу столичных журналистов и кинокритиков, представляющих федеральные газеты, а также ведущие интернет-порталы о кино. Правда, по-настоящему известных личностей среди них не было, может, поэтому кто-то из местных коллег даже бросил: «А не жирно им?» Кстати, несколько неожиданно среди них было видеть некогда пламенную коммунистку, а теперь киноблогера Дарью Митину, которая в прошлом году едва не затеяла скандал вселенского масштаба, объявив, что жюри во главе с Владимиром Меньшовым наградило главным призом казанского фестиваля якобы русофобский фильм из Кыргызстана «Курманжан Датка». Но, видимо, за год раны затянулись, а перед татарским гостеприимством не устоит никакая Митина.

Дневная пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля, получилась довольно любопытной Дневная пресс-конференция, посвященная открытию фестиваля, получилась довольно любопытной

«СЕЙЧАС КИНО МОЖЕТ СНИМАТЬ ЛЮБОЙ, КОМУ НЕ ЛЕНЬ, И ДАЖЕ ТЕ, КОМУ ЛЕНЬ»

Между тем на дневной пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля, корреспондент «БИЗНЕС Onlinе» как раз попросил главного отборщика казанского феста, известного киноведа Сергея Лаврентьева вспомнить тот скандал и спрогнозировать, есть ли в нынешней программе картины, которые могут разделить публику по политическому признаку. «Я не уверен, что подобного рода картины есть в нынешнем фестивале. Думаю, что их нет. Я знаю про тот скандал, но совершенно не понимаю, почему он случился. Там абсолютно нет ничего такого. И уж столько делается реверансов в сторону России, — заявил председатель конкурсного жюри. — Это как в американском кино: если есть плохой негр, то обязательно есть хороший негр», — сказал Лаврентьев и добавил, что сейчас «Курманжан Датка» вышел в российский прокат и благополучно демонстрируется в Москве.

Сама пресс-конференция получилась довольно любопытной, в ней минимально принимали участие представители государства и религии. Замминистра культуры РТ Гузель Шарипова сказала несколько приветственных слов и покинула мероприятие, то же самое вскоре сделал и первый заммуфтия РТ Рустам Батров. Отдуваться за всех пришлось Лаврентьеву и главе жюри Прошкину. Классик отечественной режиссуры, автор «Холодного лета пятьдесят третьего» и сериала «Доктор Живаго» особенно страстно сделал дежурный комплимент хозяевам феста: «Я потрясен Казанью. Я здесь был практически полвека назад, воспоминания остались очень экзотические. Это был запущенный, грязный город, а сейчас это просто новая цивилизация».

А киновед Лаврентьев иронизировал по поводу 700 заявок, которые пришли в этом году на фестиваль: «Вчера приехал, встретились с коллегами в гостинице меня спрашивают: „Что вы натворили?!“ „Что?“ — спрашиваю я. „60 фильмов! — именно столько участвует в различных конкурсных программах“, — отвечают. „Вам 60, а мне-то 700. Так что ничего такого я не натворил, наоборот, сделал все для вас...“ И тут есть две стороны этой проблемы. С одной стороны, конечно, хорошо, в прошлом году было 500 фильмов, в этом — 700. С другой — сейчас время новых технологий, а я абсолютно просто уверен, что эти новые технологии созданы для того, чтобы извести отборщиков кинофестивалей, потому что сейчас кино может снимать любой, кому не лень, и даже те, кому лень. Берется мобильный телефон, ставятся перед ним жена, сестра, друг, подруга, собачка, кошечка и снимаются».

Естественно, не обошлось и без очередного разговора о перспективах татарстанского кино. «Когда я стал здесь трудиться, абсолютно влюбился в Татарстан, в ваших людей, в город, в губадию, разумеется. И вопрос у меня один: почему же, собственно говоря, разумеется, среди всех национальный образований, которые есть в России, безусловно, ваша республика самая процветающая, самая крупная, но почему у вас нет того, что есть у якутов? Я пока ответа на этот вопрос дать не могу», — сообщил Лаврентьев, после чего участники обратились к рассказу о хорошо известном феномене якутского кинематографа, единственного национального кинематографа на российских просторах, который не только существует, но еще и процветает. Глава отборочной комиссии казанского фестиваля даже пошутил, что в Якутии кинорежиссеров больше, чем оленеводов.

А Прошкин резюмировал эту дискуссию и вовсе неполиткорректным заявлением: «Я спрашивал, почему без русских субтитров [показывают якутское кино]? Они ответили: а русские все равно не ходят. Они смотрят только американское кино или водку пьют. Им неинтересно».

Нашей же республике гости посоветовали создавать «татарскую киностудию здесь, в Казани, чтобы индустрия начала работать». Пока же необходимо констатировать, что татарстанское кино очень скромно представлено на своем доморощенном фестивале. Да, есть короткометражки и анимация, но картин вроде «Курбан-роман» или «Белые цветы», вокруг которых было немало споров на предыдущих форумах, в 2016 году нет. Вот и приходится говорить лишь о супераншлагах, которые случились в понедельник на двух показах иранского фильма-открытия фестиваля «Мухаммад — посланник Всевышнего».

Искандер Хайруллин и Полина Толстун Искандер Хайруллин и Полина Толстун

«ВЫ ЗНАЕТЕ, ДАЛЕЕ СЮДА В РЕСПУБЛИКУ ПРИЕЗЖАЛА ГОСПОЖА ХИЛЛАРИ КЛИНТОН, КОТОРАЯ ИНТЕРЕСОВАЛАСЬ...»

Возвращаясь же к церемонии открытия фестиваля, отметим, что в «Пирамиде» предусмотрительно исключили из меню буфета алкогольные напитки, а то прошлый форум запомнился, помимо всего прочего, тем, как в театре им. Камала посреди проходящих мимо имамов некоторые из гостей с удовольствием дегустировали шампанское и коньяк.

В фойе работала выставка, посвященная истории татарстанского кино, оркестр играл произведения, известные по кинофильмам, но времени насладиться этим было немного. Всех просили побыстрее занять места: «Премьер-министр торопится!»

Приятно было видеть среди ведущих уже самой церемонии открытия питерскую актрису Полину Толстун, которую называют не иначе как «молодая прима БДТ». Звезда не только одного из самых легендарных, но и одного из самых ярких и обсуждаемых театров страны олицетворяла собой все-таки наличие связи между казанским фестивалем и актуальным российским искусством. Впрочем, и ее партнер по конферансу Искандер Хайруллин был в порядке. Думается, если бы Толстун увидела главного татарского актера своего поколения Хайруллина на сцене театра им. Камала в роли Ричарда III или Сганареля, то ей бы понравилось. В целом ведущие держали себя солидно и сдержанно. Хотя в начале церемонии, уходя за кулисы, Толстун оступилась и довольно эффектно упала. Корреспонденту «БИЗНЕС Online», которому актриса очень запомнилась в сумасшедшем спектакле «Мадам Бовари» Андрия Жолдака, где по воле фантазии режиссера играла современную Эмму Бовари, живущую в Петербурге, на секунду даже показалось, что это какая-то тонкая задумка постановщика церемонии. Оказалось, что нет. Но главное, что обошлось без жертв и разрушений и красавица с точеной фигуркой продолжила свой конферанс.

Юрий Назаров вместе с супругой исполнил под гитару композицию из «Земли Санникова» Юрий Назаров вместе с супругой исполнил под гитару композицию из «Земли Санникова»

Что же до концертных номеров, то началось все с ансамбля «Казань», чей танец наездников, видимо, должен был продемонстрировать превосходство ордынской теории происхождения татар над булгарской. А далее все было по традиционной схеме: гармошка, Шурале, тюбетейки, «Ай, былбылым» в исполнении Ибрагимова... Последний, кстати, высказал решительную мысль, что мы скоро догоним Голливуд. Отойти от стереотипов в представлении татарской культуры у постановщиков подобных шоу решительно не получается уже много-много лет. Вообще, произнесенные на церемонии речи были куда ярче песен вроде хрестоматийной композиции из «Земли Санникова» от артиста Назарова, исполненной вместе с супругой под ту самую гитару.

Ринат ИбрагимовФото: Анастасия Шагабутдинова

Халиков выступил с традиционными приветствиями и пожеланиями, зачитал письмо от президента РТ Рустама Минниханова, а вот сменившие его ораторы «зажигали» вовсю.

Премьер-министр Халиков выступил с традиционными приветствиями и пожеланиями, зачитал письмо от Рустама Минниханова Премьер-министр Халиков выступил с традиционными приветствиями и пожеланиями, зачитал письмо от Рустама Минниханова

Так знаменитая актриса Людмила Хитяева бросилась обличать социальные пороки: «Что говорить, появились богатенькие сыночки. Он ездят с охраной, они бывают дерзки. И по отношению к людям менее богатым они очень чванливы и высокомерны...» После чего прочитала стихи на эту же тему.

Не обошел острых вопросов и иранский режиссер Маджид Маджиди, автор фильма-открытия «Мухаммад — посланник Всевышнего», который сообщил, что его картину в Саудовской Аравии признали харамом, причем те же самые исламские деятели, оправдывающие войны в Сирии, Ираке или Афганистане. Маджиди уверен, что эти люди не видели его кино, но все попытки достучаться, встретиться с ними так и не увенчались успехом. Вообще, мысль о том, как в мире неспокойно, можно было прочувствовать даже во время встречи гостей на ковровой дорожке, особенно когда подряд по ней прошлись авторы картин с названиями «Земля потерянных», «Заговор сумасшедших» и «Отправляясь в небеса».

Но главная речь вечера принадлежала шейху Равилю Гайнутдину, который в последнее время редко появляется на публике Но главная речь вечера принадлежала шейху Равилю Гайнутдину, который в последнее время редко появляется на публике

Но главная речь вечера принадлежала шейху Равилю Гайнутдину. Председатель ДУМ РФ в последнее время редко появляется на публике, поговаривают о некоторых проблемах со здоровьем. Но вчера он выглядел привычно благородно и аристократично и выдал в качестве президента фестиваля аж 17-минутный эмоциональнейший монолог, явно соскучившись по публичным выступлениям.

Начав с благодарностей двум президентам Татарстана, Гайнутдин принялся объяснять, почему этот фестиваль проходит именно в Казани. «Сейчас мы видим, что взор направлен на Россию. Многие хотят дестабилизировать ситуацию в регионах, где живут представители разных народов и разных религий. Хотят нас ослабить, хотят, чтобы у нас был конфликт, чтобы мы враждовали и теряли ту историю, которой мы гордимся. А мы, мусульмане, гордимся тем, что мы никогда не шли с мечом на своего соседа», — несколько приукрашивая историю, говорил глава ДУМ РФ. Он продолжил, вспоминая имена сильных мира сего: «Меня комиссар по правам человека Совета Европы Альваро Хиль-Роблес просил помочь организовать в столице Татарстана международный межрелигиозный форум. Мы с покойным Примаковым, с уважаемым Минтимером Шариповичем, с главами религий из европейских стран в Казани, собравшись, обсуждали вопросы мирного сосуществования религий и культур. И, вы знаете, далее сюда в республику приезжала госпожа Хиллари Клинтон, которая интересовалась, как же в одной республике, где проживают разные народы и разные религии, они живут в мире и согласии. Когда в глобальном мире мы наблюдаем такие конфликты и кровопролития».

Сиддик Бармак — афганский режиссер, обладатель «Золотого глобуса» — пообещал быть внимательным зрителем Сиддик Бармак — афганский режиссер, обладатель «Золотого глобуса» — пообещал быть внимательным зрителем

Досталось от Гайнутдина и федеральным властям, которые, по его мнению, не уделяют должного внимания форуму: «Я немножко огорчен тем, что ни министр культуры Российской Федерации Мединский, ни наши центральные СМИ не обращают внимания на такую деталь, что казанский международный фестиваль мусульманского кино собирает огромное количество кинематографистов и деятелей культуры. И на российской земле проводится фестиваль диалога и призывает: давайте не проливать кровь, давайте нести духовно-нравственные, гуманистические ценности!»

Под занавес вечера было представлено жюри, в котором помимо Прошкина выделяется афганский режиссер, обладатель «Золотого глобуса» Сиддик Бармак. Председатель жюри пообещал быть внимательным зрителем, всем одели тюбетейки, прозвучал гимн фестиваля, который будет проходить в Казани на различных площадках всю эту неделю.