Новый глобальный сервис онлайн-заказа такси Gett сегодня вышел на и без того перегретый казанский рынок. За прошлый год компания получила в России убыток в 825 млн. рублей при выручке в 1,3 млрд. и не намерена останавливаться на достигнутом, заявляя о планах захватить 50% всех перевозок. На этом фоне казанские таксисты приучились работать, как ласковый теленок из известной поговорки, на два-три фронта.
Сегодня ночью такси Gett запустило свой онлайн-сервис заказа такси в Казани одновременно с шестью другими городами-миллионниками
ОПРОБОВАНО НА СЕБЕ: ЕСЛИ РАЗДЕЛИТЬ НА ТРОИХ, ТО ДЕШЕВЛЕ АВТОБУСА
Сегодня ночью такси Gett запустило свой онлайн-сервис заказа такси в Казани одновременно с шестью другими городами-миллионниками. Заказ стал доступен в Уфе, Омске, Перми, Челябинске, Волгограде и Воронеже. Ранее сервис начал работать в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Иваново, Сочи, а также в Калининграде, Новосибирске, Барнауле, Кемерово, Екатеринбурге, Красноярске, Краснодаре, Ростове-на-Дону. В перспективе — экспансия в города с населением от 500 тыс. человек.
До сегодняшнего дня дата запуска Gett такси в Казани неоднократно переносилась. Первоначально старт работы приложения был назначен на 19 мая, на некоторых федеральных телеканалах с вещанием на территории Татарстана даже появлялась реклама онлайн-такси. Таксисты в группе «ВКонтакте» с нетерпением ждали старта, но он был отложен до осени. И вот, наконец, это произошло.
Корреспондент «БИЗНЕС Online», скачав и установив приложение, сегодня проехался с новым сервисом. Загрузка приложения заняла минут 15, а вызов машины — минуты 3. За 8-минутную поездку на улицу Чистопольскую в машине экономкласса (конечно, есть возможность вызвать категорию «Бизнес» и «VIP», но какой смысл?) мы заплатили 79 рублей. Расчет был наличкой, но возможность расплатиться пластиковой картой тоже есть. По словам Николая, водителя бежевого Ford Focus, наша поездка для него стала третьей за два часа работы. Но самых первых клиентов водитель обслужил еще вчера вечером: было четыре вызова, два из которых отменили. Всего, по оценкам водителя, вчера в городе на линии было порядка 25 автомобилей. Но, чтобы закрыть потребности всего города, сервису нужно порядка 500 - 700 машин. Наш Ford был без опознавательных знаков — впрочем, это неудивительно, среди аналогичных сервисов символикой выделяется разве что «Яндекс.Такси» и такси «Татарстан».
«В системе я зарегистрировался в мае — тогда ожидалось, что сервис вот-вот зайдет в город, — рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“ Николай. — Я работал с самого начала в Uber, а сейчас продолжаю работать в „Яндекс.Такси“ — одно другому не мешает, просто параллельно работаю по двум программам».
По словам водителя, в Gett пока нет повышенных коэффициентов, которые, например, в загруженные часы использует тот же Uber.
Загрузка приложения заняла минут 15, а вызов машины — минуты 3
«Пока первый день, и точно сказать, как именно и чем отличается система оплаты для водителя, я не могу. Но есть доплата в 150 рублей за каждую поездку, в Uber сейчас мотивацию поменяли, но надбавка все равно меньше получается, — рассказывает Николай. — От Uber у меня остался небольшой осадок после работы в Уфе. Около 30 казанских водителей отправились в помощь „открывать“ город, но с нами там поступили не очень хорошо. Я больше за расчет по карте, сдачу не надо искать. А в свободное время как пассажир я все-таки больше пользуюсь Uber — сервис пока выгоднее получается для пассажиров. Но появление Gett продавит рынок, и ситуация может поменяться».
В основном поездки клиентов Gett пока короткие: из дома в дом, вечером из клуба в клуб, за посадку берут 49 рублей, в которые включены 2 километра и 5 минут, рассказывает о тарифах водитель. В Uber поменьше — 25 рублей, но без километража и времени. Дальнейшая поездка с новым сервисом обойдется в 3 рубля за минуту или 7 рублей за километр. Если разделить стоимость между тремя пассажирами, то получается дешевле, чем на автобусе, считает водитель. Кстати, в качестве рекламной акции Gett обещает, что первые 400 рублей «упадут» на счет клиентам, которые скачают приложение на свой смартфон, зарегистрируют промокод и пригласят воспользоваться услугами такси друзей. Аналогичную акцию при заходе в город проводит и Uber.
НОВЫЙ КИТ В МОРЕ ОНЛАЙН-ПЕРЕВОЗОК КАЗАНИ
Как и водитель, который попался нашему корреспонденту, другие таксисты, предпочитающие работать с категорией «Онлайн-клиенты», берут заказы сразу от нескольких «китов» этого сегмента рынка — такси «Татарстан», Uber, «Яндекс.Такси», а теперь еще Gett. По декларируемым условиям лидеры рынка мало друг от друга отличаются — по крайней мере пока. Разве что такси «Татарстан» пока удается держать тарифы кратно выше, чем у конкурентов (посадка — от 60 рублей, поездка — от 13 рублей за километр).
Водителей в Gett берут без лицензии на таксомоторные перевозки, но с минимальным водительским стажем от 3 лет. Декларируется, что в службу такси принимаются иномарки не старше 2006 года выпуска, но можно таксовать и на отечественном. Правда, он должен быть гораздо «моложе» — от 2014 года выпуска. В группе «ВКонтакте» «Гет такси Казань» обозначены тарифы для водителей. Бесплатное ожидание длится 5 минут, каждая следующая минута — 7 рублей, минимальная цена поездки в режиме «Минимум» — 100 рублей, «Комфорт» — 125 рублей. Стоимость минуты или километра поездки — 4 и 6 рублей соответственно. В места более отдаленные тарифы фиксированные. К примеру, за поездку в аэропорт водитель получит 450 рублей, до Высокой Горы — 350, до Борового Матюшино — 490 рублей, маршрут до Иннополиса и Зеленодольска — 600 рублей, путь до Нижнекамска, Альметьевска и Набережных Челнов будет вознагражден 3,3 тыс. рублями.
Бесплатное ожидание длится 5 минут, каждая следующая минута 7 рублей, минимальная цена поездки в режиме «Минимум» — 100 рублей, «Комфорт» — 125 рублей
Нюансы водительского «ценника» таксомоторного предприятия корреспонденту «БИЗНЕС Online» на условиях анонимности рассказал сотрудник ООО «ЛидерТранс» — компании, которая является оператором перевозок трех служб онлайн-такси: Gett, Uber и «Яндекс.Такси». Эта фирма занимается кадровой, финансовой и организационной сторонами работы служб онлайн-такси: нанимает водителей, мониторит качество автомобилей, обеспечивает комиссионные отчисления держателям бренда. При этом что Uber, что «Яндекс.Такси», что, по-видимому, Gett работают практически на одинаковых условиях. К примеру, у всех лидеров рынка онлайн-перевозок есть системы доплаты для водителей. «За каждую поездку водителю Gett идет бонусом к стоимости поездки 150 рублей, это действует на все поездки внутри города, — рассказал сотрудник компании „ЛидерТранс“. — Не знаю, сколько это продлится, месяц или полгода, но Uber и „Яндекс.Такси“ своим водителям доплачивают больше года уже примерно одни и те же суммы».
Расплата за работу под онлайн-шильдиком не кажется высокой. «Раз в неделю водители должны перечислять комиссию в размере 5 процентов нашей компании как партнеру, еще 1,18 процента — Gett, — рассказал сотрудник ООО «ЛидерТранс». — Таким образом, с 10-тысячной недельной выручки он перечисляет 618 рублей. Комиссия начисляется с суммарной (наличный и безналичный заказ) выручки водителя.
GETT ВЛОЖИТ 100 МЛН.: ЦЕЛЬ — ЗАХВАТИТЬ 50% РЫНКА ТАКСИ ЕМКОСТЬЮ $3 - 4 МИЛЛИАРДА
Как пишут сегодня «Ведомости», Gett планирует вложить в развитие своего российского сегмента около $100 млн. с осени 2016-го по конец 2017-го. Это примерно пятая часть всех средств, которые были привлечены компанией за последние несколько лет, — инвесторы вложили в Gett $520 млн., 300 из которых приходится на Volkswagen Group.
Расходы Gett — в первую очередь реклама на радио, ТV и в интернете, а также продвижение, развитие новых направлений бизнеса вроде служб доставки пиццы, цветов, курьерского сервиса. Емкость рынка вице-президент Gett в регионе EMEA Максим Красных оценивает в $3 - 4 млрд., причем рынок будет расти на 6 - 10% ежегодно. Gett намеревается отвоевать половину российского рынка по количеству поездок, отмечает представитель сервиса, воздерживаясь от оценки текущей доли компании. Российский сегмент бизнеса чистую прибыль не приносит — лишь в Москве и Санкт-Петербурге, где стартовал Gett, он находится на уровне безубыточности.
Впрочем, убыточен пока бизнес и у другого глобального оператора — такси Uber, которое в России работает в 15 городах. Первая половина года закончилась для Uber Technologies убытками на уровне выше $1,2 млрд., сообщает агентство Bloomberg. В период экспансии сервис не берет комиссионных с водителей, а, наоборот, доплачивает им за работу — этим и объясняются убытки. Представитель Uber в России отказался рассказывать «Ведомостям» о финансовых результатах.
Gett в России пока генерирует убытки. Согласно данным справочно-информационной системы «Контур.Фокус», убыток ООО «ГетТакси Рус» по итогам 2015 года составил 825 млн. рублей при выручке 1,3 млрд. рублей. Учредителем компании является кипрская компания Dooboo Holding Limited, уставный капитал ООО — 10 тыс. рублей, генеральный директор — Виталий Крылов. Компания выполняет и различные госзаказы. В частности, оказывает транспортные услуги Сбербанку, Роснано, Банку ВТБ24, администрации Бабушкинского района Москвы и др. Общая сумма выигранных тендеров за год — 13,6 млн. рублей.
Основатель сервиса, появившегося в 2010 году, — Шахар Вайсер, родившийся в Москве в 1975 году и с 16 лет живший в Израиле. Последние 5 лет он работает в США. Помимо Gett (ранее проект назывался GettTaxi) он известен как создатель ряда технологичных бизнесов в России, США и Израиле. По его собственным словам, начинал с аналога Avito в 1997 году в Израиле — создав стартап, Вайсер продал его. Gett также стартовал в Израиле. В интервью ТАСС осенью 2015 года Вайсер оценивал число пользователей сервиса по всему миру в 10 млн. человек. «Мы разработали технологию, решившую две основные проблемы: снизили скорость подачи машины до 5 минут и довели минимальную стоимость поездки до 50 рублей», — говорит он.
Еще один глобальный российский игрок в Казани — «Яндекс.Такси», работающее в 33 городах. Как уже писал «БИЗНЕС Online», рынок столицы Татарстана разогрет настолько, что весной гиганты развязали ценовую войну. Uber, в частности, объявил о снижении цен в Казани и некоторых других городах. Как пошутили в соцсети в одной из групп для таксистов: «Все думали, что опустились на дно. Но тут снизу постучался «Яндекс»... Uber пошел дальше и, презрев свой безналичный идеал, в начале августа начал принимать к оплате наличные деньги. «Вот сейчас попрут отморозки всякие ездить!» — нервно отреагировали водители.
Основатель сервиса, появившегося в 2010 году, Шахар Вайсер известен как создатель ряда технологичных бизнесов в России, США и Израиле
«УДАЛИЛА ПРИЛОЖЕНИЕ GETT, ПОСОВЕТОВАЛА ВСЕМ ДРУЗЬЯМ СДЕЛАТЬ ТО ЖЕ САМОЕ»
Лучший индикатор востребованности любого продукта — глас народа — Gett пока подводит. На сайте сбора отзывов «Отзовки» размещены неоднозначные оценки онлайн-сервиса. К примеру, пользователь maruti 1960 остался недоволен длительным (15-минутным) ожиданием автомобиля в Москве и «разводом» пассажира. «Впечатление таково, что водитель выбирал маршрут подлиннее и позагруженнее с пробками. Разводить пассажиров ведь научились. В результате пришлось заплатить 1300 рублей, где обычно плачу 500 - 600 рублей. Удалила приложение Gett, посоветовала всем друзьям сделать то же самое и впредь буду советовать», — негодует клиентка.
Жительница Нижнего Новгорода bigblackcat в качестве недостатка отметила завышенную цену за простой в пробке, но указала и на достоинства в виде «интуитивного приложения» и «быстрого поиска машины». Жительница Новосибирска Аноним657860 осталась недовольна тем, что у нее списали с карты больше денег, чем стоила поездка. «Водители вместо 99 [рублей] за поездку по Новосибирску уезжают и закрывают заказ минут через 5, в итоге списывается 125 [рублей]!!! Вызывала такси знакомой, и без моего спроса деньги с карты [списали], то есть за мой счет могут ездить все кто пожелает — выходит так! Обратилась в службу поддержки, мне ответили: бред, якобы ваша карта подключена, поэтому автоматически списывается. На вопрос, как отключить карту, ответа не получила!!! Ужасное такси! Не рекомендую!!!»
Москвич ak5-45 был более категоричен. «Все водители, мягко говоря, „не русские“, но бог бы с ними, если бы они по-русски говорили, умели ездить и знали правила дорожного движения! — возмутился клиент. — Вот, например, Мамикал Вардан, водитель, не может трогаться, не знает сигналов светофора!!! И у него еще в рейтинге высокая оценка!!! А если отправишь девушку или ребенка с ними? Позвонить им с претензиями нельзя — ну нет такой услуги. На электронные письма они не отвечают». Отдельно ak5-45 пожаловался на недобросовестность перевозчика при предоставлении бонуса. «Так же, как и многие, попался на бонус 500 рублей-баллов в подарок! Но, разумеется, как и у всех, они куда-то пропали у меня. Читай — кинули», — заметил клиент.
Приятные впечатления у клиентов оставляет та часть работы Gett, которая сосредоточена в интернете, — удобство приложения, возможность отслеживать путь такси до точки вызова и наблюдать за маршрутом во время поездки и бесплатный Wi-Fi в машине. Клиенту такси olshin повезло больше остальных — он остался доволен вежливыми водителями и честной работой службы.
Казанские таксисты приучились работать на два-три фронта
«ПЛАН ЗАХВАТИТЬ 50 ПРОЦЕНТОВ РОССИЙСКОГО РЫНКА — ЭТО БРАВАДА ПЕРЕД ИНВЕСТОРАМИ»
Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»:
— Мы адекватно оцениваем ситуацию и понимаем, что новый крупный игрок нужен рынку. Он поможет всем остальным понять, насколько эффективно они ведут дела. Наша цель — не соперничать с конкурентами во всем, а постоянно улучшать взаимодействие пассажиров и водителей так, как мы это представляем, расширять географию своей работы.
Нам сложно без многомиллиардных инвестиций, у нас вообще не было средств инвесторов, но и у конкурентов инвестиции не вечны. План израильского сервиса захватить 50 процентов российского рынка по количеству поездок — это бравада перед инвесторами с целью получить больше вложений. На то, чтобы стать лидером рынка, требуются годы работы и репутация, а утратить эту позицию можно очень быстро, несмотря на крупные вложения. Поэтому заявленная конкурентом цель далека от реальности.
Специфика рынка такси в том, что он не может быть монопольным. Ни у одной службы такси нет абсолютного влияния, каждая действует в соответствии со своими возможностями и в интересах своих клиентов. К тому же в Казани есть другие крупные игроки, которые не отдадут свою долю рынка легко.
Важно и то, что пассажирам абсолютно невыгодна ситуация, когда у одного сервиса доля на рынке большая. Это приводит к замедлению его развития или даже ухудшению качества услуг.
Александр Новиков — генеральный директор службы такси «5 и пять девяток» (Набережные Челны):
— Конкуренция всегда была на нашем рынке. В данном случае просто появится еще один очередной игрок, будет то же самое. Точно с таким же успехом на этот рынок может зайти и «Яндекс», и Uber, и все остальные сервисы. Те же самые службы такси «Омега» и «Максим» также игроки федерального масштаба. Когда они заходили в наш город, тоже была конкуренция, никуда она не делась и сейчас. Вопрос в том, какие конкретно шаги последуют со стороны Gett. Заявить можно что угодно. Тот же самый «Яндекс» обещал зайти в Челны, и до сих пор его нет. Может быть, они уже отказались от этой затеи.
Понятно, что сейчас ХХI век, эра высоких технологий и любое приложение (неважно, создано оно для такси или для каких-то других задач), безусловно, будет пользоваться определенным спросом. Весь вопрос в том, насколько большим будет этот спрос. Какой-то определенный процент населения будет пользоваться им, но работа для диспетчеров такси все равно будет. Люди хотят слышать в трубке чей-то голос.
Евгения Шипова — менеджер по коммуникациям компании Uber в России:
— Мы за конкуренцию, и неважно, Казань это, Москва или другой город. Конкуренция заставляет нас двигаться вперед, улучшать сервис, делать его лучше для пользователей, а условия — лучше для водителей. Поэтому приход нового игрока на рынок для нас очень позитивен.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 109
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.