Азат Гайнутдинов Азат Гайнутдинов

«КТО ПРИШЕЛ В ИСЛАМ — ПРОЦЕСС РЕЦИДИВА ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ»

«Резать жертвенное животное на Курбан-байрам обязаны все, у кого есть в этот день 24 тысячи рублей», — месяц назад муфтий Татарстана Камиль Самигуллин, который в настоящее время совершает хадж, так объяснил журналистам принятые августовским пленумом ДУМ РТ решения о сумме нисаба, то есть о наличии того минимума, при котором правоверный мусульманин должен совершить столь важный обряд. Как много людей имеют вышеупомянутый кеш, одному Богу известно, но желающих 12 - 14 сентября зарезать овцу, козу, корову, по всей видимости, будет немало.

По крайней мере, так считает, опираясь на свой опыт, руководитель центра реабилитации и адаптации бывших осужденных, член Общественной палаты РТ Азат Гайнутдинов. Кроме социальной помощи людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, эта некоммерческая организация ежегодно в праздник жертвоприношения организует забой скота в специальном комплексе села Сокуры Лаишевского района. В настоящее время по соседству, недалеко от деревни Кабаны, на арендованную ферму начали завозить баранов. Причем животных привезли из Волгоградской области. В отличие от местных, это курдючные животные, мясо которых не отдает характерным для этого вида скота запахом. Стоимость ритуального барашка колеблется в районе плюс-минус 7 тыс. рублей. Накануне праздника животных через поле своим ходом погонят в Сокуры.

.

Мясо традиционно будет раздаваться нуждающимся, многодетным семьям, детским домам. Два года подряд поставлялось около 3 т баранины в места лишения свободы, расположенные в республике. Согласно установленным нормам это означает, что в течение трех дней осужденные будут есть мясо курбана. Это подтверждает и помощник начальника УФСИН России по РТ Рафаиль Давлеев: «Поскольку мы эту работу запустили, народ уже привык. В других регионах начали брать пример. В Курбан-байрам кормят ведь не только мусульман, а все едят. Мы стараемся не разделять людей. Осужденные ждут, все ждут курбана. И мы не в праве их обмануть». В колонии мясо в эти дни должны завозить повсеместно с ДУМ РТ. Кроме того, Давлеев указывает на положительную роль религии, мусульманских и общественных деятелей, все это способствует тому, что осужденные встают на путь истинный: «Кто пришел в ислам — процесс рецидива очень маленький. У нас появился прекрасный человек Ильдар хазрат Баязитов — заместитель муфтия Татарстана. Хорошую работу ведет. Азат Гайнутдинов — молодец. Эту идею мы будем поддерживать и в дальнейшем».

«Все заключенные Татарстана попробуют мясо курбана. Вместе с центром реабилитации и адаптации будем этим заниматься. Руководство центра каждый год кроме мяса завозит туда крупы, муку, другие продукты», — говорит заммуфтия РТ Баязитов. А бывшим осужденным в Сокурах даже дают работу. «Если человек видит заботу, то задумается, у осужденных появится раскаяние о совершенных преступлениях, смягчатся сердца, — уверен он. — А тем, кто вышел на свободу, мы стараемся помочь. Трудоустраиваем их, подыскиваем жилье. На Курбан-байрам им также предоставим работу в комплексе. Будут трудиться разнорабочими. Зарплата хорошая — все три дня будем платить по 2 тысячи рублей в день». К примеру, Василий Емельяненко две недели как освободился из мест лишения свободы, обратился в центр, сейчас проходит реабилитацию, а во время праздника планирует подработать в комплексе разнорабочим: «Обратился в центр реабилитации. Все устраивает. Я продолжаю заниматься строительством. Никогда не стремился в колонию, но в жизни так получилось. Сорвался, единственный, может быть, дай Бог, последний раз».

.

«СЕЙЧАС XXI ВЕК, НЕ СОВСЕМ ХОРОШО, ЧТО РЕЖУТ В ГОРОДЕ, В МЕЧЕТЯХ»

В этом году комплекс по забою животных, расположенный рядом с мечетью «Юлчы», обновился. Если сравнивать с Курбан-байрамом-2015, то сейчас в помещении, где будут резать жертвенное животное, установили капитальные стеклопакеты, кондиционер, что, по мнению Гайнутдинова, не блажь, а производственная необходимость: «В этом году сервис улучшили. Утеплили помещение, установили вентиляцию, поставили кондиционеры, так как в цеху должно быть прохладно. Если температура будет высокой, то мясо будет киснуть. Каждый год пытаемся сервис улучшать. В этом году, учтя прошлогодние недостатки, планируем увеличить количество резчиков до 47 человек, на одно животное с обработкой должно уходить не более 10 - 13 минут. Для клиентов с детьми небольшую игровую площадку сделали. Территорию мечети в целях безопасности оборудовали системой видеонаблюдения, поставили столбы освещения, прорубили скважину для воды, установили пожарный гидрант. Поставили шатер 10 на 20 метров, чтобы клиентам было удобно, если дождь пойдет. Гостей в течение трех дней Курбан-байрама будем встречать бесплатным пловом, шурпой, чаем».

Барана можно заказать и по телефону, перечислив деньги на счет, после совершения обряда мясо привезут домой. Тот, кто хочет, может сам приехать и выбрать животное. Его качество гарантировано. По словам заместителя начальника управления ветеринарии кабинета министров РТ Алмаза Гибадуллина, надлежащий контроль будет обеспечен: «Животные сперва проходят по ветеринарно-сопроводительным документам. Потом клинический осмотр, температура тела и так далее. Бараны должны быть здоровые. После того как их зарежут, производится осмотр мяса. Наши инспекторы будут дежурить в точках забоя, в том числе и в Сокурах. Надо сказать, что у них никогда не было нарушений, они заранее предоставили документы, все в порядке, уверен, и в этом году также не будет нареканий».

.

Большую помощь оказало руководство района. Как отметил глава исполкома Лаишевского района Михаил Фадеев, во время праздника особое внимание уделят мечети «Юлчы»: «В районе 19 мечетей, 3 строятся. Районные власти во время праздника будут их посещать. Главная площадка по забою скота будет в Сокурах. Там все согласовано. Мы пошли ему навстречу, по его просьбе 12 сентября там выставим полицию, будут дежурить сотрудники ГИБДД, МЧС, скорой помощи. Организация должна быть на высоком уровне».

Забой скота начнется сразу же после праздничного намаза. Кстати, масштабы благотворительных акций в Сокурах можно было бы и увеличить, но есть сдерживающий фактор — нет земли. «Мы обратились к руководству республики, к сожалению, ответ пока еще не получен, хотим сделать большой единый комплекс для всего города, — говорит Гайнутдинов. — Сейчас XXI век, не совсем хорошо, что режут в городе, в мечетях. Это нравится не всем. Если получится построить для города большой цех... Это будет больше не бизнес, а социальный проект. Там можно открыть кафе, площадку для проведения праздников, выпускать продукцию халяль. Мы предложили два места на выезде из Казани в Пестречинском и Лаишевском районах». Спонсоры, готовые вложить деньги в комплекс, а это прядка 50 млн. рублей, по его словам, уже есть. Кроме того, проект официально одобрен муфтием Татарстана.