Целая аллея из сотни надгробных плит и памятников была разрушена и осквернена вандалами на территории старейшего мусульманского кладбища в Ново-Татарской слободе Целая аллея из сотни надгробных плит и памятников была разрушена и осквернена вандалами на территории старейшего мусульманского кладбища в Ново-Татарской слободе

ПЛЯСКИ ВАНДАЛОВ НА КОСТЯХ МУСУЛЬМАН

Тревожное сообщение от администрации Ново-Татарского кладбища (расположено в Приволжском районе) поступило накануне в 9:16 в полицию. Служащие некрополя рассказали о сотне надгробий, которые были разрушены или повреждены вандалами. На место происшествия выехала следственно-оперативная группа и экипажи наружных служб. ГСУ МВД по РТ возбудило уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения».

Сотрудники полиции отрабатывают все версии произошедшего, опрашивают живущих поблизости людей — на улицах Пригородной, Юл Урамы и Магистральной. Тем же занимаются и сотрудники ГИБДД, которые останавливали проезжающие мимо машины, чтобы следователь смог опросить водителей. Пока подробности поисков в полиции раскрывать не торопятся.

В пресс-службе исполкома тоже не готовы пролить свет на ситуацию — еще идет полицейское разбирательство, и комментировать что бы то ни было рано. «Позднее мы сможем дать подробности», — пообещал в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы Сергей Лобов.

Несмотря на масштабность повреждений, надгробные камни выдающихся татарских и религиозных деятелей не пострадали, поспешил заявить директор кладбища Роберт Хазигалиев, однако корреспондент «БИЗНЕС Online» решил оценить последствия варварской атаки собственными глазами.

Памятник литературоведу Раису Даутову и его жене Диляре вандалам разбить не удалось, от ударов он лишь чуть сдвинулся с постамента Памятник литературоведу Раису Даутову и его жене Диляре вандалам разбить не удалось, от ударов он лишь чуть сдвинулся с постамента

ВАНДАЛЫ БЫЛИ УПОРНЫ: НЕ ОПРОКИНУТЬ, ТАК РАСКОЛОТЬ

Кладбище стало легкой добычей вандалов — камеры видеонаблюдения здесь стоят только у главного входа, охранников нет, а ворота, через которые предположительно проникли варвары, не запираются на ночь. Не исключено, что сами разрушения, которые были обнаружены администрацией кладбища накануне, совершены и несколько дней назад. Примечательно, что внимание вандалов привлекла не одна из главных аллей, начинающихся от центрального входа, они выбрали второстепенный вход со стороны ул. Меховщиков. Здесь аллея резко изгибается вправо, давая возможность нападавшим быть практически незаметными — с одной стороны их скрывал забор, с другой — густо разросшаяся зелень на могилах.

Хулиганы начали громить захоронения сразу «с порога» и далее сплошь вдоль аллеи, а дальше — без разбору. Стоящий неподалеку от эпицентра разрушений могильный памятник солнца татарской поэзии Габдуллы Тукая не пострадал лишь чудом, как и большинства других именитых усопших. Досталось тем не менее захоронению известного татарского писателя и литературоведа Раиса Даутова. Памятник ему и его жене Диляре вандалам разбить не удалось, от ударов он лишь чуть сдвинулся с постамента. Гораздо более серьезные повреждения — на могильной плите композитора Салиха Сайдашева. У надгробного памятника, установленного минкультом ТАССР, оказался отколот угол. По словам очевидцев, неподалеку от надгробия был обнаружен лом, которым орудовали злоумышленники.

Гораздо более серьезные повреждения на могильной плите композитора Салиха Сайдашева Гораздо более серьезные повреждения на могильной плите композитора Салиха Сайдашева

Родственники менее известных усопших, узнав о происшествии из СМИ, вчера и сегодня приходили сюда проведать надгробия родных, опасаясь, что они также могли пострадать от рук хулиганов.

— Мы просто не представляем, кто и зачем мог это сделать, — делится с нами своими переживаниями Галия апа. Рядом с ней две дочки-подростка, на лицах слезы. Хотя могильные плиты их близких не пострадали, они до сих пор в шоке.

— У меня дальше захоронены родные —не тронули, а тут такую красоту разрушили, — с сожалением в голосе проговорил мужчина, указывая на плиту с изображением мечети.

Больше всего разрушений на пятой аллее. Впрочем, пострадали памятники и в глубине кладбища — к примеру, на восьмой аллее. По-видимому, некоторые из близких постарались хоть как-то навести порядок. Расколотое мраморное изображение молодого военнослужащего собрано по кусочкам. Опрокинутые надгробия поднимали и сотрудники кладбища.

На упавших, а порой и разбившихся на осколки надгробиях обычные татарские фамилии — Шакировы, Амировы, Мингазовы, Рахимовы. Судя по характеру и количеству разрушений, вандалам пришлось приложить немало сил, чтобы добиться желаемого эффекта. О том, что эта акция была рассчитана на общественный резонанс, говорит как количество, так и характер разрушений. Памятники, которые не удавалось свалить ударом ноги, старательно выковыривались из постаментов ручным инструментом. Когда же не получалось и это, ломом долбили по верхушкам надгробий, надеясь, видимо, что они сломаются. По подсчетам корреспондента «БИЗНЕС Online», руки вандалов коснулись действительно порядка 100 надгробий. пострадали и ограды. Те из них, что имели острые шпили и мешали орудовать хулиганам, они выломали или согнули.

Стоящий неподалеку от эпицентра разрушений могильный памятник солнца татарской поэзии Габдуллы Тукая не пострадал лишь чудом, как и большинство других именитых усопших Стоящий неподалеку от эпицентра разрушений могильный памятник солнца татарской поэзии Габдуллы Тукая не пострадал лишь чудом, как и большинство других именитых усопших

Обращает на себя внимание то, что большая часть порушенных памятников стоит на тщательно ухоженных могилах. У кого-то из родственников даже возникло предположение, что целью варваров было повысить спрос на услуги кладбищенских каменотесов. Впрочем, на самом Ново-Татарском кладбище услуги по изготовлению каменных памятников не предоставляются.

«ЕСЛИ У ЧЕЛОВЕКА НЕТ ДУХОВНОСТИ, ТО ОН И МЕРТВЫМ ПОКОЯ НЕ ДАЕТ»

Татарское кладбище в Ново-Татарской слободе Казани — старейшее место захоронения, возникшее более 250 лет тому назад, вместе с самой Ново-Татарской слободой. Его территория занимает 26 га земли. Это один из самых статусных некрополей города. Помимо Тукая и Сайдашева, здесь нашли покой скульптор и художник Баки Урманче, богослов и просветитель Шигабутдин Марджани, писатель Амирхан Еники, композитор Джаудат Файзи, ученый Хамид Муштари, композитор Сара Садыкова, историк, просветитель Каюм Насыри, поэт Сибгат Хаким, певец Хайдар Бигичев, одна из основательниц профессионального татарского театра Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская. Кладбище было главным общегородским татарским погостом почти все время существования. Так как места на кладбище больше нет, площадь под новые могилы на нем не выделяется — усопших хоронят только в родственных могилах.

На упавших, а порой и разбившихся на осколки постаментах обычные татарские фамилии На упавших, а порой и разбившихся на осколки постаментах обычные татарские фамилии

Буквально месяц назад в ДУМ РТ прошло совещание, на котором была создана рабочая группа для изучения и сохранения татарских надгробных камней и могил известных татарских богословов и общественных деятелей, в том числе и на Ново-Татарском кладбище. Члены рабочей группы должны были подготовить документы, касающиеся проблем сохранения татарских надмогильных камней. В данный момент, как выяснил «БИЗНЕС Online», в ДУМ РТ готовится энциклопедия (путеводитель) всех захороненных на Ново-Татарском кладбище имамов от дореволюционной поры до сегодняшнего дня.

Рядом с кладбищем находится Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия ислама. Директор медресе Ильяс Зиганшин рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что каждый год он со студентами проводит мероприятия под названием «Остазларның кадерен бел, остазларның каберен бел» («Цени наставника, когда он еще жив, не забывай его могилу после кончины»).

«Мы выявили 50 могил людей, которые внесли достойный вклад в ислам: это Шигабутдин Марджани, первый казый (шариатский судья) ДМ РТ Габдулхак Саматов, первый устаз верховного муфтия России Талгата Таджуддина Ахмадзаки Сафиуллин и многие другие, — рассказал Зиганшин. — Мы в свое время составили карту захоронений, отметили места, где покоятся наставники, специальными маяками. Слава Аллаху, вандалы не тронули могилы наших мусульманских деятелей, я сегодня проверил, но сам факт, конечно, кощунственен. Медресе у нас работает с 1999 года, за это время я даже не слышал о фактах такого варварства. Как можно предотвратить такие случаи? Контроль обязателен, но ведь на каждом углу полицейского не поставишь, должна быть духовность на уровне! Если у человека нет духовности, то он и мертвым покоя не дает».

Внучка похороненного на кладбище писателя Абдурахмана Абсалямова поэтесса Альбина Абсалямова рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что могила ее дедушки не пострадала. «Я вчера сразу же поехала туда, посмотрела, но на центральной аллее все оказалось в порядке, — сказала Абсалямова. — Встретила там других людей, которые смотрели могилы своих родственников. Ужасно, это возмутительный факт. Возможно, это хулиганство. Был в нашей семье такой эпизод, когда умершему в 1979 году дедушке установили первый памятник, а начале 1980 года его сломали. Этих людей тогда нашли, правда, подробностей я вам не расскажу — бабушки уже нет в живых, но вспоминала она об этом с большой болью».

Внучка похороненного на кладбище писателя Абдурахмана Абсалямова поэтесса Альбина Абсалямова рассказала, что могила ее дедушки не пострадала Внучка похороненного на кладбище писателя Абдурахмана Абсалямова поэтесса Альбина Абсалямова рассказала, что могила ее дедушки не пострадала Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД МЕРТВЫМИ НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО, ГОСПОДЬ ТОЖЕ ХОРОШИЙ ПЕДАГОГ»

Представители общественности и духовенства, опрошенные «БИЗНЕС Online», охарактеризовали произошедшее как акт оскорбления всего татарского народа и предположили, что это была политическая провокация как те, что были в Польше и Германии.

Рустам Батров — руководитель пресс-службы ДУМ РТ:

— Что тут скажешь, конечно, это массовый акт вандализма. Как можно осквернить могилы? У меня в голове не укладывается... Я не представляю, что должно твориться в головах у людей, чтобы сотворить такое. Память — это священно! Это то, что держит наше общество. Настолько очевидно, что это плохо, что кроме возмущения и гнева ничего не вызывает. Скверность этого поступка очевидна, она лежит на поверхности. Любому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что так нельзя поступать.

Если пострадали могилы выдающихся религиозных деятелей, мы приложим все усилия, чтобы восстановить их. Мы этим кладбищем давно занимаемся — Ильяс хазрат Зиганшин (руководитель Казанского высшего мусульманского медресе имени 1000-летия принятия ислама, имам-хатыйб мечети «Розовая» прим. ред.) составил путеводитель по кладбищу, установили указатели, восстанавливаем надгробные камни выдающихся религиозных деятелей.

Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:

— Здесь реакция одна должна быть — недопустимость. У меня такое ощущение, что это сделали люди, совершенно не имеющие отношения к вере. Это делают люди не в силу дурных привычек — как правило, это целенаправленное явление. Мы доиграемся. То у нас покемонов начинают ловить по храмам, по мечетям, по синагогам — думаем, что безобидно все. Эта безобидность является путем вот к таким явлениям, как осквернение могил. Это варварство, это вообще-то сигнал власти, всему нашему обществу в целом. В конце концов, мы должны понимать, где вера, где настоящие религиозные убеждения, а где настоящий конгломерат. Это вызов правоохранительным органам, которые обязаны расследовать это преступление. Это очень серьезно, всегда и везде кладбища считаются величайшей святыней для всех.

Вы помните, как мстили гробницы тем, кто разорял египетские пирамиды? Так что должны те люди знать, что надругательство над мертвыми не проходит бесследно. Если не правоохранительные органы это сделают, то господь тоже хороший педагог. Должно быть нормальное религиозное просвещение, иначе вырастают уродливые духовно люди, которых легко затянуть религиозными мотивами хоть в ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.), хоть могилы осквернять.

Мансур хазрат Джалялетдин — мухтасиб Вахитовского и Приволжского районов:

— Кто бы это ни сделал, это бесчеловечно, и нормальный человек этого не сделает. Если молодежь, то ответственность ложится на воспитание родителей — значит, не приучили. Я не думаю, что это какая-то спланированная акция, это вандализм — зашли похулиганили и ушли. Сложность даже не в причиненном ущербе. На моей памяти этот случай не первый — на Арском кладбище в год раз такое бывает, но не в таких масштабах. На Ново-Татарском кладбище такое впервые. Я сейчас в командировке и по возвращению непременно туда поеду, потому что там захоронены мои дедушка, бабушка, отец. При входе на кладбище все же должна быть полноценная охрана, камеры. Пока же видеонаблюдение есть на мусульманском кладбище Казани. Но кладбище — это святое место, и, видимо, для кого-то от бескультурья оно перестает быть таковым.

Учитывая размах вандализма, приходит предположение, что целью варваров было увеличение числа клиентов кладбищенских каменотесов Учитывая размах вандализма, на ум приходит предположение, что целью варваров было увеличение числа клиентов кладбищенских каменотесов

«НА БЛИЖАЙШЕМ ЗАСЕДАНИИ КОМИТЕТА МЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОДНИМЕМ ВОПРОС ОБ ОХРАНЕ»

Рамиль хазрат Мингараев — имам-хатыйб мечети Аль-Марджани, директор мусульманского кладбища:

— Я не знаю, кто все это сделал, но эти люди должны понимать, что издевательство над покойниками — это греховное дело. Люди, которые это делают, какие-то сектанты. На моей памяти в Татарстане чего-то подобного еще не происходило. Кладбища по всей России полноценно нигде не охраняются, охранники обычно в администрации, но территория большая.

Анатолий Елдашев — краевед, лауреат Макарьевской премии:

— Люди, которые взяли на себя такой грех, несчастные. Возможно, подобный инцидент за последнее десятилетие был только на Арском кладбище, но чтобы 100 могил! За это должно быть и административное, и уголовное наказание, а главное — моральное. То, что они сделали, отразится и на их роде.

Георгий Мюллер — краевед:

— На Ново-Татарском кладбище похоронен цвет, элита Татарстана, это то, чем гордится Татарстан. Надо бить во все колокола. По-моему, это провокация, цель которой — столкнуть народы. Если глубоко заглядывать, то это так. Не знаю, конечно, кто виновник. В истории такое случалось: когда нужно было столкнуть народы, разрушали культурные памятники, святыни, а потом обвиняли другой народ. Это было и в Германии, и в Польше — почерк один.

Ринат Закиров — председатель исполкома всемирного конгресса татар, член комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ:

— Это вандализм. Борьба с умершими говорит о том, что люди, совершившие такое, находятся не в здравом уме. Конечно, правоохранительные органы должны очень четко сработать, поставить заслон, чтобы раз и навсегда исключить повторения такого в Татарстане. На ближайшем заседании комитета мы обязательно поднимем вопрос об охране. Фактически это мемориальное кладбище, там похоронены выдающиеся деятели нашего народа, и быть абсолютно беззащитным оно не должно. Постараемся сделать так, чтобы людям обходилось как можно дороже совершение таких поступков.

Разиль Валеев — председатель комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Это оскорбление для всего татарского народа! Кроме возмущения и ненависти к этим людям я ничего не испытываю. Это же самые именитые, самые знаменитые, самые дорогие для нас люди там похоронены — Габдулла Тукай, Шигабутдин Марджани и другие. Я не знаю, какие именно там памятники разрушили, но для нас это и оскорбление, и издевательство. Это самые последние подонки, которые воюют с мертвыми. Больше никаких слов нет.

Как депутаты мы будем изучать, расспрашивать, как это было, и вопрос обязательно поднимем. Это непростой факт. У нас много плохого в жизни, но это уже сверх того и выходит за рамки происходящего.


P. S. Президент РТ Рустам Минниханов взял под свой контроль расследование акта вандализма на Ново-Татарском кладбище. Он дал поручение правоохранительным органам подключить все силы и средства для расследования этого преступления в кратчайшие сроки, подчеркнув, что у вандалов, совершивших этот хулиганский акт, нет ни веры, ни национальности, ни совести, сообщает пресс-служба президента РТ.