ПРОГРАММЫ УТИЛИЗАЦИИ СТАРЫХ ГРУЗОВИКОВ, НА КОТОРУЮ НАДЕЕТСЯ СЕРГЕЙ КОГОГИН, В 2011 ГОДУ НЕ БУДЕТ

Сегодня в Набережных Челнах обсуждались самые успешные антикризисные программы РФ – утилизация старых авто и субсидирование пассажирских перевозок на Дальний Восток. Речь об этом шла на заседании совета генеральных и главных конструкторов России, которое провел в закрытом режиме зампредседателя правительства РФ Сергей Иванов. Некоторые подробности обсуждения стали известны «БИЗНЕС Online».

280 ТЫС. ГРУЗОВИКОВ В ГОД

На заседание совета, помимо его председателя Сергея Иванова, президента РТ Рустама Минниханова и гендиректора КАМАЗа Сергея Когогина, прибыли представители федеральных министерств, гендиректора промышленных предприятий, директора НИИ, ведущие ученые и специалисты высокотехнологичных секторов экономики страны.

Иванов заявил на заседании совета, что перед автомобилестроительной отраслью стоят задачи, обозначенные в стратегии развития автопрома в РФ до 2020 года.

В частности, в планируется производить 3,15 млн. легковых авто в год, грузовых автомобилей – 280 тысяч. По словам чиновника, по итогам реализации стратегии доля добавленной стоимости в автомобильной промышленности с 21 % (492,8 млрд. рублей) должна вырасти до 48 % – (2,2 трлн. рублей). А доля экспорта продукции автомобилестроения в общем объеме производства для грузовиков должна быть увеличена 50 %.  Иванов особо отметил упор на грузовые автомобили. Чтобы достичь таких показателей, необходимо преодолеть технологическое отставание страны от ведущих автомобильных держав, что в свою очередь потребует «совершенствования инфраструктуры проведения НИОКР по созданию новых автотранспортных средств и автокомпонентов». И ресурсов, в частности, бюджетных средств, объем которых пока определяется.

МАТЕРИАЛЫ НЕФТЕХИМИИ – ДЛЯ АВТОПРОМА РТ

На состоявшейся после встречи пресс-конференции президент РТ Рустам Минниханов рассказал журналистам, какие шаги будет предпринимать уже сама республика в части реализации стратегии развития автопрома.

- В планах строительство крупного завода – это потребует от нас крупной финансовой поддержки, - сказал Минниханов. - Раз у нас есть такие крупные производства грузовых и леговых автомобилей, как Sollers и КАМАЗ, значит необходимо здесь сконцентрировать высокотехнологические компании по производству автокомпонентов, - заявил глава республики. - Учитывая что мы республика нефтехимическая, а Татарстан является крупным производителем пластмасс, мы должны направить свои усилия на максимальное использование материалов нефтехимического производства для производства автокомпонентов. В частности, на площадках ОЭЗ «Алабуга» и КИП «Мастер».

КАМАЗ ГОТОВ К ЕВРО-4

Сам Иванов объяснил на пресс-конференции, почему с Евро-4 Россия задерживается на два года. Зампред правительства РФ признал, что еще в 2006 году было принято постановление о переходе на стадарт Евро-4  уже с 1 января 2010 года. Однако неожиданно наступил мировой кризис, спутав все планы:

- Нефтепереработка не очень горела желанием переходить на выпуск соответствующих топлив и масел. Проанализировав, мы вынуждены были признать, что переносим срок на 1 января 2012 года – даем два года для разгона. Хотя этот срок, конечно, нанесет очевидный ущерб экологической ситуации, - заявил  Иванов.

В то же время, чиновник обратил внимание, что немало в этом направлении было сделано на «КАМАЗе» - в частности, благодаря сотрудничеству автогиганту с компанией CUMMINS (производитель двигателей - прим.ред.).

- На сегодняшний день КАМАЗ практически готов к выпуску двигателей стандарта евро-4, хотя сам стандарт еще даже не введен. Я уверен, что к 1 января 2012 года "КАМАЗы" точно будут оснащены двигателями нужного стандарта. И одновременно на CUMMINS уже ведется разработка двигателей стандарта евро-5.

Впрочем, Иванов признал, что больше всего разговоров сегодня в мире о машинах с гибридными двигателями. Автомобили на базе гибридного двигателя (газового и электрического) в России, заметил он, будут выпущены уже до конца этого года – марку машины и компанию-производителя Сергей Иванов не назвал («чтобы не рекламировать продукцию предприятия»).

ИСТРЕБИТЕЛЬ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ

Рассказал  Иванов и о перспективах авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения. По его словам, как раз сегодня в Индии представители Рособоронэкспорта и компании «Сухой» ведут переговоры о заключении контракта «по эскизному проектированию самолета, который будет производиться в интересах Индии и РФ». Однако при этом от собственного проекта истребителя Россия не отказывается.

- На начало этого месяца первый летный экземпляр нашего истребителя уже совершил 36 полетов. Пока отрабатываются узлы, агрегаты самолета с точки зрения маневренности, параметры двигателя, системы управления. Никаких серьезных нареканий по 36 полетам нет. До конца этого года в воздух должен подняться еще один летный экземпляр, - с гордостью добавил чиновник.

УТИЛИЗАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ МАШИН

Спустившись на землю,  Иванов обнадежил тех владельцев старых машин, кто еще не успел поучаствовать в программе утилизации:

- Из всех антикризисных программ по степени успешности я бы выделил две. Первая – это утилизация старых машин.  И вторая программа, задуманная до кризиса, но начавшая действовать вместе с ним – это субсидирование пассажирских перевозок на Дальний Восток и обратно. Эти программы доказали практикой свою эффективность и успешность. Поэтому правительством приняло решение о продолжении программы утилизации старых авто. И объем финансирования федерального бюджета в 2011 году по программе составит 13,5 млрд. рублей, - заключил со счастливой улыбкой чиновник.

ИВАНОВ ПРО УТИЛИЗАЦИЮ ГРУЗОВЫХ МАШИН

А вот владельцев старых грузовиков правительство пока осчастливить не спешит. На этот счет никаких пока решений нет, с грустью заметил  Иванов. Об инициативе КАМАЗа и других компаний по утилизации старых машин он знает:

- Но у нас существенное финансово-экономическое ограничение по бюджету, - объяснил извиняющимся тоном чиновник. –  Тем более, бюджет на три года в окончательном чтении вчера уже принят.

С другой стороны, отметил он, конкретного решения по грузовикам нет и потому, что сам «КАМАЗ» - сильная самодостаточная компания и на сегодняшней день в финансовой поддержке не нуждается (это место речи Иванова, вероятно, топ-менеджеры автогиганта запомнят надолго). В доказательство чиновник процитировал гендиректора компании Когогина, рассказавшему ему сегодня, по его словам, что КАМАЗ «все больше работает с предприятиями оборонной отрасли по ремонту старых машин и выпускает их уже совершенно другого качества».

ПРО ПОБЕДУ «РУБИНА»

В заключение  Иванов пытливо вгляделся в ряды журналистов, надеясь, что ему зададут-таки вопрос на самую волнующую его тему, но, не дождавшись, признался:

- Я вчера вернулся из командировки в Санкт-Петербург и успел ко второму тайму матча «Рубина» с «Копенгагеном», - заявил радостно чиновник, - И должен поздравить жителей Татарстана с победой. Мне их игра очень понравилась. Не потому, что она была суперзрелищной или какого-то высочайшего уровня, - в то же время оговорился Иванов. - Но мне понравился характер команды, которая концовку вытащила на зубах, когда уже сил не было. Бились до конца и одержали заслуженную победу. Шансы на выход из группы еще остались, пока есть шансы, надежда умирает последней.

Сергей Афанасьев