Рашид Калимуллин: «Как говорил ректор нашей консерватории Назиб Жиганов, композитор — штучный товар, композиторов много не бывает» Рашид Калимуллин: «Как говорил ректор нашей консерватории Назиб Жиганов, композитор — штучный товар, композиторов много не бывает»

ОТ ШОСТАКОВИЧА ДО КАЛИМУЛЛИНА

Рашид Фагимович, во-первых, поздравляем вас с избранием председателем союза композиторов России. Думаю, многие татарстанцы порадовались и за вас, и за республику. А почему выбор пал именно на вас? Как все это происходило?

— Порадовались не только татарстанцы, но и другие регионы России, потому что всегда руководителями становились те, кто живет в Москве. Естественно, я с большим уважением отношусь к тому, что делалось до меня. Первым председателем союза композиторов был гениальный композитор Дмитрий Шостакович. Кстати, он часто приезжал в Казань и в одну из поездок подарил нам свой кабинетный рояль Steinway. Следом за ним союз возглавил выдающийся композитор Георгий Свиридов. Многие его хоровые песни были для меня эталоном. Далее был знаменитый композитор Родион Щедрин, сейчас он живет и работает в Германии. Четвертым председателем союза был Владислав Казенин, известный композитор, работавший в свое время заместителем министра культуры СССР. Представляете, какие киты руководили союзом композиторов России?

Конечно же, после них было сложно определиться с председателем союза. После смерти Казенина прошло два года, а мы не могли выбрать лидера, который бы дал согласие занять такой ответственный пост. В советское время председатель союза композиторов СССР Тихон Хренников был членом ЦК КПСС, был вхож к первому человеку в стране — Иосифу Виссарионовичу Сталину. Понимаете, насколько это было серьезно? И организация была богатой. Были свои дома творчества, были свои предприятия. Например, в Иваново был не просто Дом творчества, при нем был свой совхоз, свои поля и разные агрослужбы. Конечно, нам надо было выбрать достойного лидера — достойного и как композитора, и как менеджера. Если честно, меня полтора года уговаривали стать председателем союза...

— Почему вы не соглашались?

— Когда мне предложили возглавить союз композиторов Татарстана, я тоже не соглашался. И тогда, и сейчас жизнь моя была налаженной, все шло своим чередом. Моя музыка исполнялась, даже когда я был молодым композитором, я много ездил по другим странам, стажировался в Европе — и в Голландии, и в Германии. Был период, когда я жил в Баден-Бадене, причем не где-нибудь, а в доме-музее всемирно известного композитора Иоганнеса Брамса. Играл на рояле Брамса, ходил на концерты, писал музыку, получал заказы от европейских музыкантов-исполнителей... И вдруг мне надо заниматься не только творческой работой, но и организационно-хозяйственной деятельностью... Это большая ответственность.

Члены авторского совета РАО, апрель 2016 года Члены авторского совета РАО, апрель 2016 года

— Какая сегодня ситуация в российском союзе композиторов?

— Скажу честно, не из лучших. Многое потеряли. В национальных республиках творческие союзы чувствуют поддержку и внимание местного руководства, а в Москве все в «свободном плавании». Ведь надо не столько приумножить, сколько хотя бы сохранить то, что было. А сохранить-то в такое время очень сложно было — и рейдерские захваты, и все что угодно...

И в такой ситуации во главе союза надо было поставить человека, который уже зарекомендовал себя и как композитор, и как организатор. Время шло. К власти стремились разные люди. И тогда ко мне обратились наиболее авторитетные руководители творческих союзов из регионов России и сказали: «Ты самый успешный как руководитель и авторитетный как композитор». Вот тогда я подумал и дал согласие. Надеюсь, что в российском союзе постепенно все наладится, мы выстроим работу, как это мы сделали в Татарстане.

У нас тоже все непросто было. Когда я молодым композитором пришел руководить союзом композиторов Татарстана, страна развалилась, кругом был хаос, мне было непонятно, что делать. Приходилось заниматься не только творческой работой, но и доставать для членов нашего союза продукты питания, одежду, обувь. Помню, как наших композиторов можно было распознать по зеленым пуховикам и одинаковой темно-коричневой обуви. Но, как говорится, не хлебом единым... В первую очередь, конечно, приходилось заниматься творческими вопросами. Когда я пришел в кабинет министров РТ с предложением организовать в Казани международный музыкальный фестиваль «Европа — Азия», на мое предложение отреагировали, с одной стороны, с одобрением, а с другой — с некоторым недоверием: приедут ли из-за рубежа столько известных музыкантов, о которых я написал в своем проекте. Мероприятие прошло успешно и стало первым в России постсоветским фестивалем современной музыки. Сразу стало ясно, что фестивалю в Казани — жить! Надеюсь, что в Москве мы возродим международную деятельность и организуем свой большой музыкальный фестиваль современной музыки.

48 ИЗ 50 ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА

— Когда вы согласились возглавить союз композиторов России, наверное, все равно были выборы? Как это происходит?

— Все было непросто. Съезд проходил дважды. Первый раз проходил в мае, но тогда мы не договорились. Второй съезд прошел уже 9 декабря, на котором я и был избран. Мы говорили все начистоту. Когда встал вопрос о голосовании, один был против, один воздержался, а все остальные проголосовали за мою кандидатуру.

— Участников съезда было много?

— Делегаты из 50 регионов, где есть региональные союзы композиторов.

— А кроме вас какие были кандидатуры?

— Кандидатуры были, но в конце работы съезда они сошли с дистанции.

— Московский союз композиторов — это отдельная, самостоятельная организация. Конфликт с российским союзом продолжается?

— Конфликта как такового и нет, а есть некоторое внутреннее непонимание: как же мы можем без московского союза? А мы разве без них? Да, документально они самостоятельная организация. Питерский союз композиторов документально тоже самостоятельная организация. Просто московскому и питерскому союзам формально удобнее быть отдельно. Но в то же время они вместе с нами, мы вместе проводим мероприятия. В наши руководящие органы входят и известные московские композиторы. К примеру, в хоровую и песенную секции союза композиторов мы пригласили московских композиторов, что нашим уставом разрешается. Более того, председатель московского союза Олег Галахов является нашим секретарем.

Филиппины, ноябрь 2015 года, Союз композиторов РТ принят в состав международной организации Лига азиатских композиторов Филиппины, ноябрь 2015 года, союз композиторов РТ принят в состав международной организации «Лига азиатских композиторов»

— А почему им формально лучше быть отдельно?

— Просто им так удобнее. В этом случае они напрямую имеют финансирование из министерства культуры. К тому же мэрии Москвы и Санкт-Петербурга хорошо «подпитывают» их материально.

— Что дает членство в союзе композиторов России? «Продпайки», дачи, путевки в санатории — все это, наверное, в советском прошлом? Тогда зачем вообще объединяться в союз? Творцу, если он действительно талант, и в одиночку хорошо. (Василиса)

— Конечно, квартиры мы сегодня не можем выдавать, а «продовольственные пайки» и автомобили и так можно купить. Сегодня самая главная поддержка композитора — исполнять его музыку и продвигать ее на различных музыкальных форумах.

— Хорошо, исполнили его музыку, пригласили на какой-нибудь фестиваль. А если его музыка не понравилась дирижерам, как ее дальше союз будет продвигать?

— Конечно, исполнение музыки в первую очередь нужно самому композитору: он имеет возможность сравнивать свое произведение на общем фоне, увидеть свои плюсы и минусы. Но в то же время имеет возможность зарекомендовать себя.

«ПЕРВЫМ ДЕЛОМ Я ПРИГЛАСИЛ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОППОЗИЦИИ»

С чего вы начали свою работу на посту председателя союза композиторов РФ? (Муравьев)

— Первым делом я пригласил представителей оппозиции, отметил, что никаких гонений с моей стороны не будет, это не в моих правилах, и сказал: «Давайте жить и работать вместе». Затем встретился со многими известными музыкантами, композиторами, музыковедами, заручился их поддержкой. Некоторые из них сейчас уже работают руководителями творческих секций союза, мы часто встречаемся, обсуждаем и готовим проекты.

Японские барабаны - одно из последних пополнений коллекций музыкальных инструментов Рашида Калимуллина Японские барабаны — одно из последних пополнений коллекций музыкальных инструментов Рашида Калимуллина

— Каков объем годового бюджета?

— Когда я пришел, бюджет союза уже был сверстан. Пока не могу сказать, потому что я пришел в «пустыню»... Вот на будущий год обязательно скажу. Совместно с министерством культуры РФ мы решили провести всероссийский фестиваль симфонической музыки молодых композиторов. Кстати, этот фестиваль раньше был и прошел в Казани ровно 30 лет назад. Представляете, что через такой промежуток времени мы проводим концерты этого фестиваля! Они пройдут в Ярославле, Казани, Краснодаре, финальный концерт — в Москве. Министерство культуры России нас поддерживает и желает, чтобы мы заново интегрировались в большое музыкальное пространство России.

— Выход за пределы Москвы — это ваша «придумка»?

— Министерство культуры заинтересовано в развитии регионов. У нас будут и другие проекты, проходить они будут в разных городах. Мы заинтересованы охватить многие регионы нашей страны. Важные события не должны проходить только в пределах Садового кольца. К примеру, моя первая поездка в роли председателя российского союза композиторов была в Якутию. Там были юбилей союза композиторов и выборы его руководства. И было желание правительства Якутии, чтобы я приехал. Я объездил все учреждения культуры региона, посмотрел спектакли и концерты.

— На каком уровне культура в Якутии?

— Я очень рад, что во многих республиках культуре уделяется достаточное внимание. Якутия — это далекий край, но тем не менее к ним любят приезжать музыканты из Москвы, Петербурга, из Японии и других стран. Они проводят мастер-классы, выискивают талантливых детей. С большим пиететом в Якутии относятся к развитию национального искусства, фольклора. У них есть национальные коллективы, оркестр, они производят национальные музыкальные инструменты, обучают игре на них. У них есть даже музей национального музыкального инструмента — хомуса. Оказывается, все народы имеют такой инструмент: и европейские, и американские, и азиатские.

А на нашей территории во времена Ивана Грозного запрещали национальные музыкальные инструменты, поэтому у татар и башкир вокал хорошо развит, очень много мелизмов. Поскольку я коллекционирую музыкальные инструменты, с уверенностью могу сказать, что они были и у татар, но не сохранились. Поэтому все надо восстанавливать, внедрять в наши народные коллективы. Пока в Татарстане дело с национальными музыкальными инструментами обстоит неважно. Нам необходимо использовать музыкальный инструментарий тюркских народов. Ведь эти инструменты у нас когда-то были!

«В Китае я бывал во многих городах, там исполнялась моя музыка» «В Китае я бывал во многих городах, там исполнялась моя музыка»

«В ХАРБИНЕ ПРЕДСТАВИЛ МУЗЫКУ КОМПОЗИТОРОВ ТАТАРСТАНА»

— Вы недавно вернулись из Китая. Что входило в программу вашей поездки?

— Это был мой первый международный визит в статусе председателя союза композиторов России. А вообще, в Китае я бывал во многих городах, там исполнялась моя музыка. В этот раз был в Харбине, где проводился международный музыкальный фестиваль, на который меня и пригласили. Было много встреч, переговоров, состоялся прием у губернатора, председателя народного правительства Лу Хао, на котором присутствовали заместитель министра культуры КНР Дун Вэй, мэр Харбина Сун Сибинь и другие важные чиновники. На приеме обсудили новые возможности развития культурных контактов между КНР и Россией. Как сказал губернатор Лу Хао, Харбину поручено стать важным ключевым звеном во взаимоотношениях между нашими странами в области культуры. Скоро может быть построена высокоскоростная железная дорога Москва — Казань, и я сказал, что мы должны построить такую же дорогу, но только музыкальную, что было с одобрением принято губернатором, и об этом он сказал в своей заключительной речи. На следующий день мы осмотрели новые культурные объекты, состоялся прием у мэра Харбина. В этом городе за последние годы построено много зданий для учреждений культуры и творческих коллективов — это здание оперного театра, концертные залы. Представляете, для новой консерватории купили сразу 100 роялей Steinway!

Харбин — «русский» город с населением 10 миллионов человек, где в свое время проживали до 200 тысяч выходцев из России. В харбинском фестивале принимают участие и российские коллективы, в частности Красноярский камерный оркестр, Екатеринбургский симфонический оркестр. Наши на этот фестиваль ездят, но, видимо, этого недостаточно. Кстати, в Китае любят и знают русские песни. Китайская сторона хочет, чтобы российско-китайские музыкальные связи развивались еще более интенсивно. Большим сподвижником в российско-китайском сотрудничестве является российский композитор китайского происхождения Чжэнь Гуань Цзо.

Я в Харбине представил российскую симфоническую музыку, в том числе композиторов Татарстана — подарил три диска произведений татарских композиторов, записанных Государственным симфоническим оркестром РТ под управлением Александра Сладковского. В этой музыке они услышали что-то близкое. Дело в том, что татарская и китайская музыка близка по духу, потому что используемый звукоряд один — пентатоника.

«Татарская и китайская музыка близка по духу, потому что используемый звукоряд один — пентатоника» «Татарская и китайская музыка близка по духу, потому что используемый звукоряд один — пентатоника»

«МЫ НЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ В РОЛИ ТОЛЬКО ПРОСИТЕЛЯ»

— Вы вспомнили Тихона Хренникова, который обладал большим весом в советское время, а сегодня председатель российского союза композиторов может прийти к Спивакову, Федосееву, Плетневу, Юровскому и что-то им предложить?

— Я и раньше мог встретиться с любой из названных вами личностей, что я и делал при необходимости. Однако, исходя из вашего вопроса, уточню: пришел Калимуллин и за месяц всех «построил»?.. Работа у нас всегда велась довольно активно, но не хватало больших и значимых проектов. За этот небольшой период у нас были встречи в Госдуме России, в Московской областной Думе мы провели презентацию союза композиторов РФ и его нового председателя, я успел пообщаться со многими известными людьми, дал интервью радио «Маяк» и «Орфей», побывал во многих концертных залах Москвы. Скоро состоится конкурс имени Прокофьева, меня, как и прежде, пригласили в члены жюри. В Общественной палате России принял участие в круглом столе по вопросам развития культуры. Встречался с руководителями других творческих союзов, в «Крокус Сити Холле» посмотрел, как работают известные рок-группы.

Недавно встречался с известными композиторами, которые пишут музыку к фильмам. Многие из них не являются членами нашего союза, но хотели бы ими стать. Действительно, они нам нужны, и мы обязательно будем их привлекать к нашим мероприятиям. Совсем недавно в Доме кино при полном зале прошел концерт произведений кинокомпозиторов при участии Максима Дунаевского, Евгения Доги, Евгения Крылатова, Алексея Шелыгина, а также оркестра имени Силантьева под управлением Александра Клевицкого. Все с именами, ярчайшие личности! Хотим сделать абонементные концерты. В концертном зале Храма Христа Спасителя провели концерт в память популярного советского композитора Евгения Мартынова, который так рано ушел из жизни. Я выступил с приветственным словом, было много известных музыкантов, деятелей культуры. Концерт получился теплым, душевным и прошел на высоком подъеме.

Конечно, для меня как руководителя федерального союза многие двери открываются быстрее. Но мы не должны быть только в роли просителя, а должны сами быть активными и создавать интересные, перспективные проекты, чтобы в нас видели творческую силу, способствующую продвижению культуры нашей страны.

Рашид Калимуллин с композитором Евгением Дога Рашид Калимуллин с композитором Евгением Дога

— У вас пока идет процесс знакомства?

— Не только знакомства. Мы, например, уже провели концерт оркестра имени Юрия Силантьева, запланирован концерт в литературном музее Пушкина и т. д. Я уже побывал в Карелии, где осмотрел Дом творчества, встретился с руководством управления культуры. Мы запланировали провести совместные акции по работе с детьми. Состоялась встреча с руководством центра Слободкина, расположенного в самом центре Москвы на Арбате, там хороший концертный зал, студия звукозаписи, есть свой симфонический оркестр. Договорился о проведении серии концертов детской музыки во Дворце культуры ЗИЛ — завода имени Лихачева. Сегодня мы стремимся выстроить взаимоотношения со многими учреждениями культуры.

— Работа с детьми, помощь молодым композиторам — это понятно. А зачем нужен творческий союз уже состоявшимся мэтрам?

— Поверьте мне, все нуждаются в общении, поддержке и т. д. Вот недавно общались с Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым, а до этого — с известными поэтами Андреем Дементьевым и Александром Шагановым разговаривали о развитии песенного жанра. Были «золотые годы» советской песни, а сегодня этого нет. Почему это ушло? Планируем обсудить проблемы и искать пути решения.

«В КАЖДОМ ГОРОДЕ БУДЕТ ЗВУЧАТЬ МУЗЫКА ТАТАРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ»

— От татар, которые в Москву перебрались, власти республики ждут помощи в делах, в общении с федеральным центром. Какая помощь Татарстану от вашего председательства может быть? (Бакирова Рамзия)

— Как председатель союза композиторов России я не должен говорить, что мне ближе какой-то отдельный регион, что ближе татары, башкиры или чуваши. С одной стороны, для меня все равны. С другой — на первом всероссийском музыкальном фестивале в каждом городе будет звучать музыка молодых татарских композиторов. В Москве будет звучать Эльмир Низамов, в Краснодаре — Эльмира Галимова, в Ярославле — Мердан Бяшимов (он туркмен, заканчивает Казанскую консерваторию), в Казани — Ильяс Камалов. Думаю, что у нас будет еще много интересных проектов, причем не только с молодыми композиторами.

С актрисой Чулпан Хаматовой С актрисой Чулпан Хаматовой

— Почему же многим из них трудно пробиться в Татарстане? Можно назвать только несколько фамилий, которые успешно здесь работают.

— Это не совсем так. Музыка наших композиторов исполняется на многих наших концертах и форумах. Это не только Низамов и Галимова, но и Анисимова, Бекбулатова, Варламова, Салимов, Тагирова, Тимербулатова. Только что на Днях культуры Татарстана в Москве исполнялись песни Салимова и Низамова. И вообще, все они для нас дороги, обо всех мы беспокоимся и стараемся поддержать.

— А почему не в Казани? Яркий пример: Эльмир Низамов написал оперу «Кара Пулат» для театра имени Тинчурина. И зрители ходили, и рецензии хорошие были, и даже спектакль попал в лонг-лист «Золотой маски». И что же? После одного сезона спектакль сняли!

— Мне неизвестно, на каких условиях была написана музыка и поставлен спектакль. Тинчуринский — не музыкальный театр. Скорее всего, у них есть определенные сложности с включением спектакля в репертуар и его регулярным исполнением. Например, аналогичная ситуация была с балетом Юлии Бекбулатовой «Небесный код». Спектакль был с успехом поставлен Тинчуринским театром совместно с Казанским государственным университетом культуры и искусств, но также не стал репертуарным.

— Хотелось бы, чтобы фамилий исполняемых композиторов в Казани было побольше...

— Как говорил ректор нашей консерватории Назиб Жиганов, композитор — штучный товар, композиторов много не бывает. Среди тех, кто заканчивает консерваторию, в профессии остаются только сильнейшие. У каждого творца в руках свое «перо», свой божий дар, а также фортуна. И эти три компонента позволяют проявить себя.

Но союз композиторов РТ всячески помогает молодым. Например, с Государственным симфоническим оркестром РТ у нас есть совместный проект «Новая музыка композиторов Татарстана». Это творческая лаборатория, в том числе и для молодых композиторов. В последние годы благодаря нашему союзу музыка композиторов Татарстана исполняется не только в республике, но и во многих городах России, а в рамках проекта «Жемчужины русской и татарской музыки» и за рубежом. Где мы только не исполняли музыку наших композиторов — в Лондоне, Берлине, Иерусалиме, Стокгольме, Флоренции, Риме! В прошлом году наша музыка звучала и в Латинской Америке. Когда раньше такое было?! В других регионах, даже в Москве, такого не было, нет и сейчас! Некоторые наши композиторы становятся лауреатами конкурсов — Анисимова, Варламова, Галимова, Низамов, Хакимов, Харисов, Раупова и другие.

Рашид Калимуллин с поэтом Наилем Касыймовым в Музее Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай Рашид Калимуллин с поэтом Наилем Касыймовым в музее Габдуллы Тукая в селе Новый Кырлай

Что будет с союзом композиторов РТ? На двух стульях сидеть — сами знаете, что бывает... (Александр Анатольевич); Что будет с проектами, инициатором которых был союз композиторов РТ? У вас есть достойный преемник? (Дарина Тимофеева)

— Вы знаете, большинство членов татарстанского союза не хотят, чтобы я сразу покинул пост председателя, так как в лице председателя они видят гарант стабильности и благополучия в жизнедеятельности нашей организации. Мы должны привлекать к организационной работе молодежь союза и, таким образом, подготовить нового руководителя.

— Достойного преемника?

— Да, достойного преемника. Конечно, можно просто выбрать кого-то из молодых, но я знаю случаи, например в Башкортостане, когда поставили человека без опыта — работу он не потянул, союз практически развалился, и тогда башкирские композиторы пригласили руководить союзом взрослого по годам и авторитетного композитора Лейлу Исмагилову. В течение двух лет она смогла выправить ситуацию.

«И ЭТО — АЛМАЗ, И ТО — АЛМАЗ...»

— Не секрет, что татарская национальная музыка зародилась и существовала на стыке восточной и западной культур, т. е. музыкальная настоящая грамота лавировала между пятинотным и семинотным нотными станами, в чем и выразилась уникальность в творчестве композиторов, в том числе и народных, самодеятельных авторов. Каковы перспективы возрождения и развития самобытности татарской музыки в этом направлении? Например, наши соседи из Турции по-своему решили и обошли все тонкости и подводные камни такого положения вещей. (Рамиль Булатов)

— Во-первых, не между нотными станами, а между звукорядами. Что касается соседей из Турции, в области современной музыки там не все гладко, как вам кажется. Лучше привести в пример Европу, Японию или Китай. Как я уже сказал, в Китае, когда я показывал музыку наших композиторов, в татарской музыке услышали что-то свое. А это, между прочим, 1,5 миллиарда населения! На кого нам работать — на Европу с населением около 300 миллионов или на Китай с их 1,5 миллиардами? (Смеется.)

Будучи молодым композитором, я спорил сам с собой: как должна была развиваться музыка — по европейскому пути или по восточному? Хорошо, пойдем по восточному пути развития... А что, отметаем европейское культурное наследие, где создано столько гениальной музыки?! В то же время такой драйв, такой кайф испытываешь, когда исполняешь медитативную восточную музыку! И это — алмаз, и то — алмаз...

С певцом Ренатом Ибрагимовым С певцом Ренатом Ибрагимовым

— Терять не хочется ни то ни другое наследие...

— Да, мне кажется, мы должны работать в синтезе. Кстати, многие европейские музыкальные инструменты зародились на Востоке. Есть на земле такие места притяжения, к примеру между Тигром и Евфратом. И скрипка — это не европейский инструмент. Даже у якутов есть своя скрипка — кырыымпа. И лютня — не европейский инструмент, это уд восточный, который есть и у турок, и у иранцев, и у египтян. Просто европейцы поставили лады для удобства исполнения — и получилась лютня. Считается, что много инструментов появилось в Азии, например в Китае. Но и среди китайских народных инструментов есть такие, прародиной которых является Алтай. Поэтому и композиторы, и музыковеды должны изучать и восточное, и европейское искусство.

— А вы какую музыку предпочитаете писать?

— У меня много разной музыки — где-то больше Востока, где-то больше Европы, а где-то синтез. Когда моя музыка исполняется в других странах, я всегда смотрю, как ее слушают. У нас сегодня есть такая возможность — посмотреть, как воспринимают татарскую музыку за рубежом. Я, например, даже не подозревал, что у Назиба Жиганова наиболее ярко будут воспринимать его увертюру «Нафиса». Это потрясающее по силе воздействия сочинение.

Или, например, композитор Ренат Хакимов, который живет в Альметьевске, открыл для нас на Алтае малочисленный тюркский народ тофалары, который исполняет национальные напевы. И на темы услышанных им напевов он написал интересную симфоническую работу «Тофаларские напевы».

Другой пример — Ильгам Байтиряк. Чувствую, что он как композитор вырос. Я предложил ему дать новую жизнь песням татарских композиторов прошлых лет — сделать ремикс для оркестра. Он уже написал порядка 20 аранжировок для исполнения с симфоническим оркестром. Надеюсь, что эти песни вновь вернутся и будут популярными. Это часть большой нашей работы по увековечиванию памяти ушедших композиторов Татарстана.

В студии радио «Орфей» В студии радио «Орфей»

«БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕМ ДЕТСКИМ ПРОЕКТАМ»

Почему все фестивали проводятся в основном в Казани, а не в других городах республики? (Петр)

— Хороший вопрос! Мы в свое время проводили концерты фестиваля «Европа — Азия» в разных городах: в Набережных Челнах, Нижнекамске, Елабуге, Бугульме, Зеленодольске, даже в Мамадыше, и концерты всегда проходили с большим успехом. Надеемся, что в дальнейшем будет такой же интерес к нашим концертам со стороны администраций районов.

Сейчас большое внимание мы уделяем детским проектам — в формате творческих встреч-концертов с участием наших композиторов и исполнителей. Союз композиторов РТ только за последние полгода побывал в 10 районных центрах. В прошлом году мы провели 15 творческих встреч. Организовываем такие встречи и в Казани. В декабре прошлого года такую большую встречу мы провели в ГБКЗ имени Сайдашева при поддержке министерства образования РТ. Я благодарен министру образования и науки РТ Энгелю Фаттахову. Надеюсь, что у нас еще будут интересные совместные проекты. На концерт были приглашены трудные дети, а также дети из малообеспеченных семей. Эту интерактивную встречу вел я. Дети сначала были скованы, мне пришлось приложить немало сил, чтобы расшевелить их. Но затем я уже не мог их остановить, они были настолько активными, жизнерадостными! Именно в такие моменты ты понимаешь важность и необходимость нашей работы в данном направлении. Всегда после этих встреч мы фотографируемся с детьми, раздаем автографы, слышим слова большой благодарности от педагогов и родителей. Поэтому нас ждут, нам рады, и это действительно так.

Хотелось бы отметить, что во всех наших начинаниях нас поддерживают министерство культуры и президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов. Дети — это наше будущее. Рустам Нургалиевич как-то сказал, что в Татарстане практически в каждом районе построили дворцы культуры. Необходимо эти дворцы культуры насыщать жизнью, в том числе и культурной. Объездив многие районы республики, могу сказать, что у нас в Татарстане каждый районный центр как конфетка! И дворцы спорта есть, и дома культуры. Есть все для комфортного проживания.

— Музыкальным школам помогаете с приобретением инструментов?

— Таких возможностей и средств у нас нет. Но мы можем рекомендовать и организовать приобретение инструментов с определенными скидками, о которых я могу договориться как председатель союза композиторов России. Конечно, эта проблема есть. Не везде музыкальные инструменты соответствуют необходимым требованиям. Есть культурные центры, а с инструментами проблема, например, Кукмор, Пестрецы, Арск, Тукай-Кырлай, Новошешминск, Апастово. В Новошешминске строят новое здание музыкальной школы, и я надеюсь, что туда будет поставлен новый рояль. Ведь что такое рояль? Когда в школах есть хороший инструмент, туда чаще приезжают известные музыканты, что положительным образом сказывается на детях и культурном обслуживании района в целом.

В Европе повсеместно нет ощущения, что ты находишься в глухой провинции. У нас сегодня — визуально — тоже нет такого ощущения: все чисто, аккуратно, есть вся социальная инфраструктура, кругом зелень и цветы. Ну просто хочется жить! Это очень дальновидная политика руководства нашей республики — делать так, чтобы из села не хотелось уезжать.

— Ходили разговоры о строительстве нового концертного зала в Казани, ведь ГБКЗ уже маловат. Подвижки есть?

— Разговоры пока поутихли, видимо, из-за экономической ситуации. Конечно же, столица республики остро нуждается в хорошем, по-настоящему большом концертном зале вместимостью не менее 1,5 тысячи мест. Уверен, что такой зал в Казани обязательно появится.

«Здание Союза композиторов – памятник архитектуры, и по законам реставрации работы надо довести до ума» «Здание союза композиторов — памятник архитектуры, и по законам реставрации работы надо довести до ума»

«ЗАКАНЧИВАЮ ДЕТСКИЙ МЮЗИКЛ С ТАТАРСКОЙ ТЕМАТИКОЙ»

При такой большой административной нагрузке вам хватает времени заниматься музыкой? Как вам это удается? (Борисова Светлана)

— Стало труднее, конечно, но я все равно работаю. Как обычно, я пишу сразу несколько сочинений. Например, сейчас я заканчиваю детский мюзикл, который будет ставиться в одном из городов России. Между прочим, мюзикл с татарской тематикой.

— В каком городе будет ставиться?

— Пока секрет. Они на меня вышли и предложили написать музыку. Кстати, я в то время еще не был председателем союза композиторов России. (Смеется.)

— Знаю, идет реконструкция здания союза композиторов РТ. Как продвигается работа? Что уже сделано, что еще предстоит сделать? (Елена Ивановна)

— Я довольно часто посещаю здание и вижу, что дела идут хорошо. Мне нравится работа компании «Еврострой», которая занималась ремонтом зданий Казанского кремля, ГБКЗ. Очень ответственно и грамотно подходят к делу. Но остается вопрос по финансированию реставрации. Ремонтно-строительные работы заканчиваются, и мы надеемся на дальнейшую поддержку со стороны руководства республики. Это же памятник архитектуры, и по законам реставрации работы надо довести до ума.

Совсем недавно в здании союза композиторов прошло большое совещание под руководством министра культуры Айрата Сибагатуллина и других важных структур по ремонту здания. Надеемся, что в текущем году мы сможем въехать в это здание.

«Надеемся, что на открытие здания после ремонта нам будет подарен столь необходимый нам новый рояль» «Надеемся, что на открытие здания после ремонта нам будет подарен столь необходимый новый рояль»

— После реконструкции функции здания не планируете расширить? Может быть, камерные концерты проводить?

— К сожалению, зал там очень маленький — человек на 80. Понимаете, есть определенные сложности при организации концертов: приглашаешь музыканта, а ведь это сколько-то стоит. А если зал маленький, нет смысла продавать билеты — все равно затраты не окупятся. Как говорят строители, дом начинает окупаться после пятого этажа. И у нас то же самое: отдача начинается с зала хотя бы на 500 мест, если продаешь билеты. Когда же зал меньше, даже печатание билетов и афиш будет в убыток...

Конечно, мы будем проводить и концерты, и встречи, зал у нас по акустике очень хороший. Надеемся, что на открытие здания после ремонта нам будет подарен столь необходимый новый рояль. Благодарим за финансирование ремонта наше министерство культуры и лично президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова.

Я уверен, что у нас все будет хорошо. У нас очень много замыслов по реализации крупных проектов и в Татарстане, и по России. Наш союз сейчас активный, я радуюсь успехам каждого нашего композитора. Считаю, что и в российском союзе композиторов будет все хорошо, будет много новых успешных проектов, и мы вернем ему былую славу. Страна у нас большая, много талантливых людей. Мы будем стараться продвигать музыкальное искусство во всех уголках огромной страны под названием Россия.

— Рашид Фагимович, спасибо за интересный разговор. Успехов вам на новом поприще!