Завод «Элекон», принадлежащий структурам гендиректора концерна «КРЭТ» Николая Колесова (справа), готовит сюрприз для ностальгирующих по отечественной аудиотехникеФото: prav.tatarstan.ru

«НЕ ШИРПОРТРЕБ»

Сюрприз для всех почитателей хорошего звука, а также ностальгирующих по аудиотехнике отечественного производства готовит АО «Завод Элекон». Крупнейший в России производитель электрических соединителей готовится вновь начать выпуск целого набора аудиоаппаратуры, которым прославился в широких народных массах еще во времена СССР. Смелым задумкам «Элекона», видимо, способствует его стабильное финансовое состояние. По итогам 2015 года выручка завода, принадлежащего структурам гендиректора концерна «КРЭТ» Николая Колесова, составила 6 млрд. рублей. Чистая прибыль по итогам первого полугодия увеличилась в 9,5 раз — до 999 млн. рублей. При этом чисто на оборонную отрасль приходится не более 10% сбыта. «Космос и авиация занимают процентов 70 - 75 — это основные наши заказчики. Если взять большой пассажирский самолет, то в нем от 20 до 30 тысяч наших соединителей, а в ракете — в 10 раз больше. Так что Роскосмос — основной наш клиент... Остальное — судостроение, связь и тяжелое машиностроение», — говорит гендиректор «Элекона» Николай Ураев. И вот на фоне всех этих кораблей, бороздящих космическое пространство, завод решил вспомнить хорошо забытое старое и поработать на узкую целевую группу меломанов.

«Мы сделали очень хорошие колонки, и у нас разработан новый усилитель, скоро его создадим и планируем провести презентацию акустики», — рассказал Ураев «БИЗНЕС Online». Более того, по его словам, специалисты завода «замахнулись» на возрождение производства проигрывателей. «Меломаны предпочитают пластинки, — отметил современную тенденцию роста популярности винила гендиректор. — А знаете, как у нас в свое время появилось производство проигрывателей? Один из руководителей министерства электронной промышленности был в командировке в Америке и привез оттуда хорошую аппаратуру. Ее отдали нашему предприятию, здесь сделали шикарную копию, даже лучше оригинала. Получилась просто супераппаратура. Если среди читателей вашей газеты есть меломаны, они подтвердят мои слова, тем более у многих до сих пор стоит эта техника. У нас даже была своя студия, где специалисты прослушивали пластинки, чтобы исключить малейшие искажения звука на наших проигрывателях. Это была единственная на тот момент в стране аудиоаппаратура такого класса. Но случилась неприятность. В проигрывателе основная деталь — крутящийся диск, он изготавливается путем литья по уникальной форме. Так вот в 90-е кто-то умудрился эту форму сломать. Сейчас пытаемся ее воссоздать».

Николай Ураев: «Мы сделали очень хорошие колонки, и у нас разработан новый усилитель, скоро его создадим и планируем провести презентацию акустики» Николай Ураев: «Мы сделали очень хорошие колонки, и у нас разработан новый усилитель, скоро его создадим и планируем провести презентацию акустики» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

При этом Ураев подчеркнул, что аудиоаппаратура будет мирового уровня и рассчитанной на особых покупателей: «Это акустическая система уровня американских, европейских и даже японских производителей. Не ширпотреб. В магазинах она продаваться, скорее всего, не будет, будем продавать тем, кто к нам обратится».

«ВСЮ ЖИЗНЬ НА «ЭЛЕКТРОНИКЕ» СИЖУ»

Аудиотехнику «Элекон» выпускал с начала 70-х. Что это была за аппаратура? Во-первых, акустические системы «Электроника-25АС-126» и «Электроника-35АС-215». Но на фоне акустики других советских фирм (например, «Радиотехники») эти колонки особого впечатления, прямо скажем, не производили. Во-вторых, усилитель «Электроника 50У-017 стерео». По отзывам, аппарат был неплохим, но многие предпочитали другие марки. «Усилитель „Электроника“ звучал глуховато, поэтому мне тогда пришлось купить „Амфитон“, — припомнил в беседе с „БИЗНЕС Online“ былые годы директор казанского магазина „Грампластинки“ Сергей Шуралев. — „Электроника“ шла как бы в комплекте с одноименным проигрывателем, смотрелась очень красиво, но... А сейчас и мастера не берутся этот усилитель ремонтировать — к некоторым важным узлам не подлезешь, то есть ремонтопригодность так себе». В 1983 - 1984 годах выпускался усилитель «Электроника 100УС-018». Годом позднее пошел предварительный усилитель «Электроника ЭП-019»

Что стало абсолютным ширпотребовским хитом «Элекона», так это проигрыватель пластинок «Электроника ЭП-017-стерео». Любители называют эту вертушку поистине революционной для того времени. Высокое качество достигалось за счет продвинутой головки, эффективных регуляторов прижимной и противоскатывающей сил, тонарма с электромагнитным демпфированием, благодаря которому аппарат мог проигрывать даже изрядно поврежденные пластинки. Тогда такое имелось только у импортных вертушек. Все было сделано на отечественных элементах. «Элеконовский проигрыватель „Электроника“ я купил в 1986 году с первой офицерской зарплаты, — вспоминает Шуралев. — Стоил он 140 рублей — получка инженера, но офицер тогда мог себе это легко позволить... И проигрыватель до сих пор работает! Очень надежный. Однако сейчас на него приходится ставить импортные головки: да, старые советские можно найти даже в запечатанных коробочках, но там же силикон используется, и он за это время просто высох. Лучше купить импортную головку типа Ortofon. Словом, всю жизнь на „Электронике“ сижу и очень доволен».

Сергей Шуралев: «Электроника» шла как бы в комплекте с одноименным проигрывателем, смотрелась очень красиво, но...» Сергей Шуралев: «Электроника» шла как бы в комплекте с одноименным проигрывателем, смотрелась очень красиво, но...» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Также «Элекон» выпускал проигрыватель «Электроника ЭП-030-стерео». В активе «Элекона» и первая в СССР стереофоническая система — электрофон высшего класса «Электроника Б1-01». Он состоял из проигрывателя, усилителя и двух колонок. Был электрофон и попроще — «Электроника Д1-012» (выпускался в 1979 - 1984 годах), на нем впервые в СССР был применен прямоприводной бесколлекторный двигатель. В 1983 - 1990 годах выпускался электрофон «Электроника ЭФ-017С». Но это еще не все. К выпуску планировалась реально революционная техника — квадрофонический усилитель «Электроника Д1-014». Прототипы сделали примерно в 1978 году. Планировался и квадрофонический проигрыватель. Но вскоре от идеи квадрофонии отказались в масштабах отрасли. Отметим, что аналогичные разработки не получили распространения и на Западе.

Инженер-технолог «Элекона» Юрий Александрович пришел на завод в 1973 году и прекрасно помнит, как все это было. «Работа по аудиоаппаратуре на «Элеконе» началась в 1972 году, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Тему вел «Отдел 66», это человек 200, половина из них занималась космосом, половина — аудиоаппаратурой. Это было примерно то, о чем на днях говорил Владимир Владимирович Путин на совещании по ОПК в Туле: надо ориентироваться на выпуск грамотной гражданской продукции. Правильно: в 2020 году оборонный рай кончится, надо о чем-то думать. Тогда гражданская продукция занимала у нас примерно 50 процентов, и работа по аудиотехнике была очень серьезной. Только для двигателя вертушки требовалось где-то 50 единиц оснастки — штампов, прессов и так далее.

Первым серьезным делом стала аппаратура Б1-01 — тбилисская разработка. А вот то, что шло под брендом «Электроника», разработали сами. Но, прямо скажем, 017-й проигрыватель содрали с Technics-Panasonic. Главное достоинство — прямоприводной двигатель с хорошей кварцевой стабилизацией. А вот 017-й усилитель ни с кого не копировали — в усилках ведь все довольно тривиально. И проигрыватель, и усилитель пользовались большим спросом, хотя стоили прилично, к примеру, усилитель — 450 рублей. А электрофон Б1-01 и вовсе продавался за 1085 рублей — 5 средних зарплат по тому времени, а на нынешние деньги — 200 тысяч, наверное. Усилитель — 450 рублей... Нарекания у покупателей, конечно, были. Да и как иначе, если выпускаешь под миллион единиц в год! Некоторые комплектующие оказывались плохого качества, особенно с южных окраин. Когда регулировщики включали после сборки усилитель, они голову прятали под стол — взрывались армянские конденсаторы.

Эту аппаратуру прекратили выпускать в начале 90-х — началась экспансия дешевок из Юго-Восточной Азии, да и денег ни у кого не стало, на авиазаводе тогда зарплату получали макаронами... Думаю, сегодня «Элекону» надо делать не массовую, а элитную продукцию, скажем, по тысяче в год. Специалисты для этого есть».

«СТАРЬЕ» ЗА 10 ТЫС. РУБЛЕЙ С РУКАМИ-НОГАМИ ОТРЫВАЮТ

Интересно, что проигрыватели «Электроника ЭП-017-стерео» пользуются спросом до сих пор. Это однозначно самый бюджетный вариант для начинающего винилового меломана, но аппарат ценят и любители со стажем. «Считаю, лучше купить с рук бэушную 017-ю за 3 тысячи рублей, чем китайскую „мыльницу“ за 15 тысяч, а то, что продается за 7 - 8 тысяч, еще хуже», — говорит Шуралев.

Есть специалисты (в том числе и в Казани), которые делают ремонт и апгрейд советских проигрывателей, в итоге звук становится точно не хуже сделанных в Китае вертушек среднего ценового диапазона. «Есть люди, которые ремонтируют проигрыватели, и один из них раньше работал на „Элеконе“, — рассказывает Шуралев. — Но если материнская плата сдохла, ремонт обойдется дороже, чем купить другой проигрыватель. А некоторые люди просто раздают старую технику при ремонте, переезде. Весь элеконовский комплект можно приобрести очень легко. Еще „Элекон“ выпускал проигрыватель Б1-01, но его сегодня очень трудно найти — пользуется большим спросом на вторичном рынке. Как только выставляется, например, за 10 тысяч рублей, сразу его с руками-ногами отрывают... Если говорить в целом о ситуации со спросом на аудиотехнику, то есть люди, которые попросту ей заболевают. Сначала купят относительно простенькую „Вегу“, потом — „Электронику“, потом — дорогую импортную вертушку, крутой усилитель, колонки Yamaha, которые привозят прямо из Японии. То есть некоторые постоянно ищут лучший звук: купил колонки за 100 тысяч — нет, не нравятся, возьму за 500 тысяч. У таких постоянно апгрейдящихся людей можно купить технику с хорошей скидкой. Народ тратит на аппаратуру сотни тысяч, причем зачастую покупают просто красивые, но никчемные аппараты. Рынок точно есть».

«В целом волна интереса к выпуску, например, виниловых проигрывателей находится в рамках мировых трендов, — рассказал „БИЗНЕС Online“ финансовый аналитик группы компаний „Финам“ Тимур Нигматуллин. — Так, сейчас мировая звукозаписывающая/звукоиздательская индустрия находится в глубоком кризисе. При этом растущими сегментами выступают лишь цифровое потоковое вещание „по запросу“ и винил. Например, в США (самый крупный мировой рынок музыки) в год продается около 10 миллионов грампластинок из-за популярности эксклюзивных виниловых релизов, ностальгии и прочих факторов. Для сравнения: в 2005 году в США пластинок продавалось менее 1 миллиона, а в начале 90-х — менее 0,3 миллиона. До недавнего времени в России не было крупных производителей подобной продукции. Таким образом, производство при должных маркетинговых расходах может занять пустующую долю рынка. Однако спрос будет носить умеренный характер, так как российский рынок винила очень „тонкий“, в том числе из-за сложной экономической конъюнктуры».

«Тонкость» рынка хорошо чувствуется в Казани, где, в отличие от Москвы и Петербурга, пластинками интересуются относительно слабо «Тонкость» рынка хорошо чувствуется в Казани, где, в отличие от Москвы и Петербурга, пластинками интересуются относительно слабо Фото: Юлия Калинина, архив «БИЗНЕС Online»

СКОЛЬКО СТОИТ ВЕРТУШКА? ОТ 3 ТЫСЯЧ ДО 1,25 МИЛЛИОНА

«Тонкость» рынка хорошо чувствуется в Казани, где, в отличие от Москвы и Петербурга, пластинками интересуются относительно слабо. «За пять лет, что работает наш магазин, количественно народа стало больше, молодежь стала интересоваться винилом, — говорит Шуралев. — Но по продажам сильного увеличения нет, поскольку клиенты, которые тогда делали объем, либо наелись, либо остались без работы. То есть 10 сторублевых мальчиков не покрывают одного ценителя. И в целом в Казани интерес к винилу слабый, в Москве и Питере — выше. Половина покупателей нашего интернет-магазина — москвичи и питерцы. Приезжие оттуда постоянно заходят. Только за счет иногородних и выживаем. Даже в Нижнем Новгороде, Ульяновске все живее, а в Перми аж три магазина живут и не грустят».

Что касается мировых тенденций, то резкий рост продаж винила начался в 2014 году. В целом к 2015-му продажи CD в США (законодатель музыкальных мод) упали на 80%, а продажи виниловых пластинок достигли отметки в 9,2 млн. копий — выросли на 52% по сравнению с показателями 2013 года.

Возрождение интереса к винилу связывают с несколькими факторами, вокруг которых идут споры. Первый: звучание пластинки более точное и аутентичное, чем у цифровых форматов. Второй: прослушивание пластинки — это ритуал, особая атмосфера, подчеркивающая индивидуальность слушающего. Третий: в отличие от компакт-диска пластинка — это коллекционная ценность. Четвертый: ностальгия по золотым временам рок-музыки. Пятый: входящие в моду эксклюзивные виниловые релизы. Шестой: возрождение интереса к формату альбома (в последние 15 лет в музиндустрии первенствовал сингл).

Возрождение интереса к винилу связывают с несколькими факторами, вокруг которых идут споры Возрождение интереса к винилу связывают с несколькими факторами, вокруг которых идут споры Фото: Юлия Калинина, архив «БИЗНЕС Online»

«Так что, думаю, сейчас интересный момент для выхода на рынок, — говорит пожелавший остаться анонимным владелец одного из аудиосалонов Казани. — Посмотрите, другие заводы давно сдохли, тот же Бердский, гремевший на весь Советский Союз. Акустику пытаются делать в Прибалтике — продолжают традиции опять-таки советской „Радиотехники“, причем весьма неплохо. Интерес покупателей к аудиотехнике стабилен, несмотря на не самые низкие цены. Но все же, боюсь, конкурировать с китайскими производителями „Элекону“ будет сложно».

Отметим широкий разброс цен на проигрыватели. Как говорилось выше, подержанную «Электронику» можно купить за 3 тыс. рублей. Верхний же предел, по сути, теряется в бесконечности. Например, на сайте одного из казанских аудиосалонов указан ассортимент вертушек стоимостью от 22,5 тыс. до 1 млн. 225 тыс. рублей.

«ФИРМА ИТАЛЬЯНСКАЯ, СОБИРАЛИ КИТАЙЦЫ, И КАЧЕСТВО СБОРКИ ДЕРЬМОВОЕ»

А вот организатор казанского форума «Виниломания», владелец дизайн-студии «Айбат» Сергей Насекин, напротив, полагает, что «Элекон» вполне мог бы найти свою нишу. «Ламповые усилители и фонокорректоры умельцы в Казани, Челнах, Москве штучно прекрасно делают, — рассказал он „БИЗНЕС Online“. — Учитывая то, что весь мир пользуется нашими лампами (саратовскими и питерскими, китайские хуже, это признают все), странно, что мы до сих пор не наладили массовое производство ламповых усилителей. То есть развернуться на ламповых усилителях и фонокорректорах абсолютно реально. К тому же все эти нынешние фирменные ламповые усилители... Один любитель недавно перебрал и говорит: „Фирма итальянская, схема хорошая, а собирали китайцы, и качество сборки дерьмовое“. Схемотехники у нас есть, качество тоже можем обеспечить... Транзисторные усилители — тоже ничего принципиально невозможного... С акустикой посложнее: нет в России производства динамиков, а покупать фирменные и делать только собственную схемотехнику и корпуса — вариант, конечно, но не самый лучший... В проигрывателях тоже нет ничего сложного, особенно учитывая опыт. Проблема может возникнуть с головками — это более тонкая штука, но если не выпендриваться, все можно сделать».

Сергей Насекин полагает, что «Элекон» вполне мог бы найти свою нишу Сергей Насекин (справа) полагает, что «Элекон» вполне мог бы найти свою нишу Фото: Юлия Калинина, архив «БИЗНЕС Online»

У экспертов вызывает сомнения только концепция сборки аппаратуры под заказ. «Прежде чем пытаться собрать заказы, надо себя зарекомендовать, — говорит Насекин. — А для штучной работы и так есть умельцы. Надо организовать небольшое, но серийное производство. Возможно, с выходом на внешний рынок, потому что есть ощущение, что нашего рынка любителей такой аппаратуры для раскрутки не хватит: в абсолютных величинах интересующихся немало, но тот, кто хотел, уже купил все что надо и не будет вестись на неизвестную марку. Нужен качественный и недорогой продукт, который мог бы привлечь молодежь. Продвинутая молодежь смотрит в сторону винила, покупает вертушки. И посмотрите в салонах аудиотехники: два года назад стояло 3 - 4 вертушки, а сейчас — 20. В пластиночных магазинчиках молодежи все больше и больше. Но это явление, конечно, все равно не имеет массового характера, и не появится его. И слава богу».