... Рустам Минниханов и Ильсур Метшин осмотрели на площади у речного порта Казани 24 новых зеленых троллейбуса и 11 малиновых односекционных трамваев
Фото: president.tatarstan.ru

ЧТО ИСЧЕЗНЕТ, А ЧТО ПОЯВИТСЯ НА ДОРОГАХ КАЗАНИ К КОНЦУ ГОДА

Сегодня президент РТ Рустам Минниханов и мэр Казани Ильсур Метшин осмотрели на площади у речного порта Казани 24 новых зеленых троллейбуса и 11 малиновых односекционных трамваев. Всего в этом году МУП «Метроэлектротранс» обновит 70 троллейбусов и 22 трамвая, что довольно много за раз — всего с 2003 года заменено 203 троллейбуса и 92 трамвая. Пока на «сцене» не появились VIP’ы, кондукторы вели последние приготовления новеньких машин и надували шарики, а водители аккуратно вешали их на зеркала заднего вида. На крайних автобусах появились и агитки «Единой России» с лозунгом «Сильный Татарстан» да с фотографией №1 в республиканском списке на выборах в Госдуму. Выборы все-таки не за горами.

По словам главы МУП «Метроэлектротранс» Асфана Галявова, работать новый транспорт будет на всех маршрутах начиная с сегодняшнего дня. «У нас не останется ни одного старого троллейбуса и трамвая, парк обновится на 100 процентов, — сказал Галявов, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Мы специально выставили один старый троллейбус и трамвай для сравнения. Они к концу года уже уйдут в историю, полностью исчезнут с наших дорог». Неподалеку от новых «рогатых» действительно красовался старый «ЗиУ», а на разворотной трамвайной петле у речпорта стояли два КТМ-8. Возраст некоторых вагонов МУПа в последние годы достиг 29 - 35 лет. Старые машины уже решено списать и порезать на металл. Видимо, поэтому у кондукторов радости по этому поводу было столько, что нашлось место новогодней хлопушке, громкое «бабах» которой развеселило поджидающих президента работников МУПа и не на шутку озаботило секьюрити.

Появившийся у речпорта Минниханов отметил большую работу «Метроэлектротранса» по обновлению подвижного состава. «Уровень и качество обслуживания пассажиров значительно улучшатся, без современной техники это невозможно, — сказал Минниханов. — У людей, которые будут работать на трамваях, троллейбусах, будет лучше настроение, как и у пассажиров». По словам работников МУПа, нехватки водителей сейчас не ощущается (спасибо кризису!), а зарплата среднеказанская — 30 - 35 тыс. рублей.

Обновление троллейбусного и трамвайного парка — не последнее в этом году для транспортной сферы города. В конце июля стало известно о том, что ООО «Лизинг-трейд» купит для Казани 100 автобусов за 1 млрд. рублей, их получат пассажирские МУПы. Отвечая на вопрос нашего издания, глава комитета по транспорту Айдар Абдулхаков сообщил, что чуть больше сотни новых автобусов появятся на городских маршрутах уже к концу года, а первые 8 машин выйдут на линии к концу сентября.

... Всего в этом году «Метроэлектротранс» обновит 70 троллейбусов и 22 трамвая, что довольно много — всего с 2003 года заменено 203 троллейбуса и 92 трамвая
Фото: president.tatarstan.ru

«ВСЯ ЭТА КОНСТРУКЦИЯ, КАК ДВЕРИ РАСКРЫВАЮТСЯ, НАМ ИЗВЕСТНА»

Лично оценив новые трамваи, Минниханов сфотографировался с коллективом и рассказал о том, каким транспортом пользовался в студенческие годы. «По молодости я пользовался троллейбусом и трамваем, потому что, когда учился, мы жили на „Ферме“, — сказал Минниханов, отвечая на вопрос „БИЗНЕС Online“. — Вся эта конструкция, как двери раскрываются, нам известна».

А чтобы освежить память, ощущения тех лет, президент РТ подсел в стоявший неподалеку троллейбус. «Как дела, как настроение, не слишком задержали вас?» — интересовался с улыбкой Минниханов у сидевших с самого утра пассажиров. Те тактично сообщили, что нет (публика, собственно, так и так знала, что придется подождать), а водитель двинул машину с небольшой скоростью с места. Часть пути президент провел в кабине троллейбуса, за которым следовали машины кортежа, а по обочинам дорог нет-нет да попадались полицейские.

«По протоколу» Минниханов должен был проехаться только на троллейбусе от речпорта до автовокзала. Но на полпути Галявов, пробежавшись по трамвайным путям и махнув рукой стоявшему на приколе крайнему трамваю, подал президенту новый вид транспорта, на котором тот и проследовал до конечной точки. Как пояснили в пресс-службе президента, маршрут решили поделить. Затем новенький же транспорт после небольшой презентации разошелся по своим обычным маршрутам, на которых его давно ждали обычные пассажиры.

... Рустам Минниханов отметил большую работу «Метроэлектротранса»: «У людей, которые будут работать на трамваях, троллейбусах, будет лучше настроение, как и у пассажиров»
Фото: president.tatarstan.ru

«ТРАМВАЙ ХОДИТ, НИКОМУ НЕ МЕШАЕТ, ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЙ»

Покупку новой техники «Метроэлектротранс» ведет с начала года — с января уже поступило 44 троллейбуса и 16 трамваев. Обновление ведется по федеральной программе, где часть денег выделяет бюджет РФ (на каждый купленный троллейбус дотация составляет 5 млн. рублей, на трамвай — 8 млн. рублей), остальное — средства республики. Общую сумму Галявов с ходу назвать затруднился, но один «рогатый» стоит 10,1 млн. рублей, трамвай — 22,5 млн. рублей. Поступившие трамваи — отечественные — Усть-Катавского вагоностроительного завода им. Кирова, троллейбусы тоже от российского производителя — завода «Тролза», что в городе Энгельс. Есть еще вологодские троллейбусы, но, по словам Галявова, последний производитель уже «умер».

Между тем троллейбусы, по мнению транспортного гуру, профессора НИИ ВШЭ Михаила Блинкина, которое он высказал в интервью «БИЗНЕС Online», морально устаревший вид транспорта. Хотя Блинкин и согласен с тем, что если есть троллейбусное хозяйство, подстанции и контактная сеть, то ни один разумный хозяин не будет отказываться от этого, но он отдает предпочтение все же автобусам и трамваям. По словам Блинкина, троллейбусы дальних перспектив не имеют, так как будут заменены другими транспортными средствами — газобусами, электробусами, не привязанными к контактной сети.

«Существующая маршрутная сеть самая оптимальная, поэтому нет необходимости придумывать что-то новое, — согласился Галявов в беседе с нашим изданием с идеями Блинкина (поначалу шеф „Метроэлектротранса“, правда, даже обиделся на эксперта). — Во всех европейских городах и в Америке предпочтение, конечно, отдается электрическому транспорту, особенно трамваям. Трамвай ходит, никому не мешает, экологически чистый и людей перевозит намного больше, к тому же он намного безопаснее».

... По словам работников МУПа, нехватки водителей сейчас не ощущается (спасибо кризису!), а зарплата среднеказанская — 30 - 35 тыс. рублей
Фото: president.tatarstan.ru

Напомним, что в Казани к 2018 году появится новая схема движения общественного транспорта за 25 млн. рублей: 12 млн. рублей — из бюджета РТ, остальные 13 млн. рублей выделят по программе ООН, направленной на снижение выбросов парниковых газов. Новых маршрутов электротранспорта в ней не предвидится: пока идет обновление техники, заметил Галявов.

«Эти [купленные] трамваи можно назвать скоростными, их предельная скорость — 80 км/ч, но в городе нет таких маршрутов, где можно было бы развить такую скорость, — обратил внимание глава МУПа, уточнив, что максимальная разрешенная и «достаточная» скорость по городу для трамваев — 50 км/час. Впрочем, средняя скорость передвижения общественного транспорта в Казани с учетом остановок и пробок колеблется в интервале от 15 до 28 км/ч, медленнее всего она в центре города и в районе аэродрома Казанского авиазавода — таковы данные сервиса «Яндекс.Пробки». Много это или мало? Сравним с Европой: к примеру, средняя скорость движения по дорогам Берлина — 24 км/ч, а трамвая — 19,2 км/ч. Правда, встретить там давку в общественном транспорте сложно даже в час пик — недостижимая для наших реалий мечта.