«Сбережение человечества» сегодня продолжат обсуждать на проходящем в Казанской ратуше международном научном форуме под эгидой ЮНЕСКО. Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на вчерашнем заседании, выяснил, как, по мнению Минтимера Шаймиева, в Татарстане удалось сохранить взаимопонимание между русскими и татарами, какое «домашнее задание» дали ректору Ильшату Гафурову и чему нужно научиться у китайцев.
В СТАДИИ НАРАСТАЮЩЕГО КРИЗИСА ДУХОВНОСТИ
За глобальной и, казалось бы, пафосной тематикой форума «Сбережение человечества как императив устойчивого развития» оказались абсолютно практичные вещи. К примеру, вчера на острове-граде Свияжске специалисты со всей России делились опытом эксплуатации объектов всемирного наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО.
Во второй половине дня в КФУ прошло пленарное заседание. Первым на правах хозяина выступил ректор университета Ильшат Гафуров. «Как известно, вопросы сбережения народа — это особая тема, она есть в национальной повестке любой страны. В Российской Федерации эта идея была сформулирована великим русским ученым Михаилом Ломоносовым, а в наше время была актуализирована писателем и нобелевским лауреатом Александром Солженицыным и президентом России Владимиром Путиным», — для начала отметил он. Далее Гафуров 15 минут презентовал достижения новейшей истории вуза.
Но до этого собравшихся ждал доклад госсоветника РТ Минтимера Шаймиева, который, судя по реакции в зале, воодушевил многих. «Тезис сбережения народа впервые был озвучен в 2006 году в ежегодном послании президента РФ Федеральному Собранию, — напомнил он. — Сегодня современный мир, сталкиваясь с экономическим кризисом, находится в стадии нарастающего кризиса духовности. Это вызывает рост напряженности в международных отношениях, ксенофобии, опасности для мира этнических и национальных конфликтов, что ведет к терроризму и локальным войнам. Мы живем в эпоху борьбы мировоззрений идеологий. Мы являемся свидетелями того, что под лозунгом борьбы за религиозные ценности развязываются жестокие кровавые войны. Мировое сообщество и весь мусульманский мир столкнулись с невиданным по размаху терроризмом, который творит бесчинства, в том числе и против древних памятников. Своими действиями террористы оскверняют ислам». И Минтимер Шарипович рассказал, как в Татарстане удалось сохранить мирное сосуществование ислама и православия, русских и татар.
КОГДА НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ПОДНЯЛАСЬ...
По словам Шаймиева, под занавес жизни Советского Союза Татарстан производил продукции в три раза больше, чем вместе взятые прибалтийские республики. «Мы имели право распоряжаться 2 процентами своего богатства, — заявил он. — Противоречия накапливались. Я приведу один пример. Когда мы говорим о ценности сохранения языков, можете себе представить, в Татарстане и в Казани к началу перестройки была одна неполная татарская школа. А перестройка начиналась с гласности. Нужно было говорить, что накопилось. И все заговорили». Госсоветник рассказал, что тогда интеллигенция вспомнила про свою историю, про то, что у республики всегда были своя государственность, своя территория. «И когда национальная интеллигенция поднялась, она стала обозначать эти проблемы, — отметил он. — Мне приходилось общаться с большим количеством людей перед своим избранием на пост президента. С какой тревогой смотрело и обращало на мои слова внимание русскоязычное население! Национальная интеллигенция требовала самостоятельности, на площадях шли митинги. Я пытался успокаивать — не первый день во власти». Минтимер Шарипович вновь заверил, что ставит себе в заслугу то, что прошел страх и сомнения в глазах русского населения: «Нам удалось без столкновений найти общий язык».
Когда к тысячелетию Казани подняли вопрос о том, что нужно восстанавливать Благовещенский собор и мечеть «Кул Шариф», ряд общественных организаций заговорил, что исторически мечеть была там, где стоит собор. «Давайте его разрушим, поставим там мечеть, а собор перенесем в другое место, в Кремле», — слышались такие предложения, рассказал Шаймиев. Приходилось спрашивать подобных активистов: а что мы приобретем через этот шаг? Разве мир и согласие?
Теперь в республике строится исламская академия, а одновременно идет возведение собора Казанской иконы Божией Матери. И благотворительный фонд на эти два объекта общий. И так, по заверению советника, во всем.
У КИТАЯ НАДО УЧИТЬСЯ ТОМУ, КАК СБЕРЕЧЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Шаймиев предложил инициативу. Татарстан благодаря тесному сотрудничеству с институтами ЮНЕСКО готов в России любому региону оказать методическую, научную и практическую помощь по восстановлению исторических памятников и подготовке документов на вхождение их под защиту этой международной организации. Тема о вхождении в список ЮНЕСКО Свияжска и Болгара затронута в этот вечер не была, и вряд ли об этом будут говорить в ближайшие два дня. Такое мнение корреспонденту «БИЗНЕС Online» высказал директор музея «Остров-град Свияжск» Артем Силкин: «Тематика обсуждений слишком глобальна, и наши вопросы в нее не попадают».
В числе докладчиков был и генеральный секретарь Международной торговой палаты Великого шелкового пути Ли Чжун Хан. И его доклад мог бы быть гораздо интереснее, если бы не переводчица с китайского. Девушка вызвала возмущение зала уже с первых секунд своего перевода, назвав госсоветника РТ Минтимером Шаймиевичем Шариповым. Эта оплошность, видимо, разволновала девушку, и дальше с переводом как-то не заладилось. Конфуза удалось избежать благодаря чувству юмора Шаймиева.
— Господин Хан, в КФУ учатся свыше 200 китайских студентов, — сказал он. — И могу заверить вас, что в следующий ваш приезд они на татарском, русском и китайском будут разговаривать свободно.
— У нас в фирме была девушка, которая свободно владела русским, но она ушла в декрет и не смогла приехать, — словно извиняясь, заявил Хан.
— У вас народа мало? — пошутил Шаймиев. — У Китая надо учиться тому, как сберечь человечество.
— Раньше в Китае можно было иметь только одного ребенка, а теперь уже двоих, — поделился радостной новостью гость из Поднебесной.
Сегодня форум продолжится в Казанской ратуше. В его работе примут участие президент РТ Рустам Минниханов, руководитель центра по защите всемирного наследия ЮНЕСКО Ян Хладик.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 48
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.