... Новые бюджетные инициативы готовит комиссия правительства РФ во главе с вице-премьером Дмитрием Козаком
Фото: kremlin.ru

«ГОСУДАРСТВО ХОЧЕТ СНОВА ОТНЯТЬ И ПОДЕЛИТЬ! ЭТО ПРОСТО БОЛЕЗНЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА...»

Новые бюджетные инициативы готовит комиссия правительства РФ во главе с вице-премьером Дмитрием Козаком. По данным газеты «КоммерсантЪ», на прошедшем 16 сентября заседании этой комиссии было предложено прежде всего забрать в следующем году у региональных бюджетов 1% ставки налога на прибыль. Таким образом федеральный центр в 2017-м получит дополнительно 117 млрд. рублей, из которых 84 млрд. направит на дополнительную поддержку бедных субъектов РФ. Такой гениальный в своей простоте ход, который позволит хоть как-то свести концы с концами наиболее депрессивным территориям, выдвинут на фоне уже принятого решения сократить субсидии и иные трансферы регионам в 2017 году на 15,5%.

При этом остается невыясненным, какими именно критериями федеральные чиновники будут руководствоваться, отделяя бедные субъекты от богатых. На совещании у Козака говорилось лишь о том, что к числу бедных следует отнести субъекты с расходами на выполнение своих полномочий ниже среднероссийских — критерий, надо сказать, весьма размытый.

Относится ли к числу обездоленных Татарстан? На самом деле это вопрос! По всеобщему убеждению РТ — регион-донор. Достаточно сказать, что он замыкает первую пятерку регионов по доходам своего консолидированного бюджета за 2015 год. Республику с ее 242,5 млрд. рублей опережают Ханты-Мансийский автономный округ, Санкт-Петербург, Московская область и Москва. Для сравнения: бюджет Москвы в прошлом году превысил 1 трлн. 670 млрд. рублей. При этом по формальным критериям бюджетный дефицит Татарстана на этот год запланирован в размере около 6 млрд. рублей. Вице-президент Академии наук РТ Вадим Хоменко говорит: «Татарстан в нынешней финансовой схеме не является донором. Формально он является реципиентом. Мы получаем трансферты из федерального бюджета. Регионов-доноров у нас осталось буквально по пальцам пересчитать. Хотя при схеме, которая складывалась в последние годы, 70 процентов налогов — в федеральный бюджет, 30 процентов остаются на месте, при этой схеме большинство регионов попадало в разряд реципиентов». Однако Татарстан дотаций на так называемое «выравнивание бюджетной обеспеченности» не получает. Дефицит республиканского бюджета финансируется за счет заимствований, а также реструктуризации выплаты ранее выданных кредитов — каждый раз с «другом Татарстана», главой минфина Антоном Силуановым об этом приходится договариваться отдельно. А потому рассчитывать на помощь центра по разделу поддержки бедных регионов Татарстан сможет вряд ли.

Что же касается изъятия, то сейчас налог на прибыль, ставка которого составляет 20%, делится так: 18% ставки достается региону и только 2% — федеральному бюджету. Больше всего возмущаются новыми инициативами федерального правительства главы тех регионов, на территории которых собирается самый жирный урожай налога на прибыль. Это прежде всего Москва, в бюджет которой налог на прибыль приносит почти 370 млрд. рублей в год. Это около четверти от всех сборов этого налога в России, которые составляют 1 трлн. 450 млрд. рублей. Потери Татарстана скромнее: согласно закону о бюджете на этот год, поступления налога на прибыль должны составить примерно треть собственных доходов — 57,3 млрд. рублей. Крупнейший плательщик — «Татнефть», на долю которой в 2015 году пришлось 32% поступлений по этой статье. Получается, в следующем году Москва грозит изъять из этой суммы 573 млн. рублей в пользу бедных регионов. Но, как говорится, лиха беда начало — там, где 1%, там и 2%, и 3%...

Эксперты «БИЗНЕС Online» крайне негативно оценили новую налоговую реформу. Так, председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев сравнил это практически с «политикой Шарикова» в известной повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». «Если регионам-донорам, которые работают, не создавать условий, ни у кого не будет стремления развиваться. А государство снова хочет отнять и поделить! Это просто болезнь федерального правительства после ухода Евгения Примакова. Только правительство Примакова поощряло регионы. А эти как-то не понимают». Хоменко утверждает: «Если посмотреть за последние 20 лет, уровень развития регионов — хронических реципиентов, и регионов, занимающих лидирующее положение, то мы увидим, что действующая налоговая схема не привела к выравниванию развития регионов. Она породила лишь массовое иждивенчество и региональный лоббизм по выбиванию этих денег».

Антон Силуанов Ведомство Антона Силуанова предлагает бросить, как кость, обратно 20 млрд. рублей тем, у кого забрали эти деньги, в виде грантов Фото: kremlin.ru

АНТОН СИЛУАНОВ ПРЕДЛОЖИЛ РЕГИОНАМ ВЗАМЕН ИЗЪЯТИЯ «НАЛОГОВЫХ» ДЕНЕГ 20-МИЛЛИАРДНЫЙ «ГРАНТОВЫЙ» ПРЯНИК

Впрочем, есть в предложениях минфина РФ и предусмотрительный «пряник» для регионов с динамично развивающейся экономикой. 20 млрд. рублей, изъятых в федеральный бюджет из налога на прибыль, ведомство Силуанова предлагает бросить обратно, как кость, тем, у кого забрали эти деньги, в виде грантов. Еще 13 млрд. федеральный бюджет гарантированно забирает себе, но взамен регионы получат право оставлять у себя весь прирост налога на прибыль, полученный сверх показателей прошлого года. А не будет роста — ну что ж, сами виноваты. Деньги, как говорится, не возвращаются. Другими словами, федеральный центр, по сути, предлагает регионам еще больше полагаться на лоббистские таланты своих руководителей. Ведь что касается грантов, то здесь опять же весьма размыты критерии их выделения. В предложениях федералов говорится о «высоких темпах роста регионального налогового потенциала».

Вся эта дискуссия стала продолжением совещания в Совете Федерации по региональным финансам, состоявшегося 30 мая. Совещание стало знаменитым благодаря полемике между Рустамом Миннихановым и Антоном Силуановым. Формально нынешние предложения ведомства Силуанова являются во многом выполнением рекомендаций президента РТ. Например, гранты региональным властям за наращивание налоговой базы напрямую позаимствованы из майского выступления Минниханова в Совфеде. Он тогда, в частности, заявил: «Перераспределение налоговых доходов ничего не дает... Почему есть двойной стандарт? Кому-то есть дотации, субсидии, еще какие-то вещи. А регионам, которые наращивают экономическую базу, строят новые предприятия, этого нет».

Какая доля из 20 млрд. «грантовых» рублей достанется, например, Татарстану, — неизвестно. Но может случиться и так, что в лучшем случае гранты лишь покроют потери от изъятия в федеральный бюджет 1% ставки налога на прибыль. Между тем на том же совещании в Совфеде Минниханов напомнил Силуанову о такой проблеме, как федеральные льготы по региональным налогам. Минфин РФ стимулирует инвесторов за счет региональных бюджетов, позволяя коммерсантам, открывающим новые предприятия, платить в них значительно меньше. По словам президента Татарстана, одна лишь республика на этих льготах, введенных центром, теряет ежегодно 9,6 млрд. рублей. А это уже практически половина выделяемой на гранты всем регионам страны суммы. Естественно, никто ее одному Татарстану не выплатит. Желающих получить гранты «за успешность» хватает.

Все эти латания тришкиного кафтана — прямое следствие нынешней межбюджетной политики. Как говорил Минниханов, выступая в Совфеде, 242,5 млрд. рублей консолидированного бюджета РТ — это не более 30% от общего сбора налогов и акцизов на территории республики. Две трети доходов уходит в федеральную казну. «С учетом федеральных межбюджетных трансфертов в республике осталось от 27 до 33 процентов доходов. Соответственно, от 67 до 73 процентов доходов поступало в федеральный бюджет. При этом у нас возникает дефицит. Поэтому мы и в коммерческие банки, и за бюджетными кредитами обращаемся», — возмущался Рустам Нургалиевич. Он призвал вернуться к существовавшей до 2001 года норме о распределении доходов между бюджетами центра и регионов в пропорции 50 на 50. Однако, как видно, федеральное правительство собирается идти совсем другим путем — путем больших изъятий у успешных регионов для латания дыр в федеральном бюджете и бюджетах дотационных субъектов, которых в России абсолютное большинство.

Ильдар Гильмутдинов пообещал: «Минфином озвучен вариант наполнения федеральной части бюджета, это еще ни о чем не говорит. Приедем [в Москву], будем разбираться»Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«МИНФИНОМ ОЗВУЧЕН ВАРИАНТ НАПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА, ЭТО ЕЩЕ НИ О ЧЕМ НЕ ГОВОРИТ»

Самое печальное, что изъятием 1% налога на прибыль дело в будущем году не ограничится. Причина в том, что федеральный бюджет буквально трещит по швам. Еще в августе дефицит российского бюджета перевалил за 1,5 трлн. рублей, или 3,3% ВВП, при том, что законом о бюджете на этот год он установлен на уровне 3% ВВП. За август резервный фонд сократился на почти на 18,5% (на 390 млрд. рублей). К концу года, по расчетам минфина, в нем останется лишь 900 миллиардов. Поскольку же на последние месяцы года приходятся основные траты бюджета, резервный фонд может быть полностью исчерпан. В январе 2017-го очередную брешь в бюджете пробьет единовременная выплата пенсионерам в сумме более чем 200 млрд. рублей. В следующем году рассчитывать придется лишь на фонд национального благосостояния, где на 1 сентября было 4,72 трлн. рублей. Правда, значительная их часть уже распределена на финансирование разнообразных инфраструктурных проектов и помощь терпящему бедствие ВЭБу, чьи финансы были подорваны финансированием олимпийской стройки в Сочи. Также в этом году был повышен налог на добычу полезных ископаемых. Это уменьшает базу налога на прибыль для нефтедобывающих компаний. А соответственно, и доходы бюджетов нефтедобывающих регионов, таких как Татарстан. Мера задумывалась как разовая, однако повышенный НДПИ будет продлен и на следующий год.

Кроме того, как стало известно газете «Ведомости», предполагается перераспределение не только налога на прибыль, но и ряда других отчислений в бюджет и внебюджетные фонды. Федеральный минфин предлагает очередную реформу страховых взносов, которыми облагается фонд заработной платы. Сейчас работодатели платят взносы в пенсионный фонд России, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования по ставкам, варьирующимся в зависимости от уровня зарплаты. Так, в ПФР уходит 22% с зарплат, не превышающих 796 тыс. рублей в год. Заработки свыше этой суммы облагаются по ставке 10%. В социальный фонд платят по 2,9% с годовой зарплаты до 670 тыс. рублей. В ФМС — со всей зарплаты по ставке 5,1%. Минфин предлагает со следующего года установить единую ставку в 29% (она будет снижена в 2018 году до 28% и до 26% — в 2019-м) вне зависимости от размера зарплаты. С одной стороны, это приведет к падению доходов внебюджетных фондов. А значит, их возросший дефицит придется покрывать за счет дотаций из бюджета, в котором и так нарастает дефицит. С другой, в современных секторах экономики (информационные технологии, финансы и т. д.) с высокими зарплатами сотрудников реформа будет означать увеличение налоговой нагрузки. В этих секторах зарплаты начнут уходить в тень.

Пока что это только предложение ведомства Силуанова. Окончательное решение должны принять Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Им предстоит рассмотреть и альтернативный вариант — увеличение ставки НДС. Предлагается повысить ее с 18% до 20%, а льготную ставку — до 12% с 10%. Это уже удар по всей экономике и карману потребителей. Дополнительные 2% НДС автоматом приведут к росту цен. Остается надеяться, что в процессе согласований все новации, связанные с задачей затянуть пояса, будут приведены в соответствие с целями экономического развития регионов. Отвечая на вопрос нашего корреспондента, депутат Госдумы от РТ Ильдар Гильмутдинов пообещал: «Минфином озвучен вариант наполнения федеральной части бюджета, это еще ни о чем не говорит. Приедем [в Москву], будем разбираться».