Большинство работников завода «Элекон» одобрило новое название – «Седьмой завод» Фото: Г.Р. Ильдарова, предоставлено АО «Завод Элекон» Большинство работников казанского завода «Элекон» одобрило новое название — «Седьмой завод» Фото: Г. Р. Ильдарова, предоставлено АО «Завод Элекон»

СКОЛЬКО В РОССИИ «ЭЛЕКОНОВ»

Знаменитый казанский «Элекон», которому без малого 80 лет, сменит название. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор ОАО «Завод Элекон» Николай Ураев.

Почему руководство компании решило поменять название, которому уже 34 года и под которым ее знает вся страна? Как-никак «Элекон» — головное предприятие по разработке и производству электрических соединителей, а также специальных электроразрывных соединителей для ракетно-космической и военно-морской техники. «Буквально недавно нам поступило провокационное письмо, — объяснил Ураев. — Стали разбираться. Оказалось, что в нем идет речь о другом, подмосковном „Элеконе“. А вы знаете, сколько вообще „Элеконов“ по стране?! Название нашего завода составлено из двух слов: „электричество“ и „контакт“. У других тоже первая часть от слова „электричество“, а вторая — от чего угодно. В общем, планируем вплотную заняться этим вопросом».

Первый этап уже пройден: на заводе провели опрос. И большинство работников, по словам Ураева, одобрили новое название — «Седьмой завод». «По сути, это возвращение исторического названия, к тому же неофициально так завод продолжают называть в народе», — отметил гендиректор.

За свою историю «Элекон» менял названия, можно сказать, как перчатки. С марта 1939 года, когда вышел приказ об образовании предприятия, — Завод теплообменных приборов. С 1943-го — Завод №7 Народного комиссариата авиационной промышленности. С 1946-го — филиал завода №294. С 1950-го (именно тогда предприятие перепрофилировали на выпуск электрических соединителей) — завод №371 (почтовый ящик №296). С 1966-го — Казанский завод штепсельных разъемов. С 1967-го — Казанский завод радиокомпонентов. В 1982 году появилось название «Элекон».

Но, как могут подтвердить старшие поколения казанцев, в просторечии «Элекон» оставался «Седьмым заводом». «В сознании людей это закрепилось, и завод так называют и сейчас, — рассказал «БИЗНЕС Online» ветеран предприятия Юрий Александрович. — Даже, бывает, когда машину ловишь и говоришь: «На «Элекон», — водители, кто постарше, не сразу понимают и переспрашивают, куда везти. «На Седьмой завод», — уточняешь. «А, понятно», — отвечают тебе».

Что касается главного аргумента — о переизбытке в России «Элеконов», то в базе «Контур-Фокус» действительно можно найти две сотни организаций с таким названием: от оптовой торговли до производства медаппаратуры.

Николай Ураев: «По сути, это возвращение исторического названия, к тому же, неофициально так завод продолжают называть в народе» Николай Ураев: «По сути, это возвращение исторического названия, к тому же неофициально так завод продолжают называть в народе» Фото: «БИЗНЕС Online»

...И ЧТОБЫ ХОРОШО ЗВУЧАЛО

Насколько обоснована аргументация руководства «Элекона» и почему компании вообще меняют имя? Смена названия — вещь довольно распространенная. Основных причин несколько. Первая — наличие «однофамильцев», причем в худшем варианте название может оказаться запатентованным другой фирмой. Вторая — былые скандалы вокруг компании, которые вызывают у общественности совершенно ненужные ассоциации. Третья — новые планы развития, которым прежнее скромное имя не соответствует. Четвертая — название трудно произносить и тем более запоминать. Пятая — несоответствие названия характеру компании. Шестая — необходимость в смене имиджа. Желающие могут попытаться дополнить перечень, но обычно к смене «вывески» ведет комплекс причин, причем не обо всех из них хотят говорить.

«Основная мотивация — более точное позиционирование деятельности и повышение узнаваемости предприятия на рынке, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ эксперт-аналитик АО „Финам“ Алексей Калачев. — Одним из самых успешных программ ребрендинга можно считать осуществленную в 2006 году смену бренда авиакомпанией „Сибирь“ на S7 Airlines. Этот бренд оказалось легче продвигать как на отечественном, так и на зарубежном рынке авиаперевозок, и к 2015 году авиакомпания стала третьей по объему перевозок после „Аэрофлота“ и „Трансаэро“, а после банкротства последней — второй».

Напомним, что не так давно названия поменяли такие знаковые для Татарстана предприятия, как КАПО им. Горбунова (стало Казанским авиационным заводом им. Горбунова — филиалом ПАО «Туполев») и ОКБ «Сокол» (ныне — ОКБ им. Симонова). Если с авиазаводом все понятно — он попросту лишился самостоятельности, то с ОКБ все сложнее. Эксперты «БИЗНЕС Online» предположили три причины переименования. Первая — благодарность авторитетнейшему авиаконструктору Михаилу Симонову, который и основал компанию. Вторая причина напоминает о случае «Элекона»: «Соколов» в России много, а Симонов — один. Третий момент — особенность отношений в военно-промышленном комплексе. «Думаю, после переименования они этим именем будут еще и успешно прикрываться — лучше, чем чем-либо и кем-либо другим», — отметил один из экспертов.

Не так давно название поменяло и такое знаковое для Татарстана предприятие, как КАПО им. Горбунова: стало Казанским авиационным заводом им. Горбунова — филиалом ПАО «Туполев» Не так давно название поменяло и такое знаковое для Татарстана предприятие, как КАПО им. Горбунова: стало Казанским авиационным заводом им. Горбунова — филиалом ПАО «Туполев» Фото: «БИЗНЕС Online»

Возникают ли у других российских «Элеконов» проблемы из-за распространенного названия? Директор упомянутого Ураевым фрязинского научно-технического центра «Элекон» Константин Рабинович в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заметил, что знает о существовании казанского и других «тезок», однако никаких недоразумений из-за них до сих пор не возникало: «Нет, до сих пор нас ни с кем не путали, хотя мы существуем лет 20 уже. Это название присвоили себе, кажется, в 1987 году, менять его не планируем». В подольском ООО «Элекон» (с 1998 года поставляет кабельно-проводниковую, электротехническую продукцию и светотехнику) «БИЗНЕС Online» сообщили, что проблем из-за названия у компании не возникало: «Может быть, пару раз в начале 2000-х годов были телефонные звонки с уточнением, куда позвонили, — „Элекон“ в Казани или в Подольске — и всё. Наши партнеры и клиенты знают, где мы находимся, и знают сферу нашей деятельности».

Кстати, в Казани есть и другие предприятия с популярными в масштабах России названиями, например «Электроприбор». «Контур-Фокус» выдает порядка 150 так или иначе схожих по названию компаний. «В стране много «Электроприборов», но чтобы нас путали — нет, — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор ОАО «Казанский завод „Электроприбор“ Павел Шацких. — Нас чаще путают с казанским „Радиоприбором“. Кстати, у нас тоже есть номерное название — 230-й завод, которое в ходу среди оборонщиков. И „Элекон“ я тоже Седьмым заводом называю — еще с тех пор, как практику на нем в школе проходил».

Тем не менее, как полагает Калачев, аргументация руководства «Элекона» логична: «Думаю, мотивация смены наименования вполне обоснована: по данным системы „СПАРК“, только в Российской Федерации было зарегистрировано 97 ныне действующих и 230 ликвидированных юридических лиц с использованием наименования „Элекон“, работающих в 31 отрасли в 46 регионах страны, это не считая сходных по звучанию до степени смешения, как, например, ОАО „Элеконд“ (Сарапул) — ведущий отечественный производитель конденсаторов. Некоторые действуют в смежных с заводом сегментах отрасли, как ООО „Элекон“ (Подольск), занятое в производстве проводов, кабелей и светотехники».

ОБОРОНКА — ГАРАНТИЯ КАЧЕСТВА

Но все же главный вопрос: насколько удачен выбор нового названия?

«В пользу „Седьмого завода“ говорит узнаваемость предприятия под этим „народным“ названием, а также ассоциация с номерными названиями оборонных заводов, что в общественном сознании воспринимается как гарантия качества и надежности», — полагает Калачев. Он напоминает, что ребрендинг в последние годы стал частым явлением среди предприятий оборонки. Так, госкорпорация «Ростехнологии» 21 декабря 2012 года объявила о смене имени на «Ростех», которое по-английски теперь пишется как Rostec. «Новым логотипом „Ростеха“ стал открытый квадрат, символизирующий окно в мир и рамку фокуса. Он выражает философию слогана корпорации „Партнер в развитии“. Был также представлен новый сайт корпорации, информация на котором дублируется на шести языках (помимо русского используется английский, немецкий, французский, испанский, арабский и китайский). Языки были выбраны с учетом стран и регионов — крупнейших заказчиков продукции корпорации. Среди предприятий, входящих в „Ростех“, также немало примеров. Например, Новосибирский приборостроительный завод, входящий в оптический холдинг „Ростеха“ „Швабе“, в 2013 году был переименован в „Швабе — Оборона и Защита“. Здесь тоже, кстати, как и в случае с „Седьмым заводом“, задействован оборонный образ», — говорит аналитик.

Не совсем согласен с аналитиком «Финама» директор казанского рекламного агентства «Пи Арт» Павел Савицкий: «Да, если „Элеконов“ много, это уже достаточный аргумент для того, чтобы переименоваться. Но каким будет новое название, нет ли в стране других „седьмых заводов“? Наверняка есть. Чем оправдан выбор именно этого названия, непонятно. Для крупного межрегионального федерального предприятия аргумент, что многие казанцы называют его Седьмым заводом, не может быть весомым. И такой вопрос: нужен ли заводу собственный бренд — такой, как недавно созданный для марки „Калашников“ Ижевского завода? Название бренда должно быть зарегистрировано, и тут уже точно в мире не может быть не только точно таких же „Элеконов“, но даже ничего похожего, созвучного. Но регистрировать федеральный или международный бренд на базе названия „Седьмой завод“ представляется несколько странным... Словом, смена названия завода, видимо, обусловлена объективной необходимостью, но выбор нового представляется неочевидным».

В первом полугодии 2016-го выручка «Элекона», входящего в империю Николая Колесова, выросла на 8% до 2,76 млрд. рублей В первом полугодии 2016-го выручка «Элекона», входящего в империю Николая Колесова, выросла на 8% до 2,76 млрд. рублей Фото: prav.tatarstan.ru

«ВРЯД ЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ НАЧНУТ КРУТИТЬ РОЛИКИ С ДЕВОЧКАМИ В КУПАЛЬНИКАХ»

Наконец, может ли смена названия навредить предприятию, например, с точки зрения узнаваемости или слишком больших затрат на переименование?

Калачев полагает, что может, но «Элекон» — не тот случай: «Более 95 процентов в общем объеме производства „Завода Элекон“ приходится на производство электрических соединителей. Кроме того, предприятие производит телеметрические приборы, в основном для ракетно-космической отрасли. Значительная часть продукции предназначена для оборонно-промышленного комплекса и поставляется по госзаказу». Эксперт указывает, что «Элекон» связан с концерном «Радиоэлектронные технологии», который находится в составе «Ростеха». В таких условиях смена названия не сможет сильно повредить и обойдется не слишком дорого — вряд ли казанцам придется проводить широкую рекламную кампанию на потребительском рынке.

«Стоит ренейминг достаточно дорого, ведь, к примеру, меняется вся полиграфия, начиная с визиток, меняется тиснение логотипа на продукции и так далее. Потребуется большая рекламная кампания, — вновь не согласен Савицкий. — Хотя в оборонке рекламные кампании нестандартного типа. Это не то что по телевизору начнут крутить ролики с девочками в купальниках: совсем другой рынок, с апелляцией к другим людям, использование других приемов. Хотя это тоже стоит денег». Впрочем, для «Элекона», входящего в империю Николая Колесова, это тоже вряд ли существенный фактор. В первом полугодии 2016-го его выручка выросла на 8% — с 2,56 млрд. рублей за январь-июнь 2015 года до 2,76 млрд. рублей. Чистая прибыль увеличилась в 9,5 раз — со 105 млн. до 999 млн. рублей.

Как подчеркнул директор «Пи Арта», в целом для оборонного предприятия на внутреннем российском рынке название — не решающий фактор. То есть, если завод не работает на широкого потребителя, имя не главное.

Тогда, возможно, смена названия подразумевает какую-то другую продукцию? «Это может быть связано с корректировкой направления, переориентацией на другой рынок, где прежнее название не воспринимается», — отмечает Савицкий. Напомним, в начале месяца президент РФ Владимир Путин на совещании в Туле настоятельно призвал предприятия ОПК подумать о наращивании доли гражданской продукции. И примерно тогда же руководство «Элекона» рассказало о планах возобновить (как в годы Советского Союза) выпуск аудиоаппаратуры — усилителей, проигрывателей, колонок. Но руководитель «Пи Арта» сомневается, что перемены связаны с «гражданкой»: «Для товаров народного потребления на мировом рынке название производителя крайне важно, оно должно на всех языках звучать удобоваримо, восприниматься хорошо и в раскрепощенной Москве, и в мусульманской столице. Для товаров народного потребления внутри России — тоже важно с учетом местных реалий. Но давайте представим: „Виниловый проигрыватель и ламповый усилитель от Седьмого завода“. Звучит? Не очень. А вот для чугунных чушек — супер! Для производителя швеллера тоже очень хорошо — надежно!»

Когда-то космонавты были частыми гостями Элекона. Павел Попович - с коллективом завода Когда-то космонавты были частыми гостями «Элекона». Павел Попович с коллективом завода Фото предоставлено АО «Завод Элекон»

В свою очередь, можем также предположить, что выбор названия «Седьмой завод» продиктован в том числе если не иррациональными (ностальгия) причинами, то, скажем так, модой на старое доброе. Вспомним волну возрождения марок товаров, хорошо знакомых людям, хоть немного пожившим в СССР, — типа лимонада «Буратино». Да и в целом надо иметь в виду отчетливо растущие сожаления по утраченному Советскому Союзу.

В этом смысле интересно возрождение на «Элеконе» одной традиции. В 1960 году заводскому ОКБ по разработке радиоэлектронной аппаратуры поставили задачу сделать телеметрические приборы для обеспечения первого полета человека в космос (а как оказалось впоследствии, и для последующих запусков). С тех пор посещение завода вошло в программу предполетной подготовки космонавтов: они должны были видеть, кто, что и как для них делает. С развалом СССР космические визиты сошли на нет. Но в середине сентября на «Элеконе» побывал космонавт, Герой России Сергей Трещев. В сборочном цехе №112, с которого 55 лет назад и начинался «элеконовский» космос, гостю показали, как сегодня собирают космические специзделия. Кстати, «Элекон» — единственное татарстанское предприятие, где День авиации и космонавтики отмечается официально.