Мурат Сиразин Мурат Сиразин

ДИВЕРСИЯ В ШЕЛАНГЕ

Село Шеланга в Верхнеуслонском районе РТ с населением 2,8 тыс. человек оказалось вчера в центре внимания СМИ из-за вооруженного нападения на хозяйство известного фермера, советника министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Мурата Сиразина. Напомним, накануне постоянный автор и комментатор нашего издания сообщил, что от пуль неизвестных пал «высокопородистый, очень редкий скот». По словам потерпевшего, это не первый звонок: еще 23 сентября вандалы уничтожили забор и фруктовый сад. И вот — покусились и на животных.

Сиразин написал заявления и в полицию, и в прокуратуру, и в ФСБ. По его мнению, произошла самая настоящая диверсия. Фермер ожидает возбуждения уголовного дела не меньше чем по ч. 2 ст. 281 УК РФ, в которой преступление трактуется как «совершение действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий в целях подрыва экономической безопасности РФ, совершенных организованной группой лиц». При установлении вины преступнику грозит лишение свободы сроком от 12 до 20 лет.

.

«МНЕ ЗВОНЯТ, СПРАШИВАЮТ: ПРАВДА, ЧТО В СИРАЗИНА СТРЕЛЯЛИ?»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» отправились в село, чтобы пообщаться с самим Сиразиным, возможными очевидцами и оценить нанесенный ущерб. В Шеланге имя фермера известно почти всем. Женщины у дороги без промедления указывают, как проехать к его дому:

Сосед неподалеку подсказывает, что Мурат за гаражом, там его снимают корреспонденты одного из республиканских телеканалов. Пока главный герой занят, его сосед Рамис Зиннуров согласился поделиться своей точкой зрения.

«Вам о чем рассказать: как в Мурата стреляли или в скот? — по-крестьянски шутит он для начала. — А то мне звонят, спрашивают: правда, что в Сиразина стреляли? Я говорю: не в него, а в свиней!»

И сразу переходит на серьезный тон: «В Татарстане основная проблема в том, что нет земли. Я здесь поселился, чтобы понять, что происходит. Мурат говорит, что здесь можно заниматься фермерством. Но дело в том, что вроде земля бросовая и никому не нужная, как вы видите, однако у нее есть хозяин. Забор снесли именно хозяева, колышки вбили, якобы карьер они себе оформили, а он давно выработан. В любом случае у бросовой земли есть хозяин, который ничего на ней делать не разрешает. По крайней мере, строить. Пасти скот мы, конечно, может быть, и можем. Сегодня я хотел завести коров, но понял, что этого делать нельзя, потому что нет в собственности земли. В Татарстане вся земля принадлежит ТАИФу, „Ак Барсу“ и прочим организациям. Сейчас крестьян уничтожают, их и так нет. В Шеланге больше 1000 жителей и 50 коров. Почти никто не хочет заниматься хозяйством», — разводит руками Зиннуров.

Купить землю — дорого. В Верхнеуслонском районе, по словам фермера, за 12 соток просят 700 тыс. рублей. Хотя в Кировской области, в 200 км от Казани, прошлой осенью предлагали 75 га за 225 тыс. рублей.

.

ДЕЛЕЖ НИЧЕЙНОЙ ЗЕМЛИ

Почему речь зашла о земле, когда погибли свиньи, рассказал и подоспевший Сиразин. Как только он стал фермером, то подал заявление, чтобы занять пустующую позади дома землю, которая числилась за ТАИФом. Тем более что в 2006 году разработка карьера, где добывали глину, завершилась.

«Пошел к главе района, нарисовали схему, что „земля ваша“. Пошел регистрировать, выяснилось, что 3 гектара карьера числятся за ТАИФом, но они должны ее сдать, поэтому начал регистрировать. Более того, гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов написал письмо на имя главы района об отказе от этой земли. В итоге эта бодяга тянется 5 - 6 лет. А 15 февраля 2016 года заново зарегистрировали эту землю для добычи глины. Как можно добывать, если ее нет? В 160 метрах есть скотомогильник 33 года после сибирской язвы. В радиусе километра ничего делать нельзя», — возмущается Сиразин. Впрочем, для выпаса скота, по его словам, территория вполне пригодна.

«Бодяга» переросла в настоящее противостояние недавно — 23 сентября. Тогда, по словам, фермера, гендиректор ООО «Казанский завод силикатных стеновых материалов» Джамиль Саляхов якобы дал указание руководителю «Керамики Синтез» Рустаму Файрушину снести забор и фруктовый сад. Обе структуры входят в ГК «ТАИФ».

«Директор собрал всех рабочих смены, приехали с техникой ломать, людям угрожали увольнением. Файрушин стал убирать забор. Я спросил: что ты делаешь? А он молчит. Тогда я позвонил в полицию и главе района», — рассказал советник министра.

Только после звонка главе снос приостановился. Все быстро уехали, не успев доломать юрту и птичник.

«РАНЕНЫЕ ОНИ РАЗБЕГАЛИСЬ, ВЕЗДЕ БЫЛА КРОВЬ»

Позавчера же, по его мнению, точно таким же макаром пал уже не забор, а скот. Удивительно, но произошло это посреди белого дня.

«Вывели из загона свиней, уничтожили, расстреляв насмерть. Следственная группа изъяла пули, которые принадлежат охотничьему ружью 16-го калибра. Бараны никуда не пойдут, как и козы. А свиней вывели, чтобы неслышно было, за овраг», — поделился Сиразин. Как рассказал хозяин, все произошло в его отсутствие — в обед, когда он ушел проводить дочь до автобуса. Уже по возвращении ему попался сосед за оврагом, который заявил, что у его дома лежит мертвая свинья.

«Похоже, твоя, черная, сказал. Сначала мы нашли одну, а потом еще три. Раненые они разбегались, везде была кровь. За оврагом жителей нет, только дачники, поэтому вряд ли кто-то слышал», — продолжает рассказ пострадавший фермер.

Сейчас от четырех свиней породы «венгерская мангалица» остались только головы. После экспертизы хозяин разделал туши, но продавать не спешит, несмотря на высокую стоимость мяса. Из-за африканской чумы нужна отмашка ветеринарной службы, которая уже взяла пробы на анализ.

«Из этой породы делают знаменитый хамон. Одна нога стоит 50 тысяч рублей. В Москве 1 килограмм мяса стоит тысячу рублей. Самое страшное, что убили беременных свиней», — делится болью Сиразин.

Четыре головы солидного размера лежат у забора. Выглядят они внушительно. Вес убитых животных достигал 200 килограммов.

«Пять лет мне никто не угрожал, тут напали. Жду возбуждения уголовного дела, хотя полиция и говорит, что это спор хозяйствующих лиц. Их ведь не зарезали, не украли... Убили это диверсия. То ли это мне предупреждение, что следующим буду я...» — заключает Сиразин.

.

КТО ПРИПУГНУЛ СИРАЗИНА: «ДОЧКИ» ТАИФА ИЛИ ДАЧНИКИ?

Фермер напрямую делится с журналистами подозрениями и требует восстановления забора и компенсации убытков.

— Мне нужно, чтобы эти люди загладили свою вину перед тем как сесть в тюрьму, — заявил Сиразин. В белой фуражке с красноармейской звездой он похож на товарища Сухова. Несмотря на потерю, он так же бодр.

— Когда в Теньках-то мужика застрелили, никто не нашел. А вы хотите — свиней, — удивляется соседка.

— Когда машина завертится, ее трудно остановить. Все равно надо кого-то найти, — отвечает ей фермер.

Связаться с «обидчиками» Сиразина корреспонденту «БИЗНЕС Online» не удалось. Приемная Саляхова молчала, а автоответчик Файрушина твердил о недоступности абонента.

Тем временем МВД по РТ начало проверку обстоятельств произошедшего. Так, после обращения Сиразина на место происшествия выехала следственно-оперативная группа, обозначившая точные границы преступления. «Животные были застрелены недалеко от деревни Кызыл Байрак: одна — в овраге, две — около леса, еще одна — на окраине деревни. Следует отметить, что хозяйство фермера находится в поселке Шеланга», — сообщает пресс-служба МВД по РТ.

Источник «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, утверждает, что возбуждение уголовного дела маловероятно. Скорее всего, злоумышленники, даже если они будут найдены, отделаются административным наказанием.

«Расстрел животных мог быть вызван недовольством людей», — приводит альтернативную версию источник. По его словам, нередки были конфликты Сиразина с дачниками и местными жителями из-за того, что скот свободно бродит на их территории. На это, по его мнению, указывает и то, что свиньи были найдены в 2,5 км от фермы.

Впрочем, эта версия не объясняет, почему нападение произошло вскоре после инцидента с забором и садом.