Побывав накануне на масштабной сельхозвыставке «Золотая осень», наш корреспондент узнала, почему премьер Дмитрий Медведев проигнорировал стенд Татарстана, а Марат Ахметов не собирается гнать лошадей с экспортом продовольствия. Грядущий ребрендинг УК «Просто молоко» и неизбежное подорожание молочки, татарстанский чак-чак в Дубае и 250 км альметьевской смородины — в репортаже «БИЗНЕС Online».
«МЫ ПРИВЕЗЛИ ВСЕ ВКУСНЯШКИ ТАТАРСТАНА»
Вчера в Москве открылась традиционная агропромышленная выставка «Золотая осень», которая считается одним из важнейших событий в жизни аграриев страны. В мероприятии участвуют около 2,5 тыс. участников из 64 регионов России. Директор выставки Вадим Коржов ожидает, что ее посетят около 100 тыс. посетителей — намного больше, чем прошлогодние 60 тысяч. Возможно, эту надежду в нем подогревала нынешняя дислокация «Золотой осени», которая на сей раз заняла выставочные площади ВДНХ, а не «Крокус Экспо». Демонстрировать достижения сельского хозяйства здесь было гораздо логичнее, чем в пафосном «Крокусе». Плюс москвичей и гостей столицы может привлечь фестиваль национальных культур, раскинувшийся в шатрах под открытым небом. Там искушенные посетители смогут не просто продегустировать, но и купить понравившуюся эксклюзивную продукцию.
Такое событие, естественно, не мог пропустить и Татарстан. Если, например, архангельские фермеры привезли для гостей выставки ягоды и грибы, Белгородская область хвастается мясными деликатесами, а якуты — рыбой, то в республиканском шатре — горы чак-чака, баурсака, хвороста, мясная продукция — в общем, все то, чем известен Татарстан широкому кругу потребителей. Вчера к полудню почти все шатры на фестивале были под завязку набиты людьми: то ли они дегустировали, то ли покупали — было непонятно. Но, как заверил корреспондента «БИЗНЕС Online» первый замминистра сельского хозяйства РТ Николай Титов, даже если раскупят все, из республики пришлют новую партию. «Мы привезли все вкусняшки Татарстана — чак-чак, сладости, гуси, утки. Это не только для показухи, а именно для реализации. Мы рассчитали так, чтобы все три дня москвичи могли пробовать, дегустировать и купить. Если даже не хватит, мы уже продумали — у нас на подхвате в Казани машина, готовая выехать, и через 12 часов она будет здесь, и мы снова продолжим реализацию продукции», — рассказал он. Так что голодными москвичи точно не останутся.
Впрочем, фестиваль национальных культур был лишь маневром, отвлекающим от основного действа, а именно: от торжественной церемонии открытия «Золотой осени». Честь такая была поручена премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, из-за чего основной павильон ВДНХ, скажем так, основательно зачистили от лишних людей. «Надо признать, что сельское хозяйство, которое мы имеем сегодня, которым обладает наша страна, — это, конечно, совершенно другое сельское хозяйство. Это агропромышленный комплекс XXI века — современный, технологичный и, самое главное, что отличает его от советского периода, прибыльный. Любому посетителю нашей „Золотой осени“ становится понятно, почему отрасль показывает устойчивый рост в течение последних лет», — рассыпался в хвалах аграриям глава кабмина, упирая на то, что лишь сельское хозяйство в эти сложные времена продолжает расти. А еще Медведев во всеуслышание пообещал отрасли не сокращать финансовую поддержку, оставив ее на уровне нынешнего года. «При том что все другие позиции, за исключением защищенных статей бюджета, сокращаются на некоторый процент, финансирование сельского хозяйства остается неизменным... В этом смысле сельское хозяйство у нас на протяжении последних лет в абсолютном приоритете», — подчеркивал он избранность АПК.
Потом премьер-министр отправился по пустому залу осматривать достижения сельского хозяйства. А все, скажем так, непривилегированные участники томились за стеклянными дверями — словно послушная челядь наблюдала, как их достижениями любуется барин. В этом году Медведев обошел стороной экспозицию Татарстана, которая, кстати, была по соседству со стендом минсельхоза. Маршрут главы кабмина вел только к тем регионам, главы которых лично явились на «Золотую осень». «Мы не обижаемся, мы достаточно серьезным вниманием российского государства и властей охвачены. Знают о республике, знают о наших делах, знают о нашей роли в российской экономике, в том числе в сельском хозяйстве. Поэтому никакой обиды нет. Мы все равно продолжаем активно работать по наращиванию темпов развития», — убеждал нашего корреспондента министр сельского хозяйства РТ Марат Ахметов. Новый-старый министр был все так же деловит и собран — эпопея с его несостоявшимся назначением вице-спикером Госдумы, кажется, нисколько не сказалась на его расположении духа. Кстати, накануне он был просто нарасхват — со всеми ключевыми фигурами он встречался в потайной комнате на стенде. Ни Медведев, ни глава минсельхоза РФ Александр Ткачев не зашли к нему в гости, зато на огонек заглянул первый замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов. О чем они беседовали, доподлинно неизвестно, зато с уверенностью можем сказать, что встречали и угощали чиновника по-татарски гостеприимно.
«ВИДИМО, И СОБСТВЕННЫЕ ОШИБКИ БЫЛИ У НАС»
Впрочем, у занятого Ахметова нашлось время и на журналистов, которым он рассказывал об амбициозных планах по развитию сельского хозяйства в республике. Например, о молочке, куда, по его словам, регион продолжает вкладывать по 5 млрд. рублей в год. «Молочное животноводство — наша судьба, — уверенно объявил Марат Готович. — Я по-другому просто назвать не могу, если мы уже производим 1 миллион 800 тысяч тонн молока в год. У нас и задача была амбициозная, чтобы мы 10 процентов российского товарного молока имели в РТ. Задача эта пока нами не реализована. Видимо, и собственные ошибки были у нас. Мы, может быть, сполна не учитывали, насколько высок человеческий фактор в молочном животноводстве». Раскрывать подробнее, что за человеческий фактор помешал Татарстану в достижении высоких целей (хотя из глубин памяти нашего корреспондента почему-то всплыла фигура Вагиза Мингазова), министр не стал, но заверил, что уж теперь-то путь предельно ясен. «Мы поставили перед собой задачу и знаем, как это делать. Мы прошли планку в 5 тысяч килограммов молока на корову. Три года или максимум четыре года — мы должны взять планку в 6 тысяч килограммов», — заявил он.
Тут же Ахметов пообещал уже нашему корреспонденту, что темпы роста сбавлять не собираются, а задачу, поставленную Рустамом Миннихановым по 5-процентному росту, беспрекословно и безусловно выполнят. «Год заканчиваем достаточно успешно. Мы эту задачу в этом году решаем. И задача на следующий год — такой же темп обеспечить. Он у нас уже рисуется. Поэтому мы с таким амбициозным настроением продолжаем работать», — убеждал глава минсельхоза РТ.
При этом, что любопытно, Марат Готович был совсем не настроен на разговоры про экспорт татарстанской продукции, трезво заявив, что «нас нигде не ждут». «Давайте сначала прокормим свою собственную страну, особенно по молоку, говядине, а потом подумаем, куда его дальше реализовывать. Планета у нас по численности растет. Говорят, к 2030 или 2050 году будет 9 миллиардов население. Если будет востребована наша татарстанская продукция, мы с удовольствием туда пойдем», — заключил он и моментально скрылся. Видимо, спешил на самолет.
ЧАК-ЧАК ОТ «АК БАРС ХОЛДИНГА» МОЖНО КУПИТЬ В ДУБАЕ
А теперь вернемся непосредственно к выставке «Золотая осень», где Татарстан занял две площадки — в главном выставочном павильоне и на упомянутом фестивале национальных культур. Если на улице посетителям продавали готовую республиканскую продукцию, то на главном стенде скорее рассчитывали на внимание инвесторов, демонстрируя достижения агропрома РТ. «Мы, как правило, делаем акцент на крупных товаропроизводителей, на брендовую продукцию, масштабы выхода за пределы республики. Все, что представлено, брендовая, продвинутая продукция. Мне нравится наша экспозиция, она отражает максимализм работы агропромышленного комплекса всего Татарстана», — рассказал Титов.
Почти всей съедобной палитрой своего производства хвастался «Ак Барс Холдинг». «Мы максимально постарались показать продукцию, которая есть. У нас продукция „Пестречинки“ и мясного дома „Карлинский“, молочка, яйца, хлебозавод №3, булочно-кондитерский комбинат», — провел мини-экскурсию директор департамента по связям с общественностью «Ак Барс Холдинга» Артур Шигапов. Осторожно и даже с неким трепетом он демонстрировал нашему корреспонденту огромных размеров упаковку чак-чака со всевозможными вкусами: с шоколадом, маком, урюком, кокосом, грецким орехом, кунжутом. «Такой чак-чак выходит недешево, но для гостей города подходит», — признавался Шигапов. Более того, по его словам, «барсовский» чак-чак можно найти даже в Дубае. Тут же внимание посетителей привлекали два больших торта: один с надписью «Золотая осень», а второй с видом казанского Кремля — как раз то, что должно (если Татарстан выиграет в голосовании) красоваться на 200-рублевой купюре. «На булочно-кондитерском комбинате у нас есть сотрудница, которая является победительницей конкурса „Лучший кондитер России“», — продолжал Шигапов. К слову, сам глава «Ак Барс Холдинга» Иван Егоров тоже участвовал в выставке и, кажется, вместе с министром проводил встречу за встречей. Все попытки корреспондента «БИЗНЕС Online» вытянуть из него хоть небольшой комментарий потерпели неудачу. «Поговорим, еще успеем. Специально в Москву приеду, и поговорим с тобой», — только и говорил Иван Михайлович и проворно скрывался в потайной комнате.
Рядом на стенде Татпотребсоюза можно было полакомиться традиционными татарскими сладостями — но только самым проворным. Спустя пять минут после открытия стенда посетители смели абсолютно все до последней крошки — видимо, проголодались, пока ждали отъезда Медведева. Стоит отметить, что у нашего корреспондента порой складывалось чувство, что некоторые посетители явились на «Золотую осень» исключительно чтобы пообедать: на это намекали толпы, способные снести стенды, где проводили дегустации.
«МЫ ЖЕ РАБОТАЕМ НЕ ДЛЯ ДМИТРИЯ АНАТОЛЬЕВИЧА»
«А мы ничем не кормим. Пускай нас кормят», — отшучивался расположившийся рядом начальник управления сельского хозяйства в Альметьевском муниципальном районе Наиль Усманов. По его словам, его район приехал на «Золотую осень» не продукцию представлять, а инвесторов искать. «Наш лозунг «Альметьевск — это лучшее поле для ваших успешных инвестиций». Мы привлекаем инвесторов с любого региона России и помогаем им», — заявил молодой человек. Помощь в том числе была «упакована» в программу «Зеленый коридор»: брошюрки, рассказывающие о ней, разлетались не хуже чак-чака. «Если выбираете какую-то землю — у нас их достаточно для инвесторов, например, самый минимум — 20 гектаров, чтобы ее оформить и получить нужные документы, для этого у нас существует «зеленый коридор». От первого листочка до последнего у нас проходит 29 дней. В некоторых же регионах люди ходят по полтора года», — рассказал Усманов.
Подоспевший глава Альметьевского района Айрат Хайруллин заверял нашего корреспондента, что в его районе есть весь потенциал для овощеводства. В качестве примера привел проект с южнокорейской компанией, которая посеяла озимый лук. «В России такой не производится», — подчеркнул Айрат Ринатович. Урожая ждут в июне следующего года, также обитель татарстанских нефтяников готова похвастаться клубникой и смородиной. «Длина всех кустов смородины — 250 километров. Чтобы объехать их, вам потребуется 3 часа, это то же самое расстояние от Альметьевска до Казани», — пытался он поразить воображение. А еще в будущем, по словам Хайруллина, к нему хочет зайти компания из Ижевска, которая планирует выращивать и квасить капусту. «Большим спросом пользуется квашеная капуста на рынке РТ. Поставлять он будет в набережночелнинскую, башкирскую и самарскую зоны», — добавил глава района.
При этом за несколько часов открытия выставки Хайруллин успел провести пять встреч. По его словам, на двух из них велись уже вполне серьезные переговоры, хотя компании и имена своих визави он предпочел не называть. Рассказал лишь, что Альметьевским районом заинтересовались голландцы. «С голландцами обсуждаем вопросы поставки качественной спермы (скота), обсуждаем вопросы совместного аудита фермерских хозяйств», — отметил он. Впрочем, пока все-таки остается непонятным, когда сделка состоится и пройдет ли вообще. Одна из причин, по мнению главы Альметьевска, неверное представление иностранных партнеров о России. «С иностранными партнерами сложно работать ввиду сложной внешнеполитической обстановки. В этих условиях нам важно быть на максимум клиентоориентированным, открытым к диалогу. Многие Россию воспринимают как страну, где ходят медведи, где очень высокий уровень преступности, где есть ряд проблем, что во многих случаях неверно. За последние 15 - 20 лет Россия прошла серьезный путь развития. Но в понимании многих мы находимся где-то там», — сокрушался Хайруллин.
При этом он был нисколько не расстроен тем, что экспозицию Татарстана в этом году проигнорировал Медведев. «Мы же работаем не для Дмитрия Анатольевича, а для собственного населения. Поэтому на наш стенд заходили многие другие предприятия», — добавил глава района.
«РАЗ ЦЕНА НА СЫРЬЕ РАСТЕТ, ТО БУДЕТ РАСТИ И НА ГОТОВУЮ ПРОДУКЦИЮ»
Еще один постоянный участник продовольственных выставок — компания «Просто молоко» — привез на «Золотую осень» почти весь ассортимент своей продукции, начиная от молока и заканчивая сырами. Новинок на стенде не обнаружилось, но зато корреспондент «БИЗНЕС Online» выяснила, что компания намерена в скором времени сменить дизайн. «У нас сейчас планируется ребрендинг, мы упаковочку планируем немножко менять. Во-первых, у нас было направление импортозамещения, а теперь мы хотим позиционировать свое предприятие, что оно все-таки российское. И дизайн будем переделывать», — заинтриговала руководитель департамента производства и контроля управляющей компании «Просто молоко» Юлия Тарасова. Как именно изменится цвет и дизайн упаковки, раскрывать она все-таки не стала. Зато уверена, что это никак не скажется на узнаваемости продукции на магазинных полках, тем более «Просто молоку» уже покорились «Лента», «Магнит», X5Retail Group и «Ашан».
Зато в компании всерьез обеспокоены ростом закупочных цен на молоко. «Сейчас ситуация для сельского хозяйства, особенно для переработчиков, тяжелая, потому что идет бурный рост закупочной цены молока, прямо каждый день. И что будет уже через месяц, мы не знаем. Раз цена на сырье растет, то будет расти и цена на готовую продукцию. Это все отразится на покупательской способности простого человека. Люди должны иметь возможность купить натуральную продукцию и не за огромные деньги. А у нас получается, раз продукт натуральный, это будет дорого стоить, потому что высокая закупочная цена. Если его разбавлять дешевыми ингредиентами, убирать натуральность, то цена будет дешевой. Но чем мы будем кормить свое население, своих детей? О каком здоровье нации мы говорим?» — взволнована Тарасова.
Ее опасения подтвердил нашему корреспонденту и операционный директор УК «Просто молоко» Андрей Андреев.
— Основная проблема у всех сельхозпроизводителей-молочников — это отсутствие в достаточном количестве молочного сырья, — отметил он. — С учетом этого дефицита мы испытываем сегодня трудности с приобретением этого сырья, потому что цены сильно выросли. Очень сложно вести производство, когда закупочная цена на молоко перешагнула порог в 20 рублей. В прошлом году средняя закупочная цена была в этот период около 20 рублей, то в этом году цена молока 24 - 25 рублей — это цена за молоко базовой жирности». Тем не менее, по его словам, в компании стараются следом цены не взвинчивать, вот только дается им это, видимо, все сложнее. «Мы придерживаемся политики сохранения цен, потому что мы производим социальные продукты. Это продукты для бюджетных учреждений, школьных и дошкольных. Обслуживаем сегодня все бюджеты РТ, все территории и все районы. На социальные продукты мы сохраняем тот уровень цен, который можем себе позволить. Но в действительности запас прочности мал и рентабельность производства продуктов традиционных, социальных снизилась. Если раньше это было 5 процентов, то сейчас это 1 - 2 процента. Очень сложно всем молочникам и тем, кто занимается переработкой молока, именно по этой причине, — рассказал Андреев.
— Не обанкротьтесь, главное, — не удержалась наш корреспондент.
— Конечно, нет! — успокоил операционный директор. — Мы стараемся развивать линейку наших сыров. У нас неплохие контрактные условия и объемы с крупными федеральными сетями... Мы можем предложить продукты, доступные по цене рядовым гражданам. Мы не задираем цены. Кредо нашей компании — работа только с натуральными молочными компонентами и натуральным молоком. Не используем ни сою, ни растительные жиры, ни какие-то стабилизационные системы, ни консерванты. У нас все, что создала сама природа.
Рядом в рамках экспозиции минсельхоза РТ свои колбасы представил «Челны-Бройлер», алкогольную продукцию — «Татспиртпром», кетчупы и соусы — «Нэфис-Биопродукт», по соседству расположились ТК «Майский» и Татарский НИИ сельского хозяйства. Но и это еще не все. В другом зале посетителей ждали на стенде «Аммония». Предприятие приехало на «Золотую осень» искать покупателей для своих минеральных удобрений. «Выставляемся здесь, чтобы продемонстрировать, что мы есть на рынке, что мы успешно отработали год, хотелось привлечь еще больше клиентов на закупку минеральных удобрений, себя показать и на людей посмотреть. Мы ориентированы на всех — от мелких до крупных потребителей. Минеральные удобрения — это продукт сезонный, наибольший спрос со стороны сельхозпроизводителей идет уже непосредственно с января по май включительно. Мы еще работаем по аммиачной селитре также с компаниями, которые производят взрывчатые вещества», — рассказала начальник отдела продаж «Аммония» Зухра Зиятдинова.
Кроме того, нашему корреспонденту удалось отыскать представителей Татарстана и в третьем зале, который был посвящен животным. К слову, многие посетители выставки спешили именно в этот зал, чтобы успеть забронировать лучших, коров, овец, гусей, уток и прочую живность. А выбрать было из чего — в этом году на выставку привезли свыше 220 племенных животных, разные породы пушного зверя (песцы, лисицы рыжие и черно-бурые) и птиц (индюки, куры, гуси). Но, наверное, главными экспонатами животноводческой части выставки стал вальяжно разлегшийся в вольере астраханский верблюд и целая экспозиция огромных быков-производителей, чей вес перевалил за тонну. Честь Татарстана тут защищали СХПК «Урал» с коровами и ООО «Эдельбай-Поволжье» с эдильбаевскими овцами.
«Совершенству в области АПК нет предела. Мы не стоим на месте, все совершенствуется, не успеваешь даже за течением времени», — заявил напоследок нашему корреспонденту Титов.
Выставка «Золотая осень» продлится в Москве до 8 октября.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 125
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.