Розничных магазинов МЭЛТ больше не существует — отныне фирма работает только на корпоративных клиентов. Однако на их месте открылась новая сеть «Теххаус», принадлежащая одному из бывших топ-менеджеров фирмы. Все это выглядит как очередной этап «Санта-Барбары», начавшейся с бракоразводного процесса одного из учредителей и переросшего в развод между основателями бизнеса.
Розничных магазинов МЭЛТ больше не существует. На их месте открылась новая сеть «Теххаус», принадлежащая одному из бывших топ-менеджеров фирмы
«РУКОВОДСТВО САМО РАЗБИРАЕТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ, А МЫ РАБОТАЕМ...»
На финальную стадию вышла накануне нескончаемая тяжба на почве раздела имущества соучредителя ООО «МЭЛТ» Альмира Ханеева и его экс-супруги Элины. В 14:00 Верховный суд РТ приступил к рассмотрению апелляционной жалобы на приговор Приволжского районного суда по иску Ханеева. Напомним, соучредитель МЭЛТа, настаивавший на признании брака с Элиной Ханеевой (Служаевой) недействительным с самого начала, добился успеха в первой инстанции.
Из участников процесса на заседании присутствовала только нынешняя супруга и адвокат Ханеева Анна Давлетшина. Представитель второй стороны не появился в зале суда под предлогом занятости в других процессах. По всей видимости, речь о суде в Камско-Устьинском районе, где Ханеева требует признать ее брак с первым мужем Юрием Павловым незаключенным. Напомним, именно неожиданное выявление этого брака позволило Ханееву успешно оспорить права экс-супруги на 22,9% (половину его доли) уставного капитала МЭЛТа. Брак с Павловым, заключенный еще в 1992-м году, Элина, как установил суд, в свое время не расторгла, что не помешало ей в 2001 году пойти под венец с совладельцем компьютерной фирмы. В итоге суд неожиданно решил перенести судебное заседание на 24 октября.
Соучредитель МЭЛТа, настаивавший на признании брака с Элиной Ханеевой (Служаевой) недействительным с самого начала, добился успеха в первой инстанции
Чем бы ни кончилась вся эта «Санта-Барбара», сам МЭЛТ уже не будет прежним. Пока Ханеев разбирался в документах с бывшей супругой, в отношениях между ним и вторым учредителем Русланом Баязитовым появилась трещина, которая стремительно расширяется. Очередным этапом, как выяснил «БИЗНЕС Online», стало знаковое для компьютерного рынка событие — уход МЭЛТа как бренда с розничного рынка.
Информацию о том, что розничной сети фирмы «МЭЛТ» больше не существует, нам подтвердил сам Баязитов. «В старом виде розница нерентабельна, а от нерентабельных активов мы избавляемся, — пояснил соучредитель компании. — Но с нашими корпоративными клиентами мы продолжаем работать».
Последние магазины МЭЛТа в Казани закрылись несколько недель назад. Над «нагретым» местом на улице Вишневского, 12 появилась вывеска «Теххаус». Корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший в магазине новой компьютерной сети, застал там тех же сотрудников ООО «МЭЛТ», которые рассказали, что косметическая «реорганизация» изменила только юрлицо, внутри же магазина все осталось прежним.
«Люди [сотрудники] остались все те же, поставщики такие же, только юрлицо изменилось, — пояснил корреспонденту нашего издания сотрудник магазина. — Руководство само разбирается между собой, а мы работаем. Магазинов, правда, стало меньше, в лучшие времена в Казани 5 - 6 точек было, а сейчас всего 2 осталось: на Вишневского и на Ямашева в районе «Парк Хауса».
Пока Ханеев разбирался в документах с бывшей супругой, в отношениях между ним и вторым учредителем Русланом Баязитовым появилась трещина
«ОДИН ИЗ УЧРЕДИТЕЛЕЙ НАЧАЛ ВЕСТИ СЕБЯ НЕ ВПОЛНЕ КОРРЕКТНЫМ И НЕОБЪЯСНИМЫМ ОБРАЗОМ»
По словам директора и учредителя ООО «Теххаус» Сергея Осипова, преобразования в офисе МЭЛТа на Вишневского вовсе не носят фасадный характер. «Первый магазин сети открылся в Казани на улице Ямашева, 54 в июле этого года, „Теххаус“ — это моя торговая марка, мы стараемся развиваться в розничном сегменте, — заметил Осипов в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Всего у нас пять магазинов, два в Казани и по одной торговой точке в Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске». Отметим, в каждом из этих городов у МЭЛТа ранее также была открыта точка сбыта.
По словам Осипова, в ассортименте продукции «Теххауса» компьютерная техника, инженерное оборудование, строительный инструмент и бытовая техника. Судя по каталогу, размещенному на сайте компании, у «Теххауса» в приоритете продажа компьютеров, мониторов, ноутбуков и сотовых телефонов, что говорит о приверженности бизнес-модели МЭЛТа. Вторую торговую точку в Казани — на ул. Вишневского, 12 — «Теххаус» взял в аренду у соучредителя МЭЛТа. «Мы арендовали это помещение у Руслана Баязитова после того, как МЭЛТ оттуда съехал, — пояснил Осипов. — Для них розничный бизнес низкомаржинальный, они давно уже косо смотрели на розницу, игроков там хватает: „Ситилинк“, DNS, „Юлмарт“. МЭЛТ силен в корпоративных сделках».
Между тем, по данным системы «Контур-Фокус», Осипов ранее работал директором в ООО «МЭЛТ Поволжье» и ООО «МЭЛТ Закамье». Он не скрывает этого и сам: «Я раньше работал в МЭЛТе, но после того, как один учредитель начал вести себя не вполне корректным и необъяснимым образом, в компании сложилась сложная ситуация, несколько человек ушли и решили попробовать себя, открыли свой бизнес, — отметил Осипов. — Это тяжело, но у нас получается. С МЭЛТом у нас отношения хорошие, там работают люди адекватные, добросовестные». Намерение развивать сотрудничество между двумя фирмами подтверждает и Баязитов.
Косметическая «реорганизация» изменила только юрлицо, внутри же магазина все осталось прежним
«СОТРУДНИКИ МЭЛТА РАБОТАЮТ НА «ТЕХХАУС», А ЗАРПЛАТУ ПОЛУЧАЮТ В МЭЛТЕ»
Напомним, конфликт соучредителей МЭЛТа обострился в феврале этого года, когда, по словам Альмира Ханеева, гендиректор компании Евгений Самарский, назначенный с подачи второго учредителя, перестал ему подчиняться и отчитываться о движении средств. В марте по указу Баязитова как президента компании и собственника здания Ханеева перестали пускать в офис на Бутлерова, 23. Произошедшее собеседник издания тогда обозначил как «рейдерский захват компании», а еще через несколько дней в здание ворвались сотрудники ОМОНа в масках с автоматами наперевес. После изъятия ряда документов из бухгалтерии нежданные гости ретировались.
Своеобразный «ребрендинг» офисов МЭЛТа Ханеев называет не иначе как «преднамеренным банкротством». Его супруга Давлетшина появление «Теххауса» в офисах МЭЛТа связывает с выводом денег из компьютерного холдинга. По описанию собеседницы издания, новая техника, которую приобретает МЭЛТ, с дисконтом продается «Теххаусу», который впоследствии уже реализует ее по рыночным ценам. «Вся доходная часть уходит «Теххаусу», а расходы достаются МЭЛТу, — утверждает адвокат. — Сотрудники МЭЛТа работают на «Теххаус», а зарплату получают в МЭЛТе. Таким образом они выводят деньги Альмира Ханеева».
По ее мнению, Осипов лишь «подставное лицо Баязитова». «Поэтому МЭЛТ как бизнес полностью переводится вместе с активами на другое юрлицо» — заключила Давлетшина. По ее оценке, рыночная стоимость МЭЛТа составляет около 500 млн. рублей, из них 300 млн. рублей — это стоимость бренда, еще 160 млн. рублей находится на балансе предприятия.
Однако Осипов отрицает все обвинения и заявляет, что закупка товара у МЭЛТа носит характер «исключительного случая» и происходит это «не чаще, чем у других игроков рынка». «Мне ничего не известно о том, что кто-то из учредителей МЭЛТа утверждает о преднамеренном банкротстве. Если у вас есть такая информация, то, на мой взгляд, это не соответствует действительности», — заверил собеседник издания.
Отметим, свои намеченные шаги по предотвращению «преднамеренного банкротства» Ханеев озвучивать отказался. «Глупо рассказывать журналистам о своих планах», — заметила в разговоре с изданием и Давлетшина.
В марте по указу Баязитова как президента компании и собственника здания Ханеева перестали пускать в офис на Бутлерова, 23
ЭНЕРГОЗАЩИТА КОМПЬЮТЕРНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
По данным «Контур-Фокуса», 2015-й год значительная часть фирм в холдинге «МЭЛТ» закончила в минус. Помимо ООО «МЭЛТ Поволжье» с убытком новый год встретило ООО «МЭЛТ-Шупашкар» и набережночелнинское ООО «Компания МЭЛТ». Прибылью отметились ООО «МЭЛТ-Интернет» (6 млн. рублей) и ООО «МЭЛТ» (выручка — 428,6 млн. рублей, чистая прибыль — 4,3 млн. рублей). В плюсе (выручка — 398,2 млн. рублей, чистая прибыль — 28,6 млн.) оказалось еще одно ООО «МЭЛТ», зарегистрированное по тому же адресу — на ул. Бутлерова, 23. Всеми вышеупомянутыми обществами с равными долями в 50% владеют Баязитов и Ханеев.
Интересно, что у Баязитова есть и сторонний бизнес. Он единоличный владелец ООО «Энергозащита», которое показало в 2015 году выручку в 373,6 млн. рублей (рост на 19%) и солидную прибыль в размере 70,3 млн. рублей. Общество успешно участвовало в распределении 65 госконтрактов на сумму 225,2 млн. рублей. Пик активности зарегистрированной в 2013 году «Энергозащиты» пришелся на 2015 - 2016 годы, когда фирма выручила более 400 млн. рублей, а за неполный 2016 год выручка по госконтрактам превысила 189 млн. рублей.
ООО «МЭЛТ» тоже работает на госзаказе, но с более мелкими объемами: 310 контрактов с 2011-й по 2016 год принесли обществу всего 249 млн. рублей. Тендеров на 87 млн. рублей компания выиграла в 2015 году, а в 2016 году результат пошел на спад — фирме досталось госзаказов лишь 26,5 млн. рублей.
Специфика интересов двух господрядчиков и их клиенты во многом совпадают, с той разницей, что «Энергозащита» значительно больше симпатизирует предприятиям, работающим в сфере энергетики, — большая часть контрактов досталась обществу от ОАО «Генерирующая компания» и ОАО «Сетевая компания». Контракты, как правило, касаются выполнения работ по техническому обслуживанию оборудования — устройств релейной защиты и электроавтоматики, поставки различного оборудования и выполнения строительно-монтажных и пусконаладочных работ на различных электростанциях. В то же время МЭЛТ работает по привычному для себя профилю — поставки компьютеров и комплектующих, закупка серверов, монтаж, ремонт и установка вычислительной техники и измерительных приборов.
В ассортименте продукции «Теххауса» компьютерная техника, инженерное оборудование, строительный инструмент и бытовая техника
«БРЕНД „МЭЛТ“ ВРЯД ЛИ ЧЕГО-ТО СТОИТ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», полагают, что даже если руководство ООО «МЭЛТ» совершало сделки вопреки интересам фирмы, доказать это будет непросто.
Алексей Ваничков — коммерческий директор Domo:
— Я думаю, причина отказа от розницы, однозначно, в нерентабельности. У них, как я понимаю, розничный бизнес занимал очень маленькую долю. В основном они занимались сервисом, и основная прибыль оттуда. Поэтому не думаю, что это связано с разделом. У МЭЛТа всего один-два действующих магазина в городе.
Будущее у розницы в компьютерном бизнесе, конечно, есть. В качестве примера могу привести компанию DNS. На текущий момент она растет невероятными темпами. Там, конечно, несколько форматов, и деньги чуть-чуть другие. Маленькие компьютерные форматы прилично растут. В целом уже во втором полугодии весь рынок электроники очень сильно растет.
Думаю, что МЭЛТ очень давно потерял свою долю. Все-таки они выбрали в качестве вектора направленности сервисное обслуживание, там и маржа повышенная по сравнению с ретейлом. При этом бизнес трудоемкий, требует дополнительных инвестиций в инфраструктуру и обновление магазинов. С подорожанием доллара год назад вся полка подорожала вдвое фактически, потому что вся техника привязана к этой валюте. Поэтому и затраты на витрину магазина выросли очень сильно. Это менее рентабельно, чем услуги, которые они оказывают. В целом бренд «МЭЛТ» вряд ли чего-то стоит.
Айнур Ялилов — партнер юридической компании «Шаймарданов и Партнеры»:
— Ребрендинг сам по себе не может свидетельствовать о предстоящем банкротстве. Между тем если руководство ООО «МЭЛТ» совершает сделки вопреки интересам фирмы, то есть покупает и реализует товары по цене ниже рыночной, то другой учредитель имеет право поставить вопрос о возмещении убытков с контролирующих лиц в пользу организации. Это, конечно, сложный с точки зрения доказывания процесс, поскольку всегда сложно определить грани между предпринимательским риском, иногда приводящим к деловым просчетам, и целенаправленными злоупотреблениями со стороны менеджмента.
В целом действующее законодательство и сложившаяся судебная практика предоставляет внушительный арсенал правовых инструментов для защиты прав собственников бизнеса, однако их потенциал, к сожалению, не всегда используют.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 56
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.