По словам Владимира Грицких, в РТ с участием муниципалитетов готовится проект закона об агломерациях республики, который должен стать предтечей полноценной работы совета По словам Владимира Грицких (справа), в РТ с участием муниципалитетов готовится проект закона об агломерациях республики, который должен стать предтечей полноценной работы совета Фото: metshin.ru

«НУЖНО ПРОБИВАТЬ ЗАКОН ИМЕННО О СТАТУСЕ СТОЛИЧНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»

Не успели президент РТ Рустам Минниханов и председатель совета фонда «Центр стратегических разработок», бывший глава минфина РФ Алексей Кудрин проэкзаменовать татарстанских чиновников по «Стратегии-2030», в том числе и мэра Казани Ильсура Метшина, как «БИЗНЕС Online» стали известны первые плоды вчерашней и ряда других, закрытых от СМИ дискуссий.

Помимо включения Казанью в свою стратегию развития до 2030 года пяти районов столицей РТ и руководством Зеленодольского, Лаишевского, Пестречинского, Верхнеуслонского и Высокогорского районов решено создать собственный постоянно действующий орган — совет всей казанской агломерации. Общее население этой территории превышает 1,6 млн. человек — без малого полреспублики. Вместе они сформируют то, что на языке урбанистов принято называть «Большая Казань» (по аналогии с «Большим Парижем» и «Большой Москвой»).

В рабочем варианте решено включить в состав совета по два человека от района: одного представителя исполнительной власти, а второго представителя на усмотрение — это может быть депутат местного органа законодательной власти либо представитель общественности. Это будет основной костяк, но будут и сменяемые участники согласно профилю обсуждаемых вопросов. То есть на вопросы транспорта соберут транспортников, на вопросы ЖКХ — специалистов из сферы ЖКХ.

«Наша стратегия начинается с того, что мы часть агломерации, иного формата развития для себя уже не видим, — сказал в беседе с „БИЗНЕС Online“ глава Зеленодольского района, один из инициаторов создания совета Александр Тыгин. — Возможность развития муниципалитетов в своих границах давно исчерпана. И с этой проблемой мы уже давно сталкиваемся».

Ранее гендиректор ОАО «Дирекция внебюджетных программ развития города», разработчик татарстанской и казанской «Стратегии-2030» Владимир Грицких сообщал, что в РТ с участием муниципалитетов готовится проект закона об агломерациях республики, который должен стать предтечей полноценной работы совета.

«Вместе с тем на уровне республики нужно добиваться принятия закона не об агломерациях вообще, — считает Тыгин. — Нам это не очень интересно, ведь у Челнов будет своя история, там будут одни отношения, тут совершенно другие. На мой взгляд, нам нужно пробивать закон именно о статусе столичной агломерации как самой крупной. Создать совет, причем с участием выходцев с территорий, которые на сегодняшний день являются крупными республиканскими фигурами. Из Зеленодольска вышла, например, Сария Харисовна (Сабурская — уполномоченный по правам человека в РТприм. ред.), из Верхнеуслонского, Пестречинского районов — свои. Они знают свою территорию».

Александр Тыгин: «Возможность развития муниципалитетов в своих границах давно исчерпана. И с этой проблемой мы уже давно сталкиваемся» Александр Тыгин: «Возможность развития муниципалитетов в своих границах давно исчерпана. И с этой проблемой мы уже давно сталкиваемся» Фото: metshin.ru

РУЛИТЬ БУДЕТ ТЫГИН?

Создание совета позволит совместно обсуждать и проблемные вопросы взаимодействия ядра и периферии агломерации. Тот же Тыгин сетует, что 20 тыс. зеленодольцев ежедневно уезжают на официальную работу в Казань, оставляя там налоги (прежде всего НДФЛ), а Зеленодольск при этом несет расходы на школы и больницы и другую инфраструктуру. «Для меня это самый сложный вопрос, — сказал глава района. — То есть налоговой базы нет, она здесь [в Казани]. Но как только мы говорим об агломерации, то вообще это отчасти благо. Не только в столицу РТ должны люди ездить на работу, но и к нам приезжать».

В стратегии Казани уже предусмотрено формирование единого транспортного каркаса агломерации, включая развитие скоростных связей и дорог с акцентом на общественный транспорт. Также стоит задача сформировать единое пространство с передачей ряда функций производства и потребления, рекреации, туризма из центра в районы.

«Активное развитие агломерации позволяет в разы повысить экономический потенциал ее районов», — говорил ранее Метшин на встрече с главами соседних районов.

Тыгин же сообщил, что одним из основных направлений стратегии Зеленодольского района является как раз рекреация. «Потому что огромная территория, практически 40 километров побережья Волги, никак не используется, — объясняет он. — Где отдыхают казанцы в выходные дни? Ответ будет для нас убийственным — в Марийке. Почему? Почему мы теряем деньги? Почему не строим баз отдыха? Почему у нас нет ни одной рыболовецкой турбазы? И в то же время вся Волга занята рыбаками. Они из Казани на лодке идут в сторону Васильевских островов. Есть еще история малых поселков. И если в общей стратегии мы увидим еще и их, то будет вообще замечательно».

Надо сказать, что в Казани активно работает департамент продовольственного питания, у которого есть постоянная потребность в продуктах питания, а это полмиллиона потребителей в бюджетной сфере и здравоохранении! Казань — это постоянный потребитель, и в рамках совета планируют раскрутить и тему снабжения миллионной столицы продовольствием, добавил глава Зеленодольского района. Грицких в этой связи приводит в пример Воронежскую и Белгородскую области, которые в отсутствии нефти смогли наладить сельскохозяйственную составляющую в своих экономиках. «Потребитель есть, потребитель здесь, не надо никуда ездить», — полагает Тыгин.

В комплекс вопросов развития агломерации неизбежно попадет и развитие транспортной, а также коммунальной инфраструктуры. Не секрет, что на окраинах Казани все активнее строятся жилые комплексы, которые формально находятся в черте соседних районов, фактически же их жители ощущают себя казанцами.

Остается вопрос: кто же возглавит создаваемый совет? Сам Метшин, по данным наших источников, решил оставить за собой статус постоянно действующего члена, а почетный пост председателя предложил продемонстрировавшему высокую заинтересованность в идее Тыгину. Следующая встреча глав пройдет в рамках созданного совета и, скорее всего, уже в выездном режиме.

«ВАЖНО, ЧТОБЫ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА И РАЙОНОВ РАБОТАЛИ ВЗАИМОУВЯЗАНО»

Оценить необходимость агломерационного совета, взаимодействие города и районов источники финансирования «БИЗНЕС Online» предложил экспертам.

Виктор Дьячков — директор ICL-КПО ВС:

— Все должно лежать в плоскости экономической целесообразности, очевидность которой вряд ли кто будет оспаривать. Вопросы землеустройства, дорог, коммуникаций... У города, наверное, больше денег. С другой стороны, городу, наверное, важно разумное расселение людей. Ближайшие районы могут оказать в этом содействие, давая возможность для проводки коммуникаций, строительства новых жилых районов. С этой точки зрения агломерация города и районов целесообразна.

Вторая сторона, которая очень важна, — это увязывание экономики этих районов с потребностями города. Город — это громадный рынок. И важно, чтобы планы развития экономик города и районов тоже как-то синхронизировались. Я имею в виду, что в районах лучше выращивать на полях не рожь и пшеницу, а огурцы и помидоры в теплицах, другую зелень, на которую в Казани большой спрос. Это была бы помощь экономике района — и город обеспечивался бы свежими овощами местного производства. С этой точки зрения создание агломерации и ее совета было бы, наверное, целесообразно.

Гораздо проще бы решались вопросы транспорта, если бы была такая организационная структура, как совет. Создание правильных транспортных маршрутов из города в районы ведь тоже очень важно. Посмотрите на электричку, которая ходит от железнодорожного вокзала в аэропорт. Она же ходит практически пустая из-за того, что на вокзале нет станции метро. А вот если бы эту электричку пускать до нового Северного вокзала или станции Аметьево, где есть метро, ею пользовались бы гораздо больше людей. И самое главное — люди, живущие по пути ее движения, получили бы удобное, стабильное средство транспорта.

Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:

— Агломерация ведь, как я понимаю, создается для повышения эффективности, потому агломерация сама должна питать бюджет. Из этого надо исходить. А бюджет кормит бизнес. И там речь идет об оптимизации и росте эффективности именно в силу создания различных кластеров или взаимосвязанности, улучшения логистики. И это очень важно, логистикой у нас никто не занимался в рамках агломерации. И все это должно привести к снижению издержек, росту эффективности всех бизнесов, которые будут здесь задействованы, что, естественно, и должно вести к росту доходов в бюджет. Здесь — да, возможна какая-то координация. Но это опять-таки будет связано с оптимизацией расходов — на здравоохранение, на образование. Могут финансироваться какие-то проекты, которые в дальнейшем смогут себя окупить.

Но никогда бюджет не будет основой, базой для формирования агломерации. Она может создаваться в рамках государственно-частного партнерства, но, в принципе, речь идет о росте доходов от агломерации в бюджет.