Как стало известно «БИЗНЕС Online», казанская агломерация из фигуры речи стремительно превращается в административную реальность. Мэр Казани и главы пяти городов договорились создать единый консультативный орган, который будет координировать совместные планы развития. Подробности нашему изданию рассказал глава Зеленодольска Александр Тыгин, который горячо поддержал инициативу своего казанского коллеги.
По словам Владимира Грицких (справа), в РТ с участием муниципалитетов готовится проект закона об агломерациях республики, который должен стать предтечей полноценной работы совета
«НУЖНО ПРОБИВАТЬ ЗАКОН ИМЕННО О СТАТУСЕ СТОЛИЧНОЙ АГЛОМЕРАЦИИ»
Не успели президент РТ Рустам Минниханов и председатель совета фонда «Центр стратегических разработок», бывший глава минфина РФ Алексей Кудрин проэкзаменовать татарстанских чиновников по «Стратегии-2030», в том числе и мэра Казани Ильсура Метшина, как «БИЗНЕС Online» стали известны первые плоды вчерашней и ряда других, закрытых от СМИ дискуссий.
Помимо включения Казанью в свою стратегию развития до 2030 года пяти районов столицей РТ и руководством Зеленодольского, Лаишевского, Пестречинского, Верхнеуслонского и Высокогорского районов решено создать собственный постоянно действующий орган — совет всей казанской агломерации. Общее население этой территории превышает 1,6 млн. человек — без малого полреспублики. Вместе они сформируют то, что на языке урбанистов принято называть «Большая Казань» (по аналогии с «Большим Парижем» и «Большой Москвой»).
В рабочем варианте решено включить в состав совета по два человека от района: одного представителя исполнительной власти, а второго представителя на усмотрение — это может быть депутат местного органа законодательной власти либо представитель общественности. Это будет основной костяк, но будут и сменяемые участники согласно профилю обсуждаемых вопросов. То есть на вопросы транспорта соберут транспортников, на вопросы ЖКХ — специалистов из сферы ЖКХ.
«Наша стратегия начинается с того, что мы часть агломерации, иного формата развития для себя уже не видим, — сказал в беседе с „БИЗНЕС Online“ глава Зеленодольского района, один из инициаторов создания совета Александр Тыгин. — Возможность развития муниципалитетов в своих границах давно исчерпана. И с этой проблемой мы уже давно сталкиваемся».
Ранее гендиректор ОАО «Дирекция внебюджетных программ развития города», разработчик татарстанской и казанской «Стратегии-2030» Владимир Грицких сообщал, что в РТ с участием муниципалитетов готовится проект закона об агломерациях республики, который должен стать предтечей полноценной работы совета.
«Вместе с тем на уровне республики нужно добиваться принятия закона не об агломерациях вообще, — считает Тыгин. — Нам это не очень интересно, ведь у Челнов будет своя история, там будут одни отношения, тут совершенно другие. На мой взгляд, нам нужно пробивать закон именно о статусе столичной агломерации как самой крупной. Создать совет, причем с участием выходцев с территорий, которые на сегодняшний день являются крупными республиканскими фигурами. Из Зеленодольска вышла, например, Сария Харисовна (Сабурская — уполномоченный по правам человека в РТ — прим. ред.), из Верхнеуслонского, Пестречинского районов — свои. Они знают свою территорию».
Александр Тыгин: «Возможность развития муниципалитетов в своих границах давно исчерпана. И с этой проблемой мы уже давно сталкиваемся»
РУЛИТЬ БУДЕТ ТЫГИН?
Создание совета позволит совместно обсуждать и проблемные вопросы взаимодействия ядра и периферии агломерации. Тот же Тыгин сетует, что 20 тыс. зеленодольцев ежедневно уезжают на официальную работу в Казань, оставляя там налоги (прежде всего НДФЛ), а Зеленодольск при этом несет расходы на школы и больницы и другую инфраструктуру. «Для меня это самый сложный вопрос, — сказал глава района. — То есть налоговой базы нет, она здесь [в Казани]. Но как только мы говорим об агломерации, то вообще это отчасти благо. Не только в столицу РТ должны люди ездить на работу, но и к нам приезжать».
В стратегии Казани уже предусмотрено формирование единого транспортного каркаса агломерации, включая развитие скоростных связей и дорог с акцентом на общественный транспорт. Также стоит задача сформировать единое пространство с передачей ряда функций производства и потребления, рекреации, туризма из центра в районы.
«Активное развитие агломерации позволяет в разы повысить экономический потенциал ее районов», — говорил ранее Метшин на встрече с главами соседних районов.
Тыгин же сообщил, что одним из основных направлений стратегии Зеленодольского района является как раз рекреация. «Потому что огромная территория, практически 40 километров побережья Волги, никак не используется, — объясняет он. — Где отдыхают казанцы в выходные дни? Ответ будет для нас убийственным — в Марийке. Почему? Почему мы теряем деньги? Почему не строим баз отдыха? Почему у нас нет ни одной рыболовецкой турбазы? И в то же время вся Волга занята рыбаками. Они из Казани на лодке идут в сторону Васильевских островов. Есть еще история малых поселков. И если в общей стратегии мы увидим еще и их, то будет вообще замечательно».
Надо сказать, что в Казани активно работает департамент продовольственного питания, у которого есть постоянная потребность в продуктах питания, а это полмиллиона потребителей в бюджетной сфере и здравоохранении! Казань — это постоянный потребитель, и в рамках совета планируют раскрутить и тему снабжения миллионной столицы продовольствием, добавил глава Зеленодольского района. Грицких в этой связи приводит в пример Воронежскую и Белгородскую области, которые в отсутствии нефти смогли наладить сельскохозяйственную составляющую в своих экономиках. «Потребитель есть, потребитель здесь, не надо никуда ездить», — полагает Тыгин.
В комплекс вопросов развития агломерации неизбежно попадет и развитие транспортной, а также коммунальной инфраструктуры. Не секрет, что на окраинах Казани все активнее строятся жилые комплексы, которые формально находятся в черте соседних районов, фактически же их жители ощущают себя казанцами.
Остается вопрос: кто же возглавит создаваемый совет? Сам Метшин, по данным наших источников, решил оставить за собой статус постоянно действующего члена, а почетный пост председателя предложил продемонстрировавшему высокую заинтересованность в идее Тыгину. Следующая встреча глав пройдет в рамках созданного совета и, скорее всего, уже в выездном режиме.
«ВАЖНО, ЧТОБЫ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА И РАЙОНОВ РАБОТАЛИ ВЗАИМОУВЯЗАНО»
Оценить необходимость агломерационного совета, взаимодействие города и районов источники финансирования «БИЗНЕС Online» предложил экспертам.
Виктор Дьячков — директор ICL-КПО ВС:
— Все должно лежать в плоскости экономической целесообразности, очевидность которой вряд ли кто будет оспаривать. Вопросы землеустройства, дорог, коммуникаций... У города, наверное, больше денег. С другой стороны, городу, наверное, важно разумное расселение людей. Ближайшие районы могут оказать в этом содействие, давая возможность для проводки коммуникаций, строительства новых жилых районов. С этой точки зрения агломерация города и районов целесообразна.
Вторая сторона, которая очень важна, — это увязывание экономики этих районов с потребностями города. Город — это громадный рынок. И важно, чтобы планы развития экономик города и районов тоже как-то синхронизировались. Я имею в виду, что в районах лучше выращивать на полях не рожь и пшеницу, а огурцы и помидоры в теплицах, другую зелень, на которую в Казани большой спрос. Это была бы помощь экономике района — и город обеспечивался бы свежими овощами местного производства. С этой точки зрения создание агломерации и ее совета было бы, наверное, целесообразно.
Гораздо проще бы решались вопросы транспорта, если бы была такая организационная структура, как совет. Создание правильных транспортных маршрутов из города в районы ведь тоже очень важно. Посмотрите на электричку, которая ходит от железнодорожного вокзала в аэропорт. Она же ходит практически пустая из-за того, что на вокзале нет станции метро. А вот если бы эту электричку пускать до нового Северного вокзала или станции Аметьево, где есть метро, ею пользовались бы гораздо больше людей. И самое главное — люди, живущие по пути ее движения, получили бы удобное, стабильное средство транспорта.
Марат Галеев — заместитель председателя комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ:
— Агломерация ведь, как я понимаю, создается для повышения эффективности, потому агломерация сама должна питать бюджет. Из этого надо исходить. А бюджет кормит бизнес. И там речь идет об оптимизации и росте эффективности именно в силу создания различных кластеров или взаимосвязанности, улучшения логистики. И это очень важно, логистикой у нас никто не занимался в рамках агломерации. И все это должно привести к снижению издержек, росту эффективности всех бизнесов, которые будут здесь задействованы, что, естественно, и должно вести к росту доходов в бюджет. Здесь — да, возможна какая-то координация. Но это опять-таки будет связано с оптимизацией расходов — на здравоохранение, на образование. Могут финансироваться какие-то проекты, которые в дальнейшем смогут себя окупить.
Но никогда бюджет не будет основой, базой для формирования агломерации. Она может создаваться в рамках государственно-частного партнерства, но, в принципе, речь идет о росте доходов от агломерации в бюджет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 141
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.