Путин не спешил — он опоздал практически на час. Вместо запланированных 13:00 он появился в зале только около двух часов дняФото: ©Михаил Климентьев, РИА «Новости»

КАК РОССИЙСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ ПО-ДОМАШНЕМУ ПОЗДРАВИЛ ВЫПЕСТОВАНЫХ ИМ БИЗНЕСМЕНОВ

Нынешний съезд «Деловой России» (ДР) — юбилейный: по всем федеральным СМИ трубят о 15-летии этой влиятельной общественной организации, о которой в 2001 году ведали только минюст и российский президент, приложивший руку к ее созданию. Сейчас о статусе организации свидетельствует ранг приглашенных на ее юбилей: помощники президента РФ Андрей Белоусов и Игорь Левитин, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, министр энергетики Александр Новак, председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс, советник российского президента Сергей Глазьев, гендиректор агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин, гендиректор агентства стратегических инициатив Андрей Никитин, председатель Внешэкономбанка Сергей Горьков, гендиректор союза WorldSkills Russia Роберт Уразов, гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, а также целый ряд губернаторов: от Московской области Андрей Воробьев, от Калининградской области — врио главы Антон Алиханов и др. Но, разумеется, самым главным гостем съезда обещал стать лидер российского государства Владимир Путин, чье участие было запланировано загодя.

Путин не спешил — он опоздал практически на час. Вместо запланированных 13:00 он появился в зале только около двух часов дня. Буквально за минуту до его появления предпринимательское собрание, до этого хаотично бродившее между креслами, вдруг расселось в соответствии с внутренней иерархией пленарного заседания и вытянулось по струнке. Все головы были повернуты к сцене, как будто кто-то скомандовал равнение на верховного главнокомандующего. Тут-то он и появился, войдя вполне по-домашнему на сцену, где его уже ждали трибуна и кресло, заготовленное по левую руку от сопредседателя «Деловой России» Алексея Репика. Домашними оказались и президентские интонации: глава одной седьмой суши как будто произносил юбилейный тост, в котором принято перечислять все достоинства именинника, а также припоминать, какого цвета были пеленки, из которых он появился на свет.

Кстати, «пеленки» у нынешнего юбиляра были самыми что ни на есть царскими, поскольку «пеленал» его сам Путин. Об этом он по-родственному рассказал предпринимательскому съезду: и как 15 лет назад встречался с бизнесменами, вынашивавшими идею «создать организацию, объединяющую динамичные средние предприятия и средние компании», и как идея обрела земное воплощение. Плод совместных усилий решено было назвать «Деловой Россией». И вот теперь «мальчик» настолько подрос, что некоторые «компании уже нельзя назвать даже средними — это эффективные, конкурентоспособные, зачастую уже крупные предприятия».

«ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ДОКАЗАЛ СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПАТРИОТИЗМ»

«Убежден, именно отечественные несырьевые компании смогут занять лидирующие позиции на рынках будущего, с которыми связывают новые технологические уклады, — заговорил Путин правильными гладкими словами, превосходно отутюженными его райтерами. — Поэтому рассчитываю на успешные результаты в работе созданного по вашему предложению агентства по технологическому развитию, а также на ваше участие в реализации национальной технологической инициативы. Собственные передовые разработки повысят конкурентоспособность наших компаний, а формирование цепочек добавленной стоимости укрепит партнерские отношения отечественного бизнеса с зарубежными компаниями».

Та же национальная предпринимательская инициатива была, как напомнил высокопоставленный докладчик, запущена пять лет назад именно на съезде «Деловой России». Ее цель — «снять административные барьеры, изменить законодательные и управленческие подходы». Понятно, что снятие барьеров еще в процессе. Для того, чтобы этот процесс достиг цели, предпринимателей следует как минимум занести в «Красную книгу» и рассортировать по всем отделениям полиции. Впрочем, по этому поводу Путин выразился более канцелярским языком: «На федеральном уровне мы создали рабочую группу по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательской деятельности». Объединив усилия с субъектами Федерации и бизнеса, можно постепенно добиться формирования «благоприятной деловой среды на местах». При этом опорными точками в регионах должны стать «специальные проектные офисы», которые сейчас создаются. О том, как строится взаимодействие региональных управленческих команд и бизнеса, глава государства предложил порассуждать на ближайшем заседании президиума Госсовета.

Дальнейшая часть путинского доклада напоминала мантру, в которой рефреном повторялись несколько духоподъемных мыслей. «Сейчас нам удалось стабилизировать экономику». Но мы на этом не остановимся — будем выходить на устойчивые темпы роста. Это раз. «Отечественный бизнес доказал свою ответственность и патриотизм». Для многих бизнесменов важны не только личные достижения, но и «возможность работать в интересах России». Это два. Бизнесу следует предоставить «максимум свободы», потому что это «лучший ответ на любые внешние ограничения, безальтернативный путь к благосостоянию наших граждан». Это три.

Все эти мысли неоднократно звучали и прежде, но на этот раз Владимир Путин облек их, как уже говорилось, в доверительно-домашнюю юбилейную форму. Подтекст был прозрачен: мы с вами и так, дескать, постоянно встречаемся, обратная связь у нас налажена. При этом государству настолько не стыдно за своих предпринимателей, что оно доверяет им и «так называемую бизнес-дипломатию», то есть расширение сотрудничества России с другими странами. Важным элементом дипломатического реноме является репутация, и с этим у отечественных предпринимателей тоже все в порядке. «Вижу в этом возрождение исторических традиций и, конечно, значимый фактор общественного уважения, доверия к бизнесу, росту которого способствуют и ваша благотворительность, ваши благотворительные проекты, реализация важных просветительских, социальных инициатив», — пафосно продекламировал президент РФ, и, хотя слово «купец» так и не было им произнесено, за канцеляризмами можно было расслышать и гудки купеческих пароходов на Волге, и звон крепко сколоченных капиталов, пущенных по ветру как раз сто лет назад. Теперь это возрождается. Более того, в президентском послании к Федеральному Собранию на будущий 2017 год (по традиции прозвучит 4 декабряприм. ред.) Путин пообещал учесть все то, что услышит от активистов «Деловой России». Особенно в той части, которая касается механизмов содействия экспорту, повышения доступности кредитных ресурсов, а также выстраивания отношений частного бизнеса и государственных компаний. Таким образом, он незамысловато пригласил бизнесменов, присутствующих в зале, к себе в соавторы.

Нынешний съезд «Деловой России» — юбилейный: по всем федеральным СМИ трубят о 15-летии этой влиятельной общественной организации Фото: kremlin.ru

«ОЧЕНЬ ЖАРКО. И ЛЕТАЮТ ВО-О-ОТ ТАКИЕ ЖИВОТНЫЕ!»

Репик, к которому микрофон перешел сразу после окончания официальной президентской речи, продолжил следом за национальным лидером твердить ту же позитивную мантру. «Сильная экономика России — это залог силы России, а мы свою страну очень любим, — выстроил сопредседатель «Деловой России» незамысловатую логическую цепочку. При этом, как загадочно отметил Репик, «часто случается в бизнесе, что один плюс один — это не два, а три, а то и четыре, и, может быть, нам это и нужно».

«Это важно в смысле, кто продает, а кто покупает», — отреагировал Путин под смешки в зале.

Не смущаясь президентской иронии, Репик анонсировал предпринимателям новый портал взаимодействия между компаниями. «Мы его назвали по‑смешному, по‑мультяшному: „Облако доверия“, — оговорился он. — Тем не менее это очень серьезный проект для нас». По словам лидера ДР, он предусматривает создание в системе определенных профайлов — визитных карточек, которые рассказывают о деятельности конкретного предприятия, его успехах, руководстве. Система также позволяет наладить интерактивное общение с исполкомом. «Предприниматели оставляют свой запрос, а исполком либо решает его самостоятельно, либо направляет в соответствующие органы исполнительной власти», — предложил Репик.

«Судя по тому, что Алексей Евгеньевич начал со своей компании „Р-Фарм“, мы все‑таки продаем, а не покупаем, — опять съязвил Путин. — Тогда дважды два это точно не меньше пяти».

На этой шутливой и опять-таки домашней ноте перешли к вопросам из зала. Первым реплики удостоился председатель совета директоров ООО «Управляющая компания «Каскол» и одновременно активист «Деловой России» Сергей Недорослев, рассказавший, что современное российское станкостроение не обладает в должной мере доступом к кредитным ресурсам. В частности, по правилам Центробанка использование залога допустимо только в случае его возможности реализации за 180 дней. «А в промышленных предприятиях в качестве залога обычно служат цеха, оборудование и многие другие вещи, — объяснил Недорослев. — Если нужен срок выше, то ЦБ ставит очень большой резерв, фактически кредит тогда получается дорогим, и компании не могут его взять». В связи с этим представитель «Каскола» попросил увеличить срок со 180 дней до 360.

Путин, реагируя на «социальный запрос» Недорослева, предпочел воспользоваться «подсказкой из зала» со стороны Набиуллиной. Председатель ЦБ, вскочив с кресла с готовностью отличницы, отрапортовала, что и сама давно думала на эту тему. «Мы действительно предусматриваем сейчас изменение в законодательстве, которое увеличивает срок реализации залога со 180 дней до 270 дней», — пообещала она Недорослеву и в его лице всем российским промышленникам.

Национальный лидер, впрочем, вступился за Набиуллину, объяснив созданные барьеры необходимостью обезопасить финансовую систему страны от возникновения «пузырей» вроде тех, что так негативно влияют на экономику США.

Что касается IT-компаний, то правительство РФ обещает продлить им налоговые льготы до 2023 года. «Надеюсь, что в ближайшее время мы внесем соответствующие изменения в Налоговый кодекс», — заверил Путин. Это, вероятнее всего, коснется и тех фирм, которые работают в общей среде — занимаются услугами и продвижением продукта.

Поток жалоб в адрес президента РФ мог быть нескончаемым, но Путин решил разрядить атмосферу встречной жалобой — он посетовал на жару, которая царила в Индии, когда он на минувших выходных присутствовал там на саммите БРИКС. «Очень жарко, плюс 34, — поведал лидер государства предпринимателям. — И летают во-о-от такие вот животные. Да-да-да. Летающие собаки называются, или лисы там, не знаю. Мы называем их летучие мыши, но там мыши примерно вот такие», — удивил честное собрание Путин, разведя ладони в стороны, чтобы продемонстрировать внушительный размер тварей.

После этого «бить на жалость» стало как-то неудобно. Впрочем, Путин сам озвучил главную жалобу, которую он чаще всего слышит от отечественного МСБ: «Сельхозпроизводители боятся, что отменят санкции...» «Не допустим!» — мгновенно отреагировал Репик.

Предпринимателям из Татарстана слова на пленарном заседании так и не дали

О ЧЕМ ТАТАРСТАНСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ ХОТЕЛА СКАЗАТЬ ПУТИНУ

Предпринимателям из Татарстана слова на пленарном заседании так и не дали. Хотя двум компаниям, вошедшим в состав татарстанской делегации — «Зарнице» и Latan, заранее обещали возможность представить свои проекты самому президенту РФ. Однако, как это обычно бывает, ничего не гарантировали: разве можно что-то планировать наверняка на мероприятии с участием главы государства? «Как это будет, мы пока не владеем информацией. Но мы готовы в любом случае», — заверила корреспондента «БИЗНЕС Online» исполнительный директор татарстанского отделения «Деловой России» Фарида Хузина еще до начала пленарного заседания. Но уже после его завершения стало ясно, что до чаяний татарстанских предпринимателей так и не добрались, что неудивительно, поскольку пленарка началась на час позднее запланированного. Тем не менее проблемы бизнесменов не остались неозвученными. Корреспондент «БИЗНЕС Online» внимательно выслушала все, что предназначалось Путину.

Например, Максим Федоров, учредитель Latan — компании, которая вот уже 20 лет изготавливает искусственные хрусталики для глаза и глазные протезы, рассказал нашему корреспонденту, что будет просить президента обратить внимание на необходимость сохранения уникальных технологий, которыми обладают российские предприятия. «Мы до президента хотим донести, что в нашей стране есть необходимость сохранения уникальных технологий, которыми не только мы владеем, но и другие предприятия. Чтобы успешно конкурировать на рынках других стран, чтобы господдержка была аккумулирована именно за каким-то госинститутом, а не так с помощью каких-то программ. Если взять нас, то мастодонты этой технологии остались. Но если мы уйдем с рынка, наша страна эту технологию потеряет. На возобновление будут потрачены колоссальные ресурсы, чтобы заново возродить», — беспокоится бизнесмен.

А вот Артур Абдулзянов — гендиректор компании «Зарница» — еще накануне рассказывал татарстанским СМИ, что Путину предложит задуматься над тем, что же делать со стадионами после чемпионата мира по футболу в 2018 году. По мнению предпринимателя, в подтрибунных помещениях стоит открыть еще 7 детских технопарков. Для «Зарницы» это тем более интересно, так как компания уже более 15 лет разрабатывает и производит обучающее оборудование для дошкольных, общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений.

Остальным татарстанским предпринимателям не обещали аудиенции у президента, тем не менее даже они были готовы здесь и сейчас рассказать Владимиру Владимировичу о наболевшем. «Тоже хотел бы донести до президента, что мебельная отрасль очень хорошо развивается у нас в Татарстане, развивается кластерная система, — рассказывал глава корпорации „Долфин“ и ассоциации мебельных и деревообрабатывающих предприятий РТ Герман Гумеров так, будто докладывает самому Путину. — Все мы надеемся, что кластер одобрят на всех уровнях, он включится и будет как локомотив вытягивать другие регионы за собой. Идея с кластером перспективна, поэтому надеемся и верим, что найдем поддержку в лице президента России». И поддержка главы государства в этом вопросе действительно не помешала бы мебельщикам Татарстана. Пока лишь известно, что уже написана стратегия развития мебельного кластера и вскоре пакет документов должен быть направлен как заявка на поддержку по программам минэкономразвития РФ. А учитывая, что федеральный бюджет формируется с каждым годом все труднее, поскольку финансирование многих строк урезается или прекращается вовсе, то поддержка Путина в этом вопросе дала бы хоть какую-то гарантию. «Если будет просто поддержка и одобрение наших идей, это будет самое лучшее — знак того, что мы двигаемся в правильном направлении», — надеется Гумеров. Вот только ему дать слово на пленарном заседании не обещали.

В свою очередь, гендиректор НПО «Энергия» Артем Кузнецов мечтает рассказать Путину о том, что износ сетей на сегодня составляет уже 70%. «Если мы не то что сегодня, а вчера не начнем ей заниматься, причем по прогрессивной шкале, у нас будет все рушиться в ближайшем будущем, — беспокоится он. — Поэтому предложение президенту — поддерживать малые инновационные предприятия, которые привносят новую элементарную базу, новое оборудование, которое будет идти взамен того, которое стоит на сегодняшний день на объектах большой энергетики. Нам надо в первую очередь снять административные барьеры в области регистрации новых продуктов, совместного продвижения новых продуктов, и, конечно, нам всем нужны финансы. Для больших производств без больших денег делать нечего».

А вот председателя совета директоров группы компаний «КОМ» Василия Маньковского волнует еще более глобальная тема — набившее оскомину импортозамещение. «Очень много вещей, которые не позволяют на сегодняшний день превратиться в действительно что-то стоящее и значимое. Сами предприниматели импортозамещение не решат. Очень сложные задачи, которые предстоит решать абсолютно без денег. Все то, что на сегодняшний день подлежит импортозамещению, работает, но у нас нет конструкторских разработок, технологических, нет оборудования, специалистов. Все это надо растить, создавать. У нас очень много предприятий, которые могли бы это быстро сделать, но без денег ничего не сделаешь. А опытно-конструкторские работы — это деньги», — сбивчиво делился наболевшим с нашим корреспондентом предприниматель.

Впрочем, исполнительный директор татарстанского отделения «Деловой России» Хузина благодарна уже за то, что Путин появился на юбилейном съезде. Более того, она уверена, что президент уже и так знает обо всех проблемах предпринимателей. «Он владеет всей информацией и не только. Он встречается со всеми. С „Деловой Россией“ встречается часто. Весь пакет наших предложений по налогам и другим вопросам — он в курсе», — отметила она.

«Так власти к вам прислушиваются?» — поинтересовалась наш корреспондент.

На это Хузина, ни секунды не сомневаясь, уверенно ответила: «Если бы они не прислушивались, они бы с нами не встречались, к нам бы не прислушивались, они бы не давали поручения. Но мы люди реальные, поэтому все прекрасно понимаем, что невозможно сделать все, что ты говоришь. И президент России сказал следующее: „Я не просто президент предпринимателей. Я президент РФ, всех жителей, которые живут на территории РФ“. Он прав, мы это тоже понимаем. Раньше мы были никто. Сегодня прислушиваются, просят наши предложения. Очень много документов пересылают нам, чтобы мы сказали свое мнение по поводу изменений, вносящихся в федеральный закон».