... За час министр промышленности Альберт Каримов (справа) и бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов (слева) успели ответить на десяток вопросов
Фото: e-nkama.ru

СТУДЕНТЫ НЕ ПОНАДОБИЛИСЬ

Порядка 100 предпринимателей Закамского региона приехали сегодня в Нижнекамск на «Откровенный разговор» в рамках проекта «Бизнес и власть». За час министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов и с бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов успели ответить на десяток вопросов. Правда, сначала журналистам показалось, что встреча может и не состояться. Из-за выпавшего рано утром снега предприниматели из других городов Закамья опаздывали. Фойе Дома народного творчества, где проходил «Откровенный диалог», к девяти часам было практически пустым. Так что организаторы встречи не зря подстраховались, по традиции пригласив в ДНТ в качестве массовки студентов местных вузов. Однако в конечном счете эта мера оказалась лишней — спустя полчаса зал заполнили те, кого действительно интересовали вопросы развития бизнеса.

Журналисты успели пообщаться с министром еще до начала встречи. Первым делом они спросили, отличаются ли вопросы столичных бизнесменов от тех, которые волнуют бизнесменов Закамской зоны, и, вообще, какие вопросы чаще задают предприниматели.

«На 80 процентов тематика должна совпадать с той, которая была в Казани, потому что есть общие проблемы, общие вопросы и общие интересы, которые касаются всего предпринимательства», — высказал свои предположения Каримов.

Эти общие вопросы, по его словам, чаще всего касаются взаимодействия малого и крупного бизнеса, участия в системе госзакупок и мер господдержки: где и какую помощь можно получить, в какие государственные органы обращаться.

Интересовал журналистов и вопрос развития МСБ в Нижнекамске. Тем более что год назад акцент на нем сделал приехавший в Нижнекамск президент. Он говорил не только о необходимости увеличить долю МСБ в городе, но и о его привязке к переработке продукции, производимой на «Нижнекамскнефтехиме» и других крупных промышленных предприятиях. А более конкретную задачу — довести долю МСБ аж до 50% — поставили и перед новым замруководителя исполкома Нижнекамска Радмиром Беляевым. Как эта задача будет реализовываться, что уже сделано и есть ли вообще подвижки в этом вопросе?

«В Нижнекамском районе задача увеличения доли малого и среднего бизнеса в промышленной переработке достаточно сложная с учетом того, что здесь крупный бизнес очень интенсивно развивается. Постоянно запускаются новые проекты. Буквально недавно запустилась установка замедленного коксования, в ближайшее время будет запущена установка по переработке тяжелых остатков на ТАИФ-НК. Для того чтобы доля малого и среднего бизнеса прирастала, ему нужно расти гораздо большими темпами. И это создает дополнительную сложность в решении этой задачи», — пояснил министр.

Тем не менее, по его словам, в Нижнекамске работа идет. В частности, расширяется индустриальный парк в Камских Полянах. В черте города отведена территория под индустриальный парк «Нижнекамск» площадью 20 гектаров. Сейчас активно готовится заявка на предоставление городу статуса территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Поэтому Каримов настроен весьма оптимистично: «Эта работа в комплексе должна привести к тому, что доля малого и среднего бизнеса будет увеличиваться, несмотря на то что крупный бизнес активно развивается».

Что же касается «Алабуги-2», данный вопрос он прокомментировал очень коротко: проект на сегодняшний день находится в проработке.

... Конкретную задачу — довести долю МСБ аж до 50% — поставили и перед новым замруководителя исполкома Нижнекамска Радмиром Беляевым (второй справа)
Фото: e-nkama.ru

КАК СТИМУЛИРОВАТЬ КОМПАНИИ НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ?

Поскольку времени на общение с учетом опоздания оставалось не так много, предпринимателей предупредили: тех, кто будет говорить не по существу или задавать вопросы не по теме, будут просто лишать слова. Сам Каримов предложил не тратить время зря на длинные выступления и сразу перейти к насущным темам. Тем более что помимо основных нужно было ответить еще и на незапланированные вопросы. Кстати, выступлений не по существу не было. Все вопросы, за исключением одного, были направлены, как говорится, точно по адресу.

Большая часть касалась программы импортозамещения и поддержки татарстанских производителей. Все эти вопросы вошли в первый блок встречи. Вадим Шурупов (компания «Теплолюкс», Нижнекамск) посетовал на то, что многие компании, несмотря на взятый в России курс на импортозамещение, закладывают в проекты импортное оборудование. Так уже было с объектами ТАНЕКО и ТАИФа, где, по его словам, уже провели замену оборудования после встречи с представителями компании. Как стимулировать компании «Алабуги» и «Алабуги-2» на замену импортного оборудования на отечественное?

Министр согласился с тем, что вопрос очень серьезный. Он напомнил, что недавно вышло постановление РФ, которое дает серьезные ценовые преференции при закупках именно российским производителям — в размере 15%. Если на тендер выставлено российское и импортное оборудование, то заявка зарубежного производителя автоматически будет считаться на 15% дороже. Каримов посоветовал внимательно ознакомиться с новым порядком, хотя он и находится пока что на стадии внедрения.

Что же касается крупных корпораций, большинство из них, по словам министра, идет навстречу российским поставщикам. В качестве примера он привел компанию «Татнефть», которая активно занимается импортозамещением. Кроме того, сентябрьским постановлением кабмина РТ предусмотрен большой план по импортозамещению, который включает в себя работу с крупными компаниями в том числе. Другое дело, что некоторые крупные иностранные компании сразу закладывают в перечень оборудования импортные комплектующие. Это одно из условий их гарантий. «Есть такая проблема, — признал Каримов. — И каждый такой случай мы рассматриваем отдельно».

«Мы этот норматив — чтобы компании изначально закладывали российское оборудование — до конца никогда не решим. Для этого эффективная коммуникация нужна. Мы с этим сталкивались не раз, когда связывали потенциальных покупателей и поставщиков. Нужна площадка для коммуникаций крупного бизнеса с малым и средним, чтобы там они планировали свои закупки», — предложил министру Нагуманов.

Тот, в свою очередь, посоветовал предпринимателям плотнее работать с проектными институтами — «с той частью, которую хорошо освоили иностранные компании и на которую у малого бизнеса не хватает ресурсов».

Константин Антонов, руководитель казанской фирмы ООО «ДорХан», продолжил тему импортозамещения. Его компания — единственный в РФ производитель автоматических ворот всех видов. Однако очень часто на объектах с госфинансированием заказчики отдают предпочтение европейским производителям, хотя у них нет сервисной базы в России. Антонов предложил на базе минпрома выбрать «омбудсмена», который защищал бы интересы отечественных производителей на российском рынке.

«Омбудсмен у нас уже есть, и он достаточно эффективно работает», — парировал Каримов, кивая в сторону Нагуманова.

Тот же признался: вопрос казанского бизнесмена его повеселил.

«А давайте выберем омбудсмена по отечественным товарам и омбудсмена — по импортным», — шутя, предложил Нагуманов. И уже вполне серьезно признал: вопрос на самом деле есть, нужно защищать права отечественных производителей на той же коммуникационной площадке. Антонову же было предложено стать инициатором проектной группы в рамках совета по предпринимательству.

... Выступлений не по существу не было. Все вопросы, за исключением одного, были направлены, как говорится, точно по адресу
Фото: e-nkama.ru

«6 МИЛЛИАРДОВ КИЛОВАТТ НЕ ХВАТАЕТ!»

Айрат Гараев (компания «Технокомплекс») спросил у министра, есть ли в Татарстане решение по развитию электромобилей, которые настолько сейчас популярны в Европе, что некоторые страны даже собираются отказаться в будущем от регистрации машин с двигателями внутреннего сгорания и полностью перейти на этот транспорт. Нужна инфраструктура. Пока ее нет, никто покупать электромобили не будет, считает Гараев. Он предложил продемонстрировать присланное ему из Пекина фото, где электромобили заправляются прямо рядом с бизнес-центром.

«Да, инфраструктура должна быть создана, — ответил Каримов. — Уже развивается сеть электрозаправок. Одну из первых построила компания „Татнефть“. Эта сеть будет и дальше развиваться».

Альберт Анварович попросил предпринимателя передать наработки министерству. В ответ услышал от бизнесмена: «Мы сами хотели бы заняться этим».

«Что вы конкретно хотите? — не выдержал Нагуманов. — С третьего захода уже заходите...»

Выяснилось, что Гараев хотел бы заняться сетью электрозаправочных станций. Договорились, что он передаст материалы для использования их при разработке инфраструктуры, как выразился министр, «практически новой технологии средств передвижения».

Один из вопросов, интересовавших нижнекамских бизнесменов, касался доступности крупных компаний для представителей МСБ. Салават Гизатуллин из компании «Гипсервис», занимающейся весовым оборудованием, в будущем хотел бы заняться нестандартным оборудованием для предприятий химической и нефтехимической промышленности. «Как бы встретиться с руководителями крупных компаний, чтобы узнать их потребность в нашей продукции?» — прямо спросил Гизатуллин.

Нагуманов сразу обозначил, что это задача производителя продукции. «Никто не будет организовывать встречи с руководством компаний, чтобы узнать их потребность в продукции. Для этого есть коммерческие службы», — заметил бизнес-омбудсмен.

«На крупных предприятиях проводятся Дни поставщиков, выставки. На сайтах отслеживайте, когда такие дни проводятся. Кроме того, крупный бизнес проводит торги в электронном виде, на торговых площадках можно отследить, что именно они покупают», — порекомендовал министр.

Наконец, Александр Степанов (ООО «Стрелок», Нижнекамск) в лоб спросил, когда же будет, наконец, возобновлено строительство атомной электростанции в поселке Камские Поляны и какие компании там планируется задействовать — местные или люди будут наниматься со стороны.

«Пока не предусматривается строительство Камполянской АЭС. Но будут другие проекты с учетом того, что в Татарстане серьезный энергодефицит, хотя еще несколько лет назад был профицит. При объеме потребления 27 миллиардов киловатт-часов год мы генерируем 21 миллиард. 6 миллиардов уже сейчас не хватает, а будет не хватать больше!» — обрисовал проблему министр.

Он поделился: сейчас запускаются проекты, в частности, на Нижнекамской ТЭЦ, на Заинской ГРЭС, где нужно найти решение по реконструкции. Находятся в разработке и другие проекты, предусматривающие модернизацию существующих объектов с привлечением республиканских производителей. Среди них атомного проекта нет.

«По поводу АЭС новость была, что ее хотят возобновить. А сейчас уже не хотят, я правильно вас понял?» — уточнил Нагуманов у Каримова.

«Я не слышал про эту новость, слышал как слух, что здесь, возможно, возобновится строительство. Сейчас пока в работе таких проектов нет, еще раз говорю», — подчеркнул министр.

«Новость была вроде федерального уровня, на заседании правительства РФ это обсуждалось...» — не сдавался бизнес-омбудсмен РТ.

«Это было в одном из документов какого-то территориального планирования до 2030 года, в какой-то стратегии было обозначено одним из пунктов. Примерно так это звучит. Потому пока это скорее слух», — дал оценку Каримов подписанной Дмитрием Медведевым схеме территориального планирования Российской Федерации в области энергетики.