Айрат Фаррахов (слева) и Леонид Якунин Айрат Фаррахов (слева от Леонида Якунина) свое явление депутатам бюджетного комитета объяснил тем, что бюджетная тематика ему как бывшему замминистра финансов РФ близка

КУРС — НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ?

Сегодня в Госсовете РТ прошло последнее перед планируемой в начале ноября сессии Госсовета РТ «комитетное» обсуждение бюджета РТ на 2017 год и на плановый период до 2019 года. Уже сейчас ясно, что первое чтение главного финансового документа Татарстана будет только лишь «примеркой». В нем не учтены ни поступления из федерального бюджета, ни грядущие налоговые изменения. Окончательно скроят и пошьют бюджетный «кафтан» лишь ко второму чтению.

На заседание сегодня неожиданно пришел депутат Госдумы РФ Айрат Фаррахов. Свое явление депутатам бюджетного комитета сам он объяснил тем, что президент поручил татарстанским думцам более плотно работать с местным парламентом. Тем более бюджетная тематика ему как бывшему замминистра финансов РФ знакома.

Для начала замминистра экономики РТ Олег Пелевин в очередной раз озвучил прогноз социально-экономического развития РТ на 2017 - 2019 годы. «Российская экономика частично адаптировалась к внешним условиям. По оценке минэкономразвития России ВВП в 2016 году снизится на 0,6 процента, в то время как по итогам 2015 года сокращение составило 3,7 процента», — сообщил он. В Татарстане картинка лучше. Есть стабильная положительная динамика по макроэкономическим показателям: за 9 месяцев этого года, как известно, темп роста ВРП составил 102,6%. Основной вклад в копилку экономического роста РТ вносят промышленность, сельское хозяйство и строительство. Индекс промпроизводства составил 103,6%, добыча полезных ископаемых — 104%. «Обеспечен рост в обрабатывающих производствах, обусловленный в первую очередь восстановлением положительной динамики в производстве транспортных средств и электрооборудования, а также сохранением поступательного тренда в химии и нефтехимии, пищевой промышленности», — порадовал Пелевин.

ОКОНЧАНИЯ САНКЦИЙ ТРИ ГОДА ЖДАТЬ?

Сценарные условия бюджета-2017 по курсу доллара и нефти «БИЗНЕС Online» описывал ранее. Главное — санкции. «Исходные условия прогноза на время всего среднесрочного периода предполагают сохранение геополитической нестабильности, а также применения к России санкций со стороны Евросоюза и США», — заявил Пелевин. Другими словам, при планировании бюджета рассчитывали, что санкции не отменят вплоть до 2019 года. Однако это не помешает Татарстану удерживаться в плюсе по ВРП — по итогам 2016 года ожидается, что он вплотную приблизится к отметке в 2 трлн. рублей (рост — 102,3%), а в ближайшую трехлетку будет уверенно шагать за границами этой цифры: 2,067 - 2,346 трлн. рублей (рост — 103 - 104% в год). Это больше как в сравнении с общероссийскими показателями, так и в сравнении с прогнозами сопоставимых регионов, не забыл уточнить Пелевин. Например, в Башкортостане в 2017 году ждут роста ВРП лишь в 101,7%, в Московской области — 101,1%, в Свердловской области — 100,5%, Нижегородской области — 101%.

Олег Пелевин Олег Пелевин: «Российская экономика частично адаптировалась к внешним условиям. По оценке минэкономразвития России ВВП в 2016 году снизится на 0,6 процента, в то время как по итогам 2015 года сокращение составило 3,7 процента»

Далее замминистра ответил на вопросы депутатов, которые были адресованы минэкономики на предыдущих встречах. Один из них касался слишком резвого роста тарифов на коммунальные услуги (6,1% — план на 2017 год), превышающего размер инфляции (4,9%). Чиновник начал оправдания с того, что индексация тарифов стала необходимой для покрытия операционных издержек, безубыточности работы организаций, а также в связи с вводом новых мощностей. Но тут же добавил, что поскольку повышение платежей намечено на 1 июля 2017 года, то среднегодовой рост не превысит 4%. Этот ответ вполне удовлетворил главу бюджетного комитета Леонида Якунина.

Также Пелевин привел новые аргументы в давнем споре о том, насколько целесообразно было создавать в РТ конкурента татарстанскому производителю холодильников ПОЗиС. Речь идет о компании Haier в Набережных Челнах, которая к тому же пользуется всеми налоговыми льготами резидента ТОСЭР. Чиновник, ссылаясь на позицию президента РТ, озвучил депутатам известную, в общем-то, истину: китайский производитель открыл бы свое производство где-нибудь в соседнем регионе, а налоги при этом ушли бы соседям. Так почему бы не перехватить?.. Также Haier будет полезен и с точки зрения привлечения новых китайских инвестиций, считают в правительстве РТ, мол, глядя на него, и другие китайцы к нам подтянутся.

Нарисованная картинка экономического роста и благополучия Татарстана среди бурь экономического кризиса депутатам явно понравилась. Так что они не стали терзать замминистра новыми вопросами. А Якунин еще и похвалил — прогнозы минэкономики РТ из года в год сбываются, значит, делаются они на совесть, в то время как в ряде регионов были примеры, когда приходилось перекраивать чересчур раздутые бюджеты. Он выразил надежду, что и на этот раз ведомство Артема Здунова не подкачало и не нарисовало чудесных замков на песке.

Радик Гайзатуллин (справа) Радик Гайзатуллин (справа) рассказал, что в финансовом хозяйстве РТ пока не все гладко. Федерация забирает себе все больше налогов, сокращая трансферты регионам и оставляя их один на один с кредитным бременем

«АЙРАТ ЗАКИЕВИЧ, ТАК КАК ВЫ В БЮДЖЕТНОМ КОМИТЕТЕ И ИМЕЕТЕ ОГРОМНЫЙ ВЕС...»

Ну а далее, как в фильме про доброго и злого полицейского, со своими не слишком радужными прогнозами выступил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. В финансовом хозяйстве РТ пока не все гладко. Федерация забирает себе все больше налогов, сокращая трансферты регионам и оставляя их один на один с кредитным бременем.

В 2016 году налоги собираются не слишком резво — за 9 месяцев в консолидированный бюджет РТ поступило 164,9 млрд. рублей, с учетом федеральных средств — 183,9 млрд. рублей (78% от годового плана). Лучше всего собирается налог на доходы физлиц (НДФЛ), а также акцизы. В то же время налог на прибыль собран на 3,1 млрд. рублей меньше, чем за тот же период 2015 года. Сборы по транспортному налогу «усохли» на 1,9 млрд. рублей, налог на имущество физлиц (минус 0,5 млрд. рублей) и земельный налог (минус 0,1 млрд. рублей). Всего недобрали по этим налогам 5,6 млрд. рублей.

Интересно, что коллапс сборов по имущественным налогам оказался рукотворным. Дело в том, что в связи с выборами в Госдуму (хотя это и неофициальная версия) срок уплаты по имущественным налогам был перенесен в этом году на 1 декабря. Ранее оплатить имущественную дань гражданам необходимо было до 1 октября, но так как платежки рассылались уже с апреля, поступления в бюджет были более или менее равномерными.

«Депутат Гильмутдинов Ильдар Ирекович внес поправку (о возврате к прежним срокам оплаты этих налоговприм. ред.). Это полностью согласовано с минфином РФ, Антон Германович (Антон Силуанов, глава минфина РФ прим. авт.) согласен. Айрат Закиевич, я бы от вас попросил, так как вы в бюджетном комитете и имеете огромный вес, чтобы перенос обратно прошел, чтобы в следующие годы такие катаклизмы у нас не получались», — обратился Гайзатуллин к сидящему рядышком Фаррахову. Впрочем, не исключено, что к 2018 году переносить придется опять...

По итогам 2016 года, как ожидается, расходы бюджета РТ составят 189,6 млрд. рублей. «На 210,9 миллиарда рублей на 2017 год мы прогнозируем, то есть с ростом на 11,2 процента, это о чем говорит? Что расходы мы с вами индексировали, никаких секвестров у нас нет», — заверил глава минфина РТ.

Далее министр перешел к планам на 2017 год. Как говорится в пояснительных документах к проекту закона, бюджет Татарстана в 2017 году составит 166,8 млрд. рублей (доходы) и 174,4 млрд. рублей (расходы). В 2018 году: 172,2 млрд. рублей (доходы) и 185,7 млрд. рублей (расходы). В 2019 году: 175,9 млрд. рублей (доходы) и 191 млрд. рублей (расходы). Дефицит бюджета составит 7,6 млрд. рублей в 2017 году, 13,5 млрд. рублей в 2018 году и 15,1 млрд. рублей в 2019 году.

Гайзатуллин успокоил, что весь дефицит заложен в республиканском бюджете. Бюджеты городов и районов заложены без недостачи, а по некоторым сельским поселениям даже с профицитом. Такой подход, как писал ранее «БИЗНЕС Online», тоже критиковали на комитетах. Но Гайзатуллин подчеркнул, что проект бюджета РТ идет к первому чтению, так сказать, не вполне «одетым», без федеральных средств, поскольку российский бюджет РФ в этом году запаздывает (будет внесен в Думу лишь 28 октября). Точные размеры федеральных субсидий и субвенций, по которым придется протягивать ножки, станут ясны уже ко второму чтению.

«Бюджет на 2017 - 2019 за последние 10 лет — это самые напряженные бюджеты при формировании, особенно доходной части», — жаловался министр.

Самым большим ударом стало изменение акцизов на нефтепродукты: ставка акциза увеличивается, но при этом доля, которую забирает себе федеральный бюджет, также растет. «По сравнению с 2016 годом мы порядка 2 миллиардов теряем. В 2018 - 2019 годах мы также теряем порядка 2 миллиардов, — сокрушался Гайзатуллин. — Идет определенная централизация. Если в 2016 году распределение происходит 88 процентов — субъектам, а 12 процентов — федеральных, то в 2017 году мы видим уже, что бюджетам субъектов оставляют только 66 процентов, а 34 процента идет в федеральный бюджет, и дальше еще больше в сторону Федерации».

Мало того, до сих пор не учтен в бюджете Татарстана (поскольку законодательство не изменено) выпадающий 1% от налога на прибыль, который планируется дополнительно забирать у Татарстана (и других успешных регионов) для помощи бедным территориям. Сейчас ставка по налогу на прибыль равна 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% — в бюджет субъекта РФ. «На следующий год 3 процента собираются в федеральный забирать, а 17 процентов остается в бюджет региона. По нашим подсчетам, республика теряет порядка 3,5 миллиардов рублей», — разъяснял Гайзатуллин. Позже на тему «1 процента» объяснился и бывший «инсайдер» минфина РФ Фаррахов: «Неоднозначное мнение. Все понимают, что это абсолютно вынужденная мера, она временная и не решит никаких проблем».

Но и это еще не все. В связи с увеличением НДПИ на нефть нефтяники Татарстана, как ожидается, станут меньше платить налога на прибыль — итого казна РТ недосчитается еще 1,9 млрд. рублей. «Это просто изъятие со всех субъектов, подход единый, это не только для Татарстана. Такие напряженности мы ожидаем», — заявил Гайзатуллин.

Рустам Минниханов обратился к Антону Силуанову (в центре) с предложением о переносе сроке оплаты долга ТатарстанаФото: president.tatarstan.ru

«ПОКА О СПИСАНИИ ВОПРОС НЕ СТОИТ. МЫ КОНЕЧНО ЗА...»

Гайзатуллин напомнил парламентариям еще про один «камешек» на шее республиканского бюджета: 6,8 млрд. рублей Татарстан должен вернуть в федеральный бюджет по взятым ранее бюджетным кредитам. Всего по данным на 1 октября долг составлял 95 млрд. рублей.

Депутаты поинтересовались, нет ли шансов списать регионам это тяжелое бремя? Гайзатуллин дал понять, что в Москве и не подумают. Максимум, на что можно рассчитывать, — это оттянуть срок расплаты. «Пока о списании вопрос не стоит. Мы конечно за, они [минфин РФ] — против. Но по поводу переноса работа ведется», — заявил он. Есть соответствующее письмо президента РТ Рустама Минниханова министру финансов РФ Силуанову.

Подводя итог обсуждению, Якунин вспомнил, что в России в два раза сократились стабфонд и фонд национального благосостояния, так что закрывать дефицит (а это 3 трлн. рублей) российского бюджета становится все сложнее. Не удивительно, что с регионов начинают драть по три шкуры. «Эта значительная сумма должна покрыться за счет внутренних источников и заимствований», — привел глава комитета позицию минфина РФ. Вместе с тем Якунин отметил, что доля ВРП Татарстана (2 трлн. рублей) в ВВП страны (86,8 трлн. рублей) в последние годы только растет. «Это помогает покрыть те риски, о которых докладывали, дополнительно получить в бюджет суммы от новых производств, от эффективного использования льгот, от тех программ, которые финансировались в течение последних лет», — попытался все же настроить на позитив Якунин.

В завершение встречи коротко обратился к депутатам Фаррахов. «Такой контакт очень важен, потому что на каждом заседании можно ставить любой вопрос, добиваться его, лоббировать», — объяснил он смысл своего присутствия на совещании. Он рассказал, что в бюджетном комитете Думы он будет курировать все бюджетные фонды (ПФР, ОМС и др.). А ситуация в них сегодня, мягко говоря, непростая.

«Изменения такие, что в бюджете (федеральномприм. ред.) 2016 года на 370 миллиардов уменьшаются доходы, с 51 до 40 [долларов] — нефть. И при этом на 300 миллиардов увеличиваются расходы. И дефицит федерального бюджета — уже 3 с лишним триллиона рублей. В целом увеличение расходов связано с тем, что почти 200 миллиардов направляют в пенсионный фонд, потому что доходы фонда упали», — обрисовал Фаррахов ситуацию на федеральной «поляне».

Подробнее бюджет РТ будет обсуждаться на заседании Госсовета РТ, которое намечено на 3 ноября 2016 года.