ОБ ИНТЕГРАЦИИ КРЫМА: «НЕПРОСТАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РАБОТА ОКАЗАЛАСЬ»

Визит Владимира Путина в Ялту сопровождался привычным брюзжанием со стороны МИД Украины, которое потребовало от российского лидера согласовать с ним очередную поездку в Крым. Однако нота протеста, посланная по этому поводу из Киева в Кремль, выглядела чисто формальной — украинских «ультрас» больше возмутило московское «турне» депутата Верховной рады Надежды Савченко, которая в праздничной вышиванке неожиданно объявилась 26 октября в Верховном суде РФ, где в этот момент зачитывался приговор активистам УНА-УНСО Николаю Карпюку и Станиславу Клыху. На этом фоне поездка Путина в новый регион РФ выглядела буднично-деловой, каковой, по сути, и была. Смысл мероприятия «Общероссийского народного фронта» под названием «Форум действий. Крым» сводился как раз к одному объемному прагматичному вопросу: как нам обустроить полуостров (довести до конца строительство Керченского моста, решить проблемы энергообеспечения, позаботиться об экологии, создать достойную транспортную инфраструктуру и пр.). Но и в эту «прозу жизни» российский президент умудрился привнести немного иронии и интриги, так что наблюдатели теперь еще долго могут спорить, какие скрытые смыслы прочитываются за той или иной «шуткой» хозяина Кремля.

Форум ОНФ проходил в Ялте 25 - 26 октября. Несмотря на то, что в качестве участников мероприятия зарегистрировались чуть больше 350 человек, зал казался заполненным до отказа. В первых рядах можно было увидеть федеральную и крымскую элиту: вице-премьера РФ Дмитрия Козака, министра сельского хозяйства Александра Ткачева, экс-прокурора Крыма, а ныне депутата Думы Наталью Поклонскую, главу республики Сергея Аксенова, председателя здешнего парламента Владимира Константинова и другие примелькавшиеся лица.

Путин приехал в Ялту на пленарное заседание — выступить с короткой бодрящей речью и ответить на вопросы активистов. Президентский спич и в самом деле получился коротким, а вот общение с залом растянулось на добрые два часа. Глава государства начал с того, что напомнил: предыдущие два форума ОНФ состоялись в Ставрополе и в Йошкар-Оле, а нынешний, третий, проходит в Крыму. Вероятно, это не случайно: с каждым таким шагом полуостров все более утверждается на российской карте. О том, что с весны 2014 года «проведена масштабная и трудоемкая работа по интеграции Республики Крым, Севастополя в единое правовое, экономическое, социальное пространство России», национальный лидер и доложил «однополчанам» по «Народному фронту», добавив, что «это непростая действительно работа оказалась».

Вкратце вехи этого «непростого» труда в путинской трактовке выглядят так: ликвидированы энергетическая и водная блокады полуострова, хорошими темпами идет строительство транспортного перехода через Керченский пролив. Впереди — модернизация социальной инфраструктуры, обновление транспортной сферы, создание новых рабочих мест. «При этом необходимо грамотно распределять финансовые ресурсы, добиваться того, чтобы вложенные средства давали максимальную отдачу», — рачительно заметил Путин.

После этого перешли к вопросам, которые как раз и касались дальнейшего развития республики. Почетное место рядом с президентом РФ по традиции занял известный режиссер, сопредседатель центрального штаба ОНФ Станислав Говорухин. Он же и выступил основным модератором.


«НЕ ХОЧУ, ЧТОБЫ СЛОЖИЛОСЬ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО МЫ, КАК СЕЯТЕЛЬ НА ИЗВЕСТНОЙ КАРТИНЕ, РАЗБРАСЫВАЕМСЯ СОТНЯМИ МИЛЛИОНОВ»

Первым объектом обсуждения стал Керченский мост как один из крупнейших инфраструктурных проектов и как символ объединения острова Крым с большой Россией. По прогнозу Путина, после завершения строительства мост будет обслуживать 14 млн. туристов и 13 млн. транспортных средств в год. При этом образования «бутылочного горлышка» (чего так опасаются крымчане) при переходе четырехполосного моста в двухполосную дорогу удастся избежать, поскольку две полосы — это лишь первый этап. «Потом та дорога, которая сейчас есть, будет практически перестроена, это будет фактически новая дорога в том же коридоре», — пообещал глава государства и попутно выразил озабоченность созданием качественной придорожной инфраструктуры (автозаправок, отелей, кафе, ресторанов) не только вблизи керченской переправы, но и по всей республике, предложив помочь малому и среднему бизнесу в поиске финансирования на соответствующие программы. «Вполне возможно было бы предусмотреть и дополнительные субсидии на реализацию этих проектов, только нужно понять по объему и направлениям. Если мы подойдем к этому, чтобы эти деньги не растворились неизвестно куда, а шли бы на конкретные проекты. Сделайте такую программку, а я постараюсь помочь с организацией финансирования, источники поищем», — рассудил под одобрительные хлопки и восхищенные взгляды национальный лидер.

Стоит заметить, что до последнего времени именно Путин олицетворял для Крыма идущие над республикой «золотые дожди» бюджетного финансирования, в то время как его спарринг-партнер, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, наоборот, прославился произнесенной в Феодосии фразой: «Денег нет, но вы держитесь». Теперь же о том, что в стране лишних денег нет, заявил со всей ответственностью и президент РФ. При этом средства, необходимые для строительства спортивных площадок в Крыму, он все-таки обещал отыскать для того, чтобы дать местной молодежи шанс соскочить со «стакана и иголки». «В Крыму, на мой взгляд, спортплощадками не занимались, — заявил Путин. — Здесь нужно сделать опережающие шаги. Вы говорите, для этого нужно 500 миллионов? Хорошо. Только вы знаете, что у нас лишних денег в стране нет. Не хочу, чтобы сложилось впечатление, что мы щедрой рукой, как сеятель на известной картине, разбрасываемся сотнями миллионов».

Впрочем, инвестиции в Крым окупятся, уверен российский президент и в качестве аргумента кивает на пример почти заново отстроенного Владивостока: «Меня все убеждали, что там не нужно такой аэропорт строить, там не нужны эти дороги, которые там построены, не нужно там сообщение из аэропорта железнодорожное в центр, потому что после проведения саммита АТЭС не будет это востребовано. Ничего подобного! Оказалось, что перевалочным пунктом Владивосток стал довольно быстро, и многие пассажиры используют Владивосток для поездок в другие страны. Уже практически все загружено и все востребовано».

Что касается Керченского моста, то его возведение Путин предложил контролировать через онлайн-камеры. Предложение было адресовано Аксенову (который, услышав его, тотчас же с готовностью кивнул) и прозвучало в контексте сетований по поводу затянувшейся операции по переселению керчан, живущих в зоне этого грандиозного строительства (переселение должно было состояться 31 октября, но теперь уже очевидно, что этого не произойдет). «Вы понимаете, мы же не можем там сами стоять и каждый день контролировать, а местные власти могут: и местные, и региональные», — отреагировал на жалобы переселенцев президент РФ и снова привел в пример одну из недавних «строек века», на этот раз в Сочи, где «в конечном итоге люди получили жилье такого качества, которого у них никогда не было и которое вряд ли они получили бы, если бы не этот олимпийский проект и не это отселение».


«МНОГИЕ ПОСЕЛКИ, ГДЕ КРЫМСКО-ТАТАРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ПРОЖИВАЕТ, В ПЕЧАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ НАХОДЯТСЯ»

Выступление на форуме кого-либо из представителей крымско-татарской элиты было ожидаемым, и оставалось лишь гадать, кому выпадет честь представлять перед Путиным коренной для полуострова народ с «непростой историей». Выпало Ибраиму Ширину, которого интернет знает как бизнесмена, активиста «ОПОРЫ России» и брата убитого в 2006 году журналиста Норика Ширина (в его убийстве предприниматель обвиняет ни много ни мало лидеров запрещенного меджлиса Джемилева и Чубарова). Перед тем, как передать Ширину микрофон, ведущая форума пояснила, что на полуострове проживают 175 народностей и национальностей, среди которых одна из наиболее известных — крымские татары.

Ширин начал с бодрого возгласа «Добрый день, Владимир Владимирович!», прозвучавшего у него так же раскатисто, как «Здравия желаю». «А на крымско-татарском тоже „здравствуйте“ или у вас по‑другому?» — хитро улыбнулся Путин. «Нет, у нас «мераба», — дал короткий урок лингвистики активист «ОПОРЫ России» и сразу же перешел к рассказу о том, как хорошо живется крымским татарам под крылом РФ. «Говорили о строительстве соборной мечети более 20 лет — с возвращением в Россию началась стройка, и я вижу, что строительство закончится в сроки, и верю в это, — загибал пальцы Ширин, считая достижения новой власти. — Выдаются земли под строительство индивидуального жилья, выкупаются квартиры для семей, которые не один год стояли в очереди, печатаются и издаются газеты и журналы, которые сберегли традиции и язык крымско-татарского народа, такие как «Йылдыз», «Къырым», «Янъы Дюнья». У нас теперь есть свой национальный телеканал «Миллет», название которого переводится как «народ».

По мере того, как Ширин говорил, становилось понятно, что пальцев для перечисления достижений у него явно не хватит. «Издаются книги на крымско-татарском языке — начиная от учебников для школ и заканчивая книгами по истории». «В Крыму теперь три государственных языка: крымско-татарский, украинский и русский». Особо стоит поблагодарить российского президента за указ о реабилитации коренных народов Крыма. «Это очень важно, особенно для крымских татар, — пояснил бизнесмен. — Мы 70 лет этого ждали, и тяжело даже сдержаться, чтобы не заплакать, потому что это надо прочувствовать. У нас все изменилось: и богатство жизни, и взгляды меняются». Чтобы продемонстрировать, до какой степени крымские татары благодарны Путину, Ширин пригласил его на праздник Хыдырлез. «Это наш национальный праздник, есть он только у крымских татар, — пояснил он. — Я знаю, что вы в 2000 году были в Казани на Сабантуе. Пользуясь случаем, хочу вас пригласить на Хыдырлез в следующем году в мае, все крымские татары были бы рады вас видеть». «За приглашение спасибо большое, — благодарно кивнул глава государства и все же не удержался от того, чтобы слегка не подшутить над собеседником. — Если в любом месте в России, абсолютно в любом, скажете, что сегодня Сабантуй, все поймут, что праздник. Хыдырлез пока так широко не известен но, надеюсь, что и это тоже будет достоянием культуры всех народов России».

Далее Путин позволил себе то, на что ни в коем случае не мог бы решиться «представитель крымско-татарского народа», а именно — в легкой и ненавязчивой форме покритиковал власть. Для начала он заявил, что «очень надеется на то, что все решения, которые были приняты, не останутся на бумаге, а будут реализовываться». Почему президентские решения могут остаться на бумаге, поняли те, кому эти слова были адресованы и кто наверняка сидел в зале (в рядах крымской элиты). Что касается реабилитации, лидер ОНФ сказал: «Очень важная морально-политическая составляющая нашей работы, но этого, хочу подчеркнуть, недостаточно. Мы обязательно должны будем проводить мероприятия, связанные с социально-экономическими вопросами реабилитации и поддержки людей», — пообещал глава государства. Всего в программе развития Крыма на поддержку народов, пострадавших во время репрессий, предусмотрено 10 млрд. рублей, как подсказал Путину из зала Козак. «Прежде всего речь идет о социально-экономической поддержке, потому что политические вопросы уже решены, эти решения приняты, — дал справку президент РФ. — Это касается языка, культуры и возможности обучения на родном языке, касается периодических изданий, а вот материальные вопросы, экономические требуют финансовых ресурсов».

Еще одна важная деталь: 10 млрд. предназначены не только крымским татарам, но и всем проживающим на полуострове народам, которые оказались невинно репрессированными. Правда, их доля по сравнению с татарами незначительная. Скажем, немцы. «В партизанском отряде, где воевал в начале войны мой отец, командир группы был немец, — неожиданно поделился семейными воспоминаниями национальный лидер. — Он здесь при чем, когда немцев отсюда высылали? Там были люди, которые с нацизмом воевали, погибали в борьбе с нацизмом. Но они оказались репрессированными. Или другие народы. Много ведь народов у нас репрессированных».

Развивая тезис о том, что у государства лишних денег нет, Путин призвал бережно относиться к десятимиллиардному бюджету для репрессированных и потратить его на тех, кто сейчас живет в Крыму, а не на тех, кто, возможно, собирается приехать. «Да, мы всем рады, но, пожалуйста, имейте в виду, что у нас ресурсы ограничены, — заявил лидер ОНФ. — Мы будем сначала помогать людям, которые здесь уже есть, а уже потом, может быть, сможем что‑то сделать и другое».

Помощь, адресованная крымским татарам, призвана изменить в первую очередь их жизненный уровень. «Многие поселки, где крымско-татарское население проживает, как бы так сказать помягче, в печальном состоянии находятся, — признал Путин. — И дороги нужны, и социальные объекты нужны, у некоторых электричества нет, элементарных санитарных удобств нет. Это же все нужно делать, это же деньги».

«ДЕМОКРАТИЯ У НАС В РОССИИ, ЧТОБЫ ВЫ ПОНИМАЛИ»

Другими запоминающимися эпизодами форума стали шутливый спор Путина с министром Ткачевым, а также характеристика, данная хозяином Кремля организаторам крымской блокады — «удивительные идиоты». Про «идиотов» российский президент упомянул, когда заговорил о попытке Киева отрезать полуостров от водо- и электроснабжения. «Что касается прекращения подачи воды либо акции, связанной с блэкаутом, прекращением подачи электроэнергии, все это на грани преступления против человека: взять достаточно крупный регион с многомиллионным населением — 2,6 миллиона человек проживают — и отключить от электроснабжения зимой, — возмутился глава государства и нашел лишний повод уязвить так называемых правозащитников. — У нас правозащитные организации что-то воды в рот набрали, язык проглотили и молчат, а на самом деле это серьезное преступление». Отдав дань уважения мужеству крымчан, Путин искренне удивился тщете и нищете замыслов, которые вынашивали организаторы блокады. «На что они рассчитывали, просто я даже не понимаю. На то, что все встанут на колени и будут просить подачку? Удивительно просто! Удивительные идиоты». Кстати, по информации президента РФ, на решение проблемы с питьевой водой в Крыму из федерального бюджета уже выделено более 23 млрд. рублей. «С 2015 по 2020 год в федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя планируется еще свыше 40 миллиардов рублей», — пообещал Путин.

Дискуссия с министром сельского хозяйства приключилась у российского президента, когда один из активистов ОНФ попросил его снизить требования к аграриям, которые для получения субсидий из бюджета должны доказать, что объемы их производства превышают 30 тыс. тонн. «Честно говоря, для Крыма как пилотный проект я сделал бы то, что они просят, — предложил Путин Ткачеву, который во все глаза смотрел на него из зала и уже тянул руки к микрофону. — Пускай будет там, где плодоовощное хранилище, 500 или 1000 тонн, достаточно, но до 5 тысяч я бы дал такую возможность хранения в этих оптово‑распределительных центрах».

— Александр Николаевич, то есть вы согласны, да? Скажите да, садитесь, и все, — тоном учителя обратился глава государства к своему министру.

— Нет, и буду спорить, — слегка заикаясь от собственной смелости оппонировал Ткачев.

— Демократия у нас в России, чтобы вы понимали, — вздохнул Путин.

Впрочем, отметать с порога предложение фермеров министр сельского хозяйства все же не стал, пообещав обсудить его детально на уровне экспертов и глав предприятий.

Прощальная нота, на которой завершился форум, вышла несколько пафосной. Тон задал Рустэм Казаков (первый крымский татарин, ставший олимпийским чемпионом): «Честно говорю, я как борец горжусь, что у нас президент России занимался борьбой, — сказал он, обращаясь к Путину. — Я горжусь, и многие борцы гордятся вами, потому что вы такие удары выдерживаете, что мы даже удивляемся, глядя по телевизору, какой же у вас сильный характер.

«Мы все борцы, и у нас это получается, — философски заметил президент РФ. — И всегда будет получаться, потому что у нас с вами сильный, закаленный характер, доставшийся нам от наших предков. Мы это знаем, мы этим дорожим и будем приумножать».