...

БИЗНЕС-ПРИОРИТЕТЫ ОТ АЙРАТА ХАЙРУЛЛИНА: СМОРОДИНА, ЛУК, ДОСУГ, СВОЙ ВЕЛОСИПЕД И ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Сегодня в Альметьевске состоялось очередное выездное заседание совета по предпринимательству при президенте РТ. До начала диалога с предпринимателями бизнес-омбудсмен РТ Тимур Нагуманов поделился с журналистами мнением о необходимости подобных мероприятий.

«У нас сейчас идет некое турне советов в рамках проекта „Бизнес и власть“, — сказал он. — Альметьевск — это динамично развивающаяся территория, здесь сильно представлен крупный бизнес. Но Айратом Ринатовичем предпринимаются усилия и для развития малого и среднего бизнеса. Для совета крайне важно и нужно общаться с малым бизнесом на местах. Это впервые, наверное, когда совет заседает не по конкретным темам, а идет просто общение с бизнесом. Мы обмениваемся вопросами и планируем свою деятельность на будущее. 6 декабря у нас будет расширенное заседание совета с участием председателя — президента РТ, и, конечно, какие-то вопросы, которые обсуждаются сейчас, будут обсуждаться и там исходя из актуальности и активности бизнесменов».

В самом деле, ранее подобные мероприятия в Закамье прошли в Нижнекамске и Набережных Челнах. Череда заседаний проводится в рамках проекта «Бизнес и власть». Участвовали в сегодняшней встрече глава Альметьевского района Айрат Хайруллин, а также начальник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры РТ Ратмир Шайдуллин.

Хайруллин напомнил, что в РТ доля малого и среднего бизнеса (МСБ) в экономике составляет 25%. Показатель неплохой, но есть куда расти. «У нас одна задача — чтобы количество людей, которые занимаются предпринимательством, росло. Для этого надо показывать инвестиционные ниши, показывать пути, которые могут быть интересны для освоения. Сегодняшняя площадка — это возможность прямого диалога, возможность понять проблемы, вопросы конкретного предпринимателя, понять, где власть недорабатывает. И мы должны брать это в работу, чтобы эти узкие места «расшивать». Среди приоритетных направлений для МСБ глава района назвал, в частности, сельское хозяйство. При этом напомнил, что уже реализован и состоялся проект по выращиванию клубники, плюс в этом году стартовали проекты по смородине и репчатому луку. При этом глава Альметьевска посетовал, что инвестиции пришли не из РТ, а из Южной Кореи. «Это показатель того, что этот сектор привлекателен для бизнеса», — добавил глава. Позже, кстати, из уст его советника по инвестиционной деятельности Ратмира Мавлиева прозвучало, что в районе вынашивается идея создания индустриального парка «на земле». Под него планируется отвести 300 га площадей, а предприниматели будут приходить на участок, к которому подведены коммуникации. В данный момент идет сбор заявок от желающих заняться подобным бизнесом.

Ратмир Мавлиев

Вторым приоритетным направлением Хайруллин считает досуговый бизнес. «Многие альметьевцы ездят проводить время в Набережные Челны, Казань, — констатировал факт глава. — В то же время есть успех городского пляжа, который стал центром притяжения туристов регионального масштаба, в частности, из Башкортостана. То есть это направление тоже может быть востребовано и его надо развивать». Мавлиев в этом плане посоветовал предпринимателям заняться, например, строительством экстрим-парка, батутного центра или производством велосипедов. «Мы побывали на заводе Stels, — сообщил он, — там себестоимость производства одного велосипеда, самого серьезного, составляет 3500 рублей. А вы знаете, за какие деньги мы их покупаем!» Правда, при этом советник заметил, что «не надо копировать китайскую технику и продавать ее под своим брендом, городу нужен свой узнаваемый велосипед».

Безусловно, приоритетным направлением для развития бизнеса в Альметьевске является и промышленность. «„Татнефть“ является системообразующим предприятием, проводит большие государственные закупки, — сказал глава. — На прошлой неделе была большая промышленная выставка „Нефть. Газ“, на нее приехали предприятия из Санкт-Петербурга, Перми, Новосибирска, Омска. Наши предприниматели тоже могут быть задействованы в плане поставок для наших нефтяных компаний. Но тут надо понимать, что мы не Казань, где огромный рынок сбыта, мы не ОЭЗ „Алабуга“ или ТОР в Набережных Челнах, где резидентам даны серьезные налоговые преференции. Поэтому в Альметьевске должны быть созданы условия, также максимально привлекательные для инвестиций». Одним из таких, кстати, может стать программа субсидирования процентной ставки по кредитам. О ней рассказал замруководителя исполкома АМР Андрей Подовалов. Суть ее в том, что в первый год заемщику коммерческого банка (из показанного чиновником списка Топ-30) возмещается 16% ссуды, во второй — 10%, в третий — 5%. Правда, программа эта еще не принята, она в работе. И предпринимателей попросили к этому процессу подключиться, высказав свои пожелания. Впрочем, уже сейчас понятно: чтобы попасть в программу, нужно соответствовать ряду требований — по сфере деятельности, по сумме кредита, цели, под которые он берется, по финансовому состоянию предприятия и так далее.

Андрей Подовалов

ГОВОРЯТ, ЧТО КРЕДИТ ПОД 15%, А РЕАЛЬНО ВЫХОДИТ 19,5%

После всех докладов и презентаций начался, наконец, диалог с предпринимателями. К слову, их собралось немало, по крайней мере, свободных мест не оказалось. Первой слово взяла представительница крестьянско-фермерского хозяйства. Позабыв представиться, она рванула с места в карьер, коснувшись темы субсидирования процентов по кредитам.

— Мы взяли молочное оборудование по кредиту, можем ли мы попасть в эту программу? — спросила она, уточнив, что ссуду КФХ получало не в указанном списке банков.

— А я, честно говоря, не понял, почему ограничили список 30 банками, — вставил ремарку Нагуманов. — У нас за последние годы Центробанк так хорошо почистил банковскую систему, столько лицензий отозвал, что вряд ли можно сказать, что сейчас на этом рынке присутствуют нечистоплотные финансовые институты. И дальше будет чистить...

— Это был список рекомендуемых банков, — уточнил Хайруллин, — просто информация была не совсем правильно преподнесена.

— Вы, наверное, кредит брали в фонде микрофинансирования? — продолжил Нагуманов, получил утвердительный ответ и заметил. — Ну там же и так ставки невысокие.

— Это только так кажется, — возразила фермерша. — Говорят, что 15 процентов, а реально посчитаешь, получается 19,5. А когда спрашиваешь, почему так, улыбаются. И молчат.

— Интересно, — искренне удивился бизнес-омбудсмен. — Предоставьте, пожалуйста, в нашу службу документы, посмотрим. Вопрос ваш принял.

Далее слово взял Олег Шабалин, представитель холдинга «СМП». Он озвучил сразу три вопроса, которые обсуждались в общей сложности не менее получаса. Первый: недобросовестная конкуренция с использованием интеллектуальной собственности, когда крадется логотип или в названии известного производителя заменяется одна буква. Второй: качество подготовки рабочих кадров. И третий: проверки контролирующих органов.

— Ни один из контролеров не уходит без штрафов, — резюмировал бизнесмен. — Изменения в законы и правила вносятся постоянно. Их отследить-то невозможно, не то что вовремя исправить. Как вариант можно применить консультацию, чтобы сначала рассказали и показали, как быть должно, а не сразу штрафовать.

— По проблеме интеллектуальной собственности мы создали проектную группу. Но столкнулись с тем, что описать проблему худо-бедно могут предприниматели, а предложить конкретные шаги — нет, — констатировал Нагуманов. — По кадрам могу только присоединиться, это большая проблема. Но Казань у нас является столицей WorldSkills 2019 года. И это большой шанс провести перезагрузку ситуации. Тем более что по прогнозам к 2030 году половина специальностей офис-менеджеров исчезнет, их заменят роботы и прочая техника.

— Тут должна быть и ваша инициатива, — дополнил Хайруллин. — У нас завод «Алнас» с профучилищем начал совместную работу по подготовке для себя кадров. То есть ребята учатся не в виртуальной системе, а готовятся к работе на конкретном производстве. А вообще, конечно, проблема есть. Я тут зашел в кабинет, где готовят электротехников. Так я не то что оборудования, я даже стендов не увидел! Надеемся, что при поддержке президента мы получим порядка 100 миллионов рублей и наш ресурсный центр поднимем на новый уровень.

Также бизнес-омбудсмен согласился, что тема проверок со стороны контролеров более чем актуальна. По словам Нагуманова, с самого первого дня его институт поднимает эту проблему. И кое-что меняется, вводятся ограничения на количество проверок, но кардинальных улучшений нет.

— Там просто ужасающие цифры, — сказал он. — Причем каждая из сторон приводит свою статистику. По данным бизнес-сообщества, количество проверок по стране составляет 9 миллионов в год, а прокуратура говорит, что около 2 миллионов. А истина, наверное, где-то посередине. У нас в Татарстане более 50 контролирующих организаций, это не считая муниципальных. Это настоящая гидра. Считаю, что 294-й закон (об ограничении проверокприм.ред.) себя исчерпал. Все контролеры научились в его рамках работать. Количество плановых проверок из года в год уменьшается, а внеплановых — растет.

— Количество сократилось, — заметил Шабалин, — но общая сумма по нашей компании осталась прежней. «Средний чек» одной проверки увеличился.

— Есть надежда, что применение риск-ориентированного подхода, который начинает внедряться, что-то изменит, — продолжил Нагуманов. — То есть сначала инспектор должен оценить риски нарушения. Бывает же, что вообще никакого риска нет.

В защиту власти выступил Шайдуллин. Он привел официальную статистику, которая уже прозвучала на совете в Нижнекамске : за 9 месяцев этого года прокуратура отказала в заявках на внеплановые проверки в 63% случаев (из 455 отказ получили 289 заявок). Из числа плановых проверок было исключено 34%. Но при этом он признал, что у контролеров существует масса лазеек, чтобы все же прийти на объект. Плюс к этому есть федеральные ведомства, которые могут инициировать масштабные проверки по всей стране по конкретной тематике, как, например, после трагедии с «Адмиралом». Но в целом, настаивает Шайдуллин, ситуация улучшилась. В качестве примера он привел МЧС, которое, якобы, говорит: «Мы видим нарушения на объекте, но не можем туда войти, так как первые три года проверять нельзя».

— Да заходят они туда, мы же видели, — не согласился бизнес-омбудсмен. — Прокуратура, конечно, работает в этом плане, но... Сколько, вы сказали, с вами пытались согласовать проверок? 455? А всего их сколько было? Около 30 тысяч! То есть остальные с вами даже не пытались согласовать. Контролеры прекрасно знают правила, когда они могут приходить на объект без согласования с прокуратурой, и пользуются этим.

НА ПРИЕМ К ЧИНОВНИКУ — ПО ТАЛОНАМ

Представитель ООО «Ступень» поднял тему поддержки инновационных предприятий. Как он справедливо заметил, «во всех стратегиях прописано развитие данного направления, а у нас в мэрии мы на одном уровне с продавцами сухофруктов».

— У нас в стране почему-то очень любят всех делить: на правых и левых, на белых и красных, на инновационных и продавцов сухофруктов, — парировал альметьевский глава. — Для государства любой человек, создающий добавленную стоимость, рабочие места, ценен одинаково. Тем более что инновационные предприятия у нас есть. Те же самые инвесторы по луку и смородине — там применяются технологии, которые до сих пор в России не применялись. Только мы об этом не кричим, не кичимся.

Ринат Нуриев

Индивидуальный предприниматель Ринат Нуриев рассказал о своих «хождениях по мукам» — в смысле, по чиновничьим кабинетам. Чтобы получить какой-нибудь документ, надо ждать 10 дней, а бумаг зачастую надо собрать немало. И пока одну не принесешь, за другой не обратишься. Вот и выходит, например, чтобы получить разрешение на строительство, у него, как у физического лица, ушло три месяца.

— Это вам еще повезло, что всего три месяца! — слегка подначил знакомый с правдой жизни Нагуманов. — Многие годами ходят.

— Я просто очень плотно этим занимался, — пояснил Нуриев. — Каждый день, с утра до вечера. Но там все равно проблемы. Чтобы документы на получение разрешения на строительство сдать, надо талончик. А их всего 8 на весь Альметьевск. И специалист работает не каждый день...

— Что еще за талончики? — удивился бизнес-омбудсмен.

— Сначала стоишь в очереди у вахтера, — опять пришлось пояснять предпринимателю. — Я пришел в 7 утра, был пятым. Поэтому и получил, пришел бы позже, уже не досталось бы. В первый раз документы не приняли. Пришлось повторно — сначала очередь у вахтера, потом в кабинет. С третьего раза только сдали. К тому времени, как я получил разрешение, я уже дом построил.

— Проблема такая есть, — согласился Нагуманов. — Мы занимаемся этим вопросом, за основу взяли несколько муниципалитетов. Там черт ногу сломит, у каждого свой регламент. В Елабуге, например, исполком дает отказ, потому что какой-то отдел этого же исполкома не выдал вовремя нужный документ. Но сейчас создается сеть МФЦ (многофункциональные центрыприм. ред.), надеемся, что ситуация улучшится.

— Действительно, был период, когда люди, физические лица, стояли в очередях для получения разрешения на строительство, — вынужден был признать глава Альметьевска. — А из-за чего возник ажиотаж? Из-за того, что люди строили дома, не получая никаких разрешительных документов. А потом по дачной амнистии оформляли собственность. Сейчас же эту «калиточку» прикрыли. И Росреестр не принимает на учет объекты, на которые не выдано разрешение. И народ активно кинулся их получать. Вы, наверное, в этот пик и попали. Сейчас мы увеличили число операторов, расширили проходимость. Мы, конечно, еще раз проверим, но, по моим данным, проблема потеряла свою остроту. Мы в этом заинтересованы, в решении этих вопросов, потому что тут есть и коррупционная составляющая. Ведь иногда людям проще заплатить, чем ходить по кабинетам.

В данном отчете лишь небольшая толика вопросов, которые хотели бы поднять предприниматели Альметьевска. Остальные им не позволил задать регламент мероприятия, поэтому многие после встречи еще остались в зале, чтобы изложить свои проблемы подчиненным Нагуманова и Хайруллина. Надеемся, что все они не останутся без внимания.