Артур Абдульзянов Артур Абдульзянов Фото предоставлено ПО «Зарница»

«МЫ ХОТИМ ПРОДВИГАТЬ КАРТИНУ В ШИРОКИЙ ПРОКАТ, И НАМ НУЖНЫ ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ»

— Артур Рашидович, о чем будет ваше кино?

— Мне, если честно, не хочется раскрывать сюжет, тем более у картины пока и названия-то нет. Но в целом мы хотим провести линию, которая подскажет, что человеческая жизнь не имеет границ. Многие задаются целью жизни, но не обращают внимания на ее смысл. А это разные вещи. Цель — это то, чего ты хочешь достигнуть, а смысл — ради чего ты живешь. Может показаться, что тема банальна и избита, но мы хотим снимать кино в несколько другой плоскости, в очень непростых сюжетных линиях. К примеру, в картине будет оригинальное музыкальное сопровождение, не хотелось бы раскрывать секретов, но известных российских композиторов. Мы будем приглашать фольклорную танцевальную казанскую группу F-teem. Это известная школа танцев, у них очень современные наработки и взгляды на хореографию. И мы знаем, что нам необходим не только российский зритель, но и европейский, и элементы хореографии помогут сделать сюжет более понятным. Фильм имеет духовно-нравственную составляющую.

— В Татарстане сегодня немало снимают духовного кино, с прописанными моральными ценностями, но оно, к сожалению, малосмотрибельно...

— Потому что татарстанское кино в основном национально ориентированное, нацеленное больше на мусульманские страны, на фестиваль мусульманского кино. А потом это кино куда-то исчезает. Где, к примеру, можно увидеть «Теплые ветры древних Булгар»? Еще один бич нашего кино — это маленький бюджет. Меня всегда удивляло, как наши кинематографисты ухитряются снимать фильмы за 1 миллион рублей? Можно было объединиться творческими группами и снять 20 фильмов, но зачем? Мы в какой-то степени первооткрыватели. Никто в Татарстане не тратил 1,5 миллиона рублей только на написание сценария! Общий же бюджет картины ориентировочно составит 2 миллиона долларов. Это бюджет среднестатистического российского фильма.

— Вы хорошо знакомы с режиссером и актером Евгением Гришковцом. Не хотели бы предложить ему роль в своем проекте?

— Давайте все по порядку. Мы пошли на первый шаг, подписали договор с известным казанским писателем Денисом Осокиным. То есть это уже непустой разговор. На сценарий отведено время до июня месяца. Осокин в этом не будет одинок и не будет свободен от нашей творческой группы, куда, помимо нас двоих, входит еще несколько человек из Казани. Мы будем вносить свою лепту, мысли, ощущения, некие наши взгляды, которых мы придерживаемся. Фильм не должен быть нудным, несмотря на заявленную тему, глубоко философским, а должен быть легким, чтобы смотрелся на одном дыхании. Осокин весь тяжкий груз сценариста берет на себя. Сюжетная линия уже не поменяется. Денис непросто отнесся к этому сюжету. Мы вели переговоры три месяца, потому что это не его сюжетная линия, не его изначальные идеи, в случае чего он ставит под удар свое имя. И когда он пришел на подписание контракта, признался, что понял, в чем смысл и что из этого выйдет интересная история. Образно говоря, мы предоставляем квартиру в черновой отделке, а Денис занимается дизайном интерьера и мебелью. Но жить в этой квартире будем все вместе. Мы обговорили линии главных героев, сюжетные переплетения. Можно делать короткие ролики, сюжетные зарисовки, а под занавес напустить тумана, дескать, зритель должен додумать остальное сам. Но вопрос жизни и смерти очень важный и ключевой для человека, и нужна конкретика, а не туманное воспоминание. В качестве режиссера Осокин советует нам Алексея Федорченко, с кем писатель уже работал и получал премии на международных фестивалях. Но предложение мы ему сделаем уже после того, как будет готов сценарий. Точно так же и с Евгением Гришковцом, его тоже очень хотелось пригласить на одну из второстепенных ролей. Женя — человек практичный. Многие хотят снять фильм, многие об этом говорят, но не все это делают. Может быть, возникают некие сомнения, но, как только появится сценарий, я обязательно его ему покажу. Также мы будем сотрудничать с творческой лабораторией «Угол», актеры тоже будут местными. У нас много талантливых людей, но раз мы хотим продвигать картину в широкий прокат, нам нужны известные люди.

Денис Осокин Денис Осокин Фото: «БИЗНЕС Online»

Кино будем снимать в Казани и в ее окрестностях. Столица Татарстана будет присутствовать в некоторых сюжетных визуальных элементах, но не станет доминирующей. Покажем в кадре некоторые достопримечательности, обязательно появится центр семьи. Безусловно, будут отражены элементы толерантности в многонациональной республике, но это будет сделано без какой-либо тяжелой нагрузки. Также с этой картиной мы планируем участвовать в европейских фестивалях, и столица Татарстана будет ассоциироваться не только с футбольным клубом «Рубин», но и с людьми, у которых интересное мировоззрение и образ мысли.

«КОГДА СНИМАЕШЬ НА СВОИ ДЕНЬГИ, ТРЕБУЕШЬ С КАЖДОГО РУБЛЯ ОТДАЧИ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ»

— Кто будет финансировать картину и надеетесь ли вы окупить вложения?

— Нет, такой задачи не стоит, мы хотим внести некую свою идею в массы. Мы будем снимать кино, одновременно нацеленное и на фестивали, и на прокат. Мы сделаем все возможное для того, чтобы привлечь спонсоров, хотя я считаю, что это дело безнадежное. Посмотрим, какая будет эффективность нашего производственного предприятия, и, возможно, снимем кино за собственные деньги. Ценность проекта в том, что мы понимаем, что эти деньги заработанные, это деньги предприятия. Мы ту эффективность, которая у нас присутствует по финансово-экономическим показателям, направляли на развитие производства. Но я думаю, что во многом можно отказаться от важнейших экономических элементов и направить эти средства на развитие человеческой личности. Может быть, это некая миссия нашей творческой группы.

У нас в России даже выдающиеся режиссеры сидят и ждут инвесторов, когда же они придут и дадут денег, и тогда, может быть, какое-то кино получится.. А когда снимаешь за свои деньги, ты с каждого вложенного рубля будешь требовать эффекта. Тут уже вступает закон предпринимателя. Он знает, как эти деньги зарабатываются, и знает, как их расходовать, каким образом вкладывать в фильм, чтобы была отдача с художественной точки зрения.

Тут еще есть важный момент. Если сценарий будет написан в июне и мы будем испытывать финансовые сложности и откладывать съемку фильма, это отразится на его актуальности. В картине будут элементы реальной жизни. Я понимаю, что тема жизни и смерти вечна, однако там есть герои, которые привязаны к определенным событиям, поэтому эта история может устареть через два года. Так что производство картины ограничено временными рамками. Съемочный процесс займет около полугода, еще столько же будет потрачено на монтаж и постпродакшн.

Алексей Федорченко (справа)  Алексей Федорченко (справа) Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОДИН ЧЕЛОВЕК БЫЛ НЕВЕЖДОЙ, НЕ ЗНАЛ ПРО ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПОРЯДОК ВЕЩЕЙ И СДЕЛАЛ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ»

— И все же не совсем понятно, про что будет ваш фильм...

— Попробую объяснить, не раскрывая лишних секретов. Есть ли жизнь после смерти и как должен жить человек? Я всегда задавался этими вопросами. Если смерть — это конечный этап, тогда нет смысла жизни, а если смерти нет и за физической оболочкой еще что-то есть? Как когда-то сказал Блез Паскаль: «Если человек не верит в Бога и Бога нет, то он ничего не теряет. А если человек не верит в Бога, а он есть, человек теряет все». Так же и тут. Если жизни нет после смерти, ну что, живи тогда, как придется. А если она есть, значит, тут надо жить с общепринятыми нравственными и духовными стремлениями. Значит, нужно искать какой-то смысл. Мы будем снимать в таком ключе, что жизнь после смерти есть, и попытаемся, чтобы люди нашли ответ на определенные вопросы, ответов на которые раньше не находили. Эта тема очень сложная, и мы хотим снять ее интересно. Возможно, то, что увидят зрители на экране, больше похоже на тот жанр, который исповедует Евгений Гришковец. Мне нравится этот артист, он говорит о тех вещах, которые у каждого на душе, но человек не может их сформулировать, выразить. Эта открытость формулировки, расшифровки и дифференциации душевных переживаний дает ему некую исключительность. Мы постараемся снять картину с подобным подходом.

— Когда-то вы планировали выпустить спектакль примерно на эту же тематику. Почему остановились на киножанре?

— На выпуск спектакля не хватает времени. Спектакль — это сложная подготовка, для этого нужно иметь некий опыт, определенное образование, нужно учиться, а в фильме все это происходит опосредованно, скрыто, и твое мнение и мнение творческой группы всегда обсуждается в коллективе. Мы можем четко знать, куда мы идем. С другой стороны¸ все посредственные открытия были сделаны людьми, которые находились в рамках определенных стереотипов и тех законов, которые они представляли себе незыблемым. Существовала определенная парадигма, которая не давала им свободу творчества. В связи с этим были открытия, которые были посредственными. Но один человек был невеждой, он не знал, что существует определенный порядок вещей, и поэтому он уже делал величайшее открытия. Да, у меня нет специализированных знаний на эту тему, опыта, но я чувствую, представляю, как это сделать, но я не знаю законов. Для этого у нас есть творческая группа, которая будет помогать и ориентироваться в процессе. Но если это будут устоявшиеся глыбы стереотипов, конечно, я их буду разрушать. Потому что одно кино не должно быть похожим на другое, нужно делать лучше, чем существовало до сих пор.

«Я ни в коем случае не буду покидать свой пост на предприятии» «Я ни в коем случае не буду покидать свой пост на предприятии» Фото: prav.tatarstan.ru

«ЛЮДИ, У КОТОРЫХ БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА, НО МАЛЕНЬКИЙ ТЕЛЕВИЗОР, БУДУТ ВСЕГДА УПРАВЛЯТЬ ТЕМИ, У КОГО БОЛЬШОЙ ТЕЛЕВИЗОР И МАЛЕНЬКАЯ БИБЛИОТЕКА»

— А вам то это зачем? Вы состоявшийся бизнесмен, занимаетесь политической деятельностью...

— Ничто не может стоить так дорого, как неизведанное ранее удовольствие. Если мы сделаем то, что никогда не делали, тогда нас безусловно ждет успех.

Я ни в коем случае не буду покидать свой пост на предприятии. Отслужив в армии и окончив институт, я всю жизнь развивал производство, стремился разрабатывать инновационные продукты. Те направления, которые есть на предприятии, позволяют не только выживать, но и развиваться — это медицина и робототехника. Нас президент Татарстана в этом поддерживает, мы вступили в Иннополис в качестве резидента.

Всегда я развивал производство, но была тяга к чему-то иному, есть разнонаправленность мышления и мысли о том, что нужно делать что-то другое, что тебя заведет, захватит, ты будешь бессонными ночами об этом думать — это и есть кино и книга. После того как выпустим фильм, хотелось бы еще написать легкую на язык обучающую книжку по финансовой грамотности. Какой статус имеют деньги на человека, для чего они нужны, что с ними делать? Всех денег не заработаешь! На том свете карманов нет. Деньги — это прежде всего ответственность. Как получается у нашего среднестатистического обывателя? Он хочет меньше работать, но хочет больше получать. Он не хочет тратить энергию, а больше лежать на диване, есть чипсы, смотреть футбол и сериалы. В России, соответственно, и кинематограф такой. Когда я вижу некоторые отечественные фильмы, снятые при поддержке министерства культуры РФ, не могу понять ни сюжета, ни смысла. Но я же не сумасшедший. Я у других спрашиваю — у них такая же реакция на кино. В моем окружении, во всяком случае.

Если ты делаешь работу, ты тратишь энергию. Если у человека потенциальная энергия на нуле, то ничего не получится. У нас все хотят больше зарабатывать, но не хотят брать на себя никакой ответственности. Если ты берешь ответственность, значит, ты рискуешь. Чем может рисковать человек в своей жизни? Это деньги, положение и сама жизнь. Человек не хочет этим рисковать. Деньги нужны, а жить хочется хорошо. Опять же зарабатывать финансы для того, чтобы есть чипсы не со вкусом лука, а со вкусом икры и телевизор чтобы был изогнутый 4K. А у нас другой вектор. Меня прекрасно устраивал телевизор «Рубин» 1980 года. Мама мне купила его перед Олимпиадой, чтобы я ее мог смотреть. Он в моей жизни сохранился в душе, потому что я не смотрю телевизор, как правило, я считаю, что люди, у которых большая библиотека, но маленький телевизор, будут всегда управлять теми людьми, у которых большой телевизор и маленькая библиотека. Самообразование — это тоже труд, это затраты энергии. То образование, которое дает тебе государство, будет всегда посредственным. Это все равно что на большой кухне готовят еду для всех — она такая же посредственная. Но в маленьких итальянских семейных ресторанах еда будет куда вкуснее. Так и с самообразованием, потому что для себя развиваешься, это лучшие инвестиции. Желание не иметь границы к совершенству в любых направлениях человеческой жизни подвигло на создание фильма.

«Всегда я развивал производство, но была тяга к чему-то иному. Есть разнонаправленность мышления» «Всегда я развивал производство, но была тяга к чему-то иному. Есть разнонаправленность мышления» Фото предоставлено ПО «Зарница»

— Вы намеренно расставляете себе такие буйки, за которые потом страшно будет заплывать?

— В этом есть определенный кураж. Мы шли к созданию фильма три года, идеи его зародилась именно тогда. Потом мы стали узнавать, во сколько обойдется его производство, сколько будет стоить монтаж и продвижение. Это заводит, в этом есть динамика, энергия. Когда она еще на фоне духовного подъема, это и дает нужный результат.