В минувшую пятницу в Москве, в Доме Асадуллаева, прошла премьера фильма «Перерождение», который, по словам авторов, проводит параллель между судьбами одной мечети и одного человека. Корреспондент «БИЗНЕС Online» одной из первых увидела фильм с уникальными кадрами хроник прошлого века, а также узнала, почему к съемкам привлекли именно Рената Ибрагимова и почему тема, поднятая в фильме, стала для него личной и сокровенной.
«ГДЕ БЫ ОН НИ ПОЯВИЛСЯ, НАРОД РОССИИ ЕГО ОЧЕНЬ ХОРОШО ЗНАЕТ»
Пятничным вечером в самом центре Москвы, в Доме Асадуллаева, состоялась премьера документального фильма «Перерождение», приуроченного к 70-летию известного певца Рената Ибрагимова. Правда, юбилей у Рената Исламовича будет только в следующем году, но уже в этом вышел фильм, продюсером которого, а заодно одним из главных действующих лиц он стал. Так что основное внимание в этот вечер было приковано именно к нему. Тем более и праздник не за горами — 20 ноября Ибрагимову исполнится 69 лет.
«Ренат Исламович оставил огромный след в нашей жизни. Поднял нашу татарскую культуру. С самых молодых лет. Талант же не пропадает... Он наш самый любимый певец, самый любимый режиссер, самый любимый артист. Где бы он ни появился, народ России его очень хорошо знает», — поздравлял со сцены генерал-полковник, президент региональной татарской национально-культурной автономии Москвы (РТНКА) Расим Акчурин и тут же украсил грудь Ибрагимова медалью.
Следом «теневой министр» по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов вспоминал свои молодые годы, когда был главой областного комитета комсомола, и события, непосредственно связанные с Ибрагимовым. «В то время вы организовали одно очень большое объединение, работающее с артистами, — „Сафар“, кажется. Открыли его при нашем областном комитете комсомола. Выступали с концертами, организовывали этих артистов, в самое трудное время старались помогать этим артистам. Мне тогда звонит министр культуры Марсель Мазгарович (Марсель Таишев, министр культуры РТ в 1985 - 1999 годах — прим. ред.): „Что вы там у себя открыли организацию Рената, всех артистов к себе переманили? Мне теперь что делать? Я же министр культуры! У меня людей не осталось! Вам это для чего было нужно?“ Меня костерит! — увлеченно рассказывал депутат. — Я отвечаю: „Марсель Мазгарович, сейчас время свободы, демократии. Мы помогли артистам освободиться от вашей кабалы, чтобы они сами могли сформировать свой репертуар“. Это было одно из самых крупных предприятий Рената Ибрагимова. И тогда мы не дали министерству культуры его разрушить».
Ильдар Гильмутдинов
Затем он еще рассказал о том, как в Северной Корее ему удалось увидеть реакцию зала на советские песни Ибрагимова о войне. «Публика вскочила, слушала стоя, аплодировала и плакала. Эмоции у них вызвали и сами песни, но немалую роль в этом сыграл и мощный голос Рената Исламовича. Огромный многотысячный зал! Меня распирала такая гордость за него. Я попытался им объяснить, что это наш человек, татарин. Естественно, они не особо понимают разницу между русскими и татарами, но все же...» — вспоминал Гильмутдинов.
А заместитель полпреда РТ в РФ Азат Ахтареев вручил Ибрагимову медаль в честь 110-летия Мусы Джалиля: «Знаменательное событие, мы приветствуем нашу гордость — Рената Ибрагимова... Некоторые его песни стали некими гимнами эпохи».
Растрогавшемуся Ренату Исламовичу оставалось только благодарить. «Я не ожидал столько подарков и столько теплых слов в свой адрес, потому что еще рановато — 70 мне исполнится только в следующем году. Ну ладно, авансом будет, отработаю», — смеясь, сказал он.
Ренат Ибрагимов: «Я не ожидал столько подарков и столько теплых слов в свой адрес. Ну ладно, авансом будет, отработаю»
«МЫ НЕ КАЖДОМУ АРТИСТУ ДОВЕРИЛИ БЫ УЧАСТИЕ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ»
Наконец, от поздравлений перешли, пожалуй, к самому главному событию вечера — просмотру фильма «Перерождение», режиссерами которого выступили Фарит Фарисов, Арслан Ганеев и Эльдар Шарипов. Фарисов рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» о том, что «Перерождение» стало еще одним кусочком пазла в серии его фильмов про татар Москвы. Например, наша газета уже писала про «Тайны татар Москвы» и про «Память сильнее времени». А «Перерождение» — пятая часть из 9 запланированных Фарисовым.
Ибрагимов, как мы уже написали, явился одним из центральных героев фильма. Вторым же стала Московская соборная мечеть, об истории которой в основном повествует фильм. «Мы должны были сделать пятый фильм, рассказывающий о мечети города Москвы. В рамках этого проекта мы сделали определенный сценарий и начали снимать. Мы встретились с Ренатом Исламовичем. Я его спросил: „А вы не можете для фильма нам дать интервью?“ Он говорит: „Для ваших фильмов дам интервью с большим удовольствием“. А мы ему: „А вы не хотите ли быть главным героем фильма?“ Он попросил ознакомиться со сценарием, который ему в итоге понравился», — вспоминает Фарисов. Начались съемки, которые длились почти год. «Насколько он терпеливый! Мы некоторые моменты перезаписывали по три раза! Голос перезаписывали три раза. Фильм получился очень глубокий, очень хороший», — говорит режиссер.
Поверхностно может показаться, что Ибрагимов в этом фильме выступает лишь как голос автора, повествователя, комментатора. Однако это не так. И, как заверяет Фарисов, внимательный зритель должен увидеть параллели между судьбами одной мечети и одного человека. «Мало кто из татар знает, что Ренат Ибрагимов стоит на пятикратном намазе в день, он суфийский держит пост, он один из лучших прихожан этой мечети. Мы не каждому артисту доверили бы участие в этом фильме, потому что у них нет имана — внутреннего мира, — рассказывает режиссер. — Никто бы не прочитал так проникновенно текст. А Ренат Ибрагимов комментирует и знает, что он комментирует, изнутри, он знает, что такое первый намаз, что такое Курбан-байрам, что такое волос Пророка. Изнутри! Покажите мне какого-нибудь заслуженного артиста России, который стоит на пятикратном намазе. Это не перерождение человека? Вот вам история двух судеб».
«Через этот фильм идет рассказ и о моей, может быть, судьбе тоже», — подтвердил сам Ибрагимов.
Фарит Фарисов
«БОГ ЕДИН, А ПУТЬ И ВЕРА МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ»
И эти два центральных персонажа — Московская соборная мечеть и Ренат Исламович — с самых первых кадров вместе. Вот Ибрагимов идет вдоль нее и любуется красотой минаретов, золотого купола, отделки, а зритель как бы видит храм глазами певца. «Каждый приходит к истине своим путем и понимает, что истинно верующий человек — это тот, кто много стесняется, кто делает много добра, правдив, мало говорит, много делает, много благодарит, не завистлив, не высокомерен, не лицемерит, не бывает жаден и понимает: гордыня ниспослана человеку для того, чтобы лишить человека разума. Тогда понимаешь: бог един, а путь и вера могут быть разными», — философскими словами начинает повествование Ибрагимов.
Листая красочное издание о Московской соборной мечети, он рассказывает, что этот храм за 111 лет своего существования не закрывался ни на один день. Работе мечети не помешали ни революция, ни атеизм, ни исламофобия. Мечеть устояла. «Именно здесь произошло мое перерождение. И именно здесь я наблюдал перерождение одного из главных храмов России — мечети на Выползовом переулке», — говорит Ибрагимов.
В получасовой фильм авторы смогли уместить всю столетнюю историю мечети начиная с тех времен, когда она только еще задумывалась и впопыхах строилась. Например, историк Марат Сафаров рассказывает, что место, где в настоящее время стоит мечеть, было выбрано не случайно, поскольку всегда являлось одним из знаковых мест мусульманской карты Москвы. С уважением и даже трепетом в фильме говорится о тех людях, без которых не было бы и нынешней мечети. «Акбулатов, Ерзин, Алимов — это люди, которых можно считать основателями этой мечети, благодаря которым она в очень краткие сроки возникла. Но Ерзин среди них, конечно, первый среди равных, поскольку не было бы его — не было бы такого краткого и быстрого успешного строительства этого здания», — комментирует Сафаров.
Однако даже в конце 20-х годов, когда свершилась революция, и отношение к исламу пошло в духе антирелигиозной политики, мечеть в Выползовом переулке все равно не закрывали, так что она была для мусульман Москвы единственной долгие десятилетия.
Расим Акчурин
Особое значение имела она в годы Великой Отечественной войны. Авторы фильма показывают уникальные черно-белые кадры хроники тех лет, когда имам-хатыб мечети читает проповедь по-татарски, а советский диктор переводит на русский: «Отдадим все наши силы делу предотвращения войны. Так велит ислам». В своей проповеди имам-хатыб выразил уверенность в победе сил мира над силами войны. Он произносит слова признательности советскому правительству, неутомимо борющемуся за мир во всем мире. Свои последние слова имам-хатыб обращает к Аллаху: «Да будет мир во всем мире и в последующие наши праздники».
В ответ на это, как утверждается в фильме, в мечеть поступила благодарность от Иосифа Сталина. «Этот документ был всегда охранной грамотой для мечети, где Сталин поблагодарил московских мусульман за собранные пожертвования, — рассказывает в кадре Ибрагимов. — Потом, с течением времени, мечеть приобретала иные функции. Послабления были условными, но несмотря на это двор соборной мечети всегда был заполнен прихожанами. Даже тотальный страх не мог парализовать вековые традиции мусульман Москвы».
С особой гордостью и пиететом появляющийся в фильме муфтий шейх Равиль Гайнутдин рассказывает о том, что даже в советское время в мечети бывали важные гости, такие как президент Индонезии Сукарно, президент Египта Гамаль Абдель Насер и глава Ливии Муаммар Каддафи, который, к слову, на фото запечатлен еще довольно молодым в компании с уже возрастным Леонидом Брежневым.
«КТО ПОСТРОИТ МЕЧЕТЬ, АЛЛАХ ПОСТРОИТ ТОМУ ДОМ В РАЮ»
«Дамоклов меч навис над мечетью именно в 90-х. Именно тогда и сказалась спешка при строительстве вековой давности», — так подводит Ибрагимов к довольно спорной странице в жизни мечети, которой удалось пережить революцию, советские годы, даже Олимпиаду-80, когда перестроили весь район в округе. «БИЗНЕС Online» уже рассказывал о том, какие споры велись в течение 10 лет, пока возводилась новая мечеть. Некоторые представители общественности называли это сносом исторического здания и никак не соглашались с определением «реконструкция», которое всегда использовали в ДУМ РФ. «Как только они получили разрешение, сразу приступили к строительству в зимнее время, без учета зимних условий, без учета того, что мечеть строится рядом с рекой Неглинной, почву может омывать. Они построили за 5 месяцев мечеть. Поэтому мечеть настолько обветшала через 100 лет, что нам запрещали входить в соборную мечеть для богослужений. Мы уже вели мониторинг, насколько идет обрушение соборной мечети. Поэтому технические службы, институты дали нам заключение, что мечеть в аварийном состоянии, нельзя допускать верующих. Поэтому мы должны были иметь на этом намоленном месте крепкую мечеть, фундаментальную мечеть, комфортную мечеть, которая будет служить веками нашим верующим», — так Гайнутдин объясняет в фильме непростое решение по отказу от реставрации старого здания.
С этого момента фильм уже как бы перетекает в современность и насыщен видами нынешней Московской соборной мечети, минареты которой, как утверждал Гайнутдин на открытии храма, должны напоминать одновременно и Спасскую башню московского кремля, и изящную башню Сююмбике в белокаменном кремле Казани. «Это демонстрирует необратимое стремление нашего мусульманства к своим духовным корням, евразийским основам российской цивилизации и государственности», — говорил в тот солнечный осенний день муфтий.
Особо знаковым стало и появление президента РФ Владимира Путина, который вместе с Гайнутдином торжественно сбрасывал полотно с памятной таблички на стене мечети. «Соборная мечеть Москвы станет для мусульман Москвы да и всей России важнейшим духовным центром, источником просвещения, распространения гуманистических идей, истинных, подлинных ценностей ислама, поможет объединить усилия не только мусульман, но и людей других вероисповеданий во имя благих общих дел», — говорил президент.
Также в фильме, пусть и ненадолго, но появляется президент РТ Рустам Минниханов. «Мы, сохраняя нашу историю, сделали уникальный объект, достойный города Москвы», — с улыбкой отмечает он. Появляется в кадре еще один представитель татарского народа — заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Он многое сделал, он ночевал там, выбил гранитную брусчатку, он сделал это за минимальные сроки, коммуникации сделал, на стройку ходил», — хвалил его в беседе с нашим корреспондентом Фарисов.
«Появление такого уровня объектов высокого качества, красивый объект, очень технологичный, — это, безусловно, подарок для города. Для меня лично как представителя татарстанского народа, я вырос в Татарстане, для меня самого очень важно, что появился такой объект. Я рад, что Аллах дал возможность принимать участие в строительстве, пусть организационно, но принять участие в строительстве этого объекта. Я считаю, что это большое жизненное достижение для любого человека», — уверенно говорит в фильме Хуснуллин.
И как продолжение его слов звучит следом речь Равиля Гайнутдина: «Кто построит мечеть, Аллах построит тому дом в раю. А это означает, что Аллах удостоит этого человека, который помог в строительстве мечети, стать обитателем рая».
В конце фильма авторы подводят к тому, что, глядя на здание новой Московской соборной мечети, каждый будет помнить пять имен. Во-первых, Салиха Ерзина, благодаря которому в 1904 году на этом самом месте появилась мечеть. Во-вторых, Сулеймана Керимова, который через столетие вложил в реконструкцию мечети $170 миллионов. В-третьих, Владимира Путина, который был первым главой государства, который открывал мечеть. В-четвертых, Рамзана Кадырова, который преподнес в подарок волос пророка Мухаммеда. И, наконец, имя Равиля Гайнутдина, без которого также не было бы новой мечети.
«Именно муфтий шейх Равиль Гайнутдин своей лучшей проповедью, своим образом, своим видением жизни переродил мою жизнь. Я ощущаю, как вместе со мной перерождалась и переродилась соборная мечеть на Выползовом переулке. Вместе со мной это ощутили мусульмане России, СНГ и всего мира», — заключает Ибрагимов, тем самым закольцовывая композицию фильма. А позади красуется новая Московская соборная мечеть.
«ВЕРА ВО ВСЕВЫШНЕГО — В ЭТОМ ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ»
Аудитория тепло приняла фильм, а это значит, что Фарисов как режиссер и Ибрагимов как продюсер могут гордиться тем, что поставленную перед собой цель удалось достичь. «Я не могла сдержать слез! Прекрасно получилось», — делилась эмоциями певица Наиля Фатехова. А Ибрагимов признался корреспонденту «БИЗНЕС Online», что тема, поднятая в фильме, близка ему лично, поэтому он просто не мог отказаться от участия в съемках. «Человек же тоже с возрастом меняется, какие-то интересные события на него влияют. Когда в первый раз сюда в мечеть пришел, она еще была старая. Это было лет 20 назад, может, даже больше. С тех пор я заходил туда довольно часто к Равилю хазрату, постепенно шел, менялось мое отношение. Потом появилась новая мечеть», — рассуждал он.
Увидит ли широкий зритель документального фильма эти параллели, мы, конечно, не знаем, может, для кого-то он станет всего лишь повествованием об истории создания, жизни и перерождении главной мечети Москвы. А кто-то, быть может, разглядит в картине нечто большее. «Самое главное — ценность духовная, которая создает фундамент жизни человека, в его делах, поступках, вера во Всевышнего — в этом основная мысль», — подсказывает зрителям Ибрагимов.
Тем временем у Фарисова в планах продолжить съемки, в частности, рассказать о мечети Марджани, в которой, по его признанию, он впервые встал на намаз, а также о великих татарах. Вскоре фильм «Перерождение» будет доступен для широкой аудитории.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.