Итоговую концепцию генплана Казани представили сегодня на деловом понедельнике в мэрии. Ключевые идеи: реновация промзон, активное развитие незастроенных территорий и борьба с чересполосицей, ведущейся со времен Ивана Грозного. Корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал также черный список строителей, у которых проблемы с охраной труда, — в нем оказались такие гранды, как «Ак Барс Строй», СК «УнистройДом», «Сувар Девелопмент», а также управление капстроительства самого исполкома.
Ильсур Метшин: «Это не должно превращаться в семь кругов ада. Мы с вами это обсуждали...»
«НА ОКРАИНЫ ИДТИ РАНО И НЕЛЬЗЯ, ПОСКОЛЬКУ ЗАТРАТНО»
Сегодня в ходе делового понедельника в исполкоме Казани глава управления архитектуры и градостроительства города Владимир Фомин презентовал обобщенный вариант концепции генерального плана города до 2035 года, разработкой которого за 80 млн. рублей занимался НИИ генплана Москвы.
«Управление ведет сложную и важную работу, но ключевой вопрос для нас — это генплан, — заметил мэр Казани Ильсур Метшин. — Мы определились со стратегией (развития города до 2030 года — прим. авт.), концепцией, приняв совместное решение развивать город за счет внутренних ресурсов. Один из таких примеров — реновация промышленных зон».
Итоговый вариант развития города называется «Устойчивая Казань». Он совмещает в себе лучшее из ранее разработанных четырех вариантов концепции развития города: «Компактный город», «Расширяющийся город», «Большая Казань» и «Открытая Казань». Напомним, в начале этого года стало известно о том, что Институт генплана Москвы подготовил первые два варианта основного градостроительного документа города. Разработку еще двух концепций выполнили казанские специалисты.
«Итоговый концепт разработан как синтез сильных сторон четырех вариантов и представляет развитие компактного города с размещением новых точек роста на незастроенных территориях путем установления нулевых технико-экономических показателей, — сказал Фомин. — Мы говорим о том, что на окраины идти рано и нельзя, поскольку это затратно. Предусматривается реорганизация сложившейся части города, замена части производственных территорий на общественно-деловую застройку. В транспортной модели планируется развитие хордовых проездов в обход исторического центра и развитие транспортных связей с прилегающими к Казани районам в рамках казанской агломерации».
Напомним, ранее мэр Казани и главы пяти городов договорились создать единый консультативный орган в рамках казанской агломерации, который будет координировать совместные планы развития. Ожидается, что численность населения Казани увеличится к 2035 году до 1,4 млн. человек, средняя обеспеченность жилплощадью вырастет с нынешних 24,7 кв. м до 32 кв. м на человека.
«Все вопросы изменения генплана, перспективы развития города, безусловно, должны проходить, выноситься на обсуждение профессионального сообщества и быть на стороне обсуждения», — попросил Метшин главу управления.
Фомин сообщил, что до конца 2017 года должна пройти подготовка материалов по обоснованию генплана и правил землепользования и застройки. «Принятие нового генплана отразится на всех сферах жизнедеятельности города, поэтому в 2017 году планируется провести широкое обсуждение материалов с государственными организациями, архитекторами», — согласился Фомин с требованием градоначальника.
Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», глава управления архитектуры сообщил, что жители столицы РТ увидеть генплан своими глазами смогут уже в 2018 году, а принятие самого документа наметили на конец 2018 года. «Обсуждение генплана пройдет на всех избирательных участках, где традиционно проходят выборы», — сказал Фомин.
ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПОКА НЕТ
Институт генплана Москвы разработал и транспортную модель города, для использования которой планируется создать бюро транспортного планирования. Также разработчик предложил альтернативные варианты трассировки казанского метро.
«Подобное бюро, по нашим сведениям, создано во многих европейских городах, изучив их опыт, можно сказать, что они доказали свою эффективность, — сказал Фомин, уточнив, что подробно изучался опыт Мюнхена. — В Казани часть этого пути уже пройдена, существует взаимодействие между структурами не только исполкома, но и с министерствами. Центр АСУДД осуществляет мониторинг дорожной ситуации, а также сбор и анализ, хранение данных с камер и датчиков, которые могут быть использованы при построении транспортной модели города».
Задача новой структуры — комплексный учет и стратегическое развитие с точки зрения транспортной обеспеченности важных городских территорий и объектов, в том числе новых общественных пространств, а также расчет транспортных и пешеходных потоков во время проведения массовых мероприятий.
«Бюро должно быть связано с единой информационной системой, с иными подразделениями муниципалитета и заниматься разработкой не только документов стратегического планирования, но и локальными мастер-планами территорий, — сказал Фомин. — Инструмента для стратегического анализа пока нет, комитет по транспорту занимается оперативным управлением, а для работы бюро необходимо специальное программное обеспечение, которое позволит анализировать весь комплекс проблем».
В пример транспортного моделирования Фомин привел отказ от разреза Горкинского леса новой дорогой, которая была заложена в проекте планировки города, принятого в 1960 году. А в итоге в этом году дорогу решили пустить по кромке лесного массива, без вырубки. Требуется расчет транспортного и пешеходного потока реконструируемых озер Кабан.
«Вопрос организации бюро требует тщательной проработки, в любом случае город нуждается в такой структуре, которая бы занималась стратегическим транспортным планированием с привлечением мировых экспертов, лучших российских специалистов, — осторожно прокомментировал эту тему Метшин. — Правильно проработанный генплан и транспортная схема — кровеносная система города».
Одновременно с генпланом город готовит новые правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования.
«Отличительная особенность казанских нормативов обусловлена инновационным подходом формируемых показателей, увязывающих технико-экономические параметры застройки с геопозиционным и транспортным моделированием», — сказал Фомин, уточнив, что нормативы планируется внести на рассмотрение Казгордумы в декабре 2016 года.
Устаревшим назвал Фомин проект зон охраны памятников истории и культуры Казани (ПЗО), принятый в 1988 году, и обрадовал новостью об утверждении в начале ноября нового ПЗО. Метшин, услышав это, поручил главному архитектору города Татьяне Прокофьевой подробно доложить о принятом документе на ближайшем совещании.
«ЭТО НЕ ДОЛЖНО ПРЕВРАЩАТЬСЯ В СЕМЬ КРУГОВ АДА»
Затронул глава управления архитектуры тему разработки проектов планировок и межеваний территории (ППТ и МТ), которые направлены на упорядочение землепользования, резервирования территорий для социальных объектов, прокладки дорог и инженерных коммуникаций, улучшения транспортной ситуации.
По словам Фомина, в отделе планировок находится 90 разрабатываемых проектов. «Это абсолютно рекордная цифра для Казани», — сказал он. Так, в 2008 году был утвержден один ППТ, в 2015 — 7, к концу 2016-го ожидается 9.
«До 2008 года на протяжении 13 лет из-за отсутствия финансирования [проекты планировок] вообще не разрабатывались, да и до этого работа шла ни шатко ни валко», — сказал Фомин. Всего 13 проектов планировки было принято с 1962 по 1995 годы. В корне ситуация изменилась в 2009 году, и с этого момента утвердили порядка 30 ППТ, которые разрабатываются и на средства частных инвесторов. На их средства ведется активная работа по проектировке присоединенных к Казани территорий «Восточная дуга» (на стадии готовности уже 8 проектов).
«Без утверждения проекта планировок избежать стихийного, бестолкового, безграмотного освоения территорий мы не можем», — сказал Фомин, уточнив, что ППТ и МТ делают с учетом нового генплана города. Отрицательным примером такого планирования может служить поселок Салмачи. В планах на 2017 год, в частности, расширение с двух до четырех полос дороги в поселок, где в связи с бурным строительством возникли забытые в Казани пробки. Мало того, прямо за поселком уже вне Казани в Пестречинском районе заселяется совсем не маленький ЖК «Царево Village», который строился без учета транспортных потоков. И это один из тех болезненных вопросов, решением которого мог бы заниматься недавно созданный совет Казанской агломерации.
По словам Фомина, остается проблема чересполосицы, с которой в Казани боролись со времен Ивана Грозного до Петра Столыпина. «Казалось бы, проблему устранили в 20 - 30-е годы ХХ века в период коллективизации, но чересполосица вернулась с частной собственностью на землю, — сообщил глава управления. — Одна из причин: реформа позволяла ставить на учет кадастровые участки без определения координат».
Благодаря процедуре перераспределения границ управление вовлекло в оборот 185 тыс. кв. м земельных участков, которые ранее были не востребованы и не могли быть оформлены, теперь же эти участки пополнили налогооблагаемую базу.
Недовольным Метшин остался из-за отсутствия информации о снижении административных барьеров по услугам, оказываемым управлением архитектуры.
«Необходимо, чтобы процедуры были прозрачными, понятными и с максимально короткими сроками, — сказал мэр. — Все документы и ПЗУ, и проекты планировки предопределяют развитие города на десятилетия вперед, и такие документы на коленках не рисуются, они должны быть взвешенными, профессиональными, но это не должно превращаться в семь кругов ада. Мы с вами это обсуждали...».
«ОХРАНА ТРУДА — ЭТО «ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Далее совещание продолжилось докладом замруководителя исполкома города Ивана Кузнецова об итогах работы координационного совета по охране труда, на который возложили контроль за условиями охраны труда на городских предприятиях.
За три квартала 2016 года зафиксировали 43 несчастных случая (в том числе четыре групповых), количество смертей снизилось на 40% до 20 человек по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, еще 28 человек получили различные травмы и увечья.
«Цифры говорят сами за себя, но тем не менее они еще большие, — сказал Метшин. — За год на 40 процентов снижение смертельных случаев — это хороший результат работы, но нам нужно стремиться к нулю. Это вредные производства, это опасные производства, стройки, но каждая потеря трудоспособности, не говоря уже о смерти, — это трагедия для семьи, которую можно и нужно избежать. Постоянным должен быть контроль. Охрана труда — это „подушка безопасности“, которая работает эффективно только при пристегнутом ремне».
Под особым контролем находится строительная отрасль, травматизм в которой остается одним из самых высоких. В 2015 году из 46 всех смертельных случаев на производстве 20 пришлись на строительство.
Известно, что в 2014 году на производствах в Казани произошло 50 несчастных случаев (26 со смертельным исходом), в 2015-м — 65 (количество смертей выросло до 31). За последние три года из-за многочисленных нарушений была приостановлена работа двух стройплощадок, а руководителей четырех организаций оштрафовали на 517 тыс. рублей.
«Самые страшные травмы происходят там, где не соблюдаются самые элементарные требования безопасности и их нарушения носят систематический характер», — сказал Кузнецов, уточнив, что отсутствие защитных ограждений на опасных объектах является самым частым нарушением безопасности.
За отчетный период в сфере строительства произошло 9 несчастных случаев, 13 — на производствах, 8 — сфере услуг, 5 — в охране, 8 — в прочих сферах. Если в 2014 году обследовали 10 строительных объектов, то в 2015-м — 14, в 2016 году — 15.
«Если в течение первых двух лет реакция строительных организаций была негативной, то сегодня встречи носят конструктивный и содержательный характер», — сказал Кузнецов.
Нарушения обнаружили на строительном объекте 212-квартирного дома по ул. Сибгата Хакима (застройщик — ООО «Яшма», генподрядчик — ООО «МонолитСтройМастер»). В список нарушителей попало ООО «СК «УнистройДом» на объектах по ул. Даурской и Мамадышском тракте с генподрядчиком ООО «УСК «Гермес». Нарушения были найдены у застройщика МКУ «Управление капитального строительства и реконструкции» на строительстве двух жилых домов в «Салават Купере» (генподрядчик — ООО «ГрэйтСтрой»). В черный список попал застройщик жилого дома по ул. Восстания «Васильевский остров», генподрядчик — ООО «Сувар Девелопмент». Нарушения были найдены в жилом комплексе «Солнечный город» с генподрядчиком ООО «ПСК Ак Барс Строй».
Всего на строительных объектах выявили 114 различного рода нарушений, все их устранили.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 109
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.