В преддверии Дня борьбы с корпцией, который отмечается 9 декабря, сегодня в «Татар-информе» чиновники делали очередной отчет об успешно проведенной антикоррупционной работе В преддверии Дня борьбы с коррупцией в «Татар-информе» чиновники отчитывались об успешно проведенной антикоррупционной работе Фото: nabchelny.ru

«К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИВЛЕКАЮТСЯ 57 ЧЕЛОВЕК, ИЗ НИХ 24 — ЭТО ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

Федеральной повестки с Улюкаевым и истерии и напряженности вокруг этого знакового события в Татарстане не побоялись и не стали отменять, видимо, давно запланированных мероприятий в преддверии Дня борьбы с коррупцией, который отмечается 9 декабря, В итоге, надо сказать, «рисунок» на фоне такого контекста получился пикантный.

«В этом году из числа муниципальных структур привлекаются к уголовной ответственности 57 человек, из них 24 — это главы муниципальных образований», — такие цифры прозвучали сегодня на специально созванной пресс-конференции на площадке «Татар-информа», где чиновники отчитывались об успешно проведенной антикоррупционной работе. Статистику озвучил заворготделом управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов, также здесь присутствовали наиболее, видимо, отличившиеся на ниве борьбы со взяточничеством руководители — глава Альметьевского района Айрат Хайруллин, мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев и глава Аксубаевского района Камиль Гилманов.

Панкратов заявил, что антикоррупционное управление своими проверками уже охватило все районы РТ: в этом году «повезло» Алексеевскому, Высокогорскому и Рыбно-Cлободскому, а к некоторым заглянули на огонек и по второму разу. В антихитах — различные нарушения в земельной сфере, предоставление преференций «своим» коммерческим структурам, вольности при заключении муниципальных контрактов.

Антикоррупционер охотно цитировал Путина, что «коррупция есть везде», но так и не согласился огласить журналистам список районов с самыми охочими до взяток чиновниками. Говорит, просто нет такой системы измерения. Если считать по числу уголовных дел, то это может выявить лишь районы, в которых полиция работает лучше. Доверять опросам общественного мнения опасно, поскольку часто оно формируется исходя из прочитанных в газете статей. Так что самым эффективным барометром коррупции являются собственно наши с вами личные наблюдения: где-то попросили откат за контракт, а где-то шоколадку за справку.

В ЧЕЛНАХ УЛЮКАЕВА ПЕРЕПЛЮНУЛИ В РАЗЫ: В БЮДЖЕТ НЕ ПОПАЛО 7,6 МЛН. ДОЛЛАРОВ

Памятуя о недавних посадках в земельном управлении Челнов, мэр Челнов сделал упор на борьбе с коррупцией в земельно-имущественной сфере. «Руководство сделало выводы, приняло кадровые решения в управлении земельно-имущественных отношений. Была проведена работа, чтобы минимизировать контакты заявителей, арендаторов с сотрудниками управления», — заявил Магдеев.

Помогает в этом личный кабинет арендатора, им пользуются более 600 человек. Таким образом, электронные технологии заменяют живое общение, а заодно и сокращают коррупционные риски. До конца 2016 года планируется запуск аналогичного программного продукта для всех заявителей. Инвентаризация земельных участков, по словам мэра автограда, показала, что 73 земельных участка используется в городе без правоустанавливающих документов. Сумма неосновательного обогащения составила более 150 млн. рублей, что является серьезными деньгами для бюджета Челнов, отметил Магдеев.

Также были выявлены факты нецелевого использования муниципальной земли четырьмя арендаторами. Ущерб, нанесенный городу, составил более 300 млн. рублей. Есть случаи, когда юрлица и физлица используют землю по истечении сроков аренды. Расторгнуто 156 договоров, еще 327 находятся на стадии расторжения. «За 2016 год было предъявлено более 740 претензий на 638 миллионов рублей и подано более 300 исковых заявлений в суд на 500 миллионов рублей. Порядок цифр чувствуете, которые называю? Это серьезные суммы, которые должны в установленном порядке поступить в городской бюджет», — озвучил Магдеев действительно впечатляющую статистику за взыскание задолженностей по арендной плате. С учетом того, что 500 млн. по нынешнему курсу это $7,6 млн. США, то дело Улюкаева просто меркнет на этом фоне! Всю страну взбудоражили $2 млн. в чемоданчике, а тут в одном городе столько не попадает в бюджет!

Впрочем, градоначальник дал понять, что городская власть борется не только за кошелек муниципалитета, но и за средства граждан. Пример тому — незаконные сборы в школах и детских садах города. «Недавно два руководителя образовательных учреждений были наказаны дисциплинарно. В целом в 2016 году дисциплинарную ответственность понесли руководители 6 школ, а также 6 дошкольных учреждений. Работает активно и система „Народный контроль“, где идет рост обращений более чем на 50 процентов. По этим фактам проводятся проверки», — сообщил мэр автограда.

«ЕСЛИ ОН РАБОТАЕТ, ЗНАЧИТ, ОН ЭТОГО ЗАСЛУЖИВАЕТ»

Радоваться этому или насторожиться, но в 2013 - 2016 годах ни один муниципальный служащий Челнов не был привлечен к уголовной ответственности, заявил Магдеев. В этом в том числе заслуга помощника мэра по вопросам противодействия коррупции Алексея Тарабукина, считает мэр.

«Сам факт того, что Алексей Тарабукин работает на сегодняшнее утро помощником мэра, говорит об оценке его профессиональной деятельности. Если он работает, значит, он этого заслуживает. Его задача состоит не в том, чтобы выполнить показатели по привлечению муниципальных служащих к уголовной ответственности. Этим занимаются правоохранительные органы. Задача помощника мэра по вопросам антикоррупционной политики — предлагать и вместе с руководством города реализовывать коллективные меры, чтобы этого не происходило», — ответил он корреспонденту «БИЗНЕС Online», который поинтересовался: а где же посадки?

«Хотя в ряде наших структур были привлеченные к уголовной ответственности. Это касается руководителя и заместителя управления МЧС по Набережным Челнам, сотрудников ГИБДД, здравоохранения (справки по инвалидности). Двое привлечены в филиале ПФУ и в одном средне-специальном учебном заведении», — признал рулевой Челнов.

Проверка же в отношении директора МУП «ПАД» Фарида Киямова, обвиняемого в злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ) и злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), продолжается. «Окончательных результатов проверки у нас пока нет. Как только официальные результаты получим, так будет решение по нему принято», — прокомментировал ситуацию Магдеев.

Уже после брифинга корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался у мэра, почему заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции 5 октября прошло в закрытом режиме, что в нем секретного? Мэр этому вопросу несколько удивился, пояснив, что сам он в это время находился в отпуске. «Там же секретов никаких не было. В двух школах собирали средства, но они использовались не лично руководителями. За незаконные действия по своей юридической форме они понесли ответственность. То, что СМИ не пригласили, это неправильно. У нас секретов нет», — сказал Магдеев.

«ХОТИМ СДЕЛАТЬ ЗОНУ МУНИЦИПАЛИТЕТА СТЕРИЛЬНОЙ ОТ КОРРУПЦИИ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО СОБЛАЗНОВ»

В нефтяной столице республики непримиримую борьбу с мздоимством по-своему ведет глава Альметьевского района Хайруллин. «В начале этого года мы по косточкам разобрали вопросы, связанные с госзакупками. Мы выявили тенденцию, что до 25 процентов закупок осуществляется неконкурентными способами, так называемыми договорами до 100 тысяч и 400 тысяч рублей. Формально закон не нарушается, но мы понимаем, что это зона риска», — заявил Хайруллин.

Его явно не устраивает, что при объемах госзакупок на 1,1 млрд. рублей в районе заказы на 250 млн. рублей уходили без торгов. «Мы запретили муниципальным учреждениям осуществлять прямые договоры и снизили объем неконкурентных закупок с 25 до 5 процентов. В итоге достигли экономии в 83 миллиона рублей — при том же объеме закупок и качестве!» — делился Хайруллин своими наработками рачительного хозяйственника. Что и говорить — хороший источник для терпящего дефицит бюджета. Впоследствии на эти деньги были отремонтированы дворы.

«В Альметьевском районе внедрен ряд нововведений, чтобы сделать зону муниципалитета стерильной, чтобы не было соблазнов — важно, чтобы система работала в открытой плоскости», — заявил Хайруллин. Чтобы «продезинфицировать» альметьевских чиновников на этапе приема на работу на муниципальные должности, а также на посты руководителей МУПов, детских садов и школ, все кандидаты проходят трехэтапную систему отбора, включающую в себя полиграф, беседу с психологом и компьютерное тестирование. Всего в этом году проверку на полиграфе прошли 49 кандидатов в чиновники. И, надо сказать, работа приносит свои плоды. Так, директором школы хотел стать человек, который употреблял наркотики, но «срубился» на детекторе лжи. «Он употреблял наркотики — как он может претендовать на звание руководителя образовательного учреждения? — недоумевал Хайруллин — Хотя вроде бы педагог, имеет послужной список».

По его словам, детектор — это такой шлагбаум, который «фильтрует людей, которые имеют недобрые помыслы, чтобы они не могли в дальнейшем запятнать имидж муниципалитета и муниципального служащего».

Хайруллин охотно делился и другими своим наработками на ниве борьбы с коррупцией. К примеру, он проводит встречи с людьми, но не в присутствии целого президиума из своих подчиненных всех мастей и рангов, а тет-а-тет. Говорит, в такой приватной обстановке альметьевцы, не опасаясь последствий со стороны высокопоставленных «зрителей», рассказывают ему много-много всего интересного. А кое-что потом превращается и в конкретные документы. Разумеется, есть еще и открытые площадки для обращения к главе района — это и «Твиттер», и «Инстаграм», и «Фейсбук», где он ведет себя довольно активно.

«МЫ ГОДАМИ ИХ ПРОВЕРЯЕМ, ВИДИМ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПОЛИГРАФ!»

«Полиграф применяется только потому, что нет закона, который запрещает его применять», — заметил с явной прохладцей к чудо-инструменту антикоррупционер Панкратов. Хотя достоверность аппарата, конечно, высока, он не панацея от коррупции, а лишь инструмент, который показывает, склонен ли человек к коррупционным проявлениям или нет, считает он. «Даже если человек брал взятки и полиграф показал, что брал, это не основание его „брать“, это инструмент для составления психологического портрета человека», — пояснил он. Говорит, сам прошел полиграф ради эксперимента. «Выяснил только одно, что я патологически не умею врать и что меня зовут Алексей. Когда я пытался соврать, что меня зовут по-другому, то он показывал это».

А вот глава Аксубаево Гилманов и вовсе против детектора лжи, мол, своих чиновников он и сам не хуже любого полиграфа видит насквозь. «Мы выдвигаем людей на руководящие должности через кадровый резерв, мы годами их проверяем, видим лучше, чем полиграф!» — заверял он журналистов. Оказалось, Гилманов обладает поистине чудесным зрением, способным разглядеть коррупцию практически даже на дне бассейна.

«Возьмем плавательный бассейн. Первое время мы все начали туда ходить, а потом обнаружили, что некоторые пользуются своим служебным положением и попадают без билета или как-то по-братски. Но даже в таких мелочах обстановка должна быть чистая!» — удивлял журналистов глава Аксубаево своей дотошностью. Однако каких-то ноу-хау в борьбе с коррупцией он так и не предъявил: все те же принципы «одного окна», горячие линии, ящики доверия...

«ГДЕ БЮДЖЕТНЫЙ РУБЛЬ, ШАГ ВПРАВО, ШАГ ВЛЕВО — СРАЗУ РАССТРЕЛ, ПОСАДКИ И ТАК ДАЛЕЕ»

Вопрос о тендерах задним числом, которые окончательно вошли в моду у татарстанских чиновников, казалось, застал мэра Челнов врасплох. В частности, их интересовала открытая набережная имени Тукая, за работу над которой строители так и не получили денег.

«У муниципалитета нет таких денег, чтобы проводить работы, касающихся набережных. Распорядителем этих средств является ГИСУ РТ, — перекладывал он груз ответственности. — Но с учетом сроков и временного фактора мы работу по проектам, которые имели, проводили. В этом случае я не вижу больших нарушений. Если бы мы ждали и проходили все эти процедуры, мы бы все эти работы физически не выполнили в этом году».

«Что из этого большее зло? — вопрошал он у аудитории, — Все сметы проверяются несколько раз. Строительные организации все челнинские, их 20. В этом случае мы договаривались с ними, как говорится, на берегу. Объяснили, что средства будут после того, как пройдут аукционы. Зная это, строительные компании из собственных средств вкладывают в обустройство общественного пространства. Это ведь для людей, полумиллионного города. Как можно в данном случае критиковать строителей, которые выполнили работы за свой счет, и сейчас набережными, коих раньше вообще не было, пользуется и стар и млад?» — ответил мэр автограда.

В поддержку мэра выступил и Панкратов. Он резонно заметил, что строительные организации, занимающиеся такого рода благотворительностью, здесь упрекнуть, в общем-то, не в чем. Другое дело — ГИСУ. «ГИСУ-то наказано, без проектов, без конкурсов нельзя. А строителей здесь винить довольно сложно», — прокомментировал ситуацию представитель антикоррупционного управления.

Что до Альметьевска, то Хайруллин заверял: в подведомственном ему районе просто нет муниципальных закупок задним числом. «Сначала контракт, потом договор, исполнение, потом акт выполненных работ, потом перечисление», — озвучил он известную цепочку действий, в которой, к сожалению, все звенья порой оказываются перепутаны. Говорит, он строг, очень строг с подрядчиками. «Где бюджетный рубль, средства налогоплательщиков, там строжайший контроль, шаг вправо, шаг влево — сразу расстрел, посадки и так далее», — признался Хайруллин.

Он рассказал, что в этом году заставил одного ершистого подрядчика за свой счет перестилать некачественно уложенный асфальт: «Находятся иногда такие недобросовестные поставщики, которые предъявляют документы и говорят: „Мы работы выполнили“. Хотя щебень не той марки, толщина асфальтобетона не та». Но это еще не все: горе-подрядчик начал писать жалобы в контрольные органы и прокуратуру на то, что власти города не оплачивают ему госконтракт.

«Доходит до абсурда, нас еще наказывают за то, что мы вовремя не оплачиваем госконтракты! А подпишешь документы за некачественно выполненные работы или недопоставку услуг, то тебя сразу в тюрьму! Здесь приходится четко выстраивать систему контроля», — говорит Хайруллин. Но зато в итоге этой борьбы муниципалитет сэкономил 800 тыс. рублей, не преминул засветить свой скромный, но успех глава.