Нажмите, чтобы увеличить

7. «ЗЕМЛЯ ЭЛЬЗЫ», АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

(21 ноября, 18:00, малый зал театра им. Камала)

Современная русская драматургия в татарском театре — это интригующе уже само по себе. В этом смысле Альметьевский театр, зрители которого даже знают, что такое «вербатим», один из самых передовых. На «Ремесле» государственный коллектив из нефтяной столицы представит новейшую премьеру — «Землю Эльзы» казанского режиссера Ильгиза Зайниева.

Пьеса же принадлежит перу 29-летней Ярославы Пулинович — ученицы Николая Коляды и едва ли не самого известного российского драматурга своего поколения. В прошлом году читка «Земли Эльзы» состоялась в рамках известного московского фестиваля молодой драматургии «Любимовка», где пьесе дали такую характеристику: «Это маленькая драма большого масштаба в декорациях сельского магазина, „где продают все“, где несколько семейств решительно отвечают за право любить 70-летних Ромео и Джульетты».

6. «ГДЕ-ТО И ОКОЛО», «THE ТЕАТР» (УФА)

(24 ноября, 16:00, творческая лаборатория «Угол»)

С творчеством яркого и независимого «THE Театра» из столицы Башкортостана в Казани уже знакомы: уфимцы привозили в феврале в «Угол» сразу несколько названий, включая «Где-то и около» — историю про одинокую женщину в маленьком городке. Жанр спектакля, определенный режиссером Алсу Галиной как «оптическая комедия», поставлен по одноименной пьесе одесситки Анны Яблонской, трагически погибшей в 2011 году во время теракта в московском аэропорту Домодедово. Тексты Яблонской можно встретить в репертуаре, к примеру, культовых московских «Театре.doc» и «Практике».

5. «14 ПИСЕМ К...», МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР НА БУЛАКЕ

(20 ноября, 18:00, молодежный театр на Булаке)

За роль в моноспектакле «14 писем к...» актриса Резеда Хадиуллина была удостоена республиканской театральной премии «Тантана» в номинации «Дебют». Роман «Оскар и Розовая Дама» французского писателя и драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта — частый гость на театральной сцене, в театре на Булаке к нему обратилась режиссер Вероника Чепегина.

Что бы ты стал делать, если бы знал, что тебе осталось жить несколько дней? Почему мы живем так, как будто считаем себя бессмертными? Что прячется за маской жалости, сочувствия или наигранной легкости?.. «14 писем к...» — это спектакль о самых общечеловеческих ценностях, которые лежат в основе нашего отношения к миру.

4. «В РОЗОВОМ», ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «УГОЛ»

(21 ноября, 12:00, Лядской сад)

Прямо сегодня творческая лаборатория «Угол» представит свой проект «В розовом» на форуме независимых театров, который проходит в столичном «Гоголь-центре». Там спектакль будет играться в фойе театра, в Казани же, напомним, традиционным местом его показа является Лядской сад. Там же состоялась и его премьера летом 2016-го в рамках Дней уличных искусств.

Текст состоит из 11 монологов о любви, по форме напоминающих технику «вербатим», но все они были написаны режиссером, руководителем «Пакет-театра» Региной Саттаровой, и актерами. Спектакль, созданный в контексте уличного театра, напрямую взаимодействует со зрителем, иногда настаивая на диалоге, стирая границы между зрителем и исполнителем.

3. «БЕЖАТЬ», «THE ТЕАТР» (УФА)

(24 ноября, 20:00, творческая лаборатория «Угол»)

Еще одна постановка уфимского «The ТЕАТРА» определена его авторами как «рок-баллада», соответственно, обещан и «рев гитар». Пьесу «Бежать» Валерия Шергина, еще одного ученика уральского театрального гуру Николая Коляды, поставил режиссер Руслан Абраров.

Холодный XXI век, где растворились такие понятия, как любовь, семья, верность, и восторжествовали смерть, ненависть, одиночество, становится лицом всей постановки. Каждый исполнитель символизирует собой портрет поколения, заплутавшего в лабиринте собственной жизни. Но происходит это оттого, что время, подобное маятнику, вынуждает бежать не столько от реальности, сколько от самого себя...

2. «САК-СОК», НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР КУКОЛ

(24 ноября, 18:00, Татарский государственный театр кукол «Экият»)

Эта работа челнинского театра, премьера которой состоялась в октябре, претендует на звание главного театрального события в республике этого сезона. «Сак-Сок» получил сразу три номинации на «Золотую маску»: за лучший кукольный спектакль, за работу режиссера в кукольном спектакле (Ильгиз Зайниев), за работу художника в кукольном спектакле (Алексей Митрофанов). Кроме того, сам факт, того что Набережночелнинский государственный театр кукол, даже не имеющий нормального здания, способен создавать работы, достойные главной национальной театральной премии, выглядит настоящим подвигом.

Спектакль создан по мотивам известной легенды «Сак-Сок» (инсценировку сделал сам Зайниев) о трагической судьбе двух детей, которые за какую-то шалость в отсутствие отца были прокляты матерью и превратились в мифических птиц Сак и Сок. Это спектакль об одиночестве, непростых взаимоотношениях взрослого и ребенка, актуальности и ценности морально-этических норм в современном мире.

1. «РЕВИЗОР», ТЕАТР «МАСТЕРОВЫЕ» (НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)

(25 ноября, 18:00, малый зал театра им. Камала)

Кажется, тот факт, что главные спектакли «Ремесла» приедут из автограда, — это далеко не случайность. Новая премьера от главрежа «Мастеровых», питерца Дениса Хусниярова, вновь стала вехой для театра, который своим поступательным развитием выгодно отличается от тех же русских театров столицы Татарстана.

«Просто брать сегодня текст Гоголя, Достоевского, Толстого и делать его в интерьерных, нафталиновых декорациях — это немножко странно. Даже в шекспировские времена играли в ботфортах, они тогда были современной обувью. Мы живем в 2016 году и пытаемся приближаться к тому времени, но карикатурировать к тому времени сегодняшними глазами», — говорит Хуснияров, чьи спектакли идут в лучших театрах Санкт-Петербурга.