«Каспаров у Карлсена отвечает не за шахматы, а выступает как пиар-менеджер», — уверен гроссмейстер Ильдар Ибрагимов, который разобрал стартовые партии матча за звание чемпиона мира между норвежцем Магнусом Карлсеном и россиянином Сергеем Карякиным. Сегодня в Нью-Йорке вничью завершилась пятая партия, и общий счет теперь 2,5:2,5.
«ПЕССИМИСТЫ ОШИБЛИСЬ, ПОСЧИТАВ, ЧТО НАС ЖДЕТ СКУЧНЫЙ МАТЧ»
У меня было ощущение, что в какой-то момент борьбы давление, которое оказывает Магнус Карлсен на Сергея Карякина в последних партиях матча, даст результат. Заметно, что норвежец захватил инициативу и сопернику держаться все труднее и труднее. Если Карякин вытянет еще несколько партий, то ближе к финишу может рассчитывать на то, что Магнус должен занервничать. Но пока нервничает он сам.
К счастью для Карякина, Карлсен в первых двух партиях не форсировал ход событий, устроив, скажем так, разведку боем. В первой партии (42 хода за 4 часа игры) была зафиксирована довольно быстрая ничья. В ней Карлсен белыми разыграл довольно редкий дебют Тромповского, шутники даже потом обыгрывали его название в комментариях, сказав, что Карлсен тем самым отдал дань победе Дональда Трампа на выборах президента США. Как бы то ни было, соперники быстро разменяли почти все фигуры, и по ходу матча ни у кого из противников не было даже намека на небольшое преимущество.
Первую и вторую партию объединяет присутствие минимального риска на доске с обеих сторон. Карякин избрал достаточно спокойный вариант, соперники быстро разменялись и перешли в эндшпиль. Пессимисты даже сказали о том, что нас ждет скучный матч, недостойный драматургии борьбы за шахматную корону. Карякина, как я понимаю, такой ход борьбы вполне устраивал. Ведь это ранее в случае ничейного результата чемпион мира сохранял корону и тем самым незримо опережал претендента на половину очка. Сейчас же в случае ничьей после 12 партий с классическим контролем времени борьба будет продолжена в блице. Поэтому россиянин в борьбе с противником более сильным и умудренным опытом логично пытается уравнять шансы и попытаться поймать свой шанс в быстрых шахматах, когда нерв поединка вырастет неимоверно.
БЕРЛИНСКИЙ ВАРИАНТ КАРЯКИНУ НЕ ПОМОГ
Но для этого Карякину необходимо продержаться. Держаться он начал уже с третьей партии. Началась полноценная игра, полнокровная борьба. Наш спортсмен хотел сыграть Берлинский вариант, который после победы Владимира Крамника в матче за корону с Гарри Каспаровым, начал рассматриваться как достаточно жесткий ответ против стартового хода белых на е4. В ответ Карлсен не пошел на основные варианты Берлинской защиты, а избрал «АнтиБерлин», не получив по дебюту никакого преимущества, хотя тут ничего необычного нет. Карякин славится своей дебютной подготовкой, а Карлсен силен в миттельшпиле, эндшпиле и выжимает максимум из ничейных, казалось бы, позиций, переигрывая соперников на ровном месте. В этом плане, увы, я соглашусь со словами Анатолия Карпова, который заметил, что, если Карякин не получает преимущества по дебюту, то готов схватиться за ничью.
По ходу третьей партии Карлсен в присущей ему манере начал наращивать свое преимущество тонкими ходами, в итоге доведя его в процентном отношении до 80 на 20, как одно время оценивали партию компьютеры. Другое дело, что «железо» не оценивает характера играющих, их сильные стороны, а к ним относится умение Карякина демонстрировать цепкую защиту. Как только он оказывается в трудной ситуации, включает это свое умение. Где-то на третьем контроле времени, в районе 64-го хода, наверное, все сторонние наблюдатели, вслед за компьютерными программами, готовы были согласиться, что партию не спасти. Но «железо» не учитывает еще и той максимальной усталости и напряжения, которые испытывает человек, хоть и владеющий преимуществом. «Видеть» необходимые ходы можно, но для этого необходимо, чтобы за спиной у тебя не было 6 часов сосредоточенной работы мозга и напряжения. У белых была лишняя пешка, но у Карякина оставались серьезные ресурсы для защиты. И вслед за ошибками, допущенными Карякиным, настала очередь ошибок Карлсена. Он допустил ошибки на 70-м и 72-м ходах, окончательно упустив преимущество. Оставшиеся до заключения мира 7 ходов с обеих сторон были сделаны больше для проформы. К тому моменту у белых была лишняя фигура, но удержать ее не было никакой возможности потому, что в этом случае терялась последняя пешка. И эта лишняя фигура на доске у Карлсена просто обесценивалась, поскольку ладья и конь против ладьи не выигрывают в принципе. Магнусу должно быть очень обидно не выиграть, поскольку в обычном состоянии он такие позиции выигрывает без проблем.
«КАСПАРОВУ ЖЕ НАДО ОТРАБАТЫВАТЬ ДЕНЬГИ ГОСДЕПА»
В четвертой партии была разыграна «испанка». Каюсь, я предполагал, что Карякин, отбившись в третьей партии, да еще и имея белые фигуры, сыграет с куда меньшими нервными потерями. Как бы не так. Увы, в действиях Карякина чувствуется некая пассивность. Либо он заряжен на манеру игры сверхнадежно, лишь бы не допустить ошибок, что в итоге и приводит к ним. У Карякина такой ошибкой был момент, когда слон побил пешку на а6. В ответ Карлсен сыграл ферзем на с6. Тут еще Карякин на 19-м ходу усугубил свою оплошность, разменяв своего сильного слона на коня. В итоге у белых была настолько стратегически плохая позиция, что не было ни намека на контригру. Черным оставалось планомерно наращивать преимущество, что Карлсен и делал. А белым не оставалось ничего иного, кроме как держать свою очень тяжелую позицию, которая начала если не улучшаться, то принимать четкие очертания к 45-му ходу. С этого времени Карякину оставалось только находить единственные, по сути, ходы, чтобы отстоять ничью. На королевском фланге его позиция закрылась, на противоположном также не было места для маневра. Следующие 40 ходов (в партии было сделано 94 хода — прим. ред.) были потрачены на то, чтобы Карлсен пытался реализовать свое преимущество, а Карякин держал позицию. Просто удивительно, что Карлсен из двух позиций, каждую из которых он привык доводить до победы, пока не выиграл ни одной.
Именно поэтому он начал предъявлять претензии к регламенту матча, согласно которому после двух партий идет день отдыха. Именно поэтому он заявил о своей готовности сразу сыграть пятую партию, без дня отдыха. И это после 6 часов борьбы! Его гонит вперед ощущение нереализованного преимущества, неудовлетворенность от того, что он упускает наращиваемое преимущество.
Интересно, кстати, кто входит в группу секундантов обоих претендентов. С Сергеем в этом плане все достаточно просто. Ему помогают Александр Мотылев и Владимир Поткин, плюс секундирует Шахрияр Мамедьяров из Азербайджана, который, скорее всего, прилетел в Нью-Йорк сразу же после участия в Кубке европейских чемпионов в Сербии. За пиар отвечает Кирилл Зангалис. Почти за эту же работу у Карлсена сейчас, по моему мнению, отвечает Гарри Каспаров. Скорее всего, в шахматной работе он не принимает участия, а оказывает моральную поддержку, заключающуюся в том, чтобы максимально принизить шахматные и человеческие качества Карякина как спортсмена и гражданина России. Тут у Гарри Кимовича личная заинтересованность, поскольку Карякин — известный сторонник воссоединения Крыма с Россией. Каспарову же надо отрабатывать деньги госдепа, за счет чего еще ему остается жить? Каспаров уже в каком-то из своих интервью расставил претендентов за корону по ранжиру, сказав, что «они из разных лиг»: «Карякин просто сильный шахматист, а Карлсен — уникальный». Что касается шахматной работы, то понятно, что с норвежцем работает датчанин Питер Нильсен, его давний секундант, а насчет остальных членов штаба нет никакой информации, надеюсь, ее раскроют по окончании матча.
«НЬЮ-ЙОРК УДИВИЛ СВОИМ ИНТЕРЕСОМ К ШАХМАТАМ»
В плане организации матча Нью-Йорк заслуживает всяческих похвал. Прожив достаточно много времени в Америке, я, честно говоря, не ощущал серьезного интереса к шахматам в стране. Он проявляется в качестве одной из образовательных программ, когда ребенка стараются обучить шахматам, но с взрослением о продолжении серьезных занятий шахматами американцы забывают. Вот, скорее всего, этим объясняется интерес публики к игре, когда выстраивается очередь из людей, готовых заплатить по 75 - 100 долларов, чтобы попасть в зал на 500 мест, откуда можно следить за шахматистами. И этот интерес радует, учитывая, что в борьбе нет американца. Если только болеть против россиянина. В этом плане вспоминается, какой интерес вызывали шахматы у нас в стране, когда играли Анатолий Карпов и Виктор Корчной, когда каждая, условно говоря, посудомойка, интересовалась: как там, в Багио, идут дела? Хотя Карлсен проводит в Америке достаточно много времени, возможно, успел обзавестись группой поклонников. Но нельзя не отметить, что матч широко рекламируется, ему предшествовала грамотная пиар-компания.
К чести России надо отметить, что и у нас наблюдается всплеск интереса к шахматам, к матчу, во всяком случае, с точки зрения освещения его перипетий в СМИ.
Каспаров уже выразил свое мнение по поводу завершения матча, обозначив даже такой его исход, как поражение Карлсена. Мол, мы все равно будем знать, кто из этих двух шахматистов сильнее. Карлсен действительно еще перед матчем выглядел явным фаворитом. Что касается Карякина, то его никто не осудит, потому что он уже вернул в Россию в число участников борьбы за шахматную корону спустя 8 лет. А уж если покажет достойную игру не только в защите, то тут поражение простят с легким сердцем. В случае же победы?.. Давайте сначала победим...
Записал Джаудат Абдуллин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.