«Продавай самогон только из-под полы», — шутили сегодня в исполкоме. После пензенской трагедии, где на корпоративе «ромом» насмерть отравились сразу 5 человек, чиновники созвали основных участников алкогольно-кабацкой розницы. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», рынок всерьез беспокоит утилизация стеклотары: бутылки выбрасывают, а бутлегеры пускают их в розлив. Эксперты же говорят, что проблема вторичной тары — как раз в сегменте баров и кафе.
Игорь Марченко и Иван Кузнецов
КАК ПСЕВДОРОМ BACARDI BLACK УБИЛ ПЯТЬ УЧАСТНИКОВ ВЕЧЕРИНКИ
Сегодня основных игроков алкогольного рынка Казани собрали на совещание в исполкоме города, где им попытались разъяснить, как правильно подготовиться к предстоящим новогодним праздникам, а заодно призвать позаботиться не только о своем кармане.
Вопрос непраздный: уже через неделю наступает пора новогодних корпоративов, где, как известно, рекой льется не только шампанское. Главным поводом для беспокойства, как пояснил замруководителя исполкома Иван Кузнецов, стал трагический инцидент в шоу-баре «Нора» в Кузнецке (Пензенская область). Там на днях после вечеринки были госпитализированы 17 человек с алкогольным отравлением. Пятеро них — включая, что удивительно, хозяина заведения — скончались. Все они отравились «ромом» известного бренда, разлитого в литровые бутылки...
Кузнецов проинформировал, что в настоящее время в Казани работают более 6,5 тыс. различных организаций потребительского рынка, в том числе 1,6 тыс. представляют общепит и развлекательные заведения. Представитель мэрии традиционно напомнил, что властями города уделяется особое внимание проблеме реализации контрафакта.
«Ситуация в сфере оборота алкогольной продукции держится под контролем. Хочу отметить, что все уважающие себя предприятия рынка заинтересованы в продаже легальной продукции. Подтверждением этого является то, что абсолютно все лицензиаты, а таковых 1274, установили систему «ЕГАИС». Все эти данные подтверждаются фактическим ростом продаж легального алкоголя на 9% в сравнении с другими регионами. Но, к сожалению, контрафакт иногда продолжает уносить жизни наших людей. Несмотря на то, что нам удалось значительно снизить показатели смертности от алкоголя, 48 казанцев умерли от злоупотребления алкоголем, в основном контрафактным», — рассказал Кузнецов, призвав бизнесменов дорожить своей репутацией и не допускать ситуаций, подобных пензенской.
ПОРТРЕТ ЖЕРТВЫ ЗЕЛЕНОГО ЗМИЯ: БЕЗРАБОТНЫЙ МУЖЧИНА В САМОМ РАСЦВЕТЕ СИЛ
В целом в Казани с начала года произошло 226 алкогольных отравлений — это намного меньше по сравнению с предыдущим годом: тогда было 343 случая. По словам замруководителя ведомства Любови Авдониной, динамика тем не менее хуже, чем в среднем по республике. Из 9 районов, не обремененных положительной статистикой, Казань занимает 7-е место рейтинга. Ведущую позицию в структуре алкогольных отравлений занимает по-прежнему обычный «столовый» (то есть этиловый) алкоголь, но выросла и доля отравлений метанолом.
Социальный портрет основных отравленцев — безработный мужчина в возрасте от 30 до 60 лет. Именно они и добавляют жару: число отравившихся среди неработающих выросло почти на 20%. Наибольшее число жертв отравлений отмечено в Советском и Ново-Савиновском районах, наименьшее — в Авиастроительном. Продолжают регистрироваться случаи алкогольного отравления и среди детей, подростков. Так, в этом году зафиксировано 8 случаев отравления алкоголем среди детей, пострадавших от своего желания опьянеть или по детской неосторожности.
В целом показатели смертности от употребления алкоголя стремятся вниз, но медленными темпами. А вот доля летальных случаев остается высокой: каждый пятый отравившийся (48 человек) отправился в мир иной, хотя за аналогичный период прошлого года было 14% таких случаев. Вместе с тем Авдонина отмечает, что проверки питейных заведений Казани нарушений зафиксировали меньше.
ПРИНЕСЛИ С СОБОЙ? МАРЧЕНКО РЕКОМЕНДУЕТ ПРОВЕРИТЬ ВСЕ БУТЫЛКИ
С начала этого года Госалкогольинспекцией в Казани из оборота изъято более 93 тыс. литров нелегального алкоголя, не считая цифр изъятого суррогата сотрудниками МВД. В целом по республике в этом году из оборота изъято более 150 тыс. литров нелегального алкоголя. К этому показателю следует еще прибавить 220 тонн контрафакта, ликвидированного полицейскими. Напомним, в последние год-два полиция серьезно активизировалась в рамках борьбы с контрафактом. Достаточно вспомнить, как силовики развалили подпольную империю Станислава Федорова, который «держал» 40% рынка поддельного алкоголя, а заодно снабжал им ряд регионов России.
Глава Госалкогольинспекции РТ Игорь Марченко сегодня намекнул владельцам бизнеса на воровство барменов. Не секрет, что зачастую они за барной стойкой грешат «подпольем», подливая клиентам собственноручно принесенный алкоголь, причем случается контрафактный, пояснил Марченко. Он порекомендовал предпринимателям проверять и принесенный заказчиком корпоратива алкоголь. «Если имидж заведения еще можно восстановить со временем, то здоровье и жизнь людей уже не вернуть, если не дай Бог что-нибудь такое случится», — пригрозил глава ведомства.
Удостовериться в благочестивых намерениях отдыхающих можно, проверяя каждую бутылку на предмет наличия необходимых защитных этикеток, заключая договоры на обслуживание корпоративных мероприятий с приложением всех чеков и квитанций на закупленный алкоголь. Выгоднее всего закупать продукцию у местных производителей, отметил Марченко, кратко описав систему предновогодних скидок.
Предостерег глава ведомства и от покупки 5-литровых канистр с «коньяком», «виски», «мартини» и иной цветной алкогольной продукции. «Не стесняйтесь и сообщайте о нелегальном алкоголе», — напутствовал он «королей алкорынка». Вняли те или нет, остается тайной: публика сидела как ни в чем не бывало.
«ВЫКИДЫВАЮ, ПОТОМ КТО-ТО ЗАБИРАЕТ ЕЕ, ЧЕМ-ТО ЗАПОЛНЯЕТ И ТАКЖЕ НАМ ПРИВОЗЯТ»
После всех разъяснений представители власти решили поинтересоваться, не осталось ли у присутствующих вопросов. Задать вопрос по итогам выступлений осмелились немногие, а точнее лишь один — Ильдар Яруллин, директор ООО «Яр» Советского района. Владелец рюмочной решил получить ответ на злободневный для него вопрос: что делать с тысячами бутылок, которые остаются от сотен ящиков водки, идущих в розлив?
«Я выкидываю, потом кто-то забирает ее, чем-то заполняет и также нам привозят», — поделился опасениями бизнесмен. Действительно, эксперты рынка рассказали «БИЗНЕС Online», что подпольные бутлегеры собирают пустую тару, отмывают ее, обновляют этикетки, закупоривают — и пускают в оборот. Но в решении этого вопроса с ходу хозяину рюмочной в мэрии никто не смог, но «поручили администрации Советского района проработать этот вопрос».
Впрочем, есть ли что прорабатывать? Достаточно забить в поисковик ... — и увидишь, что в Казани действуют по меньшей мере 10 пунктов приема стеклотары. «Есть такая услуга в нашей компании, — рассказал „БИЗНЕС Online“ менеджер компании „Эко-Град“ Ренат Хасанов. — Владельцы этой стеклотары должны сами нам ее привозить в пункты приема. Стекло должно быть только тарное — то есть это не оконные и не стекла от витрин, мы принимаем бутылки, баночки из под детского питания. Принимаем 30 копеек за килограмм. Привозят обычно юридические лица, физлица тоже. Они вычищают помещения, какие-то старые дома, подвалы, потом собирают мешки и сдают их. Мы собираем всю эту тару и потом отправляем на стеклоперерабатывающие заводы, на гусевский хрустальный завод, например. В России есть несколько заводов, которые перерабатывают стекло».
Предпринимателя также заинтересовало, почему мусульманские кафе, где реализуется халяльная продукция, проводя поминки и другие мероприятия, ставят на столы водку, не имея на то лицензии. «А мы покупаем лицензию по 40 тысяч в год, сейчас вот уже 65 тысяч стало», — посетовал предприниматель. Ответил на этот вопрос Кузнецов весьма лаконично: «Ваши конкурентные войны просим не выносить на этот уровень».
Завершилось совещание тем, что чиновники еще раз предупредили всех о неотвратимости наказания за нарушение закона и попросили «продавать теперь самогон только из-под полы... шутка, конечно».
Чиновники предупредили всех о неотвратимости наказания за нарушение закона и попросили «продавать теперь самогон только из-под полы... шутка, конечно»
«В БАРАХ, КАФЕ И РЕСТОРАНАХ ВСЕГДА ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ ЛЕВУЮ КАНИСТРУ»
Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», рассказали о круговороте бутылок в алкогольном сегменте потребительского рынка и попытались помочь решить предпринимателям, как же правильнее всего поступить с использованной стеклотарой.
Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «Цифра»:
— На самом деле надо понимать, что объем алкоголя, который продается в барах, кафе и ресторанах, не глобален. По крайней мере, в России только 3 процента алкоголя продается в сегменте HоRеCа (происходит от первых двух букв в словах Hotel, Restaurant, Cafe/Catering, отель — ресторан — кафе/кейтеринг — прим. ред.). Наше население в основной массе слишком бедно для цен, которые там присутствуют, и тех наценок — в 200, 300, 400 процентов...
На Западе же в этом сегменте выпивают 40 и более процентов алкоголя. Это я к тому, что можно постараться как-то перенять их опыт. Но у них другие условия. Не знаю, как они относятся к утилизации. Наверняка кто-то эту тару собирает. Раньше это было популярно, и у нас такую тару можно было реализовать в легальной рознице. А сейчас, наверное, только в нелегальной, потому что легальная розница, по крайней мере магазины, исключает повторную продажу продукции. Проданная в HоRеКа бутылка уже зарегистрирована в ЕГАИС, через легальный магазин ее повторно не продашь. Можно продать только где-то в нелегальном секторе. Да, она с настоящей маркой — и теоретически, если разливать туда какую-то продукцию и закрывать красивой пробкой, то она сойдет и за полунастоящую. Но кто у нас будет собирать эту стеклотару? Не будут же этим заниматься производители западных компаний? Она им не нужна. Отправлять ее на Запад, чтобы использовать вторично, ее не будут.
Честно говоря, даже не знаю, как этот вопрос решить. Может быть, разбивать эти бутылки после использования? Если сами предприниматели заинтересованы в том, чтобы ее не использовали, пусть разбивают эти бутылки. Но проблема с вторичным оборотом тары действительно существует и прежде всего в сегменте HоRеCа . В барах, кафе и ресторанах, где всегда есть возможность купить левую канистру этой продукции и доливать ее в бутылку, эта возможность существовала всегда. Контролировать этот процесс практически невозможно. Это уже на совести самого заведения.
Мария Горшунова — гендиректор производственно-коммерческой фирмы «Майдан»:
— Честно говоря, мы эти бутылки просто выкидываем. Если у нас кто-то будет принимать их за деньги, то почему нет? А если бесплатно, то пускай приезжает фирма и забирает, но тогда нужно будет решать вопрос со складами, а это тоже сложно. Я понимаю, когда мы сдаем на утилизацию ртутные лампы, которые представляют определенную экологическую опасность. Я согласна сдавать на утилизацию фритюрное масло, только вот кто его будет принимать? И на стекло таких желающих нет...
Вспомните раньше, как раньше принимали бутылки в Советском Союзе — 12 копеек за бутылку. Потом эти пункты прекратили свое существование. Случилась после этого катастрофа? Нет. Население эти редкие уже теперь стеклянные бутылки не утилизирует, их просто выкидывают. Поэтому в этих бутылках я не вижу большой проблемы. Я вижу проблему в пластике, потому что он разлагается десятилетиями и загрязняет окружающую среду. Он конкретно устраивает помойку на нашей планете! Вы же знаете, как с этим поступают в Европе: там существует раздельный сбор мусора, вторичная утилизация, переработка. У нас этого пока нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.