Половина челнинцев отдыхает только дома, у компьютера и телевизора, не посещая театры, картинную галерею и прочие места культурного времяпрепровождения. А где вообще находятся эти очаги культуры? Например, уникальный музей экологии попросту найти невозможно. Как вернуть горожан в учреждения культуры? Об этом говорили вчера на круглом столе в автограде. Среди прочего корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал предложения вернуть во дворы летние эстрады, а в парки — духовые оркестры.
«ЧЕЛНЫ НЕ ПРОШЛИ ЭТАП, ЧТО ПОХОД В ТЕАТР — ПРОЦЕСС САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ»
Для затравки собравшимся (руководителям учреждений культуры, спецшкол, представителям исполкома и депутатам горсовета) показали небольшой ролик, снятый на улицах города. Челнинцев просили сказать, какие культурные учреждения есть в автограде и как часто они там бывают. Большинство называли одни и те же: органный зал, татарский драмтеатр, русский театр «Мастеровые» и молодежный — «Ключ», да еще иногда вспоминали о картинной галерее и краеведческом музее. А в плане посещений этих и других заведений ответы были самые разные: кто-то вообще не ходит, кто-то редко-редко, а кто-то довольно часто... Открывая мероприятие, зампредседателя Общественной палаты (инициатор проведения круглого стола), она же директор елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко попросила собравшихся не сваливаться в пустую критику: «Мы сегодня собрались, чтобы обсудить наши проблемы, возможности, которые у нас есть, может быть, они даже на поверхности, надо только наклониться и поднять. Можно много говорить о деньгах, критиковать. Но сегодня наша задача — поиск новых форм работы, воскрешение старых, поиск резервов, которые внутри существуют, оценка эффективности нашей деятельности».
Все с ходу согласились с тезисом о том, что челнинцы мало интересуются учреждениями культуры. Но почему? Ректор Набережночелнинского института социальных технологий и ресурсов Файруза Мустафина причины этого увидела в... строительстве КАМАЗа: «У нашего города своя тонкая специфика, которой нет нигде. Мы, поколение первопроходцев, воспитаны так, что у нас культура всегда была на рабочем месте, на стройплощадках. И народ не прошел этап, когда поход в учреждение культуры — это отдельно, самостоятельно. Казалось бы, это было 30 - 40 лет назад, но и сегодня это имеет отпечаток. И показанный фильм — подтверждение тому».
Начальник управления культуры города Эльвира Ногманова назвала видеоролик «своеобразным рейтингом востребованности учреждений», но подчеркнула, что в опрос не попали воспитанники художественных, музыкальных и прочих спецшкол, а также их родители. Таких спецшкол в Челнах — 10 (в том числе и редкое театральное направление), в них обучаются 4013 детей. Количество, может, и не самое впечатляющее, признала чиновница, но качество преподавания очень высокое. Как следствие, постоянные успехи в различных конкурсах. В 2015 году побед было более 1,5 тысяч. «В качестве работы наших школ мы можем дать фору даже столице, о чем постоянно говорит министерство культуры с большой трибуны», — рассказала Ногманова, добавив, что в 2016 году в Топ-50 спецшкол России вошла и челнинская ДМШ №5. Чиновница напомнила, что в автограде есть уникальный музей экологии (который, правда, «базируется в неприглядном месте, найти его можно, только если ты уже знаком с этим музеем») и коллективы, известность которых давно вышла за пределы республики: театр танца «Булгары», джазовый оркестр «Визит», камерный оркестр Игоря Лермана.
ЧЕЛНИНЦЫ ХОТЯТ И ЗАРАБАТЫВАТЬ НА КУЛЬТУРЕ
Директор центра маркетинговых исследований и аналитики Елена Машкова представила результаты исследования «Культурная среда и социальный капитал челнинца», которое было проведено в рамках разработки «Стратегии-2030». В ответах на вопрос «Что уродует город?» с большим отрывом лидирует аварийное состояние дорог. Ответ «Низкая культура населения» оказался на 4-м месте. Среди сооружений и памятников, которые можно назвать лицом Челнов, чаще всего упоминали «Тюбетейку», «Родину-мать», скульптуры Ильдара Ханова. На нехватку культурных учреждений пожаловались всего 8%.
Елена Машкова
Что касается досуга, то львиная доля опрошенных — 50% — заявили, что отдыхают только дома. При этом чисто свободного времени у челнинцев 1 час 50 минут в день, и люди тратят его в основном на телевизор и компьютер. В театры же ходят лишь 8,7% челнинцев, еще 14,6% посещают концерты классической музыки (часто делают это лишь 6%). В то же время на зрелищные мероприятия и спортивные ходят 13%, на религиозные — 40%, на городские праздники — 75%. А основная забота челнинцев — улучшение финансового состояния как в близкой перспективе (на 1 - 3 года), так и в средней (на 5 - 10 лет). «Это говорит о невысоком уровне жизни в целом, — прокомментировала цифры Машкова. — При этом 54 процента людей готовы хоть что-то сделать, чтобы жизнь в Челнах стала лучше. И мы у каждого спрашивали: «Чувствуете ли вы себя счастливым?» Так 95 процентов ответили, что да. Для нас это такая опора, что все не так депрессивно».
В качестве рецептов изменения ситуации с культурой респонденты Машковой называли организацию бизнес-образования в этой сфере деятельности — чтобы не только творить, но и зарабатывать на этом. Плюс к этому должен быть бизнес-инкубатор творческих идей и инициатив, фонд финансовой поддержки творческой индустрии, консультационные центры, центр продвижения культуры и так далее. Ничего подобного в Челнах пока нет.
КОНТРАСТНЫЙ ДУШ: ПОЛУГОЛЫЕ ДЕВОЧКИ И ОРКЕСТР ЛЕРМАНА
Музыкант и продюсер Владимир Тютлин, обращение которого в Общественную палату и стало поводом для круглого стола, начал с того, что сравнил автоград с Магнитогорском: «В городе 420 тысяч населения, там есть своя филармония, консерватория, колледж искусств, школа при консерватории, множество дворцов, в которых масса коллективов, хоровая капелла и много чего другого. Но тот миф, что у нас есть учреждения культуры и все в порядке, я хочу его развеять. Потому бывает, что два-три месяца не бываешь в органном зале, приходишь, и говорят: „Давно вас не было“. „А вы что, всех знаете?“ „Да, у нас одни и те же ходят“. На концерте известного барда заглядываю в зал — сидят одни „одуванчики“, седые и лысые». Тютлин определил два направления развития культуры. Первый — «культурное меню», это когда выбирают из предложений. Его Тютлин считает тупиковым, так как по нему культурные станут еще культурнее, а те, кто был вне культуры, так «вне» и останется. Второй путь — филармонический. «У нас в городе очень слабо развита культурно-просветительская работа, — пояснил продюсер. — В стране тоже очень тяжелая ситуация — только 5 процентов являются потребителями высокой культуры. В нашем городе, думаю, это 0,5 процента. Хочу перефразировать Михаила Жванецкого, хочу перенести это на музыкальные школы. Замечательные школы, но такое ощущение, что они там что производят, то и потребляют. Когда мы начинали работать, в кинотеатре „Чулпан“ перед мультфильмом был „Концерт в придачу“. После него дети валом шли записываться в музыкальные школы. Конкурс — 5 - 10 человек на место. Вот правильно сказали, что у нас слабо работает маркетинг в культуре. В городе сотни человек, которые окончили училища по специальности „маркетолог“, но маркетинга в городе нет. Недавно прочитал историю про саратовский оперный театр. За два последних года у него половина аудитории омолодилась. Директор театра собрал блогеров, поговорил с ними, бесплатно показал спектакль, они придумали квест. И вот результат. С молодежью надо говорить на их языке».
Владимир Тютлин
Есть такой прием культурной провокации. «В свое время в «Батыре», ночном клубе, после того, как там полуголые девочки оттанцевали хоу-гоу, в час ночи, выходит оркестр Лермана. Шок! Ползала захлопали, половина — завозмущалась. Оркестр заиграл, и все замолчали. Рядом с нами был столик на 12 человек, сидоровская группировка, они матом только разговаривали, а тут замолчали. Когда закончилась программа, они стали шумно обсуждать и громко нецензурно восхищаться. Нужно проявлять фантазию. Тот же Рустам Абязов, руководитель La Primavera, затеял акцию «Музыка из мобильника». Электронная классика как рингтоны. Или джинсовый концерт — приходят в джинсах и играют мировые хиты. Надо людей заманивать. Если так не идут, значит надо что-то придумывать».
Закончил Тютлин предложениями по изменению ситуации. Во-первых, открыть собственную филармонию, которая есть даже в Стерлитамаке с населением в 150 тыс. человек. Во-вторых, освободить управление культуры от организации праздников — этим, по его мнению, должна заниматься отдельная структура. Кроме того, музыкант предлагает вернуть летние эстрады во дворах, возродить духовые оркестры, которые могли бы играть в парках, а также заключить договор с культурным просветителем Михаилом Казинниковым, который занялся бы пропагандой культуры в автограде, а также создать фонд развития культуры и проводить в городе «Отзвуки фестиваля» — это когда в Казани, например, проходит крупное культурное мероприятие, а кто-то из исполнителей приезжает в Челны, Елабугу, Нижнекамск и другие города. Выступление Тютлина вызвало аплодисменты среди собравшихся.
«...И ПРИЕХАЛИ ШАРОМЫЖНИКИ В ЧЕЛНЫ»
Конструктивную критику продолжил руководитель технической группы MSSA Андрей Синев: «У нас ни одно культурное мероприятие не освещается в СМИ. У нас больше будут показывать про шубы, что-то где-то украли, кого-то ограбили, весь негатив вытаскивается по полной программе. Я проводил в этом году на майдане четыре концерта. Хорошая живая музыка, бесплатно, барды выступали. Почти все челнинские телеканалы мне отказали в рекламе. Ноль! Плюс наш город — как экспериментальный кролик, постоянно меняется руководство. И каждый новый руководитель старается все хорошее убрать — будь то елка, будь то фестиваль, еще что-нибудь — чтобы навязать новое. Фестивалей было столько, что прямо кошмар! А сейчас? Понятно, что нужны средства. Но ведь есть же фонд поддержки культуры и спорта. Общественная палата должна проконтролировать, чтобы там выделялись средства на эти фестивали. Иначе все делается за счет родителей».
Андрей Синев
Синев также отметил, что должен быть социальный заказ для учреждений культуры. «Привозим „Самоцветы“ на День республики, отваливаем по 1,5 миллиона, а местные остались без ничего, — констатирует он факт. — Я езжу на Сабантуй в Москву каждый год. Приехали башкиры, и приехали шаромыжники в Челны, по другому назвать не могу, потому что там великолепные костюмы, инструменты, одеяния, а у нас? Хотя больше там ждут нас — челнинцев — а не башкир».
Синев порекомендовал дать руководителями культурных учреждений самостоятельность, чтобы они могли 30 - 40% заработанных денег тратить на зарплату своих работников и на поощрения особо отличившимся. И главное — убрать всевозможные проверки. «Всех руководителей просто задолбали», — констатировал выступающий. На у далее он заметил, что город все-таки должен поддерживать учреждения культуры, состояние которых далеко от идеала. «В ДК КАМАЗа почему не ходят — люди колготки рвут, в „Энергетик“ — потому что детей оставить некому, нормального кафе нет. Органный зал — репертуар каждый год один и тот же», — резюмировал деятель культуры. А еще порекомендовал управлению культуры контролировать репертуар, с которым выступают в Челнах, а то «всякое дерьмо везут».
КУЛЬТУРА ИЛИ ДОСУГ?
В какой-то степени итог разговору подвел директор драмтеатра «Мастеровые» Армандо Диамантэ: «Мы здесь говорим не совсем про то, про что надо. У нас культура ассоциируется с досугом, вследствие чего возникают фразы, что „экономика у нас важнее культуры“. Это просто невозможно! Но мне в любом случае не хватает концептуальности. Сейчас театры скажут, что надо их развивать, музыканты — что надо филармонию. Каждому не хватает того или другого. Но вы читали „Программу-2030“? Где там культура? Там есть что-то типа досуга. На 80-й строчке мелким шрифтом написано, что давайте сделаем культурные учреждения. Но не только учреждения возникают благодаря запросам, но и учреждения формируют запросы. В опросниках вы не увидите, что нам нужна опера, потому что нет предложения. Никто у нас митинги не собирает, что дайте нам оперу, дайте нам балет, почему в Казани есть, а у нас нет. Я не вижу концепции. Конкретно я понимаю — этот хочет филармонию, этот — цирк, а что мы все вместе хотим?»
Как заверила Руденко, материалы круглого стола лягут на стол и челнинскому мэру Наилю Магдееву, и министру культуры РТ, а также станут основанием на выходы в федеральные программы. Но главный итог подвел замруководителя исполкома Челнов Рамиль Халимов. Для начала он с облегчением отметил, что «думал, нас отсюда выносить будут, а мы еще дешево отделались», но потом серьезно пообещал: «Мы вас услышали. Будем думать, что можно возродить, что невозможно, а что, может быть, и не нужно, потому что пришло уже что-то другое, новое. Нам надо с вами еще раз встретиться, чтобы обсудить, что мы реально можем еще сделать».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.