.
Фото: nabchelny.ru

«ЧЕЛНЫ НЕ ПРОШЛИ ЭТАП, ЧТО ПОХОД В ТЕАТР — ПРОЦЕСС САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ»

Для затравки собравшимся (руководителям учреждений культуры, спецшкол, представителям исполкома и депутатам горсовета) показали небольшой ролик, снятый на улицах города. Челнинцев просили сказать, какие культурные учреждения есть в автограде и как часто они там бывают. Большинство называли одни и те же: органный зал, татарский драмтеатр, русский театр «Мастеровые» и молодежный — «Ключ», да еще иногда вспоминали о картинной галерее и краеведческом музее. А в плане посещений этих и других заведений ответы были самые разные: кто-то вообще не ходит, кто-то редко-редко, а кто-то довольно часто... Открывая мероприятие, зампредседателя Общественной палаты (инициатор проведения круглого стола), она же директор елабужского музея-заповедника Гульзада Руденко попросила собравшихся не сваливаться в пустую критику: «Мы сегодня собрались, чтобы обсудить наши проблемы, возможности, которые у нас есть, может быть, они даже на поверхности, надо только наклониться и поднять. Можно много говорить о деньгах, критиковать. Но сегодня наша задача — поиск новых форм работы, воскрешение старых, поиск резервов, которые внутри существуют, оценка эффективности нашей деятельности».

Все с ходу согласились с тезисом о том, что челнинцы мало интересуются учреждениями культуры. Но почему? Ректор Набережночелнинского института социальных технологий и ресурсов Файруза Мустафина причины этого увидела в... строительстве КАМАЗа: «У нашего города своя тонкая специфика, которой нет нигде. Мы, поколение первопроходцев, воспитаны так, что у нас культура всегда была на рабочем месте, на стройплощадках. И народ не прошел этап, когда поход в учреждение культуры — это отдельно, самостоятельно. Казалось бы, это было 30 - 40 лет назад, но и сегодня это имеет отпечаток. И показанный фильм — подтверждение тому».

Начальник управления культуры города Эльвира Ногманова назвала видеоролик «своеобразным рейтингом востребованности учреждений», но подчеркнула, что в опрос не попали воспитанники художественных, музыкальных и прочих спецшкол, а также их родители. Таких спецшкол в Челнах — 10 (в том числе и редкое театральное направление), в них обучаются 4013 детей. Количество, может, и не самое впечатляющее, признала чиновница, но качество преподавания очень высокое. Как следствие, постоянные успехи в различных конкурсах. В 2015 году побед было более 1,5 тысяч. «В качестве работы наших школ мы можем дать фору даже столице, о чем постоянно говорит министерство культуры с большой трибуны», — рассказала Ногманова, добавив, что в 2016 году в Топ-50 спецшкол России вошла и челнинская ДМШ №5. Чиновница напомнила, что в автограде есть уникальный музей экологии (который, правда, «базируется в неприглядном месте, найти его можно, только если ты уже знаком с этим музеем») и коллективы, известность которых давно вышла за пределы республики: театр танца «Булгары», джазовый оркестр «Визит», камерный оркестр Игоря Лермана.

ЧЕЛНИНЦЫ ХОТЯТ И ЗАРАБАТЫВАТЬ НА КУЛЬТУРЕ

Директор центра маркетинговых исследований и аналитики Елена Машкова представила результаты исследования «Культурная среда и социальный капитал челнинца», которое было проведено в рамках разработки «Стратегии-2030». В ответах на вопрос «Что уродует город?» с большим отрывом лидирует аварийное состояние дорог. Ответ «Низкая культура населения» оказался на 4-м месте. Среди сооружений и памятников, которые можно назвать лицом Челнов, чаще всего упоминали «Тюбетейку», «Родину-мать», скульптуры Ильдара Ханова. На нехватку культурных учреждений пожаловались всего 8%.

Елена Машкова Елена Машкова Фото: nabchelny.ru

Что касается досуга, то львиная доля опрошенных — 50% — заявили, что отдыхают только дома. При этом чисто свободного времени у челнинцев 1 час 50 минут в день, и люди тратят его в основном на телевизор и компьютер. В театры же ходят лишь 8,7% челнинцев, еще 14,6% посещают концерты классической музыки (часто делают это лишь 6%). В то же время на зрелищные мероприятия и спортивные ходят 13%, на религиозные — 40%, на городские праздники — 75%. А основная забота челнинцев — улучшение финансового состояния как в близкой перспективе (на 1 - 3 года), так и в средней (на 5 - 10 лет). «Это говорит о невысоком уровне жизни в целом, — прокомментировала цифры Машкова. — При этом 54 процента людей готовы хоть что-то сделать, чтобы жизнь в Челнах стала лучше. И мы у каждого спрашивали: «Чувствуете ли вы себя счастливым?» Так 95 процентов ответили, что да. Для нас это такая опора, что все не так депрессивно».

В качестве рецептов изменения ситуации с культурой респонденты Машковой называли организацию бизнес-образования в этой сфере деятельности — чтобы не только творить, но и зарабатывать на этом. Плюс к этому должен быть бизнес-инкубатор творческих идей и инициатив, фонд финансовой поддержки творческой индустрии, консультационные центры, центр продвижения культуры и так далее. Ничего подобного в Челнах пока нет.

КОНТРАСТНЫЙ ДУШ: ПОЛУГОЛЫЕ ДЕВОЧКИ И ОРКЕСТР ЛЕРМАНА

Музыкант и продюсер Владимир Тютлин, обращение которого в Общественную палату и стало поводом для круглого стола, начал с того, что сравнил автоград с Магнитогорском: «В городе 420 тысяч населения, там есть своя филармония, консерватория, колледж искусств, школа при консерватории, множество дворцов, в которых масса коллективов, хоровая капелла и много чего другого. Но тот миф, что у нас есть учреждения культуры и все в порядке, я хочу его развеять. Потому бывает, что два-три месяца не бываешь в органном зале, приходишь, и говорят: „Давно вас не было“. „А вы что, всех знаете?“ „Да, у нас одни и те же ходят“. На концерте известного барда заглядываю в зал — сидят одни „одуванчики“, седые и лысые». Тютлин определил два направления развития культуры. Первый — «культурное меню», это когда выбирают из предложений. Его Тютлин считает тупиковым, так как по нему культурные станут еще культурнее, а те, кто был вне культуры, так «вне» и останется. Второй путь — филармонический. «У нас в городе очень слабо развита культурно-просветительская работа, — пояснил продюсер. — В стране тоже очень тяжелая ситуация — только 5 процентов являются потребителями высокой культуры. В нашем городе, думаю, это 0,5 процента. Хочу перефразировать Михаила Жванецкого, хочу перенести это на музыкальные школы. Замечательные школы, но такое ощущение, что они там что производят, то и потребляют. Когда мы начинали работать, в кинотеатре „Чулпан“ перед мультфильмом был „Концерт в придачу“. После него дети валом шли записываться в музыкальные школы. Конкурс — 5 - 10 человек на место. Вот правильно сказали, что у нас слабо работает маркетинг в культуре. В городе сотни человек, которые окончили училища по специальности „маркетолог“, но маркетинга в городе нет. Недавно прочитал историю про саратовский оперный театр. За два последних года у него половина аудитории омолодилась. Директор театра собрал блогеров, поговорил с ними, бесплатно показал спектакль, они придумали квест. И вот результат. С молодежью надо говорить на их языке».

Владимир Тютлин Владимир Тютлин Фото: Сергей Кудрявцев

Есть такой прием культурной провокации. «В свое время в «Батыре», ночном клубе, после того, как там полуголые девочки оттанцевали хоу-гоу, в час ночи, выходит оркестр Лермана. Шок! Ползала захлопали, половина — завозмущалась. Оркестр заиграл, и все замолчали. Рядом с нами был столик на 12 человек, сидоровская группировка, они матом только разговаривали, а тут замолчали. Когда закончилась программа, они стали шумно обсуждать и громко нецензурно восхищаться. Нужно проявлять фантазию. Тот же Рустам Абязов, руководитель La Primavera, затеял акцию «Музыка из мобильника». Электронная классика как рингтоны. Или джинсовый концерт — приходят в джинсах и играют мировые хиты. Надо людей заманивать. Если так не идут, значит надо что-то придумывать».

Закончил Тютлин предложениями по изменению ситуации. Во-первых, открыть собственную филармонию, которая есть даже в Стерлитамаке с населением в 150 тыс. человек. Во-вторых, освободить управление культуры от организации праздников — этим, по его мнению, должна заниматься отдельная структура. Кроме того, музыкант предлагает вернуть летние эстрады во дворах, возродить духовые оркестры, которые могли бы играть в парках, а также заключить договор с культурным просветителем Михаилом Казинниковым, который занялся бы пропагандой культуры в автограде, а также создать фонд развития культуры и проводить в городе «Отзвуки фестиваля» — это когда в Казани, например, проходит крупное культурное мероприятие, а кто-то из исполнителей приезжает в Челны, Елабугу, Нижнекамск и другие города. Выступление Тютлина вызвало аплодисменты среди собравшихся.

«...И ПРИЕХАЛИ ШАРОМЫЖНИКИ В ЧЕЛНЫ»

Конструктивную критику продолжил руководитель технической группы MSSA Андрей Синев: «У нас ни одно культурное мероприятие не освещается в СМИ. У нас больше будут показывать про шубы, что-то где-то украли, кого-то ограбили, весь негатив вытаскивается по полной программе. Я проводил в этом году на майдане четыре концерта. Хорошая живая музыка, бесплатно, барды выступали. Почти все челнинские телеканалы мне отказали в рекламе. Ноль! Плюс наш город — как экспериментальный кролик, постоянно меняется руководство. И каждый новый руководитель старается все хорошее убрать — будь то елка, будь то фестиваль, еще что-нибудь — чтобы навязать новое. Фестивалей было столько, что прямо кошмар! А сейчас? Понятно, что нужны средства. Но ведь есть же фонд поддержки культуры и спорта. Общественная палата должна проконтролировать, чтобы там выделялись средства на эти фестивали. Иначе все делается за счет родителей».

Андрей Синев Андрей Синев Фото: Сергей Кудрявцев

Синев также отметил, что должен быть социальный заказ для учреждений культуры. «Привозим „Самоцветы“ на День республики, отваливаем по 1,5 миллиона, а местные остались без ничего, — констатирует он факт. — Я езжу на Сабантуй в Москву каждый год. Приехали башкиры, и приехали шаромыжники в Челны, по другому назвать не могу, потому что там великолепные костюмы, инструменты, одеяния, а у нас? Хотя больше там ждут нас — челнинцев — а не башкир».

Синев порекомендовал дать руководителями культурных учреждений самостоятельность, чтобы они могли 30 - 40% заработанных денег тратить на зарплату своих работников и на поощрения особо отличившимся. И главное — убрать всевозможные проверки. «Всех руководителей просто задолбали», — констатировал выступающий. На у далее он заметил, что город все-таки должен поддерживать учреждения культуры, состояние которых далеко от идеала. «В ДК КАМАЗа почему не ходят — люди колготки рвут, в „Энергетик“ — потому что детей оставить некому, нормального кафе нет. Органный зал — репертуар каждый год один и тот же», — резюмировал деятель культуры. А еще порекомендовал управлению культуры контролировать репертуар, с которым выступают в Челнах, а то «всякое дерьмо везут».

КУЛЬТУРА ИЛИ ДОСУГ?

В какой-то степени итог разговору подвел директор драмтеатра «Мастеровые» Армандо Диамантэ: «Мы здесь говорим не совсем про то, про что надо. У нас культура ассоциируется с досугом, вследствие чего возникают фразы, что „экономика у нас важнее культуры“. Это просто невозможно! Но мне в любом случае не хватает концептуальности. Сейчас театры скажут, что надо их развивать, музыканты — что надо филармонию. Каждому не хватает того или другого. Но вы читали „Программу-2030“? Где там культура? Там есть что-то типа досуга. На 80-й строчке мелким шрифтом написано, что давайте сделаем культурные учреждения. Но не только учреждения возникают благодаря запросам, но и учреждения формируют запросы. В опросниках вы не увидите, что нам нужна опера, потому что нет предложения. Никто у нас митинги не собирает, что дайте нам оперу, дайте нам балет, почему в Казани есть, а у нас нет. Я не вижу концепции. Конкретно я понимаю — этот хочет филармонию, этот — цирк, а что мы все вместе хотим?»

Как заверила Руденко, материалы круглого стола лягут на стол и челнинскому мэру Наилю Магдееву, и министру культуры РТ, а также станут основанием на выходы в федеральные программы. Но главный итог подвел замруководителя исполкома Челнов Рамиль Халимов. Для начала он с облегчением отметил, что «думал, нас отсюда выносить будут, а мы еще дешево отделались», но потом серьезно пообещал: «Мы вас услышали. Будем думать, что можно возродить, что невозможно, а что, может быть, и не нужно, потому что пришло уже что-то другое, новое. Нам надо с вами еще раз встретиться, чтобы обсудить, что мы реально можем еще сделать».