Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму». Как сохранить свет в своей душе? Где найти силы для противостояния вызовам сегодняшнего времени? Ответы узнаем 5 декабря у гостя редакции «БИЗНЕС Online» — главного раввина Казани и РТ Ицхака Горелика.
Ицхак Горелик ответит на вопросы читателей
25 декабря евреи всего мира будут отмечать Хануку — праздник свечей, которые зажигают в честь чуда, происшедшего при освящении Храма после победы Иуды Маккавея над войсками селевкидского царя Антиоха в 164 году до н. э. Масло, необходимое для зажигания храмового светильника — Меноры, было осквернено врагами. Евреи нашли лишь один кувшин чистого оливкового масла, которого должно было хватить на сутки, но светильник горел 8 дней. В память об этом счастливом событии Ханука и празднуется 8 дней, начиная с 25 дня месяца Кислева. В первый день праздника зажигают одну свечу, во второй — две и т. д., и пока в последний вечер не зажигаются восемь свечей. Подсвечник (ханукию) ставят на подоконник в знак верности иудаизму. Еврейская мудрость гласит: «Немного света достаточно для того, чтобы рассеять большую тьму».
Евреи появились в Казани после императорского указа от 26 августа 1827 года о введении рекрутской повинности для евреев. В 1860 - 70-х годах еврейское население Казани состояло из бедных ремесленников и потомков николаевских солдат. К концу XIX века в городе появились состоятельные промышленники и купцы — евреи, им принадлежал ряд крупных промышленных предприятий: заводы Готлицера, Зальма, лесопилки и лесоторговые склады Персона. Увеличилось количество представителей еврейской интеллигенции.
До конца XIX века в городе не было официально зарегистрированной еврейской общины. Только 18 марта 1897 года евреи получили разрешение устроить «молитвенный дом с хозяйственным при нем правлением». Была зарегистрирована еврейская община, но еврейский молитвенный дом был открыт только 12 марта 1915 года. В 1861 году в Казани жили 184 еврея, к 1897-му их численность возросла почти до 1,5 тыс. человек (примерно 1% населения). В 1926 году в городе жили около 4,2 тыс. евреев (2,3% населения).
В 1929 году по решению советских властей синагогу закрыли. Вновь еврейская религиозная община была зарегистрирована в марте 1990-го. Общине вернули здание бывшего молитвенного дома, в котором в течение многих лет размещался Дом учителя. После ремонта в декабре 1996 года казанская синагога была открыта. Функционируют различные учреждения просвещения: с 1995 — воскресная школа, с 1998 — средняя общеобразовательная еврейская школа №12; с начала 2000 — центр ОРТ, еврейский детский сад. В июне 1997 года был официально зарегистрирован еврейский общинно-благотворительный центр «Хесед Моше». С 1994 года действует общество «Маккаби», с ноября 1994 — клуб «Золотой возраст». Раввин казанской иудейской общины — представитель хасидов Хабада Ицхак Горелик.
Как правильно встретить и провести Хануку? Чему учит этот праздник? Какие программы реализуются сегодня еврейской общиной Татарстана?
Задавайте свои вопросы Ицхаку Горелику здесь и сейчас!
Автор лучшего вопроса будет удостоен приза.
Ицхак Горелик родился 14 марта 1974 года в Израиле. Мама — родом из Риги, отец имеет белорусские корни, родился в Ташкенте. Его родители уехали из СССР в Израиль в 1971 году. Учился в ешивах (еврейских духовных академиях) в Израиле и Нью-Йорке. В 1996 году получил диплом раввина. В 1997 году главным раввином России Берлом Лазаром назначен на должность раввина Казани и Республики Татарстан. Избран коллегами в совет раввинов России.
Женат на рабанит Хане, у них 9 детей. Ицхак второй из 8 братьев и сестер. Хана вторая из 8 братьев и сестер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.