... Жители Ново-Татарской слободы собрались в НКЦ «Казань», чтобы высказать свои предложения и даже опасения по развитию слободы

«СЛОБОДУ УБИВАЕТ НЕ АГРЕССИВНАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА, А СМЕНА СОБСТВЕННИКОВ»

Жители Ново-Татарской слободы собрались в НКЦ «Казань», чтобы высказать свои предложения и даже опасения по развитию слободы, мастер-план которой сейчас разрабатывает малайзийская компания APUDG. Вскоре на эту территорию власти города и республики обратят усиленное внимание, и во время активного преображения слобода может потерять то, чем ценна — несмотря на свои минусы, там своя особенность, культурные коды, идентичность... Организаторами встречи стали всемирный форум татарской молодежи и центр прикладной урбанистики Казани, которые планировали собрать от жителей, а собрались около 40 человек, их пожелания и передать в «вышестоящие инстанции».

Начали с экскурса в прошлое. Историк Айрат Файзрахманов рассказал об особенностях слободы. Это татароязычная городская среда, рабочая окраина, бедное население, присутствие на этой территории в конце XIX века криминальной субкультуры. Кроме того, в слободе было много дешевой рабочей силы, которая подталкивала к развитию рядом торговли. Здесь сохранились сильные мусульманские мечети — «Иске-Таш», Белая мечеть и Розовая мечеть, рассказал Файзрахманов, намеренно используя их народные названия. Из других особенностей — первая в городе регулярная планировка улиц, большое количество болотистых мест, подсобные хозяйства. Проведя исследования, активисты установили, что в слободе сохранилось более 10 исторических объектов, представляющих высокую историческую и культурную ценность. Многие из них утеряны, стоит рассмотреть возможность их восстановления, отметили они. Например, дом Амирхановых — самого мощного рода Ново-Татарской слободы. Он располагался рядом с мечетью «Иске-Таш», но впоследствии его снесли. При этом сам род продолжает жить — раз в несколько лет более 200 его представителей собираются вместе, у них есть свой фонд. «Это образец для всех нас», — отметил Файзрахманов.

«Выяснилось, что самая живая часть слободы находится в районе Поповки — рядом со Старо-Татарским кладбищем», — взяла слово координатор центра прикладной урбанистики Казани Мария Леонтьева. Там сохранилась малоэтажная застройка, соседи знают друг друга по имени и помнят историю соседних домов. Люди здесь настроены доброжелательно к незнакомцам — заметив гостей, охотно общаются, пускают в свой дом. Это сильно контрастирует с современной застройкой — теми, кто выкупает дома под дачи, манимыми дешевой землей. «В Поповке все дома открыты друг другу — заборы низкие и прозрачные. А те, кто приехал сюда недавно, ставят двухметровые заборы из профнастила — не видно, кто это, кто там живет. Слободу убивает даже не агрессивная внешняя среда, а смена собственников, которая происходит потому, что люди не держатся за свои дома, не видят в этом ценности», — с сожалением констатировала Леонтьева.

... Имам мечети «Иске- Таш» Надир хазрат рассказал, что мечеть нуждается в ремонте. Один из казанских застройщиков согласился помочь, но то ли кризис сказался, то ли сложная ситуация на рынке жилья, но вопрос замер в нерешенном состоянии

«МАЛАЙЗИЙЦЫ СРОДНИ НАМ ПО МЕНТАЛЬНОСТИ»

Затем слово передали заместителю главного архитектора Казани Тимуру Кадырову, попросив его рассказать, как продвигается работа по созданию мастер-плана Ново-Татарской слободы. Напомним, провести ее поручили малайзийским архитекторам во главе с Норлизой Хашим. Ранее предполагалось, что концепция будет готова ориентировочно в сентябре. Но советник премьер-министра РТ и глава фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов ранее пояснил «БИЗНЕС Online», что договор с малайзийской компанией был заключен не в декабре прошлого года, когда стало известно о начале сотрудничества с APUDG, а только в апреле, из-за чего сроки были сдвинуты на конец года. Так что, ждем.

Кадыров признался, что ему вдвойне приятна начавшаяся работа по возрождению слободы — не только как архитектору и градостроителю, но и как потомку рода Утямышевых, строивших мечеть «Иске-Таш». «Я смотрю на заставку — фотографию мечети «Иске-Таш» — и понимаю, что лично даже я должен активно работать по перерождению этой слободы. Это непосредственно и мои предки, и мне очень дорого все, что здесь происходит», — рассказал он собравшимся. Важным ресурсом этой территории он назвал появление Волжской набережной, о которой горожане и проектировщики мечтали уже не одно десятилетие.

«Иногда в СМИ представляется, что вся территория застроится, это будут бизнес-центр, высотки, небоскребы и безликий интернациональный стиль, это не совсем так. Малайзийцы сродни нам по ментальности, они действительно пытаются понять особенности места через артефакты», — заметил Кадыров. Он добавил, что на территории планируется развитие жилья, общественных функций, территории набережной. Уже на основе этой концепции, которую презентуют и президенту РТ Рустаму Минниханову, будет выстраиваться дальнейшая работа над концепцией. В генплане, который разрабатывается сейчас, развитие этой территории также учитывается. «Это инфраструктурное развитие, возможно развитие общественного транспорта — например, на базе станции Вахитова планируется создание нового транспортно-пересадочного узла», — поделился планами замглавного архитектора Казани.

«Во время беседы многие жители говорили о том, что права собственности на эти дома у них вообще никак не оформлены», — обозначила проблему Леонтьева. «Если эта территория будет развиваться, что будет с ними? Начата ли работа с собственниками домов», — поинтересовалась она у Кадырова. «Прокуратурой РТ проводилась работа по земельным участкам. Что касается жилья, насколько я знаю из того, что нам показывали: все те территории, где у нас жилая застройка, одноэтажные дома — нигде там новое строительство не планируется. Они планируют оставлять их именно как особенность, фишку территории», — успокоил собравшихся Кадыров. Правда, на обрадованное «Ура, домики не снесут» Леонтьевой архитектор Сергей Саначин веско заметил, что «гарантии никакой нет».

... В слободе сохранилось более 10 исторических объектов, представляющих высокую историческую и культурную ценность

АРТ-КЛАСТЕР, ТЕАТР МУЗЫКИ И МУЗЕЙ ОПГ

Музыкант и общественный деятель Радиф Кашапов презентовал собравшимся несколько идей по развитию территории. Предложил, в частности, организовать в здании меховой фабрики творческий кластер вроде московского Flacon, который сам открылся в стенах бывшего завода по производству стеклянной тары для духов. В Казани есть попытки создать подобные творческие территории в пустующих фабричных производств, например, в Алафузовской фабрике. Правда, ее основной проблемой, по словам Кашапова, является удаленность от центра. Преимущество меховой фабрики в том, что там уже снимают помещения, некоторые из которых можно переформатировать под формат арт-кластера.

Другие точки роста для слободы — лекторий недалеко от Института экономики, управления и права, где выступать с лекциями могли бы и научные работники, и студенты. Еще театральная артель, запрос на создание которой есть у творческого сообщества Казани, и Кашапову как человеку из этой тусовки этот вопрос хорошо известен. Еще мог бы появиться в слободе театр музыки — в городе нет театра, посвященного музыкальным постановкам, который ставил бы драмы, трагедии и водевили. «У нас есть театр оперы и балета, который, это лично мое мнение, посвящен старому искусству», — заметил Кашапов. Еще одним предложением стало создание аудиогида по Ново-Татарскому кладбищу, посвященному известным упокоенным там деятелям. «Здесь и татарская драматургия, и театр, и композиторы, Марджани, Тукай... Даже если бы человек ходил по этому кладбищу один, он бы очень много узнал про татарскую культуру», — заверил он собравшихся.

Учитывая наличие в «Новотатарке», как ее по-свойски называли выступающие, своей организованной преступной группировки, активисты предложили создать здесь музей, посвященный ее истории. «Людей все это будоражит, потому что человек либо сам состоял в группировке, либо его эта группировка била», — под одобрительный смех аудитории заметил Кашапов, заверив, что такой музей будет пользоваться огромной популярностью. Актуальным будет и создание музея самой слободы, который будет знакомить гостей и туристов с ее историей в целом, подытожил он.

... Музыкант и общественный деятель Радиф Кашапов презентовал собравшимся несколько идей по развитию территории

ВОЗВЕДЕТ ЛИ FUN24 ВЫСОТКУ В СЛОБОДЕ?

Из других предложений, более спорных. Представитель Fun24 рассказала, что, во-первых, планируется реконструкции аквапарка «Барионикс» (изменится входная группа), а во-вторых, в планах у компании построить недалеко многоквартирный дом «в рамках обновления». Высотность планируемого дома девушка назвать затруднилась, однако слайд, представленный активистам, оказался красноречивее всяких слов: рядом с обыкновенной среднеэтажной застройкой на картинке возвышался чуть ли не 30-этажный гигант. Она подчеркнула, что сейчас на этом месте находится пустырь, так что ничьи интересы затронуты не будут, более того, территорию планируется облагородить, обустроить рядом парк. Собравшихся, которые выступают за сохранение исторической среды слободы, проект гигантского дома не устроил. Леонтьева назвала этот вопрос «ужасным и дискутивным». Общественных слушаний у проекта не было, и, очевидно, инвестору стоит готовиться к возмущению соседей. Если, конечно, высота дома пройдет согласование в различных комиссиях. Как заметила Леонтьева, на этой территории есть ограничение по высотности — не более пяти этажей.

Рассматривали собравшиеся не только будущие инвестпроекты, но и существующие значимые для города места. Например, имам мечети «Иске-Таш» Надир хазрат рассказал, что мечеть нуждается в ремонте. Часть работ сделали своими силами, осталось починить фасад и крышу, на что нужно не так уж и много — 1,5 млн. рублей. Один из казанских застройщиков поначалу согласился помочь, но то ли кризис сказался, то ли сложная ситуация на рынке жилья , но вопрос замер в нерешенном состоянии.

В заключение организаторы предложили жителям сформировать совет старожилов слободы, для того чтобы жители могли представлять свои интересы на уровне проектирования вместе с малайзийскийми архитекторами. «Если сами горожане не смогут объединиться для того, чтобы представлять свои интересы, глобальное обустройство может произойти довольно агрессивно», — предупредила Леонтьева.

Она предложила собравшимся принять участие в проектном семинаре по Ново-Татарской слободе, который пройдет в Казани в середине декабря. Свою работу активисты также прекращать не намерены. В планах у них — запуск проекта по международному Дню слободы, который объединит городских татар на всей территории России, и создание сайта, посвященного татарским слободам.

... «Это будет бизнес-центр, высотки, небоскребы и безликий интернациональный стиль»

«РЕБЯТА ОЗАБОЧЕНЫ СУДЬБОЙ ЭТОГО КУСКА КАЗАНИ, ИЩУТ ЕГО КУЛЬТУРНЫЙ КОД, ВЗВОЛНОВАНЫ»

Сергей Саначин — градостроитель и краевед:

— Мероприятие понравилось, хоть и не пришлось открыть рта. Ну и правильно: это был молодежный, энергичный, плотно и разнопланово организованный слет. Ребята озабочены судьбой этого куска Казани, ищут его культурный код, взволнованы. Наметили продвижение, задумали сайт, «где все собрать», призвали «приносить информацию: кто что имеет» и даже провести проектный семинар.

В этот момент стало немного грустно. Вспомнились аналогичные порывы по судьбе Старо-Татарской слободы. Тогда закоперщиками были архитекторы и решающей виделась проектная картинка. Она ей и осталась. Что касается сайта, это по-современному. Но не дисциплинирует, не гарантирует участие компетентных людей. Думается, что стоит чуть сбавить скорость и провести широкую посиделку, конференцию, где получить ответы на многие вопросы. Вот примерные ее аспекты.

Обновление истории. Видно, что инициаторы варятся на уровне «Википедии», много неясностей. Нет понимания различия Плетеней, Поповки, Ново-Татарской слободы, удивляются, почему Поповские считают себя слободскими, почему меховые фабрики сели в слободу и т. п. История слободы богатая, ее надо, не комкая, вскрыть.

Сбор фотоматериала. Этот аспект тоже не надо комкать. Не стоит просто ждать, что вот польются материалы, что, скажем, Нияз Халитов просто выложит свои материалы на сайт. Ведь многие снимки имеют свои истории, которые держатель может поведать.

Партиципация. Не выборочные соцопросы, а подомовой обход силами общественного совета слободы о том, какой ее видят (или хотят видеть) ее жители.

Обзор проектного наследия. Видно было, что все ждут откровения, которое в декабре представят малайзийские проектировщики. Это сейчас модно. Ну-ну. Но стоит собрать и проанализировать уже имеющееся. Например, материалы международного семинара 2008 года «Градостроительная реорганизация приволжских территорий Казани».

Анализ провала подобного начинания в Старо-Татарской слободе. Что произошло? Все вроде было: добро властей, мечты жителей, организация заповедника, его префектура, программы «Возрождение», «Стратегия развития», «Особый статус» и даже фонды «Казанское наследие» и «Старо-Татарская слобода» — а толка нет!

Отдельные аспекты. Планы по развитию Точмаша, «Мелиты» и других предприятий, мечетей, по береговой линии, коды слободы (в том числе противостояния «Тяп-ляповским» в 70-е) и прочая, и прочая.

Табрис Яруллин — председатель всемирного форума татарской молодежи:

— Как мы знаем, появился малайзийский проект делового центра в Ново-Татарской слободе. Это прикладная причина, по которой мы начали этим заниматься. Ну и вообще, если глобально посмотреть, мы чувствуем, что у нас есть миссия по формированию татарской городской культуры. Слобода — как раз отражение татарской среды, татаро-язычной среды. Это проявляется в архитектуре, в людях, в событиях, которые там происходят. Но сейчас мы находимся в таком положении, что загнать людей только в один район невозможно. Но сейчас есть новые формы, как можно заинтересовать людей этой территорией, историей этой территории. Сохранить здания, которые имеют настоящее культурное значение для нас. И, что самое важное, у нас есть идеи по событиям и по тому, как можно в Ново-Татарскую слободу вдохнуть новую жизнь. Именно поэтому надеюсь, что идеи людей, которые там работают и живут, и идеи, которые предлагаются малайзийцами, войдут в какой-то симбиоз и исторические места будут восстановлены и сохранены.

О планах по строительству высотки мы узнали вместе со всеми. Это нормально, на самом деле. Показательно, как люди реагируют на такие кардинальные изменения. Важно выстроить диалог. Понятно, что там все бесхозное. Если бы мы показали малайзийский проект — там вообще небоскребы, соединенные вместе. Там ворота восточные. Но это неизбежная реновация этой местности. Близость к воде, близость к центру. Естественно, там будет что-то вроде татарского Манхэттена. Но там, где есть такие малоэтажные территории, надо бережнее относиться. Эта среда оберегается теми людьми, которые туда переехали, у которых там есть друзья или родственники. Плюс Fun-24 в том, что они неравнодушны к этой местности, хотят благоустроить эту территорию. С другой стороны, сказать, что это какая-то давняя история, покрытая мифами, нельзя. Это история, которую можно пощупать сейчас. Мне кажется, важно такие проекты обговаривать максимально конкретно.