Изделия из фарфора всегда занимали важное место в обиходе семьи, обозначая ее достаток, благополучие, создавая атмосферу уюта, подчеркивая вкус хозяйки. А что такое современный элитный фарфор - произведение искусства, предмет роскоши, элемент интерьера или просто дорогая посуда? В каких случаях его принято дарить? Какой фарфор нынче в моде? И как отличить подделку от работы мастера? Обо всем этом «БИЗНЕС Online» рассказала директор салонов Status Эльмира Ахтямова.

АЛЕКСАНДР II, ВИКТОРИЯ, ФРАНЦ-ИОСИФ…

- Эльмира Равильевна, фарфор неизбежно ассоциируется с Поднебесной, но в вашем салоне больше представлена продукция европейских мануфактур…

- Да, Китай - место рождения королевской керамики. Там сформировались требования к этому особенному продукту. Древняя китайская рукопись гласит: «Фарфор должен быть голубым, как небо после дождя, блестящим, как зеркало, тонким, как бумага, звонким, как гонг, гладким и сияющим, как озеро в солнечный день». И три тысячи лет назад китайские мастера стали получать, без преувеличения, именно такие изделия.

Конечно, тайна изготовления китайского фарфора охранялась. Поэтому немудрено, что даже в XV веке попадавшие в Европу вместе с парчой и бархатом по Великому шелковому пути изделия из фарфора были здесь большой редкостью и служили ценными подарками для особ королевских кровей. Фарфор почитался жителями Запада одним из величайших достижений культуры Востока. Долго никто из европейцев не мог разгадать секрет его производства, и лишь в 1709 году в Европе был получен вожделенный фарфор. Это произошло в Германии, недалеко от города Майссен, где в 1710 году и была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура - Meissen. И со временем именно европейские мануфактуры стали лидерами по производству высококачественных фарфоровых изделий.

- Какова «география» представленного в салоне фарфора?

- Та же Meissen, шедевры которой находятся в коллекциях самых известных музеев мира. Изделия знаменитой венгерской мануфактуры Herend, заказчиками которой были императоры Александр II и Николай II, королева Виктория, император Австро-Венгрии Франц-Иосиф, германский император Вильгельм I и король Англии Эдуард VII. Представлена английская королевская мануфактура Royal Crown Derby, изделия которой коллекционирует королева-мать Елизавета I. Это и высококачественный фарфор японской мануфактуры Noritake. Не обошли мы вниманием и российский фарфор: санкт-петербургский Императорский фарфоровый завод - старейшая  мануфактура России и Европы, основанная в 1744 году по указу дочери Петра Великого - императрицы Елизаветы.

…И НА ОФИЦИАЛЬНЫХ ОБЕДАХ В КРЕМЛЕ

- Вы акцентируете внимание на том, что фарфор здесь продается особенный. А каковы признаки элитного фарфора?

- В первую очередь, это безупречность форм и прозрачность на просвет, чего невозможно добиться без высокого качества сырья и соблюдения сложного технологического процесса изготовления. Во-вторых, великолепная ручная роспись, которая делает каждое изделие неповторимым. Понятно, что такой фарфор не может стоить дешево. Впрочем, ценовой разброс велик. Например, чашку с блюдцем российского фарфорового завода можно купить за 500 рублей, и это будет достаточно презентабельный подарок. А вот эта чашка с блюдцем стоит 18 тысяч рублей - английский костяной фарфор.

- Надо быть знатоком, чтобы продавать такие вещи…

- Безусловно. Помимо знаний о процессе производства и отличительных деталях тех или иных коллекций продавцы-консультанты владеют культурой сервировки стола, изучают историю фарфора и множество дополнительных тем.

- Вижу, что в качестве «дополнений» - и хрусталь, и столовое серебро…

- Мы предлагаем все для сервировки стола. Хрусталь представлен единственным производителем безсвинцового хрусталя, «королем хрусталя и хрусталем королей» - чешской мануфактурой Mozer, бокалы которой, кстати, были выбраны для бракосочетания молодыми королевскими парами Испании и Дании. Столовое серебро – изделия немецкой мануфактуры Robbe& Berking, для изготовления которых используется только стерлинговое серебро 925-й пробы. Сегодня на серебре Robbe&Berking столуются во дворце султана Брунея, при дворе короля Иордании и на официальных обедах в московском Кремле… Словом, все взаимосвязано.

- Как вы сами приобщились к этому великолепию?

- Всегда мечтала этим заниматься. В моей семье много рассказывали о деде, который был большим ценителем красивой посуды. В детстве все говорили, что я на него очень похожа. Мне очень хотелось соответствовать этим представлениям, а потом поняла, что и впрямь похожа. А потом, учась в институте, побывала в экспериментальном цехе фарфорового завода, где для зарубежных гостей делали сервизы в восточном стиле. Увиденное настолько поразило меня, что я просто влюбилась в фарфор - не только как в предмет обихода, но и как в произведение искусства. У таких вещей особая энергетика.

ВЕЧНОЕ И СИЮМИНУТНОЕ

- А как родилась идея салона Status?

- Это было года четыре назад, когда я поняла, что в Казани очень мало  представлен элитный фарфор, в то время как во всех других крупных городах ассортимент довольно широкий. Захотелось попробовать.

- Изменились ли за те три года, что существует первый салон, спрос и предложение?

- Безусловно. Это непрерывный процесс. Ассортимент меняется постоянно, что диктуют хотя бы новые веяния современного фарфорового производства, и, конечно, пожелания покупателей.

- Что сегодня в моде? И применимо ли это слово к такой «вечной теме», как фарфор?

- Да, фарфор, как и другие товары, подвержен модным влияниям. Например, если два года назад была очень популярна морская тематика, то сегодня многие производители представили коллекции с использованием стразов Swarovski.

И, конечно, во все времена актуальна классика. Известные мануфактуры придерживаются именно этого направления, не гоняются за сиюминутными тенденциями. Хотя «классический» – обобщенное понятие, которое включает и стиль шинуазри, и каподимонтскую манеру росписи, и барокко, и рококо. Сегодня все это актуально, поскольку современные интерьеры не ограничены какими-либо рамками, а фарфор, как правило, выбирают, чтобы дополнить и подчеркнуть заданный интерьер.

- И что же пользуется особым спросом?

- В Казани немало ценителей уже упоминавшегося костяного английского фарфора Royal Crown Derby. Возможно, потому, что часть коллекции этой мануфактуры посвящена восточным мотивам. Именно она пользуется наибольшим спросом. Очень популярны не только сервизы этой фирмы, но и фигурки. Например, хорошо покупают на праздники белых барсов, - видимо, потому, что это символ Татарстана. Популярны совы – символ мудрости, утки – символ семьи.

ТИРАЖ ОГРАНИЧЕН

Можно сказать, что в Казани уже сформировались традиции использования дорогого фарфора?

- Конечно. Впрочем, фарфоровые сервизы всегда занимали важное место в обиходе любой семьи подчеркивая ее достаток и благополучие, служили признаком хорошего вкуса хозяйки. Обычай дарить фарфоровые сервизы как приданое за невестой существует до сих пор. Вечерние чаепития за круглым столом, под большим абажуром – тоже хорошая старинная традиция. А изысканный чайный фарфоровый сервиз – немаловажный штрих в придании этой традиции особой атмосферы. 

- Все это понятно, но как-то нелегко соотносится с чашкой за 18 тысяч рублей…

- Что ж, в Казани уже есть те, кто покупает брэнд, потому что статус этих людей не позволяет им, принимая гостей, пользоваться чем-то другим.

Есть знатоки, покупающие фарфор как художественную ценность. У меня был клиент, который полгода ходил, присматривался, но потом все-таки купил статуэтку. Для него это были очень большие деньги.

Сегодня можно говорить и о культуре дарения фарфора - на свадьбы, дни рождения, юбилеи, Новый год, Пасху. Возьмем, к примеру, подарок на свадьбу. Им может стать как статуэтка, символизирующая союз двух сердец, так и фарфоровый сервиз, подчеркивающий декором важность события.

- В рекламе вы представляете ваши изделия из фарфора и как подарок для людей, «у которых есть все». А зачем таким фарфор?

- Ведущие фарфоровые мануфактуры производят изделия, которые, учитывая вложенные в них высокое мастерство и тончайший труд, не без основания принято считать произведениями искусства. Именно это возводит фарфор ручного производства в ранг уникальных изделий, изысканных и желанных подарков, показателей высокого статуса владельца и высокого уважения дарителя. Кроме того, изделие с ограниченным тиражом или персонифицированная вещь - подарок более чем эксклюзивный.

НЕЧТО БОЛЬШЕЕ, ЧЕМ ТОРГОВЛЯ

То есть я могу заказать, например, чайный сервиз по собственному дизайну?

- Конечно. Представленные у нас мануфактуры дают своим заказчикам такую возможность именно благодаря ручному производству, которое, по сути, не ограничено рамками поточного товара. Вы можете заказать изделие той формы, которая вам нужна, с тем рисунком, который вам нравится. Возможности, поистине, безграничны. Удовольствие дорогое, и персональный заказ исполняется не менее чем за полгода.

Но пока заказывают только монограммы на подобранный в одном стиле фарфор, столовое серебро, хрусталь. Во-первых, это оригинально. Во-вторых, так создаются традиции семьи, люди становятся ценителями, а их дети уж точно будут ценителями, потому что привыкнут видеть красоту в семье. На примере своих детей вижу интересную метаморфозу. Когда я сервирую стол изящной фарфоровой посудой, они и ведут себя за столом  по-другому.

Так что наш салон - нечто большее, чем просто продажа элитного фарфора.

- Раз есть традиционно популярный фарфор, должны быть и подделки…

- Их очень много. Но у каждого производителя - определенная степень защиты. Кроме того, повторить фирменный декор в точности не сможет никто. Ценитель сразу отличит подделку от подлинника. К тому же поддельный фарфор не повторяет изделия, предлагаемые производителем в каталоге, а только частично похож на них.

В Казани чаще всего встречаются подделки тайваньского фарфора – весьма качественного и недешевого, который очень популярен как подарок. Но стоит поставить подделку и подлинник рядом, все сразу становится понятно.

- Есть ли у салонов, подобных вашему, широкие перспективы, или удел элитного фарфора – штучное распространение?

- Если бы перспектив не было, я бы этим делом не занималась. 1 декабря открыли еще один салон в Казани, с более широким ассортиментом. И чем выше будет жизненный уровень людей, чем многочисленнее средний класс, тем больше будет клиентов у нашего салона. Ведь так приятно делать достойные подарки и сидеть за красиво накрытым столом в кругу своей семьи.

Тимур Латыпов
Фото Ильи Лавриненко

Визитная карточка предприятия

Дата открытия: 2007 год
Количество магазинов: 2
Основные представленные брэнды: Herend, Meissen, Moser, Robbe&Berking, Royal Crown Derby, Noritake, Franz, Credansa, Ottaviani International, Императорский фарфоровый завод.

Адреса салонов "STATUS":

г. Казань, ул.Н.Ершова, 1а, отель КОРСТОН, цокольный этаж
Тел 8 927 438 02 82

г. Казань, ул. Большая Красная, 29а, вход через магазин "Бонапарт"
тел 8917-917-54-54

Визитная карточка руководителя

Ахтямова Эльмира Равильевна – директор
Образование - высшее экономическое и высшее психологическое

 

На правах рекламы