Владелец уникального комплекса по переработке ила, запустив завод в Набережных Челнах, может отказаться от первоначальных планов. «Челныводоканал», который раньше не знал, куда девать отходы, вдруг объявил их ценным сырьем. А немецкое оборудование оказалось слишком нежным для продукта жизнедеятельности челнинцев. Теперь проект, которому оказывает поддержку «Ростех», сможет выжить лишь при госдотациях.
Проект комплекса по переработке иловых осадков в Челнах претворяла в жизнь московская компания «ИБГИ»
ТЕХНОЛОГИЯ С ЗАПАХОМ КОПЧЕНОЙ РЫБЫ
На днях в Набережных Челнах специально для «БИЗНЕС Online» провели демонстрационный запуск линии комплекса по переработке иловых осадков канализационных очистных сооружений, проект которого претворяла в жизнь московская компания «ИнтерБизнесГруппИнжиниринг» (ИБГИ). Завод, который должен был запуститься еще в прошлом году на базе немецкого оборудования компании GK Energy GmbH, за это время пережил полную реконструкцию, вылившуюся фактически в импортозамещающий проект. Сам комплекс функционирует с 25 октября в режиме пусконаладки. Сейчас руководство занято прохождением экологической экспертизы и получением лицензии. Выход на стабильные производственные мощности обещают к Новому году. Плановые показатели по переработке, которые обеспечит комплекс, составляют 60 тыс. т сырья в год.
Напомним, что основным сырьем, из которого собираются получать жидкое и твердое топливо, служит ил — субстанция, остающаяся после очистки канализационных стоков города. В Челнах эти отходы копятся более 30 лет и занимают площадь в 101 га, из них 84 га отдано собственно под так называемые иловые карты, в которых отстаиваются осадки.
Основным сырьем, из которого собираются получать жидкое и твердое топливо, служит ил — субстанция, остающаяся после очистки канализационных стоков города
Впрочем, амбре, витающее внутри корпуса завода, никак не напоминает о канализации. Как только переступаешь порог, в нос бьет запах копченой рыбы или сала (дело вкуса). Собственно, так и пахнет основной продукт илового комплекса — уголь, или, как его еще называют на заводе, кокс. Правда, как обещают технологи, запах этот временный, после введения в строй активатора, который будет преобразовывать кокс в активированный уголь, он исчезнет окончательно.
Экскурсию по заводу провел конструктор ИБГИ Андрей Кориков, наглядно продемонстрировавший, как происходит процесс превращения ила в ценный продукт. Правда, как сказал конструктор, ценным раз в 10, а то и больше он станет именно после активации. Надо отметить, что процесс этот шумный и происходит в закрытом от взоров режиме. Сырье сначала подается в сушильный барабан, затем в сухом и измельченном виде оно переходит в пиролизный реактор — сердце всего комплекса. Здесь происходит сильный нагрев до 500 - 700 градусов, вещество под воздействием высокой температуры разлагается на газ и уголь. Газ по трубам вновь возвращается в горелки реактора, обеспечивая практически вечную работу, а уголь как готовый продукт загружается в «бигбэги» — большие мешки вместимостью 400 килограммов.
«ЕСЛИ НАМ ОПЛАТЫ НЕ БУДЕТ, ТО ИЛ МЫ БУДЕМ ВЫНУЖДЕНЫ ВООБЩЕ ПРИКРЫТЬ»
Совладельцу ООО «ИБГИ» Руслану Челнакову (ему принадлежит 19,8%, оставшиеся 80,2% — у Романа Сливкина) запуск завода стоил немало бессонных ночей. Дело в том, что возникло некоторое недопонимание с «владельцем» ила. Принадлежащий КАМАЗу «Челныводоканал», на чьей земле и находятся иловые поля, пока строился комплекс, тихой сапой перевел ил из разряда отходов в сырье и теперь предлагает ИБГИ платить за него. В этом смысле предприятие пошло по пути Европы, где за приемку 1 тонны ила переработчик платит 25 евро. Правда, такие европейские понятия пока не укладываются в российские сметы.
«Я у них просил 140 рублей за тонну — это примерно 4,5 миллиона рублей в год за утилизацию ила. Так было обозначено в нашем соглашении. А теперь этот ил они нам предлагают купить. Правда, плата тоже символическая. Говорят: хоть рубль, но плати. Но это ломает всю выстроенную программу! Так что без дотаций это будет однозначно убыточное дело. Если нам оплаты не будет, то ил мы будем вынуждены вообще прикрыть. Я просто пущу дерево, отходы КБК», — заявил Челнаков. Правда, потом сам же добавил, что надеется все же договориться с ЧВК о мирном исходе дела.
Совладельцу ООО «ИБГИ» Руслану Челнакову запуск завода стоил немало бессонных ночей
Надо отметить, что заявление переработчика выглядит несколько неожиданно, так как изначально проект анонсировался как некое спасительное решение давно назревшей экологической проблемы, в котором был заинтересован прежде всего сам «Челныводоканал».
Тем более странно слышать о недопонимании с предприятием, если учесть, кто оказывает поддержку проекту. Напомним, что курирует его «Ростех». В частности, кредит на реализацию строительства комплекса выделил принадлежащий госкорпорации банк «Новиком», который держит в залоге доли в ООО «ИБГИ».
«Челныводоканал», на чьей земле и находятся иловые поля, пока строился комплекс, тихой сапой перевел ил из разряда отходов в сырье и теперь предлагает ИБГИ платить за него
Кроме того, некоторое участие в судьбе проекта принял и президент РТ Рустам Минниханов. В ходе его встречи с бизнес-сообществом автограда в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» Челнаков попросил помочь со строительством подъездной дороги к комплексу протяженностью 2 километра. И дорогу действительно сделали. «Если это иловые отложения — тема очень актуальная», — сказал тогда президент РТ, спросив, не хотят ли собственники реализовать такой же проект в Казани, где проблема иловых отложений стоит особенно остро.
Интересно, что в отделе экологического надзора Росприроднадзора РТ «БИЗНЕС Online» ответили, что законным путем в разряд сырья образованный осадок перевести нельзя. «Этот осадок по технологии предусмотрен. Если бы они его перерабатывали и удобрение получали, тогда бы для «Водоканала» это могло стать сырьем. Если этот ил лежал на картах как отход, он им и должен оставаться. Еще ни одни очистные сооружения такого совершенства не достигли, чтобы работать без отходов. Не только в России, но и в мире», — пояснила руководитель отдела Кадрия Хисматуллина.
Президент РТ интересовался, не хотят ли собственники реализовать такой же проект в Казани, где проблема иловых отложений стоит особенно остро
В ответе пресс-службы «Челныводоканала» на запрос «БИЗНЕС Online» говорится, что все параметры коммерческого варианта сотрудничества с иловым комплексом будут еще обсуждаться и уточняться в процессе переговоров после получения ИБГИ всей разрешительной документации для эксплуатации объекта. При этом в «Водоканале» признают, что изначально в соглашении о сотрудничестве с ИБГИ не оговаривалось, что ил будет предоставляться для комплекса за деньги. Однако в качестве основания «Водоканал» ссылается на классификатор видов экономической деятельности, где иловые осадки относятся именно к вторсырью. «Иловые осадки при наличии соответствующих технических условий могут быть реализованы как продукция для производства работ: благоустройства территорий после проведения земляных работ, рекультивации нарушенных земель. Технические условия распространяются на иловые осадки, обработанные с применением методов, обеспечивающих глубокое обезвоживание, стабилизацию и обеззараживание органических веществ», — говорится в ответе.
Техусловия, оказывается, были разработаны «Челныводоканалом» еще в 2014 году, хотя количество ила от этого не уменьшилось. Тем не менее теперь предприятие убеждено, что ни о какой экологической катастрофе речи не идет, а накопленные за десятилетия жизнедеятельности города отложения теперь кажутся чуть ли не золотом. По своему составу и свойствам иловые осадки очистных сооружений канализации, как отмечают на предприятии, имеют V класс опасности (практически неопасный). Это означает, что иловые осадки не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и людей и их можно использовать в хозяйственных целях.
Даже при стопроцентной загрузке мощностей ИБГИ они смогут удовлетворить потребности «Челныводоканала» лишь на четверть
Единственная проблема, как считает «Челныводоканал», лишь дефицит площадей для складирования столь ценного ресурса (101 га недостаточно). Словно спохватившись, предприятие намерено организовать переработку собственными силами в почвогрунт с возможной последующей продажей. В качестве примера организация приводит практику «Водоканала» Хабаровска, который сумел поставить это дело на поток. Не исключают на челнинском предприятии и возможность использования иловых осадков в качестве удобрения под зерновые, технические и кормовые культуры. Кроме того, на очистных сооружениях недавно завершили модернизацию технологии механического обезвоживания иловых осадков на базе центрифуг фирмы «Хиллер». Ожидаемый эффект — снижение объема избыточного активного ила до 10 раз.
При этом в компании отмечают, что даже при стопроцентной загрузке мощностей ИБГИ они смогут удовлетворить потребности «Челныводоканала» лишь на четверть. Поэтому услуги илового комплекса не рассматривают как единственно возможный вариант решения многолетней проблемы. «Мы ищем и будем в дальнейшем продолжать поиск возможных способов обезвоживания и утилизации иловых осадков», — пообещали на «Водоканале».
Уникальное немецкое оборудование, сделанное чисто под органику, категорически отказывалось работать на российском иле, в котором все вперемешку. Пришлось многое дорабатывать
НЕМЕЦКИЙ АКТИВАТОР ЗАБИЛСЯ ЧЕРЕЗ ЧАС
Помимо размолвок с «Челныводоканалом» возникла и технологическая проблема — уникальное немецкое оборудование категорически отказывалось работать на российском иле. «Сушилка не сушит, кругом фонит. Все-таки у них сделано оборудование чисто под органику, а у нас в этом иле все вперемешку. И ил начал прилипать, вся работа застопорилась. Активатор немецкий остановился, потому что за час работы забился всякой солью. Оказывается, это из-за воды, которую мы используем из артезианской скважины, настолько она заражена. Мы, конечно, очень расстроились. Просто руки опустились. И мы решили делать все своими силами — наш главный инженер, эколог и другие наши сотрудники. Взяли еще четырех человек из Твери, где проходили испытания немецкие реакторы, — конструктора, сварщика, механика и электрика. Даже их печь пиролизную полностью сами разобрали. Нам пришлось заказать новую сушилку для ила, уже отечественного образца. Она одна только 70 миллионов стоит. Кроме того, нам надо было, чтобы газ, получающийся при пиролизе, возвращался и шел обратно в горелки. Мы ведь сразу решили, что никаких коммуникаций проводить к заводу не будем, а будем сами себя обогревать и освещать. И со всем мы успешно справились. В итоге теперь в оборудовании осталась только электроника Siemens. Сейчас продумываем варианты совместно с „Ростехом“, как и ее заменить на отечественную», — с грустью повествует Челнаков.
К слову, качество угля из ила, по заверениям руководителя комплекса, пока что ниже среднего. Немцы, с которыми была договоренность о реализации готового продукта, по установленной цене такой уголь не возьмут. Кроме того, не получится выйти и на первоначальные экономические показатели. Чтобы проект, скатывающийся в социальный из-за несговорчивости «Челныводоканала» и плохого качества ила, вновь коммерциализировать, Челнаков решил установить несколько линий переработки: на ил и нефтешламы. Поэтому мощности увеличились в два раза — с 30 тыс. т в год до 60 тысяч. А в будущем, обещает переработчик, будут и все 120 тыс. т, когда установят еще две линии на другие отходы.
Качество угля из ила, по заверениям руководителя комплекса, пока что ниже среднего. Немцы, с которыми была договоренность о реализации готового продукта, по установленной цене такой уголь не возьмут
«Ил из всей органики — самый плохой материал. Другой берем: куриный помет, дерево, мусор, биоотходы, резина — все идеально, потому что выходят хорошее топливо, хороший газ и уголь, а с резины еще и технический углерод. Уголь из опилок даже без активатора выходит как хороший сорбент. Это все стоит денег, все продается хорошо», — поясняет Челнаков. Поэтому теперь на предприятии не видят смысла активировать уголь из чистого ила, а планируют лишь получать из него тепловую и электроэнергию в первую очередь для нужд самого завода.
Что же до иного сырья, то стабильные объемы дает пока лишь турецкий «Кастамону» из «Алабуги», с которым ИБГИ заключил контракт на полгода на поставку отходов древесины. «Челны-Бройлер» предлагает куриный помет только на условиях самовывоза. «Пусть тогда мне за доставку платят, — встает в позу Челнаков. — Это же твой отход! Но никому это, похоже, не надо. Вот воняло в городе куриным пометом. Мы предлагали — мол, давайте нам помет, но дайте и тариф. И мы не просим больших денег-то. Нет, они хотят по полям его раскидывать! Пожалуйста, в Германии это делали! Там теперь уже ничего не растет». При этом переработчик изъявляет готовность часть затрат возмещать дистиллированной водой, которая нужна для птичьих поилок. Однако и предложение по воде, похоже, птицефабрику не заинтересовало.
Ил из всей органики — самый плохой материал. Теперь на предприятии не видят смысла активировать уголь из чистого ила, а планируют лишь получать из него тепловую и электроэнергию в первую очередь для нужд самого завода
Есть некоторые затруднения и с поставщиками резины. По словам Челнакова, в минпромторге обещали ежегодно обеспечивать предприятие аж 100 тыс. тонн. В чем переработчик сильно сомневается — даже у АО «Ремдизель» в год выходит по 9 - 10 тыс. т покрышек. И хорошо, если годной к переработке будет половина.
«ПОТРЕБИТЕЛЬ У НАС ЕСТЬ. СЕЙЧАС КО МНЕ ВСЕ НЕФТЯНИКИ БЕГАЮТ»
Зато к продукции ИБГИ внимание есть не только у немцев. Образцы угля челнинского производства уже отдали в разные исследовательские институты и академии. При этом получили некую заинтересованность от минобороны РФ, потому что уголь из ила, как оказалось, исключительно хорошо «отбивает» радиоэлектронные волны.
«Мы уже узнали, сколько Казань потребляет угля, сколько — ближайшие города, военные, химические предприятия... Потребитель есть у нас, — успокаивает Челнаков. — По поводу переработки нефтешламов сейчас ко мне все нефтяники бегают. Даже из иранских компаний. Мы сдали на анализ в Институт нефти наше топливо, которое получалось при разных температурах — от 200 до 500. Оно многосоставное, я так понял, что нефтехимикам оно подходит для производства полистиролов, полимеров и крошки. Поэтому они изъявили желание брать у нас это сырье. Сейчас идет спор о ценах. Но я пока не хочу их озвучивать, потому что должен получить стабильное понятное топливо». Отметим, что ранее твердый уголь планировалось продавать за 60 - 70 тыс. рублей за тонну.
Василий Осьмаков, посетивший официальное открытие завода в октябре этого года, отмечал, что стоимость проекта составляет 846 млн. рублей. Не исключено, что и эта сумма не окончательная
Полное технологическое перевооружение немецкого оборудования, увеличение мощностей, разумеется, весьма удорожило проект. Челнаков конкретных сумм не называет, но говорит, что «на сотни миллионов». Напомним, что год назад компания заявляла об инвестировании в покупку оборудования 10 млн. евро, а в строительство корпуса завода — 60 млн. рублей. То есть по тому курсу получалось порядка 760 млн. рублей. Однако заместитель министра промышленности РФ Василий Осьмаков, посетивший официальное открытие завода в октябре этого года, отмечал, что стоимость проекта составляет 846 млн. рублей. Не исключено, что и эта сумма не окончательная. Тем не менее в министерстве уже рассчитывают на солидный объем будущих налоговых поступлений в размере 313 млн. рублей, социально-экономическая эффективность выражается в приросте ВРП на 629 млн. рублей и создании 25 новых рабочих мест.
До 50% затрат на выплату процентов по кредиту сейчас возмещает минпромторг РФ. ИБГИ уже получило субсидирование в размере 23 миллионов. На следующий год минпромторг подтвердил субсидии в сумме 40 млн. рублей.
Кроме того, надеются в ИБГИ и на помощь в формировании «зеленого тарифа» на электроэнергию. В частности, к решению этого вопроса подключили Сергея Чернина, председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. «В Германии, например, дают тариф на электроэнергию и компании получают свои «зеленые бонусы». Мы также готовы давать электроэнергию в сеть по 3 рубля за киловатт (сейчас челнинцы платят по 3,43 рубля — прим. авт.), а в конце года пусть правительство нам субсидии дает. Мы поставим камазовские генераторы, договор с автогигантом у нас уже имеется. И надеюсь, что в течение этого месяца они нам поставят 200-киловаттный генератор. Это будет предложение для небольших городов России с населением около 100 тысяч. Тепла у меня выходит 8 тонн в час температурой 160 градусов — пожалуйста, можно топить район. Тут есть реальная отбиваемость», — приводит примеры Челнаков.
Помимо энергии ИБГИ, как и планировал, собирается предлагать собственное оборудование для реализации аналогичных проектов в других городах. По словам Челнакова, договор с йошкар-олинским «Водоканалом» уже подписан — ИБГИ для них будет строить такую же установку. В целом челнинский комплекс иловых осадков обещает стать большой демонстрационной площадкой, куда будут приезжать отовсюду. Завод уже посетили турки и иранцы, всех немало впечатлил размах челнинцев. У компании имеются производственные площади в производственно-логистическом центре «База оборудования». На этой площадке и строился весь иловый комплекс. С производственной базой ИБГИ рассчитывает стать резидентом ТОСЭРа и уже подал заявку, а также заявился в минэкологии РФ на выделение финансирования, которое будет реализовано в рамках Года экологии в России.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 76
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.