ЛЕГЕНДА ОБ ИСТРЕБЛЕНИИ

Истина рождается как ересь и умирает как заблуждение.

Георг Гегель

Башкирские ученые провели генетические исследования и сделали вывод, что вокруг всюду башкиры, а следов татар они не нашли. Прибегает один журналист и спрашивает:

— Что, на самом деле нет татар? Это же наука. Они доказали.

— Но я-то перед вами сижу, а я точно татарин... Разве этого мало?

Мне часто приходилось общаться с башкирскими идеологами, даже с самыми непримиримыми. В 90-е годы казалось, что с президентом Башкортостана Муртазой Рахимовым можно найти общий язык, но эти иллюзии быстро рассеялись. У него этнические башкирские интересы перевешивали любое совместное сотрудничество.

Однажды приезжает один из крутых идеологов башкирского президента в Казань. Меня приставили к нему куратором. Я поинтересовался, что бы он хотел увидеть в Казани. На что он мне ответил:

— Казань я знаю. Едем в Кырлай.

Поехали в Кырлай. Дорога занимает час с небольшим, и он мне всю дорогу на память читал Тукая на чистейшем татарском языке. Я Тукая читал целиком и не один раз, но чтобы так хорошо его декламировать да еще наизусть — это особая любовь. На людях он быстро переходит на башкирский говор. Впрочем, это несложно — надо две буковки поменять.

Башкирские исследователи не одиноки в своем стремлении исключить татар из истории. Однажды ко мне приехал очень важный гость высокого ранга и подарил книгу под названием «Тюркские империи». Она роскошно издана, можно позавидовать. Начал листать первые страницы, повествующие о появлении тюркских империй, и не увидел татар. Нестрашно, подумал я, в Золотой Орде они непременно появятся. Добрался до Орды, татар так и нет. Всех называют ордынцами. Это как же надо так ухитриться написать историю Евразии без татар... Удивительно.

На мнение ряда историков сильное впечатление оказала легенда об истреблении татар. В «Сокровенном сказании» устами самого Чингисхана сказано: «Поголовно истребили татарский народ, примеряя детей их к тележной оси». После этого, казалось бы, татар не должно было быть на свете. Как они вновь оказались на исторической арене? Некоторые историки утверждают, что имя «татар» просто перенесли на другие народы, в частности монгол, а нынешние татары, мол, совсем другие татары или же булгары.

На самом деле все обстояло иначе. Во-первых, «истребление» нужно понимать не в физическом, а в политическом смысле, т. е. было ликвидировано доминирование татар в степи, к тому же не всех татар, а только союза племен дёрбен-татар, о чем можно прочитать в том же «Сокровенном сказании» (§153): «Мы истребили тут Татарских главарей поколений Чаган-Татар, Алчи-Татар, Дутаут-Татар и Алухай-Татар». Все они входили в союз племен дёрбен. Как видим, речь идет только о главарях, ставших обычными вассалами (кол). Во-вторых, хотя «Сокровенное сказание» красочно описывает процедуру истребления татар, но затем по тому же «Сокровенному сказанию» (§196) в окружении Чингисхана вдруг появляются опять же дёрбен-татары и татары-тайчийуты: «Бывшие с Джамукой джадараны, катагины, салджи’уты, дёрбэны, тайчи’уты, онгираты и прочие там же подчинились». В-третьих, среди пяти главных жен Чингисхана фигурируют две татарки: Есулун и Есукат. Более того, в источниках часто татар называют народом, откуда монголы брали жен. Получается, вначале якобы вырезали всех татар, а затем переженились на татарках. Рашид ад-Дин пишет: «Благодаря приросту населения они [найманы, урянкаты и татары] стали многочисленны». К тому же, по его словам, татары занимали высокие посты, он их перечисляет: «Из племени хойин-татар происходили: Самкар-нойон, конюший Хулагу-хана, а во время Абага-хана ставший почтенным и великим эмиром; Туган, Мулай и Куйтай, отец Бука-курчи... В улусе Джочи-хана старшая жена сына Джочи, Бату, по имени Буракчин, была из племени алчи-татар; также из этого племени была супруга Тудай-Менгу, государя того же улуса, по имени Турэ-кутлуг; из эмиров Бату из этого племени был старший эмир по имени Ит-Кара; из эмиров Менгу-Тимура, а также государя того улуса, из этого племени был старший эмир по имени Бек-Тимур...»

Китайские источники подтверждают высокий статус татар в окружении Чингисхана. В хронике «Юань-ши» записано: «Тахай-Темур, человек из татар. Его предки во времена Тай-цзу служили говану Мухали, командовали левым крылом Великого тумена в Монгольской армии, держали в повиновении восемь западных округов в [провинции] Тайюань». Здесь речь идет о кешиктенах (гвардии), сформированной Чингисханом в 1206 году в качестве «личной тысячи», которая затем увеличилась до тумена (10 тыс. воинов). В составе этой гвардии, по сообщению Рашид ад-Дина, было «подразделение и кешиктенов из татар под командованием Есунгтээ». Получается, что Чингисхан «истребленных» татар держал в качестве личной гвардии?! Это явное противоречие снимается, если понимать под «истреблением» ликвидацию политического доминирования враждебных татарских племен, лишение их собственного имени и их «рассеяния», т. е. распределения семей по другим племенам.

Обманчивое впечатление остается от множества самоназваний разных племен. В источниках, например, могут упомянуть просто племя дёрбен, не уточняя, что это татары. И это происходит сплошь и рядом. В то время и без специального указания знали, что они произошли из татар. Множество самоназваний возникало естественным образом ввиду размножения населения. Сегодня мы их воспринимаем в качестве отдельных народов, ориентируясь на самоназвание.

Нельзя исключать и другого процесса, о котором говорит Рашид ад-Дин: «Другие тюркские роды... стали известны под их именем и все назывались татарами». Уже в глубокой древности татары подчинили многие тюркские племена (вплоть «до границ Хитая»), которые стали называться по имени господствующего племени. В этом случае этноним «татар» становился политонимом. Нечто аналогичное происходило и с именем «монгол», который с возвышением Чингисхана становится политонимом, а потому многие племена стали называться монголами, как раньше назывались татарами, свидетельствует Рашид ад-Дин. Однако при этом он делает весьма существенное примечание, что, мол, и поныне от Китая до Дешт-и-Кипчака и Магриба все тюркские племена называются татарами. Даже впоследствии, когда Чингисхан прославился на весь мир как великий завоеватель, летописцы Монгольскую империю неизменно называли Татарией, но не Монголией (!). Со временем вся Евразия стала отождествляться с Татарией, что и зафиксировано на средневековых картах.

У заблудшего дороги не спрашивают.

Татарская пословица

ТАТАРСКИЙ ГЕРОЙ БАТУ

Когда герои покидают сцену, появляются клоуны.

Генрих Гейне

Проект «История татар с древнейших времен в 7 томах» мы начинали вместе с Миркасымом Усмановым. Его авторитет среди ученых нам сильно помог в поиске нужных авторов в России и Европе. Всю концепцию мы выстраивали вдвоем, но его любимым томом был третий — по Золотой Орде. Он ждал своей очереди, не вмешиваясь в работу над первым и вторым томами. Еще до учреждения Института истории мы провели солидную конференцию под эгидой Казанского университета по источникам Улуса Джучи — первую конференцию после снятия сталинских запретов. Постепенно пришла очередь полноценного издания.

При учреждении Института истории мы предусмотрели Центр золотоордынских исследований, так что у Усманова появились реальные помощники. В университете «ордынцев» не было и нет. Кстати, многие думали, что Усманов работает в институте, а не в университете. На самом деле он был профессором Казанского университета.

У Миркасыма Усманова было больное сердце, он ходил с мыслью, что может в любое время покинуть этот мир. Он постоянно глотал таблетки, ходил не спеша, требовал чай и машину. Когда статьи третьего тома были собраны, он уехал в деревню и все лето редактировал. При этом звонил и жаловался, что мы его нагрузили тяжелой работой, но никому, включая меня, не позволял вмешиваться в процесс. Тут была его монополия и одновременно отдушина.

Том закончили, отдали в печать. Усманов с нетерпением ждал презентации. Увесистый том в 1 тыс. страниц с иллюстрациями и первоисточниками он гладил как свое родное дитя. Миркасым абый дождался своего часа. Успешно прошла презентация, впервые в свет вышла полноценная книга об Улусе Джучи. Мечта Усманова сбылась. Работа закончилась, другие тома его уже не интересовали — и он вскоре умер. Его сердце дождалось выхода труда всей его жизни.

Золотая Орда для своего времени была одним из самых развитых государств. Европа тогда была никакая. Там даже дорог не было. Все поделились на мелкие княжества и герцогства. Торговля не развивалась. Только на юге Европы выделялись Генуя и Венеция, которые богатели за счет торговли с Ордой — они имели свои свободные экономические зоны на черноморском побережье.

Золотая Орда — очень сложное государство. С одной стороны, она продолжение и вершина кочевой культуры, с другой — была покрыта сетью городов, связанных добротными и безопасными дорогами. Только Бату заложил более 110 городов, вокруг которых шла торговля и куда стекались товары для экспорта. Его образ разрушителя совершенно не вяжется со строительством городов.

Журналист Альянс Сабиров как-то взял у Льва Гумилева обстоятельное интервью и среди прочего спросил, кого он считает самым известным татарским героем. Гумилев, не задумываясь, ответил: «Конечно, Бату». Он реальный основатель Улуса Джучи.

По мнению Гумилева, Бату-хан — это деятель большого масштаба, никак не меньшего, чем в Западной Европе Карл Великий, король франков, император. Только его империя слишком быстро распалась, а Орда существовала два с половиной столетия, затем ее преемницей стало Московское государство. Имя Бату при жизни начало обрастать легендами. Не случайно, видимо, этот властитель получил и почтительное прозвище Саин, то есть справедливый, добрый. Причем справедливым Бату называли русские.

Государственное устройство Золотой Орды отличалось как от кочевой системы, так и от европейских моделей. В ней не только присутствовали высокоразвитая финансовая система и сложный государственный аппарат, но и сам аппарат был разделен на две части, одна из которых управляла кочевым населением, а другая — оседлым. При наличии кочевого хозяйства в принципе была невозможна китайская или европейская модель государственного управления — нужно было контролировать именно кланы, занимавшие определенные территории. Кланы были способны обеспечивать сбор налогов с подвижного населения и подготовку воинов для армии. Клановая система придавала стабильность государству в условиях огромных пространств, разнообразия хозяйств и культуры.

У кинжала два лица, у джигита — одно.

Татарская пословица

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции